Бунташный век
Урок по теме: «Бунташный век». 7 класс
Учитель - Кураева Анжелика Алексеевна
ГБОУ СОШ № 1985
«Избави Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»
(А.С. Пушкин).
Технологии, используемые на уроке: фрагменты метапредмета «проблема», интегративная технология - групповая, интерактивная - межпредметная, эвристическая (беседа с классом по вопросам), «мозговой штурм», «снежный ком», икт.
Цель урока: дать характеристику народных выступлений периода правления царя Алексея Михайловича, проанализироать причины, ход и итоги восстания под предводительством С. Разина.
Задачи урока:
Образовательная – определить причины и последствия выступлений в XVII веке, рассмотреть ход и последствия соляного и медного бунтов, восстания под предводительством Степана Разина.
Развивающая: уметь анализировать, сравнивать исторические события, работать с историческими источниками, исторической картой, СМИ.
Воспитательная: внимание к личностно-психологическим аспектам истории, воспитание патриотизма, гражданских чувств.
Оборудование: учебник история России 7 класс А.А. Данилов, Л..Г. Косулина, Карта России XVII века, раздаточный материал для учащихся: документ «Прелестная грамота», тесты, электронная презентация учителя, учеников, видеоматериалы.
Тип урока: изучение новой темы
Основные понятия: Бунташный век. Медный бунт, Соляной бунт, Соборное Уложение, поход за зипунами, Крестьянская война.
Основные даты: 1648 – Соляной бунт,
1649 – Соборное уложение Алексея Михайловича,
1668-1669 – поход за зипунами,
1670-1671 г.г. крестьянская война под предводительством С. Разина.
Домашнее задание: параграф 16 (пункт «Старообрядчество – самостоятельное изучение), работа с контурной картой.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
План урока:
- Причины народных выступлений.
- Соляной бунт, 1648 год.
- Медный бунт 1662 год.
- Восстание под предводительством Степана Разина.
Слова учителя. Наш урок посвящен теме «Бунташный век». Э пиграфом служат слова великого русского поэта АС. Пушкина: «Избави Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Проблема урока. Почему XVII век вошел в истории под названием «Бунташный».
Трудно найти слова, способные передать представление обо всех бедах, которые довелось пережить людям в XVII веке. Смута закончилась, а жизнь не стала легче: недаром этот век прозвали «Бунташным». Такое название обязано многочисленным народным восстаниям и крестьянской войне в эпоху правления Алексей Михайловича, которого в народе прозвали «Тишайшим». Однако в том, что век бунташный, а царь Тишайший – нет никакого противоречия. Наверно, хорошо, что в период смятения умов и всеобщего брожения в государстве носителем власти был человек уравновешенный и незлобный, хотя ему не всегда удавалось проявлять милосердие и доброту.
В царствование Алексея Михайловича страна сотрясалась от народных выступлений. Самые известные – соляной, чумной, медный, казацко-крестьянская война под предводительством Степана Разина, движение старообрядцев.
Работа с учебником:
Класс делится на две группы.
Группа 1. назвать известные выступления XVII века.
Группа 2.: составить синквейн понятия «крепостное право» и дать определение.
Работа с хрестоматией по группам:
Группа 1. Перечислить этапы закрепощения крестьян.
Примерный ответ:
1. 1497г. – Судебник Ивана III. Указ о Юрьевом дне, ограничение перехода за две недели до и за две недели после Юрьева дня, уплата пожилого.
2. 1550 год- Судебник Ивана IV. Подтверждение Юрьева дня, увеличение платы за пожилое.
3. 1581 год – Указ о Заповедных летах. Запрещение перехода в Юрьев день. Окончательное закрепощение крестьян.
4.1597 год – Урочные лета Федора Ивановича, 5-летний сыск крестьян, расширение прав дворян на крестьян.
5. 1637-1641 – указы Михаила Федоровича об увеличении срока сыска до 9 лет, затем – до 15 лет.
6. 1649 год – Соборное Уложение Алексея Михайловича, бессрочный сыск крестьян.
Группа 2. Назвать, какие еще вопросы решало Соборное уложение Алексея Михайловича.
Примерный ответ:
- преступление против царя каралось смертной казнью.
- запрещалось передавать вотчины в монастырь при пострижении в монахи епархии за помин души, т.е. перекрывался источник церковного землевладения.
- бессрочный сыск крестьян.
- ликвидация белых слобод, принадлежащих крупным светским и духовным феодалам.
- Посадские люди прикреплялись по «старине», по родству, по роду занятий к посаду, разрывалась связь между поместным и вотчинным землевладением.
- Главная повинность – занятие промыслами и торгами.
Работа с видеоматериалами:
Учитель: просмотрите фрагменты видеоматериала, посвященных бунташному веку: «Соляной» и «Медный» бунты.
Мозговой штурм.
Вопрос. Чем отличались эти восстания?
Примерный ответ. Ученики высказывают мнения.
Повод, отношение царя, методы подавления, результаты.
Учитель: Апогеем народных движений в годы правления Алексея Михайловича явилась крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Работа с памяткой «Крестьянская война».
Класс делится на шесть групп.
1 группа:
Вопрос: дать определение крестьянской войне (Крестьянская война – это широкое, всенародное движение двух основных классов феодального общества. Крестьяне боролись за ликвидацию феодальной собственности на землю и феодальной зависимости. Власть, по их мнению, должна быть возглавлена добрым царем).
2 группа:
Характеристика причин крестьянской войны.
(Закрепощение крестьян, феодальный гнет, принятие Соборного уложения).
3 группа: Руководитель – Степан Разин. (Сообщение).
4 группа: Состав участников движения. (Казаки, крестьяне, посадские люди, представители национальных меньшинств).
5 группа: Кто такие казаки (сообщение).
Новое для страны сословие, военное. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яки, Приуралье, Терек, Левобережная Украина). Во главе стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «кругу. Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.
Донское казачество возникло к XVI веку, у него сложился свои традиции, не схожие с укладом ни одной категории населения. Главное отличие в том, что на Дону не было помещьечего землевладения, ни царской администрации. Именно это обстоятельство привлекало на Дон пришельцев из Центральных районов России, где складывался крепостнический режим: на Доне не знали ни государственных, и владельческих повинностей. Пришедшим на Дон не грозила опасность быть возвращенным на прежнее место жительство. «С Дона выдачи нет». Высшая власть – войсковой круг, исполнительный орган – атаман.
Казаки занимались скотоводством и рыбными промыслами. Долгое время не знали земледелия. Но эти промыслы не могли их накормить, поэтому у них были дополнительные возможности: Москва за сторожевую службу присылала казакам денежное и хлебное жалованье, порох и свинец. Заинтересованность в охране вынуждала терпеть казачьи вольности.
Был еще один источник обеспечения – набеги на крымцев и Нагаев, получивший название «поход за зипунами». Эти походы часто нарушали отношения России с Османской империей.
6 группа: Работа с документом «Прелестные письма Степана Разина».
Обозначить цели крестьянской войны:
Примерный ответ; перебить бояр, ликвидировать крепостное право. Захватить Москву, установить казачий уклад по всей стране, стать царем.
Учитель: прослушайте рассказ, отметьте важные события на контурной карте.
Восстание Степана Разина делится на 2 этапа.
Первый – «поход за зипунами» 1667-1669 годы. Казакам в очередной раз правительство задержало жалованье и Степан Разин, в надежде улучшить материальное положение казаков, блокировал Волгу, захватил торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие заняли Яицкий городок, одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года вернулся на Дон и обосновался в Кагальницком городке. Сюда стали приходить обездоленные люди, почувствовав силу, Разин заявил о походе на Москву.
Второй этап - весна 1670 год. Восставшие захватывают Царицын и подходят к хорошо укрепленной Астрахани., сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе в ВасилиемУсом и Федором Шелудякой.
На сторону Разина перешли представители населения поволжских городов. Общая численность войска составляла 200 тысяч человек.
Сентябрь 1670 года – осада Симбирска, но взять не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию возглавлял воевода Ю.Барятинский. Богатые казаки выдали Разина, понимая, что из-за Степана погибнет вольница, слава и сила дона. Разин был пленен вместе с братом Фролом. В Москву Разина везли в кандалах на повозке с виселицей. За телегой в железном ошейнике шел брат Фрол.
За поимку Разина домовые казаки получили 3 тысячи серебряных рублей, 4 тысячи четвертей хлеба, 200 ведер вина, 150 пудов пороха, свинца.
После жестоких пыток в Земском приказе братьев казнили.
О Степане Разине сложены стихи, написаны, песни, сняты художественные фильмы.
Мозговой штурм.
Вопрос: определите причины поражения крестьянской войны.
Примерный вариант ответа:
1.стихийный характер борьбы.
2. разобщенность отдельных очагов движения.
3. Отсутствие ясной программы.
4. Наивный монархизм.
5. Плохое вооружение.
6. Утопические идеи
Подведение итогов урока:
Рефлексия. «Снежный ком».
Назовите все понятия, которые вы связываете с темой «Бунташный век».
Почему время правления Алексея Михайловича названо «Бунташным веком»? (возвращение к проблеме урока).
Учитель: О Степане Разине сложены стихи, написаны, песни, сняты художественные фильмы.
Выступление учеников.
Чтение стихотворения Е.Евтушенко «Казнь Степана Разина». Звучит мелодия народной песни «Из-за острова на стрежень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buntashnyy_vek_avtor_kuraeva.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Предметная : - определить причины и последствия выступлений в XVII веке, рассмотреть ход и последствия соляного и медного бунтов, казацко-крестьянского восстания под предводительством С.Разина. Образовательная: уметь анализировать, сравнивать исторические события, работать с историческими источниками, исторической картой, использовать СМИ. Воспитательная: внимание к личностно-психологическим аспектам истории, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
План урока: 1. Причины народных выступлений. 2. Соляной бунт. 3. Медный бунт. 4.Восстание под предводительством С.Разина.
Основные понятия и даты Бунташный век, соляной бунт – 1648 год, медный бунт – 1662 год, Соборное уложение- 1649 год, поход за зипунами- 1668-1669 годы, крестьянская война под предводительством С. Разина – 1670-1671 годы.
Проблема урока: Почему XVII век вошел в историю под названием «бунташный»?
Что же такое «Бунташный век»? XVII в. запомнился современникам как "бунташный" век. Этот век начался с восстания Хлопка и войны под предводительством Ивана Болотникова и завершился стрелецкими волнениями. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов (Соляной, медный)восставшие становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, часто преследовали узкосословные интересы, были разобщены и недисциплинированы. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные царистские иллюзии. Взбунтовавшиеся за редким исключением не помышляли о действиях против царской особы, и уж тем более против самого института монархии. Их гнев был направлен против бояр, думных людей, воевод, а у самодержца, наоборот, искали защиты против "изменников". К царю обращались с челобитными, просили его наказать корыстных людей и поставить вместо них честных слуг.
Работа с учебником. 1 группа – назвать известные выступления XVII века. 2 группа: составить синквейн «крепостное право».
Работа с хрестоматией. 1 группа: перечислить этапы закрепощения крестьян. 2 группа: назвать, какие еще вопросы решало «Соборное уложение».
Этапы закрепощения крестьян 1. 1497 – судебник Ивана III . Указ о юрьевом дне, переход от одного помещика к другому за две недели до и две недели после Юрьева дня. 1550 год – Судебник Ивана IV. Подтвержение Юрьева дня, увеличение платы за пожилое. 1581 год – Заповедные лета. Запрещение перехода в Юрьев день, окончательное закрепощение крестьян. 1597 год – Урочные лета Федора Ивановича, 5-летний ссыск крестьян, расширение прав дворянства на крестьян. 1637-1641 г.г. – указы Михаила Федоровича об увеличении срока ссыска до 9 лет, затем – до 15 лет. 1649 – Соборное Уложение Алексея Михайловича, бессрочный ссыск крестьян.
Какие еще вопросы решало Соборное уложение Алексея Михайловича? Перекрывался источник церковного землевладения. Бессрочный сыск крестьян Ликвидация белых слобод, принадлежащих крупным светским и духовным феодалам. Посадские люди прикреплялись к посаду Преступление против царя- смертная казнь. документального
Работа в видеоматериалом Вопрос: просмотрите фрагменты документального фильма «Бунташный век» и найдите отличия этих восстаний.
Соляной бунт 1648 года Соляной бунт" получил такое название, потому что поводом для него послужило недовольство налогом на соль. Этому событию предшествовал общий кризис системы налогообложения. В разделе, посвященном феодальным сословиям, говорилось о тягле - комплексе денежных и натуральных повинностей, которое несло посадское население. Между тем в городах бок о бок с тяглым посадским населением жили ремесленники и торговцы из белых слобод , называвшихся так потому, что они были обелены , или освобождены от тягло. Белые слободы принадлежали крупным духовным и светским феодалам. Население белых слобод являлось зависимым от своих феодалов, но его материальное положение было лучшим, чем у свободных людей. Отсюда наблюдалось стремление посадских обменять свою тяжелую свободу на сравнительно легкую зависимость путем закабаления за сильными вельможами. Дошло до того, что в некоторых городах население белых слобод сравнялось с населением посадов. Таким образом подати выплачивало все меньше и меньше налогоплательщиков, а тягло, падавшее на каждого из них, естественно, возрастало.
Вскоре властям стало очевидной бессмысленность дальнейшего увеличение прямых налогов ввиду сокращения и подрыва платежеспособности тяглого населения. Назарий Чистой, бывший гость, ставший думным дьяком, предложил по примеру западноевропейских стран сделать основной упор на косвенные налоги. В 1646 г. некоторые из прямых налогов были отменены, а вместо этого вчетверо повышена пошлина на соль - с пяти копеек до двух гривен с пуда. Поскольку продажа соли являлась государственной монополией, Чистой уверял, что соляной налог обогатит казну.. В начале 1648 г. неудачный налог был отменен, но при этом от тяглых людей потребовали внести старые подати за три года подряд. Недовольство народа усиливалось злоупотреблениями царских приближенных: боярина Морозова, князя И.Д.Милославского, окольничего Л.С. Плещеева, начальника Пушкарского приказа Траханиотова. Вспышка стихийного недовольства произошла в начале лета 1648 г. Простое население Москвы несколько раз пыталось подать челобитную на царских приближенных, однако челобитные не принимались, что подвигло недовольных на более решительные действия. 25 мая 1648 г., когда царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, толпа остановила его экипаж и потребовала отставить Л. С. Плещеева. Царь обещал, и народ уже стал расходиться, как вдруг несколько придворных из числа сторонников Плещеева ударили несколько человек нагайками. Рассвирепевшая толпа обрушила на них град камней и ворвалась в Кремль. Чтобы остановить мятеж, Плещеев был выдан на казнь, но толпа вырвала его из рук палача и убила. Бежавшего Траханиотова поймали и казнили. Когда убивали дьяка Назария Чистого, толпа приговаривала: "Вот тебе, изменник, за соль". Был разграблен дом гостя Шорина, которого обвиняли в повышении цены на соль. В довершение несчастий в Москве начался страшный пожар.
Стрельцы, которым долго задерживали жалование, перешли на сторону восставших, что придало бунту особенный размах. Верным правительству остался лишь отряд служивых иностранцев. Под прикрытием немцев начались переговоры со взбунтовавшимися. Большинство приближенных, чьи головы требовала толпа, были выданы на расправу. Царь объявил народу, что жалеет о бесчинствах Плещеева и Траханиотова. С большим трудом удалось спасти боярина Морозова. Морозова отправили в безопасное место, в почетную ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, причем царю пришлось дать обещание, что он никогда не возвратит боярина в Москву. Царь приказал угостить стрельцов вином и медом, им было выдано повышенное жалование. Царский тесть Милославский зазвал на пир выборных от черных сотен и угощал их несколько дней сряду. Были заменены судьи во всех важнейших приказах. По царскому указу были освобождены от правежа недоимщики. Алексей Михайлович обещал также понизить цену на соль. Вслед за Москвой волнения произошли в Козлове, Владимире, Ельце, Волхове, Чугаеве. Главным последствием городских восстаний стала посадская реформа и принятие Соборного Уложения 1649 г.
"Медный бунт" был выступлением городских низов. В нем приняли участие ремесленники, мясники, пирожники, крестьяне пригородных сел. Из гостей и торговых людей "к тем ворам не пристал ни один человек, еще на тех воров и помогали, и от царя им было похваление". Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошел бесследно. В 1663 г. по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже еще меньше - 2 деньги серебром. По замечанию В. О. Ключевского, "Казна поступила как настоящий банкрот, заплатила кредиторам по 5 копеек или даже по 1 копейке за рубль"