Курсовая работа:Государтственные символы Тувинской Народной Республики
Исследовательская работа по теме:
государственные символы Тувинской Народной Республики
Выполнила: Содунам Сайдам
Сеглей-оолоана
ОГЛАВЛЕНИЕ:
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ.. PAGEREF _Toc225219851 \h 3 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200320035003200310039003800350031000000
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наши дни заметно возрастает интерес к государственным символам. Ведь герб и флаг государства представляет собой их символическое «лицо» сконцентрированное отражение их истории и традиций.
Не смотря на то что, государственные символы – герб и флаг появились почти несколько десятков лет тому назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим объясняется то, что в обществе еще нет четкого представления о том, какие образы несут в себе герб и флаг, что они означают. Вследствие чего неоднозначно и отношение к государственной символике.
Эмблемы, символы, гербы, флаги – не просто результат художественного творчества а, прежде всего исторические памятники. Их возникновение, жизнь, та или иная форма исторически обусловлены, их эволюция находится в тесной связи с общеисторическим процессом. В то же время существуют и своеобразные внутренние закономерности их развития, не позволяющих, например, считать гербами любые эмблемы и отличительные знаки, которые возникали с глубокой древности в различных культурно-исторических регионах. И дело не только в терминологии: называть или не называть, скажем боспорские царские знаки, знаки Рюриковичей, башкирские тамги, атрибуты власти в Туве и т.д. символами. Дело в том, что все они обладают символикой особой для своего места и времени, различные предметно-практические отношения лежат в их основе, различная сфера, реальность определяют их специфическую знаково-символическую деятельность. Герб и флаг как знаково-символическая система возникла в средневековье. Они представляют собой явление коммуникации, начало которого лежит в рыцарских обычаях (специфика одежды и вооружения и пр.), в практических и эстетических потребностях различать (отличать) как отдельного рыцаря, так и в целом рыцарство и остальное население.
Темой данной курсовой работы является «Государственные символы в Тувинской Народной Республике».
Объект исследования – государственные символы Тувинской Народной Республики (далее ТНР)..
Предмет исследования – история государственных символов ТНР.
Цель исследования – на страницах данной курсовой работы постараемся проследить историю государственных символов ТНР.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
- Изучить и проанализировать архивные материалы, монографии, источники;
- Раскрыть понятие «государственный флаг» и «государственный герб»;
- Изучить историю государственных символов ТНР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1921 г. и до конца 1944г.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что история государственных символов ТНР продолжает оставаться неизученной и представляет собой научно-интересную тему для исследования.
Хотелось бы отметить следующие положение. К сожалению, музейные и архивные источники, а также литература лишь очень скудно содержат сведения о государственных символах ТНР. Которые представляют очень большую ценность для познания истории возникновения и развития государственной символики ТНР.
В настоящее время о государственных символах ТНР имеются данные в Центральном государственном архиве Республики Тыва.
Так же истории государственных символов ТНР посвящена книга Д. Ондур ТАР-нын туктары болгаш сулделери (Флаги и гербы ТНР).
Ценными источниками являются сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской Народной Республики опубликованный в 1944 г. под редакцией Х. Анчимаа.
Следующим основным источником был Сборник Конституции Тувы. В сборнике представлены все Конституции Республики Тыва, принятые в 1921, 1923, 1924, 1930, 1941, 1978, 1991 г.г.
Структура работы обусловлена целями и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ: ГЕРБ И ФЛАГ
1.1.История возникновения и развития государственного герба.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет охарактеризовать возникновение гербов в целом как историческое явление, процесс, который имеет начало и этапы развития. Институт герба — явление социальное. Как и всякий герб, государственный герб развился в феодальном обществе. Определение герба - опознавательно-правовой знак, составленный по определенным условным правилам, фиксированный верховной властью.
Герб (польск. herb, от нем. Erbc — наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее история, традиции владельца[1]. Герб подразделяются на следующие основные группы: герб государственный, герб земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), герб корпоративный (ср.век. цехов), герб родовой (дворянских и бурж. родов). Герб — специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой. Герб изображается на знамёнах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т. п[2].
Герб ныне нередко именуется эмблемой, символом. Между данными терминами обычно ставится знак равенства. Интересно, что раньше различие меж ними существовало: авторы работ по геральдике, опубликованных в России XVIII в., противопоставляли герб эмблеме, эмблему — символу. В их понимании эмблема — условное изображение идеи в рисунке или пластике. Символ, выражает ту же идею словами и не является описанием эмблемы. Отличие герба от эмблемы они видели прежде всего в способе изображения: «Эмблемы просто, а гербы в щитах, известное очертание имеющих, изображаются». Определение, отличающее эмблему от герба в его изобразительной, так сказать, конструкции, можно принять и сегодня. Герб, действительно, составлялся по особым (условным) правилам. Но есть и другой, более существенный момент: герб не может выбираться и меняться произвольна, как фабричное клеймо, торговая марка, фирменный знак — различного рода эмблемы. Рисунок герба чаще всего фиксируется законодательным актом. Таким образом, герб должен восприниматься как правовой знак.
Когда возникли гербы? Еще до нашей эры появляются в некоторых восточных государствах символические знаки, напоминающие позднейшие геральдические фигуры. При помощи одних подчеркивались могущество и сила власть имущих, другие олицетворяли то или иное божество. В Вавилоне, Персии, Египте, а затем в Греции и Риме подобными знаками украшали перстни, их рисовали на военных стягах, личном оружии. Владелец знака мог произвольно менять изображение, которое никаким правилам тогда еще не подчинялось.
Точную дату появления герба в нашем понимании этого слова назвать нельзя.
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственно предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамёна», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т. п.). Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. существовал герб шумерских государств— орёл с львиной головой; известны также герб: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Др. Греции были гербы: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.[3] Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В ср. века возникли сохранившиеся и теперь герб городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульманских стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для герба употреблялись узоры, например, герб Самарканда; три кольца —герб Тимура. На Руси герб многих городов имели древние исторические корни. Лев — герб Владимира — был герб владимирских князей с XII в. Герб Новгорода с XV в. символизировал печевой строй (вечевая степень, т. е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в XVI в. Республиках эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла — скипетр. Герб Пскова — рысь — изображён ещё в XV в. на республиканских печатях и монетах этого города. Герб Москвы — всадник, т. н. «ездец», известен с XIV в. Герб Ярославля — медведь на задних лапах, и герб Перми — медведь на четвереньках — связаны с древним культом медведя, в течение ми. веков характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок. Подобным же образом герб Н.Новгорода — лось — связан с древним местным культом лося; в XVIII в. лось был заменён оленем. Герб Смоленска — пушка и на ней райская птица — чеканился ещё в XV в. на княжеских монетах этого города. Герб Казани — крылатый змей — объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани — сабля и над ней корона — очень похож по очертаниям на герб Бухары (дуга и над ней цветник); эти гербы явно восходят к общему прототипу: в Бухаре в XVII — середине XVIII вв. царствовала астраханская династия. Герб Вятки — лук и стрела — возник в связи с древним местным почитанием стрел, продолжительное время игравшим в этом городе роль даже в церковных обрядах. Герб дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых походов (XI— XIII вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Гербы создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях герба на немецком (Wappen), французском (armes) и английском (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских гербов явились эмблемы древних городов. При смене династий в государственном гербе часто оставались элементы герба прежде правивших династий. Фамильные гербы буржуазии появились на рубеж XVII-XVIIIвв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа герба представителям недворянских сословий[4].
На иной основе возникли родовые гербы, в Польше, где издавна существовали знамёна с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи — землевладельцы в случае воен. опасности. Число этих знамён было постоянно и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов)были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали гербы польских дворянских родов.
В России первые дворянские гербы появились в конце XVI— начале XVII вв., но широкое их распространение началось на рубеже XVII - XVIII вв. после уничтожения местничества. При Петре I герб становится необходимой принадлежностью дворянина. С конца XVIIIв. составлением «Общего гербовника» началась официальная кодификация родовых гербов. В гербе русских старинных родов были использованы изображения на печатях удельных князей и на знамёнах земель и городов Древней Руси. Гербы родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств. Герб вновь пожалованных дворян составлялись применительно к их чинам и заслугам. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и крепостей.
Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства.
Также обычно считают, что впервые гербы нашли применение в крестовых походах XI— XIII в.в. когда для лучшей военной ориентации крестоносцы частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки, Нетрудно представить: закованный в броню рыцарь не мог быть узнанным даже товарищами по оружию, если на его щите или шлеме не было какого-либо условного знака необходимого элемента экипировки. И самая организованная боевая дружина рисковала быть рассеянной неприятелем, если не имела в качестве сборного пункта хорошо известного всем цветного полотнища с изображением своего знака, в большинстве случаев знака предводителя отряда. К тому же грамотность в те времена была достоянием избранных, поэтому такие условные знаки воспринимались и запоминались гораздо легче, чем девизы или надписи. Да и по яркости красок, наглядности они были заметнее, особенно издали, на поле боя. Чаще всего, отличительный знак помещался на рыт царском щите (отсюда щит — важнейший компонент герба); В целях лучшего распознавания на поле боя конфигурация знака предельно упрощалась; это были яркие линии, по-разному расположенные на щите (впоследствии так называемые геральдические фигуры), стилизованные (опять-таки для большей наглядности) изображения цветов, зверей, птиц и т. д[5].
С окончанием крестовых походов особые отличительные знаки рыцарства не исчезли. Напротив, став более красочными и сложными по форме, они заняли прочное место в рыцарском обиходе. Например, трудно себе представить приехавшего на турнир рыцаря без его собственного, отличного от других знака. По нему узнавали рыцаря, демонстрировавшего перед собравшимися свою храбрость, силу, умение владеть оружием. Он воспевался в честь победы его владельца в рыцарском поединке.
Отличительные рыцарские знаки, несмотря на их многообразие, все более приобретали определенную форму, которая закреплялась негласными правилами. Наблюдали за исполнением рыцарских правил, в том числе и за формой знака, особые должностные лица военного звания — герольды. Состояли герольды при дворах владетельных особ, при главах рыцарских орденов. Кроме обязанностей дипломатического характера, им поручалось распоряжаться проведением придворных торжеств и церемоний, в том числе и турниров. Во время турнира герольд должен был «прочитать» знак рыцаря, принимающего в нем участие. Это он делал при помощи своеобразного, так называемого геральдического языка, или жаргона, который был понятен присутствующим. Специальный язык, по-видимому выработанный самими герольдами, появляется именно в эпоху крестовых походов и турниров. Звучит он в хрониках и рыцарских романах, стихах и других поэтических произведениях начиная с XII в., тогда как столетием ранее он не известен. Герольды же создали и правила, по которым должен быть сформирован отличительный знак рыцаря — герб. Постепенно правила составления гербов сложились в систему, образовали весьма сложную науку. Мы ее называем геральдикой.
Итак, по своему существу гербы имеют непосредственную связь с вооружением. Не случайна ведь близость слов, обозначающих понятия «герб» и «оружие» в немецком, английском и французском языках. По-французски, правда, герб еще называется le blason; отсюда — блазонирование, т. е. описание герба. С этим термином часто можно встретиться в дореволюционной отечественной литературе. По наиболее принятому толкованию blason происходит от немецкого глагола blasen — «трубить в рог». Почему? По турнирным правилам в момент приближения к барьеру, ограждавшему место поединка, рыцарь трубил в рог, извещая собравшихся о своем появлении и готовности принять участие в состязаниях. А герольды, убедившись, что участник поединка принадлежит к рыцарству, блазонировали, т. е. во всеуслышание описывали, его герб, который мог иметь, таким образом, только дворянин. Постепенно в средние века гербы становятся признаком благородного происхождения, знаком, свидетельствующим, что его владелец занимает особое, привилегированное положение в обществе. За использованием герба «по назначению», за правильностью и законностью обладания гербом устанавливается уже наблюдение властей. Теперь лишь согласно воле представителей верховной власти мог быть пожалован и утвержден герб. Употребление «неофициального» герба влекло за собой большие штрафы, так что, прежде чем водрузить личный герб над воротами замка, его владелец должен был официально подтвердить право владеть им[6].
Гербы прекрасно «вписались» в существующие в средневековой Европе ленные отношения. Лен (феод) — земельное владение, которое сначала король, а затем богатые вельможи (сеньоры) жаловали своим вассалам под условием несения определенной службы, прежде всего военной. Зависимость вассала от сеньора ярко выражалась в гербах: вассал использовал герб ленного господина, иногда какой-то элемент или часть герба сеньора добавлял к личному гербу. В военное время вассалы, собирались под знамя с гербом своего сюзерена.. По мере :того как обычай употребления гербов получал все большее распространение в Европе, они из личных знаков превращались в наследственные. Привилегии, которые имел, только единоличный владелец герба, отныне, вместе с гербом передавались всей его семье, всему роду. Постоянный фамильный герб не только передавался по наследству, но и заносился в особые книги — гербовники, чем утверждалась его неприкосновенность.
Так возник герб. Так он стал неотъемлемым признаком средневековья, заняв достойное место среди атрибутов той эпохи.
Герб государства, так же как и любой герб, представляет собой, прежде всего отличительный знак. Исследователи прошлого, давая определение герба, не забывали о его принадлежности государству. «Гербами называются особые фигуры или символические изображения,— писал в начале нашего века историк Ю. В. Арсеньев,— представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству»[7]. Как и всякий герб, он развился в феодальном обществе.
Спор о том, что представляет собой государственный герб – обычай, продукт культуры или знак, несущий в себе правовые моменты, велся долгое время. В новейших исследованиях по геральдике он рассматривается как символ государства, т.е. в нем видят выражения юридических прав и привилегий – тех, что представляли народу.
Первые документальные упоминания о государственной гербе встречаются в XIV и на протяжении XV столетия. С этого времени и стали известны многие государственные гербы стран Центральной Европы.
В XVI-XVII в.в. во многих странах Европы в большом количестве появляются геральдические трактаты. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные элементы, систематизируются фигуры, вырабатываюится специальные терминологии. Узаконены условные обозначения цветов при помощи разнообразной штриховки. И вот уже в Европу захлестывает настоящая гербовая лихорадка – приходилось из-за этого во многих странах создавать специальные учреждения для упорядочивания пользования гербами (во Франции, Бельгии – в XVII в., в Пруссии- в начале XVIII в.).
Теперь создание и учреждения государственных гербов становится предметом гордости, престижа, приобретает черты традиционности. О гербе слагают оды, пишут стихи; прославляя герб, возвеличивая государство, возрождая ее былую историю.
Вывод. Герб — это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам[8].
Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем — знаком — человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Соответственно выделяют родовые,' земельные, государственные гербы. Каждый из видов имеет свои особенности[9].
Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства.
1.2.История возникновения и развития государственного флага.
История флага начинается с древнейших времён. Изначально первым геральдическим знаком следует считать знамёна, но не в том понимании, которое существует теперь - знамя - это полотнище ткани, на котором изображены геральдические знаки. Знамёна раньше, представляли различные предметы, которые выражали отношение людей к какому-либо сообществу, например к племени, к войску, к религиозному течению и т.д[10]. Выглядеть они могли по-разному: череп могущественного вождя племени или животного, насаженный на длинный шест; прикреплённая к шесту шкура зверя; составленный из веток тотемный знак; амулет; изображение богов и духов. Развитию знамённой символики способствовало военное дело. Знамя, как правило, олицетворяло центр войска или местонахождение военного вождя. Захват вражеского знамени обычно приводил к деморализации противника, так как для воинов становилось очевидным, что потеря знамени – это либо гибель, либо плен вождя. Также знамя служило в бою опознавательным знаком, к которому устремлялись воины либо для сбора во время боя, либо вынужденные отступать. Захват вражеского знамени обычно воспринимали как победу над противником. В связи с этим, знамя стало некой святыней, которую почитали и оберегали. Со временем знамя изменилось - оно приобрело вид неподвижной конструкции, закреплённой на шесте. К нему стали крепить конские хвосты, ленты, либо кусок ткани. Именно из-за ткани появилось новое выражение – «полотнище», то есть полоскаться по ветру.
Раньше всех знамёна из ткани появились в Китае. Скорее всего, это было связано с тем, что Китай являлся центром производства шёлковой материи, которая расходилась по всему миру. Доступность сырья и высокая культура Китая довершили дело формирования идеи знамени. Знамя стало представлять ткань, прикрепленную к деревянной конструкции, украшенной различными символами. Ткань либо сшивали из цветных полос, либо красками рисовали на ней геральдические знаки. Каждое знамя становилось символом, которое не имело себе подобных и отображало определённую информацию.
В Европе такие знамёна появились несколько позже и разделились на несколько видов: государственные, военные, религиозные. Государственное знамя являлось общим для всех и состояло из символов государственной власти. Иногда на государственном знамени отображали информацию о главе государства. Военные знамёна, уникальные для каждой боевой единицы, несли на себе символы подразделения и его название. Такие знамёна сделались необходимыми при увеличении масштабов сражений и расширения государственных границ. Во время сражения военачальник всегда мог видеть по движению знамени на поле боя, где в данный момент находится подразделение и куда оно движется. Увеличение государственных границ вызвало потребность формировать постоянные и многочисленные войска для охраны государства. Для удобства управления войсками необходимо было дать уникальное название каждому воинскому подразделению и снабдить его соответствующими символическими знаками, одним из которых и являлось знамя. Религиозные знамёна использовались как на церемониях, так и в военном деле. Примером тому могут служить крестовые походы. Рыцари шли завоевывать Иерусалим под знаменем Католической церкви и знамёнами государств, княжеств и т.д.
Военные действия между государствами развивались не только на суше, но и на море. Вспомним хотя бы викингов – грозу всей Европы и частично Азии. Основным средством передвижения для них были парусные лодки, на которых могло расположиться до полусотни воинов. Использовать знамя, которое было приспособлено для ношения на руках, было неудобно. Кроме того, за две-три недели оно растрепывалось на ветру и приходилось сооружать новое. Так впервые в истории возникает понятие флага. Флаг был создан морским флотом для опознавания судов с дальнего расстояния, он крепится на самом верху мачты, и имеет достаточные большие размеры. Можно сказать, что флаг является детищем знамени. Флаг - это только полотно ткани соответствующего цвета, на котором изображён опознавательный знак, в то время как знамя - это полотно, крепления и дополнительная атрибутика в виде кистей. Флаг может иметь совершенно любые размеры. Всё зависит от того, какую службу он несёт. Он может стоять на столе и быть маленьким, также он может быть многометровым, чтобы его было видно с большого расстояния. Кроме опознавательной функции флаг стали использовать для, выражения политических, спортивных, личных взглядов. Так, например, возник флаг Франции. Изначально это был символ революции 1789 года - символ уничтожения монархии, который затем переродился в государственный флаг.
Многие ведомства, коммерческие и общественные организации имели свой опознавательный знак. Именно с тех пор и пошло понятие символа, как художественное отображение какого-либо подразделения, организации. В наше время символ подразделения или организации принято называть логотипом. Любой департамент, подразделение, коммерческая компания, общественная организация, спортивный клуб имеют свой собственный логотип, по которому всегда можно узнать о его принадлежности. Именно это повлекло за собой разнообразие флагов. Флажная символика стала не только государственной, религиозной и военной, но и национальной, коммерческой (или как иначе называют – фирменной символикой), выражающая отношение к определённой организации, к землячеству, к спортивной команде, к политической партии, символом борьбы народов за независимость.
Вывод. Флаг государственный – официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом (как правило конституцией). Является символом суверенитета государства. Представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой.
Цвета и эмблема государственного флага не является произвольным, они имеют определенное символическое значение.
Государственный флаг поднимается на государственных учреждениях, зданиях, посольствах, консульствах и др.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Впервые в истории тувинского народа собственное государство - Тувинская Народная Республика - возникла в географическом центре Азии в августе 1921 г. Географическое положение и дало второе название "Республика центра Азии".
На протяжении многих столетий, вплоть до распада монгольской империи, территория, где проживают нынешние тувинцы, входила в состав различных государств кочевников. Самоназвание тувинцев - тыва. Русские эту территорию с VIII до начала XX века называли Сойотией. Монгольское название тувинцев - урянхайцы[11].
До 1921 года Тува государственных символов не имела, поскольку была частью Цинской империи. Однако из письменных источников известно, что правителю Тувы — амбын-нойону — маньчжурской администрацией были даны красное знамя с восемью маленькими флажками и печать. Эти знаки указывали на его чин как наместника маньчжурского богдыхана и были олицетворением его власти над тувинским населением. Знамя состояло из одного большого флага и восьми маленьких флажков, то есть из девяти полотнищ, которые символизировали девять кожуунов Тувы - Оюннар, Даа. Бээзи. Салчак. Тожу. Хаасут, Даа-ван. Шалык и Сартул. Общее управление над ними ципское правительство поручило амбын-нойону. Если бы Тува была самостоятельным государством, не исключено, что этот символ власти правителя мог стать и государственным символом. Но в тот период красное знамя с восемью маленькими флажками символизировало зависимость от маньчжурского императора[12].
В 1914 г. Тува под наименованием Урянхайского края была принята под протекторат России.
Урянхайский край получил право на самоопределение 16 марта 1918 г., когда в Туве установилась Советская власть, а через три года - 14 августе 1921 года Всетувинский учредительный хурал (народный съезд) провозгласил образование независимой Народной Республики Танну-Тува.
За весь период существования Тувинской Народной Республики, государственная символика Тувы менялась пять раз.
Сразу после провозглашения независимости Танну-Тува Улуса в роли государственного символа предстал флаг правительства Тувы и Тувинской народно-революционной партии, который сейчас хранится в этнографическом фонде Музея им. Алдан-Маадыр. В описании этого флага говорится, что «знамя ТНРП и ТНР в 1920-х годах представляло собой красное полотнище шириной 130 см, длиной 123 см с надписью на старомонгольском языке: «Знамя ЦК Народно-революционной партии Танну-Тувы». В верхнем рисунке на знамени изображено буддийское «Колесо жизни и знания» — «Хорло» — с восьмью спицами, в оси которого нарисована пятиконечная звезда. Изображение быка, серпа и плуга символизировало Танну-Туву — страну скотоводов и земледельцев. Рисунок растений символизировал богатство ее природы. Половина Луны с надписью: «Соединяйтесь, угнетенные араты!» — на старомонгольском языке говорит, что страна находится в расцвете сил как Луна, восходящая к полному диску». Автором первого флага был буддийский послушник Тушпек-хуурак, который создал его по заданию правительства Тувы. Первый флаг правительства ТНР и ТНРП был красноте цвета, как и флаг амбын-нойона. Но если вспомнить, что в первые составы правительства ТНР и ЦК ТНРП входили в основном бывшие чиновники, в том числе и последний амбын-нойон Соднам-Балчыр, то этому не стоит удивляться. К тому же красный цвет соответствовал духу нового строя[13].
Этот флаг не был юридически оформлен как государственный ни в первой, ни второй Конституциях ТНР — в них не было статьи о государственных символах. Однако изображение «Хорло» появилось на первой почтовой марке, выпущенной правительством ТНР, то есть весьма вероятно, что это изображение выполняло роль герба нового государства[14].
Юридически оформленные государственные символы были приняты 24 ноября в третьей Конституции ТНР принятой в 1926 году на IV Великом Хурале. На этот раз данные о государственном гербе и государственном флаге ТНР были включены в статьи Конституции. Так в 29-й статье говорится: «Государственный герб состоит из указанного в п. 28-м изображения», то есть государственный герб состоит из изображения «Хорло». а внутри «Хорло» — земной шар в лучах солнца: а вверху должны быть серп и грабли, окруженные венцом из колосьев». 30-я статья этой Конституции гласит: «Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом в середине»[15].
"Хорло"-"колесо вечности", «колесо счастья» символ, означающий вечный круговорот жизни, возник еще во времена Чингисхана. В гербе ТНР он символизировал домонгольское происхождение тувинцев[16].
На VI (VIII) Великом Хурале в 1930 году была принята очередная четвертая Конституция ТНР. После принятия Конституции 1930 года в прежнюю символику Тувинской республики были внесены незначительные изменения.
В 58-й статье новой Конституции говорится: «Государственный герб Тувинской Аратской Республики состоит из изображения па красном фоне земного шара, окруженного венцом из колосьев хлеба и травы, в середине земного шара должны быть серп и грабли, крест-накрест, а вверху земного шара — пятиконечная звезда с подписью: TAR и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы Востока, соединяйтесь!». (TAR — это Тувинская Аратская Республика). А в статье 60-й: «Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом посередине». Таким образом, в новом гербе и флаге был убран только один элемент — изображение «Хорло», который выражал принадлежность Тувы к буддийскому миру. Без этого элемента новые символы практически соответствовали гербам советского образца. Эти изменения были прямо связаны с проводимой новым руководством ТНР политикой советизации и борьбы с религией.
В документах начала 1930-х годов роль малого герба ТНР выполняла эмблема из скрещенных серпа и грабли, снизу которой находилась аббревиатура названия страны на тувинском языке — TAR. поскольку письменность тувинцев в ту пору выражалась на основе латинизированного алфавита[17].
В 1935 году IV сессия и президиум Малого Хурала ТНР приняли новый герб, который был утвержден VIII (IX) Великим Хуралом. Описание его содержится в докладе председателя президиума Малого Хурала ТНР VIII Великому Хуралу о внесении изменений в основной закон (Конституцию): «Герб представляет из себя следующее — звездообразной формы пятиконечная звезда, окаймленная двумя желтыми кругами, а между этими кругами — красной лентой с изображением на голубом фоне серо-коричневого цвета территории ТАР с лошадью белого цвета и сидящим на ней всадником-аратом в красном национальном костюме, в черной шапке с красным околышем и черных маймаках с северо-запада освещает солнце; серп зеленого цвета, лежащий с юго-востока на север и надписью внизу: «ТАР» и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь!» — желтого цвета. Государственный флаг красного цвета, окаймленный кругом окраской желтого цвета с государственным гербом в середине».
Несколько другое описание нового герба и флага имеется в проекте Конституции ТНР 1936 года. В 67-й статье говорится: «Государственный герб республики состоит из изображения на голубом фоне тупой пятиконечной звезды, контура территории республики серо-коричневого цвета, по которым изображен мчащийся на бело-серой лошади всадник-арат с красным шестом на руках в темно-синем национальном костюме, в черной национальной обуви, обращенный лицом к востоку. С северо-запада освещает солнце, с юго-запада на север лежит серп зеленого цвета, внизу герба надпись желтого цвета: «TAR» и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь!». А в 68-й статье дано описание флага: «Государственный флаг и знамена красного цвета с государственным гербом в середине: размером длины в два метра, ширины в один метр пятьдесят сантиметров»[18].
Следующий герб и флаг были приняты в 1941 году на X Великом Хурале. Они и были составлены по советским геральдическим канонам, однако все-таки не были точной копией гербов советского образца. Так, в Конституции ТНР 1941 года говорится: «Государственный герб ТНР состоит из изображения в центре территории ТНР. на голубом фоне, части земного тара, всадника-арата с уруком в правой руке, скачущего навстречу золотым лучам солнца, освещающего территорию ТНР сверху, с левой стороны. В верхней части герба находится пятиконечная звезда с надписью под ней: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы Востока, соединяйтесь!»[19]. Внизу, под изображением территории ТНР помешены серп и молот крест-накрест: под ними на красной ленте, концы которой переплетаются с нижними частями колосьев хлеба и степных трав, обрамляющих все изображение герба, золотые буквы «TAR» (Тувинская Народная Республика). Статья 92-я гласит: «Государственный флаг ТНР состоит из красного полотнища, в левом углу которого у древка наверх помещены золотые буквы «TAR» Наверху древка помещена пятиконечная звезда. Отношение ширины к длине 1:2. В 1943 году с переходом на новый алфавит, основанный на кириллице, надписи герба и флага ТНР латинизированными буквами были заменены на новые кириллические[20].
Это были последние государственные символы Тувинской Народной Республики, которые просуществовали до 1944 года. Гербы 1941-1943 годов включали элементы герба 1935 года в сочетании с элементами советской геральдики. Они зримо отражали политическую линию руководства ТНР конца 1930-х и 1940-х годов. Как известно, еще в 1939 году руководство ТНРП взяло курс на социально-экономическое развитие и постепенное приближение к советским образца. Завершением такого курса стало вхождение Тувы в состав СССР в октябре 1944 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, становление символики ТНР – это качественно новый момент момент развития нашей республики, знаменующий как самостоятельное государство.
С течением времени, т.е. с 1921 г. по 1944 г. государственные символы Тувинской Народной Республики претерпели несколько изменений.
В гербе и флаге Тувинской Народной Республики символическим языком выражалась политическая линия руководства страны. В государственной символике наглядно отразились основные этапы истории ТНР. Поскольку ранее Тува не имела геральдических традиций в европейском их понимании, при создании герба и флага ТНР в основном использовались символы, связанные с идеологией. Сначала это было буддийское «Хорло», затем красная звезда, серп и молот, венец из колосьев хлеба — символы социалистической идеологии.
В современной государственной символике Республики Тыва прослеживается преемственность с символикой ТНР. Так. например, государственный герб ТНР лег в основу принятого в 1992 году герба Республики Тыва.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа в социализму. Новосибирск, 1982.
- Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908. – С. 33.
- Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 4-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. – С. 411.
- Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 2-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. – С. 348.
- Блехман С.М. История почты и знаки почтовой оплаты Тувы. – М., 1976.
- Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Изд-во «Наука», 1977.
- Дубровский В.А. Конституции Тувинской Народной республики//Учен. Зап. Вып. VI// - Кызыл, 1958. – С. 286-293.
- Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999.
- Маннай-оол М.Х. Первая столица Тувы. – Кызыл, 1996.
- Ондар Н. Тыва Республиканын Конституция хогжулдези//Шын. – 1995. – 20 окт.
- Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Руси X-XII. – В.кн.: Советская археология. М., 1940, кн. VI. – С. 229.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М.: АРКТИ, 2005.
- Сборник законов и основных постановлений Правительства тувинской Народной Республики. /Под ред. Х. Анчима, С. Чимба. – Кызыл:Тувгосиздат, 1944.
- Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX в.в. М.: Изд-во «Наука», 1981. – С. 14.
- История Тувы. Том. II. – Новосибирск, 2007.
- История Тувы. Том. II. М., 1964.
- ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.3, л.л..6-12.
- ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д. 430, л.л. 95-96.
- ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.276, л.л.14-18.
- ЦГА РТ , ф.1, оп. 1, д. 662, л.л.10-15.
- ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1186, л.3.
- ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1191, л.1.
- ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1171, л.49.
- ЦГА РТ, ф. 285, оп. 1, л.л.1-177.
- Рукопись фонда ИГИ РТ. Д. 916.
- Рукопись фонда ИГИ РТ. Ф. 119.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Эмблема «Хорло», выполнявшая роль герба с 1921 по 1926 г.
Приложение 2.
Флаг правительства ТНР и Центрального Комитета ТНРП с 1921 по 1926 г.
Приложение 3.
Герб Тувинской Народной республики в 1926-1930 г.г.
Приложение 4.
Флаг ТНР 1926-1930 г.г.
Приложение 5.
Флаг Танну-Тувинской Народной Республики с 1926-1933 г.г.
Приложение 6.
Герб ТНР 1930-1933 г.г.
Приложение 7.
Флаг ТНР с 1930-1933 г.г.
Приложение 8.
Флаг 1933-1941г.г.
Приложение 9.
Герб ТНР 1933-1941г.г.
Приложение 10.
Герб ТНР 1941-1944г.г.
Приложение 11.
Флаг ТАР 1941-1943 г.г.
Приложение 12.
Флаг ТНР 1943-1944г.г.
[1] Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 2-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. – С. 348.
[2] Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Изд-во «Наука», 1977. – С. 348.
[3] Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX в.в. М.: Изд-во «Наука», 1981. – С. 14.
[4] Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Руси X-XII. – В.кн.: Советская археология. М., 1940, кн. VI. – С. 229.
[5] Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М.: Изд-во «Наука», 1985. – С. 15.
[6] Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М.: Изд-во «Наука», 1985. – С. 15.
[7] Соболев Н.А. Старинные гербы российского государства. – М.: Наука, 1985. – С. 11.
[8] Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М.: АРКТИ, 2005. – С. 29.
[9] Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908. – С. 33.
[10] Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 4-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. – С. 411.
[11] История Тувы. Том. II. – Новосибирск, 2007. С. 221.
[12] Маннай-оол М.Х. Первая столица Тувы. – Кызыл, 1996. – С. 49.
[13] Рукопись фонда ИГИ РТ. Д. 916.
[14] Блехман С.М. История почты и знаки почтовой оплаты Тувы. – М., 1976. – С. 51-52.
[15] ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.3, л.л..6-12.
[16] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 47.
[17] Дубровский В.А. Конституции Тувинской Народной республики//Уче. Зап. Вып. VI// - Кызыл, 1958. – С. 286-293.
[18] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 59.
[19] Там же . – С. 99.
[20] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 72.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belen_kurs_simvoly_tuvy.doc | 471 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме:
государственные символы Тувинской Народной Республики
Выполнила: Содунам Сайдам
Сеглей-оолоана
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ: ГЕРБ И ФЛАГ
1.1. История возникновения и развития государственного герба.
1.2. История возникновения и развития государственного флага.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В наши дни заметно возрастает интерес к государственным символам. Ведь герб и флаг государства представляет собой их символическое «лицо» сконцентрированное отражение их истории и традиций.
Не смотря на то что, государственные символы – герб и флаг появились почти несколько десятков лет тому назад, законодательно они были утверждены не так давно. Видимо, этим объясняется то, что в обществе еще нет четкого представления о том, какие образы несут в себе герб и флаг, что они означают. Вследствие чего неоднозначно и отношение к государственной символике.
Эмблемы, символы, гербы, флаги – не просто результат художественного творчества а, прежде всего исторические памятники. Их возникновение, жизнь, та или иная форма исторически обусловлены, их эволюция находится в тесной связи с общеисторическим процессом. В то же время существуют и своеобразные внутренние закономерности их развития, не позволяющих, например, считать гербами любые эмблемы и отличительные знаки, которые возникали с глубокой древности в различных культурно-исторических регионах. И дело не только в терминологии: называть или не называть, скажем боспорские царские знаки, знаки Рюриковичей, башкирские тамги, атрибуты власти в Туве и т.д. символами. Дело в том, что все они обладают символикой особой для своего места и времени, различные предметно-практические отношения лежат в их основе, различная сфера, реальность определяют их специфическую знаково-символическую деятельность. Герб и флаг как знаково-символическая система возникла в средневековье. Они представляют собой явление коммуникации, начало которого лежит в рыцарских обычаях (специфика одежды и вооружения и пр.), в практических и эстетических потребностях различать (отличать) как отдельного рыцаря, так и в целом рыцарство и остальное население.
Темой данной курсовой работы является «Государственные символы в Тувинской Народной Республике».
Объект исследования – государственные символы Тувинской Народной Республики (далее ТНР)..
Предмет исследования – история государственных символов ТНР.
Цель исследования – на страницах данной курсовой работы постараемся проследить историю государственных символов ТНР.
Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
Изучить и проанализировать архивные материалы, монографии, источники;
Раскрыть понятие «государственный флаг» и «государственный герб»;
Изучить историю государственных символов ТНР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1921 г. и до конца 1944г.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что история государственных символов ТНР продолжает оставаться неизученной и представляет собой научно-интересную тему для исследования.
Хотелось бы отметить следующие положение. К сожалению, музейные и архивные источники, а также литература лишь очень скудно содержат сведения о государственных символах ТНР. Которые представляют очень большую ценность для познания истории возникновения и развития государственной символики ТНР.
В настоящее время о государственных символах ТНР имеются данные в Центральном государственном архиве Республики Тыва.
Так же истории государственных символов ТНР посвящена книга Д. Ондур ТАР-нын туктары болгаш сулделери (Флаги и гербы ТНР).
Ценными источниками являются сборник законов и основных постановлений Правительства Тувинской Народной Республики опубликованный в 1944 г. под редакцией Х. Анчимаа.
Следующим основным источником был Сборник Конституции Тувы. В сборнике представлены все Конституции Республики Тыва, принятые в 1921, 1923, 1924, 1930, 1941, 1978, 1991 г.г.
Структура работы обусловлена целями и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ: ГЕРБ И ФЛАГ
История возникновения и развития государственного герба.
Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет охарактеризовать возникновение гербов в целом как историческое явление, процесс, который имеет начало и этапы развития. Институт герба — явление социальное. Как и всякий герб, государственный герб развился в феодальном обществе. Определение герба - опознавательно-правовой знак, составленный по определенным условным правилам, фиксированный верховной властью.
Герб (польск. herb, от нем. Erbc — наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее история, традиции владельца[1]. Герб подразделяются на следующие основные группы: герб государственный, герб земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), герб корпоративный (ср.век. цехов), герб родовой (дворянских и бурж. родов). Герб — специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой. Герб изображается на знамёнах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т. п[2].
Герб ныне нередко именуется эмблемой, символом. Между данными терминами обычно ставится знак равенства. Интересно, что раньше различие меж ними существовало: авторы работ по геральдике, опубликованных в России XVIII в., противопоставляли герб эмблеме, эмблему — символу. В их понимании эмблема — условное изображение идеи в рисунке или пластике. Символ, выражает ту же идею словами и не является описанием эмблемы. Отличие герба от эмблемы они видели прежде всего в способе изображения: «Эмблемы просто, а гербы в щитах, известное очертание имеющих, изображаются». Определение, отличающее эмблему от герба в его изобразительной, так сказать, конструкции, можно принять и сегодня. Герб, действительно, составлялся по особым (условным) правилам. Но есть и другой, более существенный момент: герб не может выбираться и меняться произвольна, как фабричное клеймо, торговая марка, фирменный знак — различного рода эмблемы. Рисунок герба чаще всего фиксируется законодательным актом. Таким образом, герб должен восприниматься как правовой знак.
Когда возникли гербы? Еще до нашей эры появляются в некоторых восточных государствах символические знаки, напоминающие позднейшие геральдические фигуры. При помощи одних подчеркивались могущество и сила власть имущих, другие олицетворяли то или иное божество. В Вавилоне, Персии, Египте, а затем в Греции и Риме подобными знаками украшали перстни, их рисовали на военных стягах, личном оружии. Владелец знака мог произвольно менять изображение, которое никаким правилам тогда еще не подчинялось.
Точную дату появления герба в нашем понимании этого слова назвать нельзя.
Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственно предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамёна», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т. п.). Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. существовал герб шумерских государств— орёл с львиной головой; известны также герб: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Др. Греции были гербы: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.[3] Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В ср. века возникли сохранившиеся и теперь герб городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульманских стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для герба употреблялись узоры, например, герб Самарканда; три кольца —герб Тимура. На Руси герб многих городов имели древние исторические корни. Лев — герб Владимира — был герб владимирских князей с XII в. Герб Новгорода с XV в. символизировал печевой строй (вечевая степень, т. е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в XVI в. Республиках эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла — скипетр. Герб Пскова — рысь — изображён ещё в XV в. на республиканских печатях и монетах этого города. Герб Москвы — всадник, т. н. «ездец», известен с XIV в. Герб Ярославля — медведь на задних лапах, и герб Перми — медведь на четвереньках — связаны с древним культом медведя, в течение ми. веков характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок. Подобным же образом герб Н.Новгорода — лось — связан с древним местным культом лося; в XVIII в. лось был заменён оленем. Герб Смоленска — пушка и на ней райская птица — чеканился ещё в XV в. на княжеских монетах этого города. Герб Казани — крылатый змей — объясняется татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Астрахани — сабля и над ней корона — очень похож по очертаниям на герб Бухары (дуга и над ней цветник); эти гербы явно восходят к общему прототипу: в Бухаре в XVII — середине XVIII вв. царствовала астраханская династия. Герб Вятки — лук и стрела — возник в связи с древним местным почитанием стрел, продолжительное время игравшим в этом городе роль даже в церковных обрядах. Герб дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых походов (XI— XIII вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Гербы создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях герба на немецком (Wappen), французском (armes) и английском (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских гербов явились эмблемы древних городов. При смене династий в государственном гербе часто оставались элементы герба прежде правивших династий. Фамильные гербы буржуазии появились на рубеж XVII-XVIIIвв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа герба представителям недворянских сословий[4].
На иной основе возникли родовые гербы, в Польше, где издавна существовали знамёна с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи — землевладельцы в случае воен. опасности. Число этих знамён было постоянно и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов)были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали гербы польских дворянских родов.
В России первые дворянские гербы появились в конце XVI— начале XVII вв., но широкое их распространение началось на рубеже XVII - XVIII вв. после уничтожения местничества. При Петре I герб становится необходимой принадлежностью дворянина. С конца XVIIIв. составлением «Общего гербовника» началась официальная кодификация родовых гербов. В гербе русских старинных родов были использованы изображения на печатях удельных князей и на знамёнах земель и городов Древней Руси. Гербы родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и других государств. Герб вновь пожалованных дворян составлялись применительно к их чинам и заслугам. В дореволюционной России гербы были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и крепостей.
Герб Российской империи сложился в период образования централизованного государства.
Также обычно считают, что впервые гербы нашли применение в крестовых походах XI— XIII в.в. когда для лучшей военной ориентации крестоносцы частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки, Нетрудно представить: закованный в броню рыцарь не мог быть узнанным даже товарищами по оружию, если на его щите или шлеме не было какого-либо условного знака необходимого элемента экипировки. И самая организованная боевая дружина рисковала быть рассеянной неприятелем, если не имела в качестве сборного пункта хорошо известного всем цветного полотнища с изображением своего знака, в большинстве случаев знака предводителя отряда. К тому же грамотность в те времена была достоянием избранных, поэтому такие условные знаки воспринимались и запоминались гораздо легче, чем девизы или надписи. Да и по яркости красок, наглядности они были заметнее, особенно издали, на поле боя. Чаще всего, отличительный знак помещался на рыт царском щите (отсюда щит — важнейший компонент герба); В целях лучшего распознавания на поле боя конфигурация знака предельно упрощалась; это были яркие линии, по-разному расположенные на щите (впоследствии так называемые геральдические фигуры), стилизованные (опять-таки для большей наглядности) изображения цветов, зверей, птиц и т. д[5].
С окончанием крестовых походов особые отличительные знаки рыцарства не исчезли. Напротив, став более красочными и сложными по форме, они заняли прочное место в рыцарском обиходе. Например, трудно себе представить приехавшего на турнир рыцаря без его собственного, отличного от других знака. По нему узнавали рыцаря, демонстрировавшего перед собравшимися свою храбрость, силу, умение владеть оружием. Он воспевался в честь победы его владельца в рыцарском поединке.
Отличительные рыцарские знаки, несмотря на их многообразие, все более приобретали определенную форму, которая закреплялась негласными правилами. Наблюдали за исполнением рыцарских правил, в том числе и за формой знака, особые должностные лица военного звания — герольды. Состояли герольды при дворах владетельных особ, при главах рыцарских орденов. Кроме обязанностей дипломатического характера, им поручалось распоряжаться проведением придворных торжеств и церемоний, в том числе и турниров. Во время турнира герольд должен был «прочитать» знак рыцаря, принимающего в нем участие. Это он делал при помощи своеобразного, так называемого геральдического языка, или жаргона, который был понятен присутствующим. Специальный язык, по-видимому выработанный самими герольдами, появляется именно в эпоху крестовых походов и турниров. Звучит он в хрониках и рыцарских романах, стихах и других поэтических произведениях начиная с XII в., тогда как столетием ранее он не известен. Герольды же создали и правила, по которым должен быть сформирован отличительный знак рыцаря — герб. Постепенно правила составления гербов сложились в систему, образовали весьма сложную науку. Мы ее называем геральдикой.
Итак, по своему существу гербы имеют непосредственную связь с вооружением. Не случайна ведь близость слов, обозначающих понятия «герб» и «оружие» в немецком, английском и французском языках. По-французски, правда, герб еще называется le blason; отсюда — блазонирование, т. е. описание герба. С этим термином часто можно встретиться в дореволюционной отечественной литературе. По наиболее принятому толкованию blason происходит от немецкого глагола blasen — «трубить в рог». Почему? По турнирным правилам в момент приближения к барьеру, ограждавшему место поединка, рыцарь трубил в рог, извещая собравшихся о своем появлении и готовности принять участие в состязаниях. А герольды, убедившись, что участник поединка принадлежит к рыцарству, блазонировали, т. е. во всеуслышание описывали, его герб, который мог иметь, таким образом, только дворянин. Постепенно в средние века гербы становятся признаком благородного происхождения, знаком, свидетельствующим, что его владелец занимает особое, привилегированное положение в обществе. За использованием герба «по назначению», за правильностью и законностью обладания гербом устанавливается уже наблюдение властей. Теперь лишь согласно воле представителей верховной власти мог быть пожалован и утвержден герб. Употребление «неофициального» герба влекло за собой большие штрафы, так что, прежде чем водрузить личный герб над воротами замка, его владелец должен был официально подтвердить право владеть им[6].
Гербы прекрасно «вписались» в существующие в средневековой Европе ленные отношения. Лен (феод) — земельное владение, которое сначала король, а затем богатые вельможи (сеньоры) жаловали своим вассалам под условием несения определенной службы, прежде всего военной. Зависимость вассала от сеньора ярко выражалась в гербах: вассал использовал герб ленного господина, иногда какой-то элемент или часть герба сеньора добавлял к личному гербу. В военное время вассалы, собирались под знамя с гербом своего сюзерена.. По мере :того как обычай употребления гербов получал все большее распространение в Европе, они из личных знаков превращались в наследственные. Привилегии, которые имел, только единоличный владелец герба, отныне, вместе с гербом передавались всей его семье, всему роду. Постоянный фамильный герб не только передавался по наследству, но и заносился в особые книги — гербовники, чем утверждалась его неприкосновенность.
Так возник герб. Так он стал неотъемлемым признаком средневековья, заняв достойное место среди атрибутов той эпохи.
Герб государства, так же как и любой герб, представляет собой, прежде всего отличительный знак. Исследователи прошлого, давая определение герба, не забывали о его принадлежности государству. «Гербами называются особые фигуры или символические изображения,— писал в начале нашего века историк Ю. В. Арсеньев,— представленные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству»[7]. Как и всякий герб, он развился в феодальном обществе.
Спор о том, что представляет собой государственный герб – обычай, продукт культуры или знак, несущий в себе правовые моменты, велся долгое время. В новейших исследованиях по геральдике он рассматривается как символ государства, т.е. в нем видят выражения юридических прав и привилегий – тех, что представляли народу.
Первые документальные упоминания о государственной гербе встречаются в XIV и на протяжении XV столетия. С этого времени и стали известны многие государственные гербы стран Центральной Европы.
В XVI-XVII в.в. во многих странах Европы в большом количестве появляются геральдические трактаты. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные элементы, систематизируются фигуры, вырабатываюится специальные терминологии. Узаконены условные обозначения цветов при помощи разнообразной штриховки. И вот уже в Европу захлестывает настоящая гербовая лихорадка – приходилось из-за этого во многих странах создавать специальные учреждения для упорядочивания пользования гербами (во Франции, Бельгии – в XVII в., в Пруссии- в начале XVIII в.).
Теперь создание и учреждения государственных гербов становится предметом гордости, престижа, приобретает черты традиционности. О гербе слагают оды, пишут стихи; прославляя герб, возвеличивая государство, возрождая ее былую историю.
Вывод. Герб — это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам[8].
Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем — знаком — человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Соответственно выделяют родовые,' земельные, государственные гербы. Каждый из видов имеет свои особенности[9].
Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства.
История возникновения и развития государственного флага.
История флага начинается с древнейших времён. Изначально первым геральдическим знаком следует считать знамёна, но не в том понимании, которое существует теперь - знамя - это полотнище ткани, на котором изображены геральдические знаки. Знамёна раньше, представляли различные предметы, которые выражали отношение людей к какому-либо сообществу, например к племени, к войску, к религиозному течению и т.д[10]. Выглядеть они могли по-разному: череп могущественного вождя племени или животного, насаженный на длинный шест; прикреплённая к шесту шкура зверя; составленный из веток тотемный знак; амулет; изображение богов и духов. Развитию знамённой символики способствовало военное дело. Знамя, как правило, олицетворяло центр войска или местонахождение военного вождя. Захват вражеского знамени обычно приводил к деморализации противника, так как для воинов становилось очевидным, что потеря знамени – это либо гибель, либо плен вождя. Также знамя служило в бою опознавательным знаком, к которому устремлялись воины либо для сбора во время боя, либо вынужденные отступать. Захват вражеского знамени обычно воспринимали как победу над противником. В связи с этим, знамя стало некой святыней, которую почитали и оберегали. Со временем знамя изменилось - оно приобрело вид неподвижной конструкции, закреплённой на шесте. К нему стали крепить конские хвосты, ленты, либо кусок ткани. Именно из-за ткани появилось новое выражение – «полотнище», то есть полоскаться по ветру.
Раньше всех знамёна из ткани появились в Китае. Скорее всего, это было связано с тем, что Китай являлся центром производства шёлковой материи, которая расходилась по всему миру. Доступность сырья и высокая культура Китая довершили дело формирования идеи знамени. Знамя стало представлять ткань, прикрепленную к деревянной конструкции, украшенной различными символами. Ткань либо сшивали из цветных полос, либо красками рисовали на ней геральдические знаки. Каждое знамя становилось символом, которое не имело себе подобных и отображало определённую информацию.
В Европе такие знамёна появились несколько позже и разделились на несколько видов: государственные, военные, религиозные. Государственное знамя являлось общим для всех и состояло из символов государственной власти. Иногда на государственном знамени отображали информацию о главе государства. Военные знамёна, уникальные для каждой боевой единицы, несли на себе символы подразделения и его название. Такие знамёна сделались необходимыми при увеличении масштабов сражений и расширения государственных границ. Во время сражения военачальник всегда мог видеть по движению знамени на поле боя, где в данный момент находится подразделение и куда оно движется. Увеличение государственных границ вызвало потребность формировать постоянные и многочисленные войска для охраны государства. Для удобства управления войсками необходимо было дать уникальное название каждому воинскому подразделению и снабдить его соответствующими символическими знаками, одним из которых и являлось знамя. Религиозные знамёна использовались как на церемониях, так и в военном деле. Примером тому могут служить крестовые походы. Рыцари шли завоевывать Иерусалим под знаменем Католической церкви и знамёнами государств, княжеств и т.д.
Военные действия между государствами развивались не только на суше, но и на море. Вспомним хотя бы викингов – грозу всей Европы и частично Азии. Основным средством передвижения для них были парусные лодки, на которых могло расположиться до полусотни воинов. Использовать знамя, которое было приспособлено для ношения на руках, было неудобно. Кроме того, за две-три недели оно растрепывалось на ветру и приходилось сооружать новое. Так впервые в истории возникает понятие флага. Флаг был создан морским флотом для опознавания судов с дальнего расстояния, он крепится на самом верху мачты, и имеет достаточные большие размеры. Можно сказать, что флаг является детищем знамени. Флаг - это только полотно ткани соответствующего цвета, на котором изображён опознавательный знак, в то время как знамя - это полотно, крепления и дополнительная атрибутика в виде кистей. Флаг может иметь совершенно любые размеры. Всё зависит от того, какую службу он несёт. Он может стоять на столе и быть маленьким, также он может быть многометровым, чтобы его было видно с большого расстояния. Кроме опознавательной функции флаг стали использовать для, выражения политических, спортивных, личных взглядов. Так, например, возник флаг Франции. Изначально это был символ революции 1789 года - символ уничтожения монархии, который затем переродился в государственный флаг.
Многие ведомства, коммерческие и общественные организации имели свой опознавательный знак. Именно с тех пор и пошло понятие символа, как художественное отображение какого-либо подразделения, организации. В наше время символ подразделения или организации принято называть логотипом. Любой департамент, подразделение, коммерческая компания, общественная организация, спортивный клуб имеют свой собственный логотип, по которому всегда можно узнать о его принадлежности. Именно это повлекло за собой разнообразие флагов. Флажная символика стала не только государственной, религиозной и военной, но и национальной, коммерческой (или как иначе называют – фирменной символикой), выражающая отношение к определённой организации, к землячеству, к спортивной команде, к политической партии, символом борьбы народов за независимость.
Вывод. Флаг государственный – официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом (как правило конституцией). Является символом суверенитета государства. Представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или иной эмблемой.
Цвета и эмблема государственного флага не является произвольным, они имеют определенное символическое значение.
Государственный флаг поднимается на государственных учреждениях, зданиях, посольствах, консульствах и др.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Впервые в истории тувинского народа собственное государство - Тувинская Народная Республика - возникла в географическом центре Азии в августе 1921 г. Географическое положение и дало второе название "Республика центра Азии".
На протяжении многих столетий, вплоть до распада монгольской империи, территория, где проживают нынешние тувинцы, входила в состав различных государств кочевников. Самоназвание тувинцев - тыва. Русские эту территорию с VIII до начала XX века называли Сойотией. Монгольское название тувинцев - урянхайцы[11].
До 1921 года Тува государственных символов не имела, поскольку была частью Цинской империи. Однако из письменных источников известно, что правителю Тувы — амбын-нойону — маньчжурской администрацией были даны красное знамя с восемью маленькими флажками и печать. Эти знаки указывали на его чин как наместника маньчжурского богдыхана и были олицетворением его власти над тувинским населением. Знамя состояло из одного большого флага и восьми маленьких флажков, то есть из девяти полотнищ, которые символизировали девять кожуунов Тувы - Оюннар, Даа. Бээзи. Салчак. Тожу. Хаасут, Даа-ван. Шалык и Сартул. Общее управление над ними ципское правительство поручило амбын-нойону. Если бы Тува была самостоятельным государством, не исключено, что этот символ власти правителя мог стать и государственным символом. Но в тот период красное знамя с восемью маленькими флажками символизировало зависимость от маньчжурского императора[12].
В 1914 г. Тува под наименованием Урянхайского края была принята под протекторат России.
Урянхайский край получил право на самоопределение 16 марта 1918 г., когда в Туве установилась Советская власть, а через три года - 14 августе 1921 года Всетувинский учредительный хурал (народный съезд) провозгласил образование независимой Народной Республики Танну-Тува.
За весь период существования Тувинской Народной Республики, государственная символика Тувы менялась пять раз.
Сразу после провозглашения независимости Танну-Тува Улуса в роли государственного символа предстал флаг правительства Тувы и Тувинской народно-революционной партии, который сейчас хранится в этнографическом фонде Музея им. Алдан-Маадыр. В описании этого флага говорится, что «знамя ТНРП и ТНР в 1920-х годах представляло собой красное полотнище шириной 130 см, длиной 123 см с надписью на старомонгольском языке: «Знамя ЦК Народно-революционной партии Танну-Тувы». В верхнем рисунке на знамени изображено буддийское «Колесо жизни и знания» — «Хорло» — с восьмью спицами, в оси которого нарисована пятиконечная звезда. Изображение быка, серпа и плуга символизировало Танну-Туву — страну скотоводов и земледельцев. Рисунок растений символизировал богатство ее природы. Половина Луны с надписью: «Соединяйтесь, угнетенные араты!» — на старомонгольском языке говорит, что страна находится в расцвете сил как Луна, восходящая к полному диску». Автором первого флага был буддийский послушник Тушпек-хуурак, который создал его по заданию правительства Тувы. Первый флаг правительства ТНР и ТНРП был красноте цвета, как и флаг амбын-нойона. Но если вспомнить, что в первые составы правительства ТНР и ЦК ТНРП входили в основном бывшие чиновники, в том числе и последний амбын-нойон Соднам-Балчыр, то этому не стоит удивляться. К тому же красный цвет соответствовал духу нового строя[13].
Этот флаг не был юридически оформлен как государственный ни в первой, ни второй Конституциях ТНР — в них не было статьи о государственных символах. Однако изображение «Хорло» появилось на первой почтовой марке, выпущенной правительством ТНР, то есть весьма вероятно, что это изображение выполняло роль герба нового государства[14].
Юридически оформленные государственные символы были приняты 24 ноября в третьей Конституции ТНР принятой в 1926 году на IV Великом Хурале. На этот раз данные о государственном гербе и государственном флаге ТНР были включены в статьи Конституции. Так в 29-й статье говорится: «Государственный герб состоит из указанного в п. 28-м изображения», то есть государственный герб состоит из изображения «Хорло». а внутри «Хорло» — земной шар в лучах солнца: а вверху должны быть серп и грабли, окруженные венцом из колосьев». 30-я статья этой Конституции гласит: «Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом в середине»[15].
"Хорло"-"колесо вечности", «колесо счастья» символ, означающий вечный круговорот жизни, возник еще во времена Чингисхана. В гербе ТНР он символизировал домонгольское происхождение тувинцев[16].
На VI (VIII) Великом Хурале в 1930 году была принята очередная четвертая Конституция ТНР. После принятия Конституции 1930 года в прежнюю символику Тувинской республики были внесены незначительные изменения.
В 58-й статье новой Конституции говорится: «Государственный герб Тувинской Аратской Республики состоит из изображения па красном фоне земного шара, окруженного венцом из колосьев хлеба и травы, в середине земного шара должны быть серп и грабли, крест-накрест, а вверху земного шара — пятиконечная звезда с подписью: TAR и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы Востока, соединяйтесь!». (TAR — это Тувинская Аратская Республика). А в статье 60-й: «Государственный флаг должен быть красного цвета с государственным гербом посередине». Таким образом, в новом гербе и флаге был убран только один элемент — изображение «Хорло», который выражал принадлежность Тувы к буддийскому миру. Без этого элемента новые символы практически соответствовали гербам советского образца. Эти изменения были прямо связаны с проводимой новым руководством ТНР политикой советизации и борьбы с религией.
В документах начала 1930-х годов роль малого герба ТНР выполняла эмблема из скрещенных серпа и грабли, снизу которой находилась аббревиатура названия страны на тувинском языке — TAR. поскольку письменность тувинцев в ту пору выражалась на основе латинизированного алфавита[17].
В 1935 году IV сессия и президиум Малого Хурала ТНР приняли новый герб, который был утвержден VIII (IX) Великим Хуралом. Описание его содержится в докладе председателя президиума Малого Хурала ТНР VIII Великому Хуралу о внесении изменений в основной закон (Конституцию): «Герб представляет из себя следующее — звездообразной формы пятиконечная звезда, окаймленная двумя желтыми кругами, а между этими кругами — красной лентой с изображением на голубом фоне серо-коричневого цвета территории ТАР с лошадью белого цвета и сидящим на ней всадником-аратом в красном национальном костюме, в черной шапке с красным околышем и черных маймаках с северо-запада освещает солнце; серп зеленого цвета, лежащий с юго-востока на север и надписью внизу: «ТАР» и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь!» — желтого цвета. Государственный флаг красного цвета, окаймленный кругом окраской желтого цвета с государственным гербом в середине».
Несколько другое описание нового герба и флага имеется в проекте Конституции ТНР 1936 года. В 67-й статье говорится: «Государственный герб республики состоит из изображения на голубом фоне тупой пятиконечной звезды, контура территории республики серо-коричневого цвета, по которым изображен мчащийся на бело-серой лошади всадник-арат с красным шестом на руках в темно-синем национальном костюме, в черной национальной обуви, обращенный лицом к востоку. С северо-запада освещает солнце, с юго-запада на север лежит серп зеленого цвета, внизу герба надпись желтого цвета: «TAR» и «Пролетарии всех стран и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь!». А в 68-й статье дано описание флага: «Государственный флаг и знамена красного цвета с государственным гербом в середине: размером длины в два метра, ширины в один метр пятьдесят сантиметров»[18].
Следующий герб и флаг были приняты в 1941 году на X Великом Хурале. Они и были составлены по советским геральдическим канонам, однако все-таки не были точной копией гербов советского образца. Так, в Конституции ТНР 1941 года говорится: «Государственный герб ТНР состоит из изображения в центре территории ТНР. на голубом фоне, части земного тара, всадника-арата с уруком в правой руке, скачущего навстречу золотым лучам солнца, освещающего территорию ТНР сверху, с левой стороны. В верхней части герба находится пятиконечная звезда с надписью под ней: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы Востока, соединяйтесь!»[19]. Внизу, под изображением территории ТНР помешены серп и молот крест-накрест: под ними на красной ленте, концы которой переплетаются с нижними частями колосьев хлеба и степных трав, обрамляющих все изображение герба, золотые буквы «TAR» (Тувинская Народная Республика). Статья 92-я гласит: «Государственный флаг ТНР состоит из красного полотнища, в левом углу которого у древка наверх помещены золотые буквы «TAR» Наверху древка помещена пятиконечная звезда. Отношение ширины к длине 1:2. В 1943 году с переходом на новый алфавит, основанный на кириллице, надписи герба и флага ТНР латинизированными буквами были заменены на новые кириллические[20].
Это были последние государственные символы Тувинской Народной Республики, которые просуществовали до 1944 года. Гербы 1941-1943 годов включали элементы герба 1935 года в сочетании с элементами советской геральдики. Они зримо отражали политическую линию руководства ТНР конца 1930-х и 1940-х годов. Как известно, еще в 1939 году руководство ТНРП взяло курс на социально-экономическое развитие и постепенное приближение к советским образца. Завершением такого курса стало вхождение Тувы в состав СССР в октябре 1944 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы, становление символики ТНР – это качественно новый момент момент развития нашей республики, знаменующий как самостоятельное государство.
С течением времени, т.е. с 1921 г. по 1944 г. государственные символы Тувинской Народной Республики претерпели несколько изменений.
В гербе и флаге Тувинской Народной Республики символическим языком выражалась политическая линия руководства страны. В государственной символике наглядно отразились основные этапы истории ТНР. Поскольку ранее Тува не имела геральдических традиций в европейском их понимании, при создании герба и флага ТНР в основном использовались символы, связанные с идеологией. Сначала это было буддийское «Хорло», затем красная звезда, серп и молот, венец из колосьев хлеба — символы социалистической идеологии.
В современной государственной символике Республики Тыва прослеживается преемственность с символикой ТНР. Так. например, государственный герб ТНР лег в основу принятого в 1992 году герба Республики Тыва.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа в социализму. Новосибирск, 1982.
Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908. – С. 33.
Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 4-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. – С. 411.
Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 2-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. – С. 348.
Блехман С.М. История почты и знаки почтовой оплаты Тувы. – М., 1976.
Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Изд-во «Наука», 1977.
Дубровский В.А. Конституции Тувинской Народной республики//Учен. Зап. Вып. VI// - Кызыл, 1958. – С. 286-293.
Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999.
Маннай-оол М.Х. Первая столица Тувы. – Кызыл, 1996.
Ондар Н. Тыва Республиканын Конституция хогжулдези//Шын. – 1995. – 20 окт.
Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Руси X-XII. – В.кн.: Советская археология. М., 1940, кн. VI. – С. 229.
Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М.: АРКТИ, 2005.
Сборник законов и основных постановлений Правительства тувинской Народной Республики. /Под ред. Х. Анчима, С. Чимба. – Кызыл:Тувгосиздат, 1944.
Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX в.в. М.: Изд-во «Наука», 1981. – С. 14.
История Тувы. Том. II. – Новосибирск, 2007.
История Тувы. Том. II. М., 1964.
ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.3, л.л..6-12.
ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д. 430, л.л. 95-96.
ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.276, л.л.14-18.
ЦГА РТ , ф.1, оп. 1, д. 662, л.л.10-15.
ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1186, л.3.
ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1191, л.1.
ЦГА РТ, ф. 1, оп. 1, д.1171, л.49.
ЦГА РТ, ф. 285, оп. 1, л.л.1-177.
Рукопись фонда ИГИ РТ. Д. 916.
Рукопись фонда ИГИ РТ. Ф. 119.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Эмблема «Хорло», выполнявшая роль герба с 1921 по 1926 г.
Приложение 2.
Флаг правительства ТНР и Центрального Комитета ТНРП с 1921 по 1926 г.
Приложение 3.
Герб Тувинской Народной республики в 1926-1930 г.г.
Приложение 4.
Флаг ТНР 1926-1930 г.г.
Приложение 5.
Флаг Танну-Тувинской Народной Республики с 1926-1933 г.г.
Приложение 6.
Герб ТНР 1930-1933 г.г.
Приложение 7.
Флаг ТНР с 1930-1933 г.г.
Приложение 8.
Флаг 1933-1941г.г.
Приложение 9.
Герб ТНР 1933-1941г.г.
Приложение 10.
Герб ТНР 1941-1944г.г.
Приложение 11.
Флаг ТАР 1941-1943 г.г.
Приложение 12.
Флаг ТНР 1943-1944г.г.
[1] Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 2-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. – С. 348.
[2] Драчук В.С. Рассказывает геральдика. М.: Изд-во «Наука», 1977. – С. 348.
[3] Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX в.в. М.: Изд-во «Наука», 1981. – С. 14.
[4] Рыбаков Б.А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Руси X-XII. – В.кн.: Советская археология. М., 1940, кн. VI. – С. 229.
[5] Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М.: Изд-во «Наука», 1985. – С. 15.
[6] Соболева Н.А. Старинные гербы Российских городов. М.: Изд-во «Наука», 1985. – С. 15.
[7] Соболев Н.А. Старинные гербы российского государства. – М.: Наука, 1985. – С. 11.
[8] Ривина Е.К. Герб и флаг России. – М.: АРКТИ, 2005. – С. 29.
[9] Арсеньев Ю.В. Геральдика. М., 1908. – С. 33.
[10] Большая Советская энциклопедия/ Гл. ред. А.М. Прохоров/ Изд. 4-е, М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1977. – С. 411.
[11] История Тувы. Том. II. – Новосибирск, 2007. С. 221.
[12] Маннай-оол М.Х. Первая столица Тувы. – Кызыл, 1996. – С. 49.
[13] Рукопись фонда ИГИ РТ. Д. 916.
[14] Блехман С.М. История почты и знаки почтовой оплаты Тувы. – М., 1976. – С. 51-52.
[15] ЦГА РТ, ф. 93, оп. 1, д.3, л.л..6-12.
[16] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 47.
[17] Дубровский В.А. Конституции Тувинской Народной республики//Уче. Зап. Вып. VI// - Кызыл, 1958. – С. 286-293.
[18] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 59.
[19] Там же . – С. 99.
[20] Конституции Тувы. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. – С. 72.