внеклассное мероприятие
Классный час на тему : " У войны не женское лицо.."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_voyny_ne_zhenskoe_lico.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«У войны- не женское лицо…»
По мотивам произведения Алексиевича С. «У войны- не женское лицо…»
22 июня 1941 года навсегда останется в памяти граждан России. Сколько бы времени не прошло- 10 , 50, 100 лет – события Великой Отечественной войны всегда будут в нашей памятью, горечью….
Но чем дальше война, тем меньше становится её непосредственных свидетелей, короче становятся строчки в учебниках, все труднее понять, КАК это было….
На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово» милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое- МАТЬ. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.
В годы войны она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из « снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей. «Не женская это доля- убивать»,- скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: « Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.
Женщина – это трогательная хрупкость и спасительная молитва, это непостижимая тайна и раскрепощённая естественность, это чудо, волшебство, сказка…это жизнь! Боль, пережитая нашей страной, стала болью нашей памяти. Война заставила внезапно повзрослеть бывших школьников. Безусые юнцы, гонявшие по крышам голубей, и молоденькие девушки, тайком игравшие в куклы, проявляли на войне невиданное мужество и героизм.
Скажите, люди, как же так случилось?
Ведь у войны не женское лицо.
В медпункте фронт совсем иного рода:
Сражается здесь воин – медсестра.
За жизнь бойцов, за жизнь всего народа,
Несёт здесь службу красного креста,
С врагами бились женщины отважно,
Без слёз, не умоляя пощадить,
На фронте ли, в больницах ли – неважно,
Но лишь бы выжить. Лишь бы победить!
....Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин - фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайпе ров, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», - писал маршал Советского Союза A.M. Еременко. Были среди девушек и комсорги тан кового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте - командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок. Семьдесят процентов всех девушек, послан ных комсомолом, находились в действующей армии. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин...
Всенародным стало партизанское движение. Только в Белоруссии в партизанских отрядах находилось около 60 тысяч мужественных советских патриоток; . Каждый чет вертый на белорусской земле был сожжен или убит фашистами.
Таковы цифры. Их мы знаем. А за ними судьбы, целые жизни, перевернутые, иско реженные войной: потеря близких, утраченное здоровье, женское одиночество, невыноси мая память военных лет. Об этом мы знаем меньше.
Вот воспоминания женщин о войне:
«Когда бы мы ни родились, но мы все родились в сорок первом», - написала мне в письме зенитчица Клара Семеновна Тихонович. И я хочу рассказать о них, девчонках сорок первого, вернее, они сами будут рассказывать о себе, о «своей» войне.
«Жила с этим в душе все годы. Проснешься ночью и лежишь с открытыми глазами. Иногда подумаю, что у несу все с собой в могилу, никто об этом не узнает, страшно было...» (Эмилия Алексеевна Николаева, партизанка.)
«...Я так рада, что это можно кому-нибудь рассказать, что пришло и наше вре мя...» (Тамара Илларионовна Давыдович, старший сержант, шофер.)
«Когда я расскажу вам все, что было, я опять не смогу жить, как все. Я больная стану. Я пришла с войны живая, только раненая, но я долго болела, я болела, пока не сказала себе, что все это надо забыть, или я никогда не выздоровлю. Мне даже жалко вас, что вы такая молодая, а хотите это знать...» (Любовь Захаровна Новик, старшина, санинструктор.)
«Мужчина, он мог вынести. Он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я са ма не знаю. Я теперь, как только вспомню, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню, что на снегу запах крови как-то особенно сильный... Вот я говорю, и мне уже плохо... А тогда ничего, тогда все могла. Внучке стала рассказывать, а невестка меня одернула: зачем девочке такое знать? Это, мол, женщина растет... Мать растет... И мне некому рассказать... Вот так мы их оберегаем, а потом удивляемся, что наши дети о нас мало знают...» (Тамара Михай ловна Степанова, сержант, снайпер.)
«... Мы пошли с подругой в кинотеатр, мы с ней дружим скоро сорок лет. в войну вместе в подполье были. Хотели взять билеты, а очередь была большая. У нее как раз было с собой удосто верение участника Великой Отечественной войны, и она подошла к кассе, показала его. А какая-то девчонка, лет четырнадцати, наверное, говорит: «Разве вы, женщины, воевали? Интересно бы ло бы знать, за какие такие подвиги вам эти удостоверения дали?»
Нас, конечно, другие люди в очереди пропустили, но в кино мы не пошли. Нас трясло, как в лихорадке...» (Вера Григорьевна Седова, подпольщица.)
Я тоже родилась после войны, когда позарастали уже окопы, заплыли солдатские траншеи, разрушились блиндажи «в три наката», стали рыжими брошенные в лесу солдат ские каски. Но разве своим смертным дыханием она не коснулась и моей жизни? Мы все еще принадлежим к поколениям, у каждого из которых свой счет к войне. Одиннадцати человек недосчитался мой род: украинский дед Петро, отец матери, лежит где-то под Будапеш том, белорусская бабушка Евдокия, мать отца, умерла в партизанскую блокаду от голода и тифа, две семьи дальних родственников вместе с детьми фашисты сожгли в сарае в моей родной деревне Комаровичи Петриковского района Гомельской области, брат отца Иван, доброволец, пропал без вести в сорок первом.
Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли,
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
У сына дрожали ручонки и зубки,
Он плакал в подоле ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
“Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!”
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижала к груди:
“Ну не бойся, сейчас не будет на свете,
Мой маленький, нас… нет, больно не будет…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули мы вместе умрем”
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших, белее, чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул, И гром загремел.
Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза будет пусть горяча
Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне -мужские. Это и понятно: воевали-то в основном мужчины, - но это и признание неполного нашего знания о войне. Хотя и о женщинах, участницах Великой Отечественной войны, на писаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей истории челове чества столько женщин не участвовало в войне. В прошлые времена были легендарные еди ницы, как кавалерист-девица Надежда Дурова, партизанка Василиса Кожана, в годы граж данской войны в рядах Красной Армии находились женщины, но в большинстве своем сест ры милосердия и врачи. Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите своего Отечества.
Трудно найти слова, достойные того подвига, что совершили женщины. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно в памяти народной.
Материал подготовлен на основе статьи журнала: «современный урок»