Мифы и наука
Предварительный просмотр:
Учитель истории Маслова Ирина Евгеньевна
ТИП УРОКА: бинарный урок истории и физики.
ЦЕЛИ УРОКА:
- обучающие: дополнить знания о мифах, как одной из форм отражения действительности,
объяснить с научной точки зрения явления горения.
- развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- воспитательная: воспитание познавательного интереса учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг,
Фрагмент фильма «Рабочие профессии плазмы»,
Демонстрация опыта «вулкан»,
Спиртовка,
Диафильм «Горение и пламя»,
Музыкальное сопровождение,
Свечи.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ:
Объяснение, Рассказ,
Эвристическая беседа, Демонстрации.
СТРУКТУРА УРОКА:
1) | Введение. |
2) | Огонь и мифы. |
• Огонь в славянской мифологии. | |
• Методы добывания огня. | |
• Мифы и легенды в литературе. | |
3) | Наука об огне. |
• Учение о пламени. | |
• Плазма. | |
• Применение плазмы. | |
4) Заключение. |
1) Введение.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Человек всегда стремится понять, в каком мире он живет, объяснить явления природы, которые происходят вокруг его, изменяли его жизнь в худшую или лучшую сторону (почему гремит гром и сверкает молния, почему идут проливные дожди и почему нещадно палит Солнце и многое другое).
Попытка объяснить происходящие явления породила рождение мифов. Плоды науки должны стать благословением, а не бичом для человечества, а сама наука должна превратиться в такую могучую, поистине волшебную преобразующую силу, перед которой любые сказки, легенды, фантазии кажутся унылыми и тусклыми».
(Альберт Эйнштейн).
2) Огонь и мифы.
Заглянем с вами в далекие времена, когда наши предки поклонялись богам, различным явлениям природы. Природа считалась одушевленной, люди верили в леших, водяных, домовых.
Более из всех, согласно славянской мифологии, почитался из богов — Перун. И это естественно: гром и молния очень пугали человека и чтобы отвлечь от себя беду, люди отдавали ему в дар животных и даже людей.
УЧАЩИЙСЯ:
Одеты в косматые шкуры,
Мы жертвы сжигали тебе.
Тебе, о безумный и хмурый
Перун на высоком столбе.
(Э. Заболоцкий).
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
--------диафильм, кадр№1.
Наши предки, жившие около 500 тысяч лет назад, сильно мерзли, но не сдавались. Они научились использовать огонь. В начале это был огонь от вспыхнущего от удара в дерево молнии, а затем люди сами стали добывать огонь. А какие способы добывания огня нашими предками вы можете назвать?
УЧАЩИЕСЯ: отвечают.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Предлагаем посмотреть как добывали огонь в древности.
--------диафильм, кадр №2., комментарии.
Опыт «Вулкан».
На что похож наш огонь?
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Столб взимающего к небу огня из самой глубины Земли потрясал воображение людей, сковывал их волю, приобретал для них непобедимую сверхъестественную силу.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
---------опыт «Вулкан».
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Миф - это легенда, рожденная нашими предками. Вот один из мифов.
УЧАЩИЙСЯ: читает миф.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Музыка.
Легендарный Данко из поэмы Максима Горького вырывает сердце, чтобы вывести людей из
леса, из тьмы.
отрывок из поэмы М. Горького «Старуха Изергиль».
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Огонь: будь то факел, кострище или пламя свечи сопровождал всевозможные ритуалы, обряды предков (свадьбы, погребения, гадания).
УЧАЩИЙСЯ:
Стихотворение «Три свечи».
3) Наука об огне.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Сегодня мы говорим об огне. Но огонь интересовал и многих ученых. Ему посвящены целые
научные работы Дэви, Фарадея, Девиля и др.
диафильм, кадр №4.
Рассмотрим пламя свечи. Пламя — это раскаленные газы или пары. Парафин свечи представляет собой смесь соединений углерода и водорода.
диафильм, кадр №5.
Присмотримся к внешнему виду пламени. В нем обнаруживается 3 части пламени: внутренняя, прилегающая к фитилю, вокруг нее светящийся конус, снаружи - едва заметная оболочка. Темная часть пламени имеет не высокую температуру, в этой части происходит плавление и испарение парафина. Средняя часть горячая, здесь происходит разложение парафина на уголь и водород, который сгорает, а раскаленные до бела частички угля придают пламени светимость. Во внешней части пламени сгорают частички угля, образуя оксид углерода (СО2). Температура пламени увеличивается, а светимость уменьшается.
При горении образуется углекислый газ и водяные пары, не поддерживающие горение. Так почему же возможен процесс горения? За счет конвекции, то есть перемешивании газов за счет разности температур: горячие газы поднимаются вверх, холодные — опускаются вниз. Это обеспечивает приток воздуха, богатого кислородом.
Что же это за состояние вещества - пламя? Это четвертое состояние вещества (после газа, жидкости, твердых веществ), в котором молекулы распадаются на ионы, называемое плазмой. Плазма - это ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны.
В состоянии плазмы находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды,
в том числе Солнце, галактические туманности и межзвездная среда. А где еще мы можем
увидеть плазму? Низкотемпературная плазма в условиях Земли — это огонь, молнии,
электрические разряды.
фрагмент фильма.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Применение плазмы: покрытие инструмента для металлообработки нитридом титана, в стоматологии и др.
4) Заключение.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:
Итак, мифологические предположения, домыслы изучены наукой и стали не сказкой и мифом, а открытием и научной теорией.
«Наука — есть разрешение многих сомнений, она есть видение сокрытого, она есть око для всего», - говорит древняя индийская мудрость.