Мифы и наука

Маслова Ирина Евгеньева

Интегрированный урок: сочетание истории и физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mify_i_nauka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Маслова Ирина Евгеньевна

ТИП УРОКА:      бинарный урок истории и физики.

ЦЕЛИ УРОКА:

-        обучающие: дополнить знания о мифах, как одной из форм отражения действительности,

объяснить с научной точки зрения явления горения.

  1. развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  2. воспитательная: воспитание познавательного интереса учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг,

Фрагмент фильма «Рабочие профессии плазмы»,

Демонстрация опыта «вулкан»,

Спиртовка,

Диафильм «Горение и пламя»,

Музыкальное сопровождение,

Свечи.

МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ:

Объяснение, Рассказ,

Эвристическая беседа, Демонстрации.

СТРУКТУРА УРОКА:

1)

Введение.

2)

Огонь и мифы.

•   Огонь в славянской мифологии.

•   Методы добывания огня.

•   Мифы и легенды в литературе.

3)

Наука об огне.

•   Учение о пламени.

•   Плазма.

•   Применение плазмы.

4) Заключение.

1) Введение.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Человек всегда стремится понять, в каком мире он живет, объяснить явления природы, которые происходят вокруг его, изменяли его жизнь в худшую или лучшую сторону (почему гремит гром и сверкает молния, почему идут проливные дожди и почему нещадно палит Солнце и многое другое).

Попытка объяснить происходящие явления породила рождение мифов. Плоды науки должны стать благословением, а не бичом для человечества, а сама наука должна превратиться в такую могучую, поистине волшебную преобразующую силу, перед которой любые сказки, легенды, фантазии кажутся унылыми и тусклыми».

(Альберт Эйнштейн).

2) Огонь и мифы.

Заглянем с вами в далекие времена, когда наши предки поклонялись богам, различным явлениям природы. Природа считалась одушевленной, люди верили в леших, водяных, домовых.

Более из всех, согласно славянской мифологии, почитался из богов — Перун. И это естественно: гром и молния очень пугали человека и чтобы отвлечь от себя беду, люди отдавали ему в дар животных и даже людей.

УЧАЩИЙСЯ:

Одеты в косматые шкуры,

Мы жертвы сжигали тебе.

Тебе, о безумный и хмурый

Перун на высоком столбе.

(Э. Заболоцкий).

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

--------диафильм, кадр№1.

Наши предки, жившие около 500 тысяч лет назад, сильно мерзли, но не сдавались. Они научились использовать огонь. В начале это был огонь от вспыхнущего от удара в дерево молнии, а затем люди сами стали добывать огонь. А какие способы добывания огня нашими предками вы можете назвать?

УЧАЩИЕСЯ: отвечают.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Предлагаем посмотреть как добывали огонь в древности.

--------диафильм, кадр №2., комментарии.

Опыт «Вулкан».

На что похож наш огонь?

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Столб взимающего к небу огня из самой глубины Земли потрясал воображение людей, сковывал их волю, приобретал для них непобедимую сверхъестественную силу.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:
---------
опыт «Вулкан».

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Миф - это легенда, рожденная нашими предками. Вот один из мифов.

УЧАЩИЙСЯ: читает миф.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

        Музыка.

Легендарный Данко из поэмы Максима Горького вырывает сердце, чтобы вывести людей из

леса, из тьмы.

        отрывок из поэмы М. Горького «Старуха Изергиль».

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Огонь: будь то факел, кострище или пламя свечи сопровождал всевозможные ритуалы, обряды предков (свадьбы, погребения, гадания).

УЧАЩИЙСЯ:

        Стихотворение «Три свечи».

3) Наука об огне.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Сегодня мы говорим об огне. Но огонь интересовал и многих ученых. Ему посвящены целые

научные работы Дэви, Фарадея, Девиля и др.

        диафильм, кадр №4.

Рассмотрим пламя свечи. Пламя — это раскаленные газы или пары. Парафин свечи представляет собой смесь соединений углерода и водорода.

        диафильм, кадр №5.

Присмотримся к внешнему виду пламени. В нем обнаруживается 3 части пламени: внутренняя, прилегающая к фитилю, вокруг нее светящийся конус, снаружи - едва заметная оболочка. Темная часть пламени имеет не высокую температуру, в этой части происходит плавление и испарение парафина. Средняя часть горячая, здесь происходит разложение парафина на уголь и водород, который сгорает, а раскаленные до бела частички угля придают пламени светимость. Во внешней части пламени сгорают частички угля, образуя оксид углерода (СО2). Температура пламени увеличивается, а светимость уменьшается.

При горении образуется углекислый газ и водяные пары, не поддерживающие горение. Так почему же возможен процесс горения? За счет конвекции, то есть перемешивании газов за счет разности температур: горячие газы поднимаются вверх, холодные — опускаются вниз. Это обеспечивает приток воздуха, богатого кислородом.

Что же это за состояние вещества - пламя? Это четвертое состояние вещества (после газа, жидкости, твердых веществ), в котором молекулы распадаются на ионы, называемое плазмой. Плазма - это ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны.

В состоянии плазмы находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды,
в том числе Солнце, галактические туманности и межзвездная среда. А где еще мы можем
увидеть плазму? Низкотемпературная плазма в условиях Земли — это огонь, молнии,
электрические разряды.
        фрагмент фильма.

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ:

Применение плазмы: покрытие инструмента для металлообработки нитридом титана, в стоматологии и др.

4) Заключение.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ:

Итак, мифологические предположения, домыслы изучены наукой и стали не сказкой и мифом, а открытием и научной теорией.

«Наука — есть разрешение многих сомнений, она есть видение сокрытого, она есть око для всего», - говорит древняя индийская мудрость.