Урок по обществознанию в 8 классе "Группы в обществе"
Данный урок по обществознанию "Группы в обществе" в 8 классе содержит Технологию групповой работы и технологию работы с опорным конспектом на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Группы в обществе | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по обществознанию для 8 класса на тему «Группы в обществе»
Цели:
1. сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, различных видах социальных групп;
2. способствовать осознанию школьниками понятия «человек — существо социальное»;
3. формирование активной гражданской позиции учащихся и повышение статуса семьи в обществе.
Оборудование:
1. Учебник «Обществознание» 8-9 кл., автор А.Ф. Никитин;
2. Презентация урока;
3. Лепестки из цветной бумаги для «Цветка Семьи»;
4. Заготовки «Древо Семьи».
Учитель Бадзагуа Е.А.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Здравствуйте. Меня зовут Елена Анатольевна. Я учитель истории и обществознания Сычевской средней школы. Тема нашего сегодняшнего урока «Группы в обществе». Мы будем изучать деление людей на группы по разным признака
II. Закрепление изученного:
- Но сначала вы напишете небольшую работу, где надо правильно соотнести стрелками обществоведческие понятия и их определения. С этими понятиями вы уже знакомы.
I вариант II вариант
Племя – союз нескольких родов Расы – типы людей, имеющие специфические, узнаваемые
физические и психические
особенности
Патриотизм – любовь к своему народу. Мораль – нормы и образцы
поведения, принятых в
обществе.
Побуждение- то, что является причиной Ответственность-
действия. сознательный выбор
поведения и готовность отвечать
за свои действия.
Расизм-представление о своей расе как Соотечественники-люди, как исключительной, особенно ценной у которых общие предки, общее
в человечестве Отечество.
Человечество-полная, всеобъемлющая Общество - исторически
общность всех людей как ныне возникшая форма совместной
живущих, так и живших когда-либо жизнедеятельности людей,
в прошлом позволяющая решать общие
задачи на основе разделения труда
и взаимной поддержки друг друга.
Общение – обмен информацией.
Взаимопроверка.
III. Изучение нового:
-Пожалуй, следует согласиться со словами Экзюпери, которые характеризуют общение как «единственную роскошь, которая есть у человека».
- Вероятно, человек может общаться с неодушевленными предметами или с живой природой, но они бессловесны, следовательно, в полной мере общение возможно с другим человеком, в группе людей, в обществе. Не случайно
слова «общение» и «общество» близки по звучанию. Сегодня мы поговорим о группах в обществе.
- В обществознании есть много определений групп. Я предлагаю вам следующие определения.
- Группа – это посредник между огромным человеческим обществом и отдельным человеком.
- Группа – реально существующее образование, в которое люди объединяются по каким-то определенным признакам.
- Какое определение из этих двух более точное, полное?
- Данное определение позволяет назвать группой разные сообщества людей. Группы бывают разные. Людей можно разделить на группы по профессиональным признакам: учителя, шахтеры, музыканты и др.; по национальному признаку: русские, белорусы, китайцы и др.; по возрасту: дети, старики, подростки; по географической принадлежности: африканцы, европейцы, азиаты…Принципов деления чрезвычайно много. Обществоведы до сих пор ведут споры о видах групп.
- Мы сегодня рассмотрим деление общества на группы по признаку длительности общения. Эти группы называются устойчивые и неустойчивые.
- В неустойчивых группах (временных) мы находимся ежедневно, сами того не замечая: очередь в магазине, пассажиры в автобусе, на приеме у врача и тд. Эти группы образуются внезапно, они недолговечны.
- Устойчивые группы окружают нас с самого рождения (семья, школа, друзья, класс, соседи и тд). Именно в них закладываются нормы поведения в обществе.
- Устойчивые группы можно подразделить и по таким признакам, как формальные и неформальные.
Неформальные группы – это друзья, соседи по дому, члены кружка, т.е. группы никак и нигде не зарегистрированные.
- Формальные группы должны зарегистрироваться в Министерстве юстиции, имеют программу и устав своей организации – это партии, движения, ассоциации, объединения.
Практическая работа: Сейчас я вам буду называть группы, а вы их должны отнести к устойчивым или неустойчивым группам: очередь в банке, зрители в театре, семья, класс, члены кружка, встречающие поезд, школа, родители на школьном собрании, друзья, партия, работники предприятия, участники митинга, фан-клуб, болельщики, соседи, толпа.
Физминута
Мы вздохнули глубоко,
Потянулись высоко,
Повернулися по кругу,
Улыбнулись мы друг другу.
Голову вперед нагнули,
И обратно потянули.
Мы – веселый, восьмой класс,
Группа дружная у нас.
- На какой последней группе мы остановились? Чем неустойчивая группа толпа отличается от других неустойчивых групп? (стихийна, жестока, нет личностей). Толпа возникает неожиданно из группы, как правило, уже возбужденных людей. Толпа слепа, жестока, безумна, внушаема. Человек в толпе перестает быть личностью и может совершить безумные действия, подчиняется эмоциям. Как правило, толпа – это группа незнакомых людей, ней легко можно свалить вину за свои действия на другого.
Практическая работа:
- Сейчас мы с вами найдем и отметим «галочками» признаки толпы:
Внушаемость
Запланированные действия
Непредсказуема
Подчинение эмоциям, а не разуму
Подчинение разуму, а не эмоциям
Анонимность
Группа знакомых людей
Жестокость
Добрые намерения
- Так почему же толпу надо бояться? Следовательно, некоторые неустойчивые группы, такие как толпа, могут быть социально опасными.
- В устойчивых же группах человек чувствует себя своим. Людей в этих группах объединяет местоимение «Мы». Устойчивые группы, в которых человек воспринимает себя одним из «Мы» - много, например, семья и класс.
- Мы не можем, говоря о группах не затронуть тему о семье. Слово это понятно всем как слова «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.
- Я расскажу вам легенду. В давние времена была семья- сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. Он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз всего одно слово ПОНИМАНИЕ.
-Как вы думаете, почему глава семьи написал именно это слово? (считаться с мнением другого человека, не обижать)
- Понимание – основа добрых семейных отношений.
Практическая работа – «Цветок Семьи»
- Без семьи человек одинок. Это одна из важных устойчивых групп в обществе. У каждого их вас лежит лепесток. Я прошу, чтобы вы на нем закончили предложение «Семья – это…» . Посмотрите ребята, какой цветок у вас получился. Ведь ваш класс – это тоже семья, поэтому я хочу, чтоб вы об этом не забывали и всегда жили дружно и понимали друг друга. Этот цветок я оставлю вам на память обо мне, об этом уроке.
- До сих пор во многих домах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. Но во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются. А ведь мы многих ошибок могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Сейчас многие семьи начинают составлять свою родословную.
Родословное или генеалогическое древо — схематичное представление родственных связей.
- Я вам привела несколько примеров родословной (показ на экране)
-Поднимите руку, кто знает имена и фамилии своих бабушек и дедушек. Поднимите руку, кто знает фамилии и имена прабабушек и прадедушек. Кто знает, сколько у вас тетей и дядей. Кто знает имена и фамилии дальних родственников?
- А ведь из этого и складывается наша история. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - А.С. Пушкин
Домашнее задание: & 12, прочитать; опорный конспект, заполнить свою родословную.
IV. Подведение итогов урока:
- В задании № 5 я прошу вас выразить свое отношение к теме урока, нарисовав одну из предложенных схем.
Резерв:
- Давайте еще раз вспомним, к какому виду группы относится группа класс. Класс – группа, в которой вы проводите большое количество времени, и чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо соблюдать определенные нормы поведения. Важную роль в этом играют такие чувства как любовь и дружба. Человеку надо знать, что он не одинок, что он нужен кому-то. А сейчас назовите «Правила дружбы», чтобы в вашем коллективе всегда царили мир и добро.
Выставление оценок
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
I вариант
Племя – обмен информацией
Патриотизм – представление о своей расе
как исключительной, особенно
ценной в человечестве.
Побуждение - полная, всеобъемлющая общность
всех людей как ныне живущих,
так и живших когда-либо
в прошлом.
Расизм - любовь к своему народу.
Человечество - союз нескольких родов полная, все
общность всех людей как ныне
живущих, так и живших когда-либо
в прошлом.
Общение – то, что является причиной действия.
II вариант
Расы - сознательный выбор поведения и
готовность отвечать за свои действия
Мораль – обмен информацией.
Ответственность- люди, у которых общие предки,
общее Отечество.
Соотечественники - исторически возникшая форма
совместной жизнедеятельности людей,
позволяющая решать общие задачи на
основе разделения труда и взаимной
поддержки друг друга.
Общество – типы людей, имеющие специфические,
узнаваемые физические и психические
особенности.
Общение – нормы и образцы поведения,
принятых в обществе.
Литература.
1. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 8 - 9 кл. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 класс. М.: Просвещение. 2007 г.