«Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания при помощи технологических карт»

Титова Галина Викторовна

Одним из способов повышения эффективности учебной деятельности обучающихся на уроках истории  и обществознания является использование технологических карт. В статье рассматривается методика использования технологических карт на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskie_karty_po_istorii.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания при помощи технологических карт».

                    Титова Галина Викторовна,

БУ СПО «Советский профессиональный колледж»

                                                             преподаватель истории и обществознания.

Современная образовательная практика характеризуется значительной вариативностью как способов организации учебной деятельности обучающихся, так и реализуемых в ходе обучения целей. Перед преподавателем стоят следующие задачи:

  1. Успешное освоение обучающимися образовательных стандартов и обеспечение высокого качества образования;
  2. Использование современных приемов обучения, обеспечивающих переход от традиционных репродуктивных к личностно – ориентированным подходам в обучении;

Исходя из этого, в своей профессиональной деятельности значительное внимание я уделяю использованию технологических карт, как способу повышения эффективности учебной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Технологическая карта позволяет обучающимся не получать знания, как готовый продукт для пассивного восприятия и репродуктивного воспроизведения, а вырабатывает потребность в непрерывном образовании и саморазвитиии, создает условия для мотивации самостоятельной деятельности.

Технологическая карта позволяет дифференцированно развивать индивидуальные способности каждого обучающегося, а он сам вправе развивать себя с помощью документа – технологической карты.

Сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий преподавателя и обучающихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).  

Определение преподавателем целей каждого занятия по технологической карте позволяет каждому обучающемуся оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решение о необходимых действиях по коррекции своего процесса усвоения.

Управление учебным процессом обеспечивается тем, что задания в технологических картах идут в последовательности, в которой обучающимся предстоит их решать, они пронумерованы. Обучающимся сообщается ориентировочный срок работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала. В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы и т.д.).  

Могу привести типы заданий, используемых в технологических картах:

  1. Задания с наличием образца выполнения;
  2. Задания со вспомогательными вопросами;
  3. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;
  4. Задания с алгоритмическими предписаниями;

Активизации учебной деятельности обучающихся способствуют и следующие приемы,  используемые  в технологических картах:

  1. Ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением параграфа);
  2. Составление таблицы по теоретическому материалу;
  3. Составление схем различного вида;

В условиях самостоятельной работы обучающиеся могут заниматься в индивидуальном режиме. Такая работа активизирует их в том смысле, что все, даже пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто – то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе.

Преподаватель, в зависимости от того, как обучающиеся продвигаются по пути познания учебного материала, может осуществлять индивидуализацию обучения. Сочетание самоконтроля и самооценки обучающегося с контролем преподавателя способствует объективному выявлению причин затруднений и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний. Этап контроля включает индивидуальное собеседование с преподавателем, тестирование.

Продуктивность данной формы работы в том, что обучающиеся овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой по предмету, повышается мотивация учения. При этом важно отметить, что от преподавателя требуется большая дополнительная подготовительная работа.

Технологическую карту можно представить как форму конструирования самостоятельного образовательного процесса обучающихся. Ее сущностной характеристикой является представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий преподавателя и обучающихся. Я придерживаюсь следующей логики конструирования технологических карт:

1 этап – целевой;

2 этап – содержательный;

3 этап - деятельностный;

4 этап – контрольно – регулировочный;

Планирование конечных результатов усвоения учебного материала обучающимися осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора исторических фактов, исторических дат, событий и понятий, составляющих основу практической подготовки обучающихся. Отбор содержания материала каждого раздела и затем разбиение его по темам я осуществляю на основе работы с учебными программами  и стандартами образования.

Далее, в соответствии с целью каждого учебного занятия, определяю методы обучения, формы организации учебно – познавательной деятельности обучающихся, вид контроля и т.д. При этом также учитывается и характер деятельности обучающихся на учебном занятии: репродуктивный, конструктивный, продуктивный. При таком подходе в основу работы обучающихся положена оценка усвоения логического блока в виде «знает»- «умеет» на воспроизводящем уровне, «знает» - «умеет» на конструктивном уровне или «знает» - «умеет» на продуктивном уровне.

Для обучающихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет им видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно – познавательную деятельность  в соответствии со своими возможностями.

Работа по технологическим картам помогает определять индивидуальный смысл изучения истории, ставить собственные цели в изучении темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Считаю, что работа с технологическими картами дает положительный результат, так как обучающийся занимается в индивидуальном режиме, подходящем именно для него. Продуктивность данного опыта заключается в том, что обучающиеся овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, повышается мотивация учения.

Преподаватель, в зависимости от того, как обучающиеся продвигаются по пути познания учебного материала, может осуществлять индивидуализацию обучения. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, развить познавательный интерес, по иному вести занятия, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые современному человеку.

Технологическая карта по обществознанию (образец)

Тема урока

Религия как элемент духовной культуры.

Планируемые результаты.

Обучающиеся получают представление об одной из древних форм культур – религии, узнают о ее формах и видах, их проявлении в истории человечества.

Личностная значимость изучаемого для обучающихся.

Понимание влияния нравственных заповедей на духовное совершенствование человека.

План урока.

1. Актуализация знаний обучающихся.

2. Изучение нового материала.

Религия – источник духовной сферы человеческого общества, самая древняя форма культуры.

Проявление религии в истории человечества.

Политеистические и монотеистические религии.

Особенности мировых религий. Общее и различное у них.

3. Закрепление изученного материала. Дайте определение терминам: религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, политеизм, монотеизм, мировые религии.

Методы обучения.

Проблемный.

Чему учит религия?

Исследовательский. Анализ источников.

Какие общие черты и различия мировых религий?

Формы организации учебной деятельности.

Комбинированный урок. Работа в парах.

Познавательные задания.

Проанализируйте результаты ваших исследований. Как вы думаете, какие общие черты мировых религий? Каковы их различия? Делает ли религия человека более нравственным? Чему учит религия человека?

Организация деятельности обучающихся.

Слушают рассказ преподавателя, работают с текстом учебника, исследуют дополнительные источники информации по мировым религиям, работают в паре и обсуждают результаты, заполняют сравнительную таблицу, анализируют и делают вывод.

Развитие умений обучающихся

Работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, находить общее и различное, анализировать информацию, реализовывать межпредметные связи.

Основные понятия и термины урока.

Религия, политеизм, фетишизм, тотемизм, анимизм, монотеизм, буддизм, ислам, христианство.

Источники информации

Основные: учебник, с. 153-162, 211.
Дополнительные:  философский словарь, Большая советская энциклопедия.

Домашнее задание

Учебник, § 10, выполнить на “5” - задание №6.

Возможны ли жертвоприношения сегодня?

Оценки за урок

4-5 оценок за работу с таблицей.

        

        

Технологическая карта по истории (образец)

Тема: Образование единого русского государства. Падение ордынского ига.

Цель урока: 1. Показать историческую необходимость объединения русских земель в единое государство, закономерность этого процесса, огромное историческое значение освобождения страны от монголо – татарского ига;

2. Охарактеризовать личность русского князя Ивана III, фактически завершившего процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

План урока:

  1. Иван III (анализ текста);
  2. Присоединение земель к Московскому княжеству (работа с текстом учебника);
  3. Падение ордынского ига (работа с  картой);
  4. Дополнительное домашнее задание.

Работа в классе:

  1. Анализ текста: Прочитайте отрывок из «Истории государства Российского» и ответьте на вопрос – Что нового о личности Ивана III вы узнали?

«Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых Богом решать надолго судьбу народов: он есть герой не только Российской, но и всемирной истории… История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезный свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости, но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством».

2.Работа с текстом учебника: Прочитать текст учебника и ответить на вопросы.

А) Какие земли вошли в состав Русского государства?

Б) Какими путями осуществлялось объединение русских земель вокруг Москвы?

В) Почему многие удельные князья добровольно переходили на службу к Великому князю?

Основные даты:

1462 – 1505 – правление Ивана III;

1471 – битва на реке Шелони;

1478 – присоединение Новгорода к Москве;

1480 – стояние на реке Угре, падение ордынского ига;

3.Работа с картой.

А) Найдите на карте границы владений московских князей (к концу правления Дмитрия Донского;  к началу правления Ивана III);

Б) Найдите места событий (стояние на реке Угре;  битва на реке Шелони);

4.Дополнительное домашнее задание (на «4» и «5»): Заполнить таблицу «Хроника объединения земель вокруг Москвы».

Земля

Год присоединения

При каком правителе