Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
коеспекты уроков обществознания в 8 классе по разделу "Социальная сфера общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnaya_sfera.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная сфера.
Урок № 21. Урок-лекция.
Тема урока: Социальная структура. (2ч)
Цель урока: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов и ролей в обществе.
План к теме: 1. Социальная структура общества. 2. Социальный статус личности. 3. Социальная роль.
Понятия: социальная группа, имидж, социальные отношения.
Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Слово учителя. Работа с презентацией.
Общество, как всякая система имеет свое строение, таким образом, социальная структура и есть строение общества. В разные эпохи строение общества было различно. Например, кастовый строй в Индии, или деление людей на сословия в феодальном обществе – все это исторические разновидности социальной структуры. Еще одним понятием, характеризующим строение общества, является понятие социальная стратификация (определение в учебнике параграф 17.) в основу деления людей на классы, сословия положены определенные критерии, которые определяют статус человека- его положение в обществе. К ним относятся: профессия, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства. Социальная структура включает в себя социальные общности, группы и организации. Один человек может входить в несколько групп и организаций. Входя в ту или иную группу и организацию, человек приобретает определенный статус, а также выполняет различные социальные роли. Социальный статус личности – это положение человека в обществе. Социальный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями, влияет на уровень жизни человека, его материальное положение. В наше время существует понятие дресскод, который непосредственно связан с понятием социального статуса. Дресскод – это определенные требования к внешнему виду человека. Таким образом, определить социальный статус человека можно по внешнему виду, одежде и аксессуарам. Прототип дресскода существовал и в древности, например в Древней Индии носить одежду белого цвета могли только служители культа – брахманы. Независимо от социального статуса, люди могут выполнять одни и те же социальные роли, к примеру, социальная роль родителей, детей, учащихся. Социальная роль также дает человеку ряд прав и обязанностей, часть которых закрепляется законом. Элементы социальной структуры существуют во взаимодействии. Это взаимодействие есть социальные отношения – это отношения между людьми или группами людей, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации.
1. ниже перечислены четыре соц.группы. три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
А) дети; Б) пожилые люди; В)мужчины; Г) молодежь.
2. гражданин Б по выходным дням совершает со своим сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует
А) социальную роль; б) социальную норму; в) социальный статус.
3. объясни понятия: имидж, престиж,
3. Мини-Тест. Проверка и закрепление полученных знаний. Учащиеся получают карточки с заданием.
Итог урока. д\з параграф 17.
Урок № 22. Урок изучения нового материала.
Тема урока: Социальная стратификация.
Цель урока: разъяснить учащимся суть современного понимания социальной стратификации, показать ее влияние на поведение людей, образ жизни, доходы.
План к теме: 1. Социальная стратификация и ее составляющие. 2. Что такое классы? 3. Что влияет на образ жизни людей.
Понятия: социальное расслоение, страта, доход, власть, класс, образ жизни.
Ход урока: 1. Орг. момент. Слово учителя.
Термин социальная стратификация ввел в научный оборот американский социолог Питирим Сорокин. Он рассматривает мир как социальную вселенную – некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями людей. В многомерном пространстве выделяется две главные оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной социальной мобильности, ось Y – . П. Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы. Различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Таким образом, социальная стратификация – это разделение общества на слои.
Работа с презентацией.
Экспресс –тест
1. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная
А) стратификация Б) мобильность
2. Формой вертикальной социальной мобильности является
А) постоянное проживание в городе Б) повышение по службе
3. Формой горизонтальной социальной мобильности является
А) переезд из поселка в город В) разжалование офицера в рядовые.
Итог урока. д\з параграф 18. Подготовиться к словарной работе(страта, каста, класс, социальная стратификация, социальная мобильность)
Урок № 23. Урок-практикум.
Тема урока: Богатые.
Цель урока: разъяснить учащимся сущность социального неравенства, показать особенности положения богатых людей в обществе.
План к теме:
- Неравенство – это хорошо или плохо?
- Кто такие богатые люди?
Понятия: приличествующий образ жизни , неравенство, богатство, роскошь.
Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Опросд\з. 3. Словарная работа: страта, каста, класс, социальная стратификация, социальная мобильность.
- Слово учителя. Неравенство – это деление общества на богатых и бедных. Универсальное средство для измерения неравенства являются деньги. В современном обществе существует список самых богатых людей мира, в него входят и наши соотечественники. Богатство определяет наш уровень жизни.
- Работа с презентацией.
- Итог урока. д\з параграф 19. Вопросы.
Урок № 24. Урок изучения нового материала.
Тема урока: Бедные.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями социального положения бедных в обществе.
План к теме: 1. Бедность как экономическое и социальное состояние людей. 2. Кто такие бедные люди?
Понятия: бедность, доход, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, нищета.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Бедность – это социально-экономическое состояние людей. Уровень их жизни крайне низок. Причины бедности многочисленны- это безработица, экономические кризисы в стране, войны, нежелание человека трудиться, алкоголизм. Бедность имеет две категории: абсолютная бедность, когда человек не может удовлетворить даже основные потребности, относительная бедность, когда не поддерживается приличествующий образ жизни. В России бедности подвержены безработные, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, жители деревень.
2. работа с учебником. Учащиеся отвечают на вопросы в конце параграфа 20, выполняют задания практикума.
3. итог урока. д\з написать сочинение на тему «как избежать бедности»
Урок 25-26. Урок изучения нового материала.
Тема урока: Этнос, нации, народности.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи разных народов характеризовать племя, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.
План к теме: 1. Что такое этносы? 2. . Этнообразующие факторы 3. Народности и нации.
Понятия: этнос, нация, народность.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Запись в тетрадь.
Большинство современных обществ включает огромное количество различных этнических групп. Эти общества являются плюралистическими- общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга. Для обозначения группы людей как этноса, необходимы определенные признаки: общее самосознание, кровное родство, единство языка, устойчивая межпоколенная преемственность, общность исторической судьбы. К этносам относятся племена, народности, нации. Нация – это высший исторический тип этноса.
Работа с презентацией.
Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно отвечаю на вопросы в конце параграфа и выполняют практикум.
Итог урока. Оценки. д\з. параграф 20. Подготовить материал на основе информации из СМИ о межнациональных конфликтах.
Урок № 27-28 урок изучения нового материала.
Тема урока: Межнациональные отношения.
Цель урока: познакомить учащихся с сущностью межнациональных отношений , особенностями этнических конфликтов и способами их предотвращения, сформировать уважительное, терпимое отношение к людям иной национальности.
План к теме: 1. Межнациональные отношения и их сущность. 2. Национальные предрассудки и стереотипы. Этноцентризм. 3. Причины этнических конфликтов.
Понятия: межнациональные отношения, Этноцентризм, расизм.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з.
4. экспресс –опрос.
1. устойчивые межпоколенные общности людей (этнос)
2. большая группа людей, проживающих на общей территории, связанных общностью языка, экономической жизни, национальных черт характера и культуры.(нация)
3. неприязнь, ненависть к другим народам. (шовинизм)
4. добровольное сотрудничество разных этнических групп. (интернационализм)
5. общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга.
5. Слово учителя. Записи в тетрадь.
В современном мире живет около 5000 народов, объединенных более чем в 200 государств. Все они вступают в определенные социальные отношения друг с другом. Различают межнациональные отношения внутри одного государства и между нациями –государствами. Ученые выделили результаты взаимодействия этносов. Это этническая миксация, ассимиляция, аккультация.
Предрассудок – это мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Стереотип – устойчивое распространенное представление о чем –либо. Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.
Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреблению человечества. И только уважение к друг другу, соблюдение прав и свобод способствует миру, прогрессу общества.
Причины конфликтов:
- По поводу спорной территории
- Ущемление прав меньшинства
- Из-за насильственного удержания народа в составе другого государства
- Ущемление достоинства личности
Работа с презентацией.
Предотвращение конфликтов:
- Форма компромисса, т.е. соглашение, достигнутое путем взаимных уступок
- Форма экстремизма,т.е. приверженность к крайним взглядам и действиям
- Толерантность, т.е. терпимость во взглядах и оценках, снисходительность в определении мотивации действий отдельного индивида или группы.
Тест по теме «межнациональные отношения» (вопросы теста из материалов ЕГЭ 2010)
- К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести А)создание национально однородных государств; Б) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.
- Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует А) развитию национальной культуры; Б) преодолению национальной ограниченности. А) верно только А Б)верно только Б В) верны оба суждения В) оба суждения неверны
- Вставьте пропущенное слово. «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей 22в результате развития экономических связей возникли _____________».
- Верны ли следующие суждения об этносе? А) естественная предпосылка того или иного этноса- общность территории Б) отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами. А) верно только А; Б) верно только Б; В) верны оба суждения; Г)оба суждения не верны.
- Какой из перечисленных терминов не относится к формам предотвращения межнациональных конфликтов? А) толерантность; Б) компромисс; В)шовинизм.
Итог урока. оценки. д\з параграф 22. Чтение, пересказ.
Урок № 29. Урок изучения нового материала.
Тема урока: конфликты в обществе.
Цель урока: познакомить учащихся с сущностью социального конфликта, разъяснить их разнообразие, сформировать умения анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный способ их разрешения.
План к теме: 1. Что такое конфликт? 2. Виды конфликтов. 3. Способы разрешения конфликтов.
Понятия: конфликт, конфронтация, компромисс, арбитраж, конкуренция.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Записи в тетрадь.
Социальный конфликт –(столкновение), отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов. Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, между которыми возникает противоречие. Объект социального конфликта – это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликты по форме их развития делят на скрытые и открытые. Различают также внутриличностные, межличностные, социальные. Следующие виды: политические , экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические. По способу протекания конфликта различают конфронтацию, соперничество, конкуренция. Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
- Конфликтная ситуация
- Эскалация (нарастание) конфликта
- Спад
- Исход конфликта
- Постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон
Способы разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились: успехом, компромиссом, выходом из конфликта, поражением.
Работа с учебником. Текст стр. 146. «примеры конфликтов.
Выяснить субъекты(стороны) конфликтов, предмет конфликта.
Работа с карточками.
Учащимся предлагаются конфликтные ситуации, которые необходимо разобрать на составляющие и заполнить таблицу:
Причина конфликта | Интересы одной стороны | Интересы другой стороны | Способ разрешения конфликта |
Ситуация 1.
Две ученицы Таня и Оля поссорились из-за оценок. Одна заявила, что родители Оли дали взятки всем учителям и потому ей всегда ставят хорошие оценки. Таня же получает плохие оценки,иза-за того, что к ней «придираются».
Ситуация 2.
Директор фирмы вложил большую сумму денег в коммерческий банк, который потерпел крах. В результате он не смог выплатить рабочим з\п за три месяца. Работники стали требовать выполнения обязательств. Между ними и работодателем разгорелся конфликт.
Итог урока. Оценки. д\з параграф 23, вопросы.
Урок № 30. Урок изучения нового материала.
Тема урока: Семья.
Цель урока: разъяснить учащимся, что представляет семья в обществе людей, каков ее жизненный цикл,как строятся взаимоотношения в семье, причины разводов.
План к теме: 1Что такое семья? 2. Жизненный цикл семьи. 3. Распад семьи.
Основные понятия: семья, брак, развод.
Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Записи в тетрадь.
Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические. Специфические: рождение детей, содержание детей и первичная социализация. Неспецифические связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства. Функции семьи как социального института:
- Эмоционально-психологическая (общение, формирование чувства защищенности)
- Социально-воспитательная (воспитание, образование)
- Статусная функция (наделение наследственными статусами: национальность, религия)
- Репродуктивная
- Экономическая
- Досуговая
Формирование семьи.
Этапы добрачного поведения: знакомство, первое свидание, ухаживание, сватовство, помолвка.
Жизненный цикл семьи: рождение первого ребенка, рождение последнего ребенка, уход из семьи первого ребенка, создавшего свою семью, уход последнего ребенка, смерть или развод супругов.
Брак – получивший признание и одобренный со стороны общества союз двух людей.
Нуклеарная семья – состоит из двух взрослых людей, живущих вместе, ведущих собственное домашнее хозяйство и имеющих своих или приемных детей. Расширенная (традиционная) семья- группа людей, состоящая из трех или более поколений, живущих либо вместе, либо в непосредственной близости друг от друга.
Причины развода.(обсуждение). Работа с текстом параграфа.
Итог урока. д\з параграф 24. Вопросы. Практикум.
Урок № 31.контрольно-обобщающее занятие по теме «Социальная сфера общества»
Цель урока: систематизировать знания по теме «Социальная сфера общества», осуществить диагностику уровня знаний и умений по данной теме.
Ход урока: 1.орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. 3. Работа с тестовыми заданиями.
Тест по теме «Социальная сфера общества» тест составлен на основе заданий ЕГЭ 2010.
- Ниже перечислены социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
А) мужчины Б) дети В) пожилые люди Г) молодежь
2. К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести
А)создание национально однородных государств; Б) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.
3. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная
А) стратификация Б) мобильность
4.Формой вертикальной социальной мобильности является
А) постоянное проживание в городе Б) повышение по службе
5. Формой горизонтальной социальной мобильности является
А) переезд из поселка в город В) разжалование офицера в рядовые.
6. основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью- это
А) род Б) семья В)сословие
7. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует А) развитию национальной культуры; Б) преодолению национальной ограниченности. А) верно только А Б)верно только Б В) верны оба суждения В) оба суждения неверны
8.Вставьте пропущенное слово. «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей 22в результате развития экономических связей возникли _____________».
9. гражданин Б по выходным дням совершает со своим сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует
А) социальную роль; б) социальную норму; в) социальный статус.
10 впиши термины, соответствующие данным определениям.
1. устойчивые межпоколенные общности людей _______________
2. большая группа людей, проживающих на общей территории, связанных общностью языка, экономической жизни, национальных черт характера и культуры._______________
3. неприязнь, ненависть к другим народам. _______________
4. добровольное сотрудничество разных этнических групп. ____________
5. общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга.___________________________________________________________________________
ФИО ___________________________ оценка___________дата______________________
Урок 32. Урок –повторения за курс 8 класса (по темам «Общество и человек» и «Социальная сфера общества» )