Дискуссионный клуб
Мастер-класс по созданию и работе дискуссионного клуба в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnyy_klub.ppt | 902 КБ |
dis._klub.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Тот, кто возражает мне, пробуждает у меня не гнев, а внимание: я предпочитаю того, кто противоречит мне и тем самым учит меня. Общим делом и его и моим должна быть истина”. Мишель Монтень Девиз клуба:
Актуальность Дискуссионного клуба Работа в Дискуссионном клубе создаёт условия для формирования нравственных норм и мировоззренческой позиции школьника Это возможность раскрыть свой личностный потенциал Возможность развить ключевые компетенции: исследовательские, социально-личностные, коммуникативные.
Цели мастер-класса Научить приёмам организации и проведения внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме
Что такое дискуссия? Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.
Принципы организации дискуссии Корректность поведения выступающих Установление регламента ( не более 5 минут) Полная включенность в дискуссию, участие каждого учащегося в ней
Правила ведения дискуссии 1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы, это поможет вам прислушиваться к мнению других. 2. Выражайте свое мнение свободно, но кратко, дайте возможность высказаться другим. 3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят. 4. Уважайте чужое мнение, будьте терпимы и внимательны к тому, что говорят другие. Не говорите: «Вы не правы», а только: «Я с вами не согласен». 5. Взвешивайте утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умейте ценить опыт других. 6. Старайтесь рассмотреть проблему основательно, вникая в ее суть. Не спорьте об очевидном — вы потеряете время. 7. При возникновении разногласий не прерывайте дискуссию. Изучите разногласия, ищите точки соприкосновения, стремитесь к компромиссу. Никогда не переходите на личности. 8. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
Алгоритм организации заседания клуба по гражданско-патриотической проблематике в форме дискуссии. 1 этап – выбор и обоснование темы; 2 этап- выработка правил проведения дискуссии; 3 этап- определение цели и задач занятия; 4 этап- отбор содержания; 5 этап- информация о заседании клуба по выбранной теме; 6 этап- организационные мероприятия; 7 этап- непосредственное проведение дискуссии 8 этап- подведение итогов, рефлексия
Внимание! ___2011 года мы будем рады приветствовать вас, друзья, в сообществе "Дискуссионный клуб Планета 162» Здесь Вы можете с интересом провести время, узнать много нового, развить некоторые качества: критически мыслить, уметь смотреть на вещи с разных точек зрения, логически выстраивать аргументацию, убеждать, представлять и отстаивать свою точку зрения. Вас ждёт встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками событий в Афганистане и Чечне, с выпускниками школы, выбравшими своей профессией- профессию защищать Родину, с которыми вы сможете обменяться мнениями по теме: «Что значит служить России?»
Подведение итогов Что для вас было самым важным в этом мероприятии? Что значит для вас служить России?
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме «Организация дискуссионных мероприятий гражданско-патриотической направленности в рамках внеклассной работы по истории».
Разработали: учителя истории высшей категории Иванова М.Р., Алексеева Е.А.
Актуализация. Выше уже было сказано о такой форме внеклассной работы. Мы предлагаем мастер-класс именно по этой теме потому, что, с одной стороны, данная форма представляет собой наибольшие затруднения для учителей, а, с другой стороны, именно она, на наш взгляд, способствует формированию активной гражданской позиции, позволяет приобретать позитивный социальный опыт, что является важнейшими составляющими понятия гражданина, патриота.( краткая информация о Дис. Клубе школы ) В нашей школе дискуссионный клуб по историческим проблемам был создан по инициативе самих старшеклассников.
Цель: научить приёмам организации и проведения внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме ( Дискуссионный клуб).
Ещё древние индийские мудрецы говорили, что мастер не учит, а создаёт ситуации. Именно в роли такого мастера мы будем выступать сегодня. Наш мастер-класс будет проходить в активном режиме, поэтому мы надеемся на вашу поддержку, активность и высокий темп работы.
И так, с чего начать?(вопрос аудитории)
I этап – выбор темы.
Как бы вы определили тему предстоящей дискуссии, из чего бы исходили?(диалог с аудиторией)
Конечно же из того, в первую очередь, что интересно ребятам, что их волнует и является актуальным на данном этапе. С этой целью проводится мозговой штурм, в ходе которого предлагаются ребятами проблемные вопросы и из их числа выбирается самый интересный и лучший или идёт привязка к ключевым датам и событиям, связанным с историей нашей страны. Т.О. определяется тематика обсуждаемых проблем на занятиях дискуссионного клуба.
Этим приёмом мы повышаем мотивацию у школьников к участию и организации данного мероприятия.
IIэтап – выработка правил и алгоритма проведения дискуссии.
Прежде чем приступить непосредственно к дискуссии, какие знания по данному вопросу нам необходимы? ?(диалог с аудиторией)
- что такое дискуссия?
- Каковы правила ведения дискуссии?
- алгоритм проведения дискуссии.
Этим приёмом мы формируем умения, необходимые для эффективного проведения дискуссии.
III этап - отбор содержания
На ваш взгляд, кто должен отбирать содержание: педагог, ученик или совместно?
Совместными усилиями тему определили. Предлагаем аудитории дискуссию по теме: «Что значит служить России?»
Следующий шаг - определение цели и задач. Давайте сделаем это совместно. 3 мин.
Цель: понимание учениками необходимости служения своей Родине.
Задачи: 1. Познакомить с примерами из истории беззаветного служения Отчизне
2. Познакомить с понятиями долг, честь, патриотизм, гражданин
Какое количество вопросов должно быть выдвинуто для обсуждения?
Составьте вопросы, которые будут служить для реализации нашей цели .
Примерные вопросы:
- Как вы понимаете, что значит служить России?
- Быть гражданином и служить России – это одно и то же или нет?
- Какие примеры служения Отечеству из истории России вы можете привести? Обоснуйте своё мнение.
- В Конституции Р.Ф., ст.59 говорится, что Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Как нынешняя молодёжь относится к службе в армии?
- В последнее время растёт отток умов из России за границу. Что надо сделать, чтобы для каждого человека стало главным служение своей Родине?
Этим приёмом мы развиваем у обучающихся аналитические, коммуникативные умения, актуализируем исторические знания.
Работа с аудиторией: Какие ещё этапы должны предшествовать заседанию дискуссионного клуба?
IV этап – размещение информации о заседании дискуссионного клуба ( Тема и вопросы для обсуждения).
Задание аудитории: придумать рекламу заседания Д.К.
V этап - организационные мероприятия
Кого бы вы пригласили для участия в дискуссионном клубе и почему (обосновать)
Как будет оформлен зал?( эпиграф, изречения, иллюстрационные плакаты и т.д.
Музыкальное оформление
Мультимедийная презентация, отрывки из к/ф «Офицеры», «А зори здесь тихие» , «Гардемарины, вперёд»
VI этап Организация и ведение дискуссии
В чём будет заключаться миссия учителя истории?
Необходимо предусмотреть неожиданные повороты и быть готовым к экспромту
при проведении дискуссии всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука (смерть дискуссии!) - от этого не застрахован никто. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо предпринять ряд профилактических мер.
Ведущий
Во-первых, нужен ведущий, а в некоторых случаях - двое ведущих. Задача ведущего - направлять ход дискуссии. Для этого недостаточно составить список выступающих и предоставлять им по очереди слово. Ведущий должен делать гораздо больше:
· заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые каждому участнику раздаются заранее и которые зачитываются вслух в начале каждого заседания Либерального Клуба,
· строго соблюдать пробило "трех минут" (в исключительных случаях больше), используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;
· выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы,
· задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался,
· снимать излишние обострения в ходе дискуссии;
· повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;
· стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина («милиционер рождается»);
· а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.
Ведущий может - однако не обязательно - принадлежать к той же возрастной группе, что и участники.
VII этап – подведение итогов. Рефлексия.
Работа с аудиторией:
Какие вопросы должны звучать в финале?
Что для вас было самым важным в этом мероприятии?
Что для вас значит «служить России»?
Т.О. в ходе дискуссии мы погружаем учащихся в решение реальных проблем, формируем на примерах из истории нравственные идеалы, активную жизненную позицию.
И так, наш мастер- класс подошёл к концу, в ходе которого мы учились приёмам организации и проведения заседания дискуссионного клуба на гражданско - патриотическую тему.
Заключение. Презентация копилки сценарием мероприятий по внеклассной работе по гражданско-патриотическому воспитанию.