Проект "Спешите делать добро"
В последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. И в этой атмосфере душевной черствости растут наши дети. Настоятельная необходимость борьбы за детские души сегодня ясна всем. Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь это наш след в жизни. У Расула Гамзатова есть такие слова: «Мы родились, чтобы оставить след. Дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверное, пришло время задуматься над этим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinova_a.n._mbou_soshch_no12_g.vyksa_innovacionnyy_razrabotka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Блинова А.Н. МОУ СОШ №12 г. Выксы. Лучшая инновационная разработка.
МОУ средняя общеобразовательная школа №12 г. Выксы
Конкурс
«За нравственный подвиг учителя»
Конкурсное направление:
«Лучшая инновационная разработка года».
Название работы: «Спешите делать добро».
Информация об авторе работы:
Дата и место рождения 10 февраля 1980 г. Выкса
Адрес места жительства, телефоны, e-mail: 607061 г.
Выкса, ул. Чкалова, 10-5, дом. тел.: 883177-6-18-21, раб.
Тел. 883177-3-42-23, сот. 89290426594,
vyksask12d@yandex.ru
Место работы или род занятий МОУ СОШ №12
г. Выксы, учитель истории, социальный педагог.
Выкса
2011г.
Социальный проект: «Спешите делать добро».
Цели проекта:
Обучающие:
- обсудить всеобщую значимость моральных ценностей, необходимость развития морально- ценностных ориентаций.
Развивающие:
- совершенствовать навыки исследовательской работы;
- развивать у учащихся умение и желание сотрудничать с людьми;
- развивать умения выделить нужное из большого потока информации;
- развивать воображение, научить творчески мыслить;
- развивать способности соотносить свои ценности с общечеловеческими;
- формирование активной жизненной позиции.
Воспитывающие:
- воспитание чувства доброты, милосердия, сострадания.
Планируемый результат: создание активной группы, осуществляющей подготовку и проведение задуманных мероприятий.
Этапы осуществления проекта:
- Классный час. Добро и его роль в жизни современного человека.
- Проведение социологического опроса среди учащихся школы.
- Подготовка календаря добрых дел.
- Осуществление запланированных мероприятий.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
«Из всех наук, которые человек должен
знать, главная наука есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла, как
можно больше добра».
Л. Толстой.
Социально-педагогические технологии духовно-нравственного воспитания направлены на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности, духовно-нравственному развитию должны подвергаться общественные отношения в окружающей человека социальной среде; она должна быть гуманной по отношению к человеку, нравственной по своим качественным характеристикам, духовной по направленности функционирования. Социально-педагогические технологии духовно-нравственного развития детей обеспечивают взаимодействие личности и социума, ее активное включение в него с целью позитивного преобразования на основе духовно-нравственных критериев человеческой деятельности.
В основу социального проектирования положен метод проектов.
Проектные технологии, как правило, обладают ярко выраженным общественным характером духовно-нравственного воспитания и применяются с целью реализации различных социальных проектов.
Социальные проекты дают возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества и позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно. Ведь он сам организует себя, сам планирует результаты, получает их и, сравнивая с предполагаемыми, планирует новые, самостоятельно находит пути решения проблемы. Продукт социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать личную трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения). И эффект данного реше ния должен быть достаточно очевиден для внешнего оце нивания.
Основная цель организации проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать условия в классе для поддержки детской инициативы, а также получение и осознание опыта социально значимой деятельности; разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности под ростков и взрослых.
В ходе проектной деятельности учащиеся:
- формируют культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
- учатся приемам преодоления проблем в общении,
- формируют нравственную культуру миропонимания;
- осознают значимость нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитывают доброе отношение к родителям, к окружающим людям, сверстникам; добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
- учатся нести полную ответственность за свой выбор.
1 этап.
Тема: Добро и его роль в жизни современного человека.
Направление: нравственный классный час.
Класс: 10 класс.
Ход классного часа.
Слово учителя:
- Возьмитесь за руки, закройте глаза. Что или кого вы представляете при произнесении слова «добро»? (ресурсный круг)
- Обсуждение.
В последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реалии сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, приласкать, послушать друг друга. И в этой атмосфере душевной черствости растут наши дети. Настоятельная необходимость борьбы за детские души сегодня ясна всем. Наша жизнь – сложная цепь поступков собственных, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь это наш след в жизни. У Расула Гамзатова есть такие слова: «Мы родились, чтобы оставить след. Дом или тропинку, дерево или слово». Сегодня, наверное, пришло время задуматься над этим.
Социальный прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.
Поэтому сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние»…
Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы.
Когда-то очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет, прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение перед жизнью».
«Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств».
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.
- Учащиеся делятся на группы, в которых после обсуждения дают определения основных понятий. «Добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…» - Давайте обсудим пословицы о добре (подбираются учащимися заранее)
- Например, «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
- Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
- Например,
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Помни: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Слово учителя:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети».
Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог, огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, но глубокий след оставляет. Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости. Умейте чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой. А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь (говорить)
Д – добро
Ж – жить
З – земля
Л – люди
М – мыслите
Т – творить
Старая азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь
2 этап.
Проведение анкетирования учащихся МОУ СОШ №12. Анализ анкет. Проведение социологического опроса.
Существует три понятия доброты.
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Учащиеся проводят анкету «Добрый ли вы человек?»
1) У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2) Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3) Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4) Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5) Любите ли вы злые шутки?
6) Вы злопамятны?
7) Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8) Умеете ли на практике применять свои способности?
9) Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10) Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11) Вы охотно выполняете просьбы?
12) Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Результаты анкеты:
А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…
Опрос учащихся:
- Как своими силами мы можем сделать добрые дела?
- Для кого?
- В какой форме?
3 этап:
Анализ полученных на втором этапе результатов. Составление календаря добрых дел. Результаты анкетирования учащихся по классам отдаются классным руководителям для корректировки воспитательной работы.
Пример (возможны иные формы):
- Концерт для пенсионеров Дома милосердия.
- Концерт ко дню пожилого человека.
- Поздравление учителей вышедших на пенсию ко дню учителя.
- Праздник, посвященный дню матери.
- Акции внимания и памяти ко дню Победы.
4 этап:
Подготовка и осуществление задуманного.
Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья
Быть человеком – значит быть добрым,
К людям внимательным и скромным
Быть человеком – значит быть выше,
В слове – вернее, в помыслах – чище
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики, шок и встряску
Маленький ты или с чинами –
Все перед богом равны мы с вами
Злу на свете нет оправданья:
Сколько оно приносит страданья
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку.
Чтоб выполнять их от века до века
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам вашим и будет.
Литература:
1. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995.
9. Афоризмы по иностранным источникам. - М.: Просвещение, 1972.
10. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
11. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.