РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Предварительный просмотр:
Развитие исторической науки
- Мифология
Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники. Проблема соотношения истории (как науки) и мифа наиболее важна также для эпохи, когда начинают появляться первые исторические описания, но ещё продолжают господствовать старые мифопоэтические схемы и соответствующие тексты, преимущественно космологического содержания. Однако миф относится к туманному прошлому, когда мир выглядел совсем иначе, чем теперь; легенда же, напротив, имеет дело с историческими персонажами; она относится к определённому месту и племени, связана с событиями, обладающими актуальной ритуальной или социальной значимостью. Ранние образцы исторических трудов возникли как жанр повествовательной литературы, теснейшим образом связанной с эпосом, мифологические основы которого не вызывают сомнений
- Древняя Греция
Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 гг. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 гг. до н.э.
- Древний Восток
В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 гг. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.
- Средние века
Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием христианства. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430 гг.). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594 гг.) и Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096гг. ). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства».
На Руси в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.
Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.
- Новое время
В эпоху Нового времени западноевропейские историки отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира. Итальянский философ, один из основоположников историзма Джамбаттиста Вико (1668-1774 гг.) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и идею просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука Нового времени оставалась на идеалистических позициях. Они объясняли ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Франсуа Гизо (1787-1874 гг.), Огюстен Тьерри (1795-1856 гг.), Франсуа Минье (1796-1884 гг.), создавшие буржуазную теорию классовой борьбы. В XIX в. немецкие историки Фридрих Шлоссер (1776-1861 гг.) и Вильгельм Онкен (1838—1905 гг.) создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).
Исторический метод подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавал Георг Вильгельм Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы (природу, общество, мышление) объективной действительности.
В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» Василия Никитича Татищева (1686-1756 гг.), «История Российская» Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799 гг.) в 20 книгах.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Николая Ивановича Костомарова (1817-1885 гг.) и «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.).
- Новейшее время
Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975 гг.), американца Уолта Ростоу (1916-2003 гг.), Макса Вебера (1864-1920 гг.), Марка Блока (1886-1944 гг.), Элвина Тоффлера (р. 1928) и др.
Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1860-1933 гг.), Михаил Николаевич Покровский (1868-1932 гг.), Евгений Викторович Тарле (1876-1955 гг.), Василий Васильевич Струве (1889-1965 гг.) и др.