Проектная деятельность в организации работы по патриотическому воспитанию.
Данная статья посвящена созданию проетов во внеурочной работе с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в организации работы по патриотическому воспитанию.
Автор Бадзагуа Е.А., учитель истории и обществознания МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»
«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах»
Д.С.Лихачев.
Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема патриотического воспитания. В арсенале учителя много средств, позволяющих построить процесс патриотического воспитания эффективно и интересно. Одним из таких подходов к формированию моральной личности школьника является забота о его систематическом патриотическом образовании, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям нравственных знаний.
Для полноты картины освоения учащимися основных патриотических ценностей в классном коллективе, где я являюсь классным руководителем, был проведен мониторинг. Ребятам было предложено ответить на вопрос: « Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»? Обращает на себя внимание факт, 72% учащихся затруднились ответить на этот вопрос; 10% ответили, что это слово вызывает у них чувство гордости за историю, культуру, традиции; 18 % учащихся высказали безразличие.
Анкета №1.
«Слово «Родина» вызывает чувство…»
- Любви к своему народу
- Гордости за свой народ
- Уважения к своей стране
- Сострадания к своему народу
- Гордости за историю, культуру, традиции
- Унижения и позора
- Готовности отдать жизнь за свою Родину
- Безразличие
- Другое
Используя результаты данного исследования, я разработала программу патриотического воспитания «Мы – патриоты» на 2007 – 2012 учебные годы на основании авторской программы И.Н. Сергеевой. Цель программы – формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Предполагаемые результаты программы:
- Формируется патриотическое сознание.
- Обогащаются знания об истории и культурных традициях родной страны.
- Школьники получают опыт исследовательской и поисковой работы.
Программа состоит из 4-х разделов:
- Мир народной культуры.
- Символы России.
- Быть достойным.
- Мы пишем историю.
В 6-ом классе мы с ребятами работали по первом разделу программы «Мир народной культуры». Одной из форм работы были классные часы: «Русский народ и его истоки», «Девичья коса – русская краса», «Хороша кашка, да мала чашка», «Русский конь – всем коням конь» и др. Например, при проведении классного часа «Хороша кашка, да мала чашка», ребята знакомились с историей создания русской кухни и американской. Именно с этого времени я начала вводить элементы проектной деятельности. Дети были поделены на две группы. Каждая группа защищала свою кухню. Были даже приготовлены традиционные блюда России и Америки. Детям было предложено попробовать блины и гамбургеры, затем ребята стали высказывать свои мнения. В итоге был сделан вывод о вкусности и полезности русской кухни.
Также мною с детьми была проведена в школе викторина, посвященная русским ремеслам «Русские чудеса». При подготовке к этому мероприятию я продолжала использовать групповую форму работы с классом. Дети изучали историю русских ремесел, готовили выставку рисунков, сочинений. Отдельно была организована выставка ремесел.
Работа в 7- ом классе строилась по разделу «Символы России». Основными формами этого направления являлись тематические часы: «О чем рассказывает наш герб», «Торжественная песнь», «Наша Москва – всей стране голова», «Государевы знамёна». Были организованы и проведены игра «Счастливый случай» и музыкально-литературная композиция «Люблю тебя, Петра творенье». Этот год был объявлен и годом семьи, и мы не смогли не посетить нашего земляка Евстафьева Александра Ермолаевича – отца многодетного семейства. Впервые ребята стали заниматься исследовательской и поисковой работой. Класс опять был разбит по группам: одна группа собирала информацию о Евстафьеве А.Е. и его семье, ребята из другой группы изучали семейный архив, дети из третьей группы оформляли печатную работу. Итогом проделанной работы стало выступление ребят на районной краеведческой конференции.
В 2010 году все мировое сообщество отмечало 65-летие со дня победы советского народа над фашистской Германией. Следовательно, в 8 – ом классе работа по патриотическому воспитанию велась в изучении истории родного края и России. Были проведены классные часы: «Дети – герои», «История одного памятника», «Битва за Москву». В этом году мои дети провели исследовательскую работу об истории создания памятника погибшим воинам в поселке Сычево. Изучая данную тему, мы выяснили, что в нашей школе в 70-80-х гг XX века работал поисковый отряд. Благодаря ему, были найдены останки 45-ти погибших воинов, которые и захоронены в братской могиле. С родственниками четверых погибших воинов велась переписка, а родные Панчурина Егора Федоровича приезжали к нам в гости посетить могилу героя. Продуктом деятельности учащихся стала работа «История подвига».
В этом году мои учащиеся начали оказывать волонтерскую помощь ветеранам войны и труда.
Но я считаю, что одимн из самых эффективных способов работы в патриотическом воспитании – проектная деятельность. В прошлом году наша школа отмечала 45-летие со дня ее основания. Мои подопечные пробовали себя в журналистской деятельности: брали интервью, писали эссе, работали над выступлением на школьной конференции с темой «Школа, в которой уютно всем». Конечным результатом проекта стала книга о школе. Авторами глав этой книги-«Выпускники школы – учителя», «История школьной пионерской организации», «Педагоги – ветераны», «Выпускники школы – участники боевых действий»- стали ученики моего класса.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы над проектом «Дети войны».
Цель проекта - изучить жизнь детей во время Великой Отечественной войны на примере биографии Лупик Валентины Яковлевны, которая являлась узником трудового лагеря фашистов в Австрии, и пополнить музейный фонд школы материалами исследования.
Проблемность проекта заключается в том, что в наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания современной молодежи.
Технологическая карта проекта.
I. Подготовительный этап – этап целеполагания, определения источников информации и способов её сбора, определения способа представления результатов. Мы выяснили, что у ученика нашего класса Лупика Никиты его бабушка во время войны находилась в концлагере, отсюда и родилась идея нашего проекта.
II. Основной этап – поиск необходимой информации. На этом этапе работа велась по группам.
1 группа – исследовательская. Ребята из этой группы брали интервью у Лупик Валентины Яковлевны.
2 группа – информационная. Её работа заключалась в изучении семейного архива Лупик В.Я., исторических документов и литературе, посвященной Великой Отечественной войне.
3 группа – творческая. Участники данной группы занимались оформлением печатной работы и монтажом фильма.
III. Заключительный этап – этап защиты проекта. Итогом работы над данным проектом стало выступление учащихся на районной краеведческой конференции и презентация фильма «Дети войны».
Данный фильм я предоставляю вашему вниманию.
В этом году мы продолжим исследовательскую и журналистскую работу по данной программе. К 70-летию битвы под Москвой учащиеся работают над новыми проектами: «Война в истории моей семьи», «Героические страницы истории поселка»
Считаю, что работа, проделанная мною, имеет положительные результаты. В мае прошлого учебного года снова было проведено анкетирование учащихся класса. Ребята опять отвечали на вопрос: « Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»? При подведении итогов было выявлено, что у 73% учащихся слово «Родина» вызывает чувство гордости за историю, культуру, традиции. 20% опрошенных относятся с уважением к своей стране. И лишь 7% школьников затруднились дать ответ.
Работу по патриотическому воспитанию учащихся класса планирую продолжать. Верю, что все мои ребята пройдут проверку действием и смогут стать настоящими патриотами.
Список литературы.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты». Москва, 2006.
- Бартеньев В.А. «Патриотический клуб «Память». Волгоград, 2008.
- Клочкова И.Н., Энсани Р.Ш. «Государственные символы России: история и современность». Волгоград, 2009.
- Научно-методический журнал// И.Н. Сергеева. «Педагогический поиск», 2010. № 3.