Проектная деятельность в организации работы по патриотическому воспитанию.

 Данная статья посвящена созданию проетов во внеурочной работе с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в организации работы по патриотическому воспитанию.

Автор Бадзагуа Е.А., учитель истории и обществознания МОУ «Сычевская средняя общеобразовательная школа»

 

«Народ не должен терять своего нравственного авторитета ни при каких обстоятельствах»
Д.С.Лихачев.

    Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема патриотического воспитания. В арсенале учителя много средств, позволяющих построить процесс патриотического воспитания эффективно и интересно. Одним из таких подходов к формированию моральной личности школьника является забота о его систематическом  патриотическом образовании, т.е. введение обязательного последовательного сообщения детям нравственных знаний.

    Для полноты картины освоения учащимися основных патриотических ценностей в классном коллективе, где я являюсь классным руководителем, был проведен мониторинг. Ребятам было предложено ответить на вопрос: « Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»? Обращает на себя внимание факт,  72% учащихся затруднились ответить на этот вопрос; 10% ответили, что это слово вызывает у них чувство гордости за историю, культуру, традиции; 18 % учащихся высказали безразличие.

Анкета №1.

«Слово «Родина» вызывает чувство…»

  1. Любви к своему народу
  2. Гордости за свой народ
  3. Уважения к своей стране
  4. Сострадания к своему народу
  5. Гордости за историю, культуру, традиции
  6. Унижения и позора
  7. Готовности отдать жизнь за свою Родину
  8. Безразличие
  9. Другое

  Используя результаты данного исследования, я разработала программу патриотического воспитания «Мы – патриоты»  на 2007 – 2012 учебные годы на основании авторской программы И.Н. Сергеевой.  Цель программы – формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.

Предполагаемые результаты программы:

  1. Формируется патриотическое сознание.
  2. Обогащаются знания об истории и культурных традициях родной страны.
  3. Школьники получают опыт исследовательской и поисковой работы.

  Программа состоит из 4-х разделов:

  1. Мир народной культуры.
  2. Символы России.
  3. Быть достойным.
  4. Мы пишем историю.

   В 6-ом классе мы с ребятами работали по первом разделу программы «Мир народной культуры». Одной из форм работы были классные часы: «Русский народ и его истоки», «Девичья коса – русская краса», «Хороша кашка, да мала чашка», «Русский конь – всем коням конь» и др. Например, при проведении классного часа «Хороша кашка, да мала чашка», ребята знакомились с историей создания русской кухни и американской. Именно с этого времени я начала вводить элементы проектной деятельности. Дети были поделены на две группы. Каждая группа защищала свою кухню. Были даже приготовлены традиционные блюда России и Америки. Детям было предложено попробовать блины и гамбургеры, затем ребята стали высказывать свои мнения. В итоге был сделан вывод о вкусности и полезности русской кухни.

    Также мною с детьми была проведена в школе викторина, посвященная русским ремеслам «Русские чудеса». При подготовке к этому мероприятию я продолжала использовать групповую форму работы с классом.  Дети изучали историю русских ремесел, готовили выставку рисунков, сочинений. Отдельно была организована выставка ремесел.

  Работа в 7- ом классе строилась по разделу «Символы России». Основными формами этого направления являлись тематические часы: «О чем рассказывает наш герб», «Торжественная песнь», «Наша Москва – всей стране голова», «Государевы знамёна».  Были организованы и проведены игра «Счастливый случай» и музыкально-литературная композиция «Люблю тебя, Петра творенье». Этот год был объявлен и годом семьи, и мы не смогли не посетить нашего земляка Евстафьева Александра Ермолаевича – отца многодетного семейства. Впервые ребята стали заниматься исследовательской и поисковой работой. Класс опять был разбит по группам: одна группа собирала информацию о Евстафьеве А.Е. и его семье, ребята из другой группы изучали семейный архив, дети из третьей группы оформляли печатную работу. Итогом проделанной работы стало выступление ребят на районной краеведческой конференции.

  В 2010 году все мировое сообщество отмечало 65-летие со дня победы советского народа над фашистской Германией. Следовательно, в 8 – ом классе работа по патриотическому воспитанию велась в  изучении истории родного края и России. Были проведены классные часы: «Дети – герои», «История одного памятника», «Битва за Москву». В этом году мои дети провели исследовательскую работу об истории создания памятника погибшим воинам в поселке Сычево. Изучая данную тему, мы выяснили, что в нашей школе в 70-80-х гг  XX века работал поисковый отряд. Благодаря ему, были найдены останки 45-ти погибших воинов, которые и захоронены в братской могиле. С родственниками четверых погибших воинов велась переписка, а родные Панчурина Егора Федоровича приезжали к нам в гости посетить могилу героя. Продуктом деятельности учащихся стала работа «История подвига».

  В этом году мои учащиеся начали оказывать волонтерскую помощь ветеранам войны и труда.

      Но я считаю, что одимн из самых эффективных способов работы в патриотическом воспитании – проектная деятельность.  В прошлом году наша школа отмечала 45-летие со дня ее основания. Мои подопечные пробовали себя в журналистской деятельности: брали интервью, писали эссе, работали над выступлением на школьной конференции с темой «Школа, в которой уютно всем». Конечным результатом проекта стала книга о школе. Авторами глав этой книги-«Выпускники школы – учителя», «История школьной пионерской организации», «Педагоги – ветераны», «Выпускники школы – участники боевых действий»- стали ученики моего класса.

    Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы над проектом «Дети войны».

   Цель проекта - изучить жизнь детей  во  время  Великой Отечественной войны на примере биографии Лупик Валентины Яковлевны, которая являлась узником трудового лагеря  фашистов в Австрии, и пополнить музейный фонд школы материалами исследования.

Проблемность проекта заключается в том, что в наше время в моде другие герои и ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания современной молодежи.

Технологическая карта проекта.

I. Подготовительный этап – этап целеполагания, определения источников информации и способов её сбора, определения способа представления результатов. Мы выяснили, что у ученика нашего класса Лупика Никиты его бабушка во время войны находилась в концлагере, отсюда и родилась идея нашего проекта.

II. Основной этап – поиск необходимой информации. На этом этапе работа велась по группам.

1 группа – исследовательская. Ребята из этой группы брали интервью у Лупик Валентины Яковлевны.

2 группа – информационная. Её работа заключалась в изучении семейного архива Лупик В.Я., исторических документов и литературе, посвященной Великой Отечественной войне.

3 группа – творческая. Участники данной группы занимались оформлением печатной работы и монтажом фильма.

III. Заключительный этап – этап защиты проекта. Итогом работы над данным проектом стало выступление учащихся на районной краеведческой конференции и презентация фильма «Дети войны».

   Данный фильм я предоставляю вашему вниманию.

  В этом году мы продолжим исследовательскую и журналистскую работу по данной программе. К 70-летию битвы под Москвой учащиеся работают над новыми проектами: «Война в истории моей семьи», «Героические страницы истории поселка»

   Считаю, что работа, проделанная мною, имеет положительные результаты. В мае прошлого учебного года снова было проведено анкетирование учащихся класса. Ребята опять отвечали на вопрос: « Какие чувства у вас вызывает слово «Родина»? При подведении итогов было выявлено, что у 73% учащихся слово «Родина» вызывает чувство гордости за историю, культуру, традиции. 20% опрошенных относятся с уважением к своей стране. И лишь 7% школьников затруднились дать ответ.

   Работу по патриотическому воспитанию учащихся класса планирую продолжать. Верю, что все мои ребята пройдут проверку действием и смогут стать настоящими патриотами.

       

 

Список литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы – патриоты». Москва, 2006.
  2. Бартеньев В.А. «Патриотический клуб «Память». Волгоград, 2008.
  3. Клочкова И.Н., Энсани Р.Ш. «Государственные символы России: история и современность». Волгоград, 2009.
  4. Научно-методический журнал// И.Н. Сергеева. «Педагогический поиск», 2010. № 3.