Симфоническое развитие музыкальных образов
Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_muzyke_6_klass_simfonicheskoe_razvitie_muzykalnyh_obrazov.pptx | 2.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эти композиторы жили в одной стране? Нет. Чайковский – Россия, Моцарт – Австрия. Они жили в одну и ту же эпоху? Нет Моцарт жил в 18 веке, а Чайковский – в 19 веке. Почему мы начали урок с эпиграфа Чайковского о Моцарте? Мы будем рассматривать их творчество во взаимосвязи между произведениями. Сформулируем тему урока:
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист -виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще импровизировал. Пётр Ильич Чайковский (1840-1893 ). Российский композитор. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений.
Моцарт и Чайковский… Великие имена. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы…
Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, очищение души.
Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты и гармонии: «По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было… По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно»
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда приближаясь к стилю Моцарта, или используя темы его произведений.
Сюита; Симфония; Концерт; Опера; Струнный квартет; Ансамблевая музыка (Вариации на тему рококо); «Детский альбом». Жанры и произведения:
Подлинный памятник великому композитору стала оркестровая сюита №4 («Моцартиана»), включающая 4 пьесы Моцарта, инструментованные Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал: «Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть… хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку… Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя»
1 часть - Жига для клавира; 2 часть – Менуэт; 3 часть – Католический хор « Ave, Verum »; 4 часть - Десять вариаций для клавира. Моцартиана (создана в 1887 г. в память первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан»):
Для кульминации «Моцартианы» (3 часть) Чайковский выбрал хоровую молитву Моцарта « Av е, verum ».
« Ave , verum » - единственное церковное произведение, законченное Моцартом в последний год его жизни – в июне 1791 г. (в декабре он умер)
Восприятие композитором человека во всей полноте и многообразии его чувств, о жизни – как гармонического целого в её движении, драматизме, сплетении трагического и комического – делает Моцарта художником общечеловеческого значения, подлинным гражданином мира.