Реставрация и хранение памятников культуры и искусства
Хранение, исследование, консервирование, реставрация произведений изобразительного искусства.
1. Знакомство с современными методами исследований произведений искусства.
2. Условия хранения и консервации. Значение их в предупреждении и защите художественных произведений от преждевременных разрушений. Методы консервации.
3. Реставрация.
4. Основные задачи и виды консервации и реставрации художественных памятников.
5. Хранение, консервация, раскрытие авторского состояния памятника, восполнение и реконструкция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
restavratsiya.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В эпоху барокко родилась консервативная реставрация-идея сохранения аутентичности произведения искусства. Карло Маратта (1625-1713), занимавшийся в Риме и Ватикане реставрационными работами в 1693 году впервые ввел понятие обратимости при воссоздании недостающих элементов произведения.
В конце XVIII века, в связи с раскопками в Помпеях и Геркулануме, родилось понятие об историко — археологическом наследии . Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк в своём десятитомном «Словаре французской архитектуры XI — XVI века» (1854—1868) впервые упомянул о слове «реставрация» как о современном понятии.
В XIX веке Джованни Секко Суардо , основываясь на собственном опыте и используя знания, накопленные в результате обмена опытом европейскими реставраторами, создаёт свой знаменитый «Справочник по реставрации». В работе вновь делается упор на воссоздание оригинальной идеи художника и ликвидации следов времени. Витторе ГисландиПортрет графа Джованни Секко Суардо со слугой. Ок. 1710
В начале двадцатого века неоценимый вклад в развитие искусства реставрации внесли Макс Дворжак (1874-1921) и Алоиз Ригль (1858-1905) «Теория ценности», согласно которой произведение искусства или памятник архитектуры имеет несколько значений (историческое, художественное, культурное, антикварное, и т. д.), которые должны учитываться при проведении работ. Макс Дворжак австрийский историк искусства Алоиз Ригль
Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства Коммерческая реставрация Музейная реставрация цель реставрации восстановить функциональность. цель консервация, то есть сохранение текущего состояния.
Этические проблемы реставрации: восстановление произведения в его первоначальном виде; сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности; выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта.
Консервация и реставрация произведений искусства Консервация и реставрация произведений искусства – это деятельность, заключающаяся в защите произведений искусства от разрушительного влияния времени. Консервация и реставрация позволяют продлить их существование и определяют наиболее подходящие условия их хранения.
Основные виды реставрации: Реставрация архитектуры Реставрация монументальной живописи Реставрация станковой масляной живописи Реставрация станковой темперной живописи (в том числе реставрация икон) Реставрация графики Реставрация скульптуры Реставрация мебели и деревянных изделий Реставрация металла Реставрация ткани
Реставрация картин — удаление записей, следов неудачных реставраций и другие операции, осуществляется после предварительного исследования. Значение исследований: для выяснения степени сохранности картины; для определения примененных художником материалов, взаимодействие которых с материалами оригинала не вызовет в дальнейшем нежелательных последствий.
Естественнонаучные методы и средства исследования. 1. Изучение картины в видимом свете; 2. Изучение картины: в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах; 3. Специальные виды фотографии и рентгенографии; 4. микрохимический анализ и различные виды физического и физико-химического исследования и др. Аналитических методов, которыми располагает сегодня музейная лаборатория или реставрационная мастерская:
Исследования произведений живописи «естественнонаучные» « научнотехнические » или просто «технические». «лабораторные» и «неразрушающие» «рентгенологическое исследование» «химическое исследование» «фотофизические исследования» «реставрационно-техническое исследование», «технологическое исследование» «технико-технологическое исследование»
Технико-технологическое исследование С его помощью можно не только отличить подлинное произведение от позднейшей копии или подделки, но и воссоздать процесс работы художника над картиной, раскрыть историю создания произведения . При реставрации картин и при их искусствоведческом исследовании очень важно учитывать изменения во внешнем виде произведения, являющиеся следствием естественного старения живописных материалов.
Современные методы исследования произведений искусства. Две методики, которые применяются в американском Университете Нотр -Дам. 1. эмиссионная спектроскопия индуцированного частицами рентгеновского излучения (PIXES), относится к неразрушающим технологиям. «усовершенствованный» рентгенофлуоресцентный анализ. (дендрохронология) «Пейзаж с лошадьми», который фальсификаторы представляли как работу Кампендонка .
2. Масс-спектрометрия с ускорителем ( AMS) . этот метод хорошо приспособлен для определения возраста археологических и палеонтологических находок. Изображение лица на Плащанице (негатив) соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти.
Ледяная мумия человека эпохи халколита, обнаруженная в 1991 году в Тирольских Альпах на леднике Симилаун ( de:Similaun ) в долине Эцталь на высоте 3200 метров. ледник Шнальшталь (нем. Schnalstal ), Эцтальские Альпы.3300 г.до.н.э.ок 45 лет. радиоуглеродный
Проблема консервации произведений искусства. стабилизации состояния произведения искусства, сохранившегося до наших дней . воссоздать утраченные фрагменты необходимость в изучении причин, вызывающих разрушение произведений, в разработке мер по их устранению и предотвращению.
Знания в области консервации произведений искусства для музейного хранителя необходимы для: своевременного принятия мер, предотвращающих поражение экспонатов; контролирования реставрационных работ и компетентности суждения о целесообразности применения тех или иных методов исследования для реставрации, консервации и искусствоведения.
Материалы и инструменты для реставрации: Для реставрации могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был создан памятник и быть обратимы. Послойное утоньшение пожелтевшего лака и удаление записей на портрете Е. Нелидовой (фрагмент) художника Д.Левицкого