ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА
Рассмотренные в статье стратегии визуальной коммуникации и разработанные на их базе рекомендации по работе с произведениями искусства универсальны и могут быть использованы при работе со всеми произведениями изобразительного искусства – архитектурой, живописью, скульптурой, а также предметами декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_goncharova_i.o.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.О. Гончарова
МБОУДОД «ДХШ №1»
e-mail: HistoriaSztuka@mail.ru
Зритель должен уметь не только смотреть на произведения искусства, но и замечать его самые мелкие детали, воспринимая их во взаимосвязи, выдвигая свои предположения смысла и значения, затаившиеся в них, формулировать и отстаивать свое собственное мнение об увиденном шедевре.
Педагогу необходимо целенаправленно и систематически работать над созданием определенных педагогических ситуаций, что бы развить зрительные навыки учащегося. В процессе обучения основной целью становиться научить ребенка взаимодействовать с произведениями искусства, посредством посещения музея и занятий, беседы на которых посвящены шедеврам мирового искусства и о том, как правильно их надо смотреть. Для достижения результата педагогу необходимо выработать стратегию визуальной коммуникации, которая будет соответствовать его целям и задачам, а также совпадать с программным содержанием и учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей.
Для выявления наиболее эффективной стратегии развития визуального языка коммуникации были рассмотрены следующие исследования: подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно – модернистско - постмодернистского художественно-эстетического опыта ХХ века В. В. Бычкова, а также исследования К. Вульфа, М. С. Кагана, Л. С. Выгодского и Ж. Пиаже.
Наиболее эффективной стратегией развития визуального языка коммуникации можно считать стратегию, основанную на исследованиях, Л. С. Выгодского и Ж. Пиаже, и дополнительную теорию стадий эстетического развития, разработанную во второй половине XX века американской исследовательницей Абигайль Хаузен.
Данная стратегия визуальной коммуникации помогает не субъективно реагировать, а помочь ребенку задуматься о возможности существования нескольких различных трактовок и плоскостей понимания произведений искусства. В процессе обучения искусству, опыт полученный начинающим художником даст больше возможностей выразить себя и пронаблюдать, как выражают себя другие учащиеся, в результате столкновения разных точек зрения. Этот опыт позволит задуматься над замыслом самого автора.
Стратегии визуальной коммуникации позволяют раскрыть роль педагога при организации взаимодействия ребенка с изобразительным искусством. Преподаватель выступает в непривычной для себя роли фасилитатора. Он ставит перед собой задачу организации свободной дискуссии, в создании таких условий, когда ребенок чувствует себя максимально комфортно, с удовольствием включается в напряженный процесс общения с высоким искусством. Его участие не должно сводиться к категорическим репликам или высказыванию собственных суждений, что требует немалого мастерства.
Преподаватель не ассоциируется с образом мудрого наставника, эксперта, знающего «правильные» ответы на все вопросы или готового с блеском продемонстрировать образцы искусствоведческого разбора художественных произведений.
Он должен руководствоваться конкретными правилами поведения:
– задавать установленные вопросы;
– давать высказаться всем желающим;
– проявлять искренний интерес к мнению учащихся;
– терпеливо и внимательно выслушивать детей, реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что позиция ребенка услышана;
– прояснять высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;
– принимать любую версию, высказываемую учащимися, если она подтверждена конкретными наблюдениями;
– не подменять высказывание учащегося, расширяя его мысль или модифицируя ее направленность;
– не оценивать ответы учащихся («правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо»).
Рекомендации, которые важно соблюдать при работе с произведениями искусства, опирающиеся на стратегию визуальной коммуникации:
Педагог начинает с того, что предлагает детям рассмотреть то или иное произведение искусства (его подлинник в музее или слайд-изображение), без предварительной информации о нем, и высказать свое мнение по поводу увиденного. Отсутствие названия произведения, его автора, время создания и бытования, наводит ребенка на мысль обратиться к собственным жизненным впечатлениям, имеющемуся опыту общения с искусством, субъективным переживаниям и ассоциациям, исходить из своих возможностей, оценки и интерпретации. Тем самым преподаватель организует групповую дискуссию, в которой дети свободно обмениваются мнениями. В процессе беседы преподаватель задает вопросы «открытого типа» (Что ты видишь на картине?; Что происходит на картине?; Что ты видишь на картине такого, что позволяет так тебе говорить?), а также узконаправленные специализированные опросы (Кто герой?; Где это происходит?; На что хотел обратить наше внимание художник? и другие).
Для вербализации художественного образа, каждое высказывание педагог заканчивает своей перифразой. Следует по окончанию дискуссии, дать задание, если есть возможность, рассмотреть произведения искусства не только в классе, но и в музее. Это позволит учащемуся открыть для себя вроде бы знакомый объект культурного наследия с новой стороны.
Предложенные авторами стратегии визуальной коммуникации и разработанные на их базе рекомендации по работе с произведениями искусства универсальны и могут быть использованы при работе со всеми произведениями изобразительного искусства – архитектурой, живописью, скульптурой, а также предметами декоративно-прикладного искусства.
Список использованных материалов:
- Учебно-методическое пособие «От человека образованного –
к человеку культуры». Авторский коллектив: Л.М. Ванюшкина (руководитель), Л.К. Ермолаева, Е.Н. Коробкова, А.Д. Рапопорт, Н.Г. Шейко. - ДеСантис К, Хаузен А. введение в теорию стадий эстетического развития // Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 2. «Образ и мысль». – СПб., 1997, с. 33-48.
- Осорина М. В. Психологические проблемы восприятия картины зрителем в музее // Художественный музей в образовательном процессе. Тезисы выступлений на научно-практической конференции «Художественный музей в образовательном процессе».– СПб., 1998.