Статья по МХК на тему "Особенности стиля Рококо в живописи, скульптуре и архитектуре"

Гребенникова Юлия Николаевна

В статье рассказываетс о возникновении стиля и его особенностях в архитектуре, живописи и скульптуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья МХК стиль Рококо38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рококо занимает особое место в истории европейских стилей. Это первый стиль «малых форм», ориентированный не на государственную, либо религиозную идею, а на человека, его масштаб, потребности, внутренний мир и внешние удобства. Развитие индивидуалистического начала стало одним из центральных процессов XVIII века и проявилось почти во всех художественных направлениях эпохи, однако именно в рококо впервые была разработана целостная стилевая система, программно поставившая все виды искусств на службу потребностям личности. Это значение рококо до сих пор остается недостаточно оцененным. Более того, долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма. Даже сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь Искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе. Такую же двойственную оценку рококо мы находим и в отечественных справочных изданиях, что, прежде всего, связано с отсутствием у авторов четкой системы идентификации специфических черт стиля рококо для его формального анализа. [1]

      Обращение к истории и стилевой проблематике рококо особенно актуально в отечественном искусствознании, где на сегодняшний день по теме искусства рококо нет не только ни одного крупного научного исследования, но даже отдельные статьи крайне редки. Особенно очевидна недостаточность освещенности памятников архитектуры и паркового искусства рококо.

Например,  в отечественном справочном издании В.Г.  Власова  «Стили в искусстве» 1995 года, содержащем наиболее объемную информацию о рококо,  автор с одной стороны называет рококо полноправным независимым от барокко стилем, с другой - характеризует его, как стиль исключительно камерный, который не нашёл отражения в архитектуре. Примеров интернациональных проявлений стиля нет, основные сведения о нем на сегодняшний день ограничиваются краткими, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных изданиях Всеобщей и Малой историй искусства и Всеобщей истории архитектуры.

Появившийся в первой половине XVIII века во Франции стиль рококо справедливо таки заслужил титул самобытного явления, не имеющего прототипов в истории искусства. Он оставил после себя изумительные по красоте интерьеры. Многие его элементы и приемы остаются актуальными и в наше время.

Изучение подобных Рококо феноменов может быть особенно актуальным. В нашу переходную эпоху, когда выделяются эмансипированные от государственного влияния обширные сектора частного строительства и развитие искусства все в большей степени начинает определяться частными заказами. [7]

История возникновения и основные черты стиля рококо

Стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVIII в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции, в конце  XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. (изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины - его главный признак). Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. [7]

Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовым,  голубым, зелёным, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность;  название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом.

Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные  сюжеты. [8]

Особенности проявления стиля в живописи

Идейно-художественное содержание оформления дворцового интерьера во многом определялось произведениями декоративной и станковой живописи. Они украшали не только королевские замки и магнатские дворцы, но широко привлекались и в отделку интерьеров шляхетских усадеб. Живопись, как и скульптура, ценилась обитателями дворцов и усадеб лишь в той мере, в какой она способствовала украшению их интерьеров, поэтому носила преимущественно декоративный, оформительский характер.

Наиболее распространенная форма живописного произведения – небольшое декоративное панно обычно круглой, овальной или причудливо изогнутой (в виде рыбьего пузыря) формы. Живописные композиции выполнялись художниками на полотне как станковые произведения, а затем вставлялись в рамы панелей, десюдепортов и супрапортов.

Тематика живописных произведений в интерьере была навеяна театром, легковесными по содержанию и весёлыми по настроению сельскими пастушьими или светскими любовными мизансценами, чаще всего сентиментальными и эротическими. Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых идиллических сцен с дамами, кавалерами, комедиантами, играющими пути. Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности, в нежном, утонченном письме, сказочном феерическом антураже. Практически не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности, а лишь её импозантность. В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве.

Еще В.В. Стасов отмечал, что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и правда, присущие картинам голландской школы. Художественной программой эпохи становится отражение условной красоты, декоративно изысканной жизни, безмятежного быта аристократических салонов. Дворянские пасторали разыгрываются среди роз и цветов, полуфантастических архитектурных пейзажей. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства. Природа в рокайльных  картинах абстрактна, искусственно напыщенна, необычайно приукрашена и романтизирована. [2]

Для живописи рококо характерно использование системы лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга, создающих ощущение фарфорового свечения тонов. Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Формы моделируются посредством мягких неуловимых преходов света и тени, отсутствием контрастных цветосочетаний. Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью, напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, роспись по шелку.

Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду. Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Мода на них в России была сильна в то время благодаря работам французских мастеров портретной миниатюрной живописи.

Художник был призван радовать глаз и не тревожить ум и сознание, умилять гармонией форм и красок. В живописные полотна пришла грация настроений, чувственность, беспечная лёгкость, порой тёплый юмор, ощущение жизни как постоянного праздника. В станковой живописи этого времени создаются лучшие детские портреты, очевидно, потому что маленьких персонажей не было необходимостью наделять глубоким душевным содержанием.

Искусство сближалось с бытом, его эталоном становится не героическая исключительность, а обычная жизненная человеческая норма. При частичном сохранении торжественности и официальности изображаемого парадного типажа, характер личности становится мягче и нежнее, поза персонажа непринужденнее.

Светская живопись, как и скульптура эпохи рококо, отказалась от обращения к драматическим сюжетам, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни. В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.

В рокайльной живописи получил развитие жанр натюрморта. Путём тщательной световой проработки появляется ощущение иллюзорной натуральности, реального присутствия изображаемых предметов (так называемые картины-обманки).

Увлечение выбелённой мягкой и высветленной цветовой гаммой воскресило в искусстве XVIII века забытую в XV века живописную технику пастели.

Пастельная живопись с её бархатисто-матовой фактурой  и тонкими “затёртыми” градациями мягких завуалированных тональных переходов создавала впечатляющий художественный эффект света всецело в духе стиля. Естественно, что строгий классицизм отверг пастельную технику живописи как слишком нежную, бледноватую и лишённую героической монументальной решительности. [2]

Особенности стиля в архитектуре

Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старым, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.

Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Нижний ряд играл роль панели. Колонны то продлеваются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления - филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с сильно выдающимся вперед карнизом. Крыши обрамляются по края балюстрадами и, с помещенными на некотором расстоянии одна от другой, постаментами с вазами или статуями.

Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги - плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Равно как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Отличительная черта рококо - мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля - орнаменту в виде черепашек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнамент используется повсеместно - в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри дома, в плафонах.

Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одна напротив другой, а для увеличения количества дневного света - напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и прибавить легкость и легкость интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной. [2]

Невзирая на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами и на капризность, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне привлекают своей оригинальностью, роскошью и веселой красотой. Это Версальский дворец во Франции, Дрезденский Цвингер в Германии, Зимний дворец и другие дома Растрелли в России.

На то время Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, потому архитекторам были даны не слишком много возможностей для создания архитектурно строительных шедевров. Главным беспокойством и вниманием был окружен интерьер помещений.

В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. мелочь, безделушка). Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище. Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, - игривое насмешливое, изобретательное.

Особенности стиля рококо в скульптуре.  Известные скульпторы стиля рококо

Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству. [4]

Ж.-Б. Лемуан

 Рядом с плеядой блестящих французских скульпторов XVIII столетия, которую составляют Пигаль, Фальконе, Гудон, конечно, меркнет имя Жана-Батиста Лемуана, но в свое время он был знаменит как придворный портретист короля Людовика XV. Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).

 Пластический строй произведений Лемуана складывался под воздействием искусства рококо — прихотливого, изящного стиля, созданного для украшения нарядных аристократических салонов и будуаров. Художники рококо увлекались прелестью мимолетных радостей, которые дарит человеку жизнь. Лемуан умел передать острое «физиогномическое» сходство, запечатлеть характерную надменность придворного или капризное кокетство дамы.

Скульптура Лемуана по своему стилю ближе к живописи, чем к архитектуре. В его работах главное — силуэт, игра текучих и гибких линий, очерчивающих абрис головы и складки одежды. В мраморе Лемуана увлекает передача светотеневые контрастов, для бюстов его излюбленным материалом была терракота.

 Терракотовые, то есть вылепленные из мягкой глины, хранящей прикосновение рук скульптора, и потом подвергнутые обжигу, головки Лемуана часто подкрашены. Раскраска скульптуры — полихромия — была необычна для того времени. Идеалом считались античные статуи, которые, как тогда думали, были лишены цвета. Лишь гораздо позднее выяснилось, что раскраска древнегреческих статуй просто не сохранилась. [4]

 Нарушая традиционную бесцветность скульптурного материала, Лемуан вносил в свои портреты трепет жизни, непосредственность восприятия. Лемуан сделал несчетное количество бюстов Людовика XV, членов королевской фамилии, фавориток короля и придворных. В женских образах, свободных от парадности и торжественности, особенно полно раскрывается дарование Лемуана. Он подчеркивает изящество и грациозность своих моделей, создает мягкие лирические образы юности и красоты. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Плавно круглящаяся поверхность мраморного бюста дает мягкие переходы от света к тени, модель кажется окруженной своей особой атмосферой, передающей обаяние естественности и чистоты.

 Лемуан, унаследовавший профессию скульптора от своего отца, был чисто французским, более того — парижским мастером. В отличие от Гудона, который делал портреты американцев, немцев, русских, он изображал только своих соотечественников. В работах Лемуана выражено любование натурой, его искусство неразрывно связано с жизнью светского парижского общества эпохи Людовика XV, подчинено его вкусам и идеалам. Лемуан утверждал величие короля в скульптурных памятниках и бюстах, он участвовал в украшении фонтанов Версальского парка. Лемуан работал и над скульптурами для отеля Субиз, прославленного как образец интерьеров в стиле рококо. Портреты, исполненные Лемуаном, воскрешают для нас образы тех, кто царил в этих затейливо украшенных уютных залах, отдыхал под сенью деревьев в парках с прихотливой скульптурой и фонтанами. [9]

К.М. Клодион

Клодион (1738-1814). Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Клодион не столь известен, как его современники и Ж.-Б.Пигаль, Ж.-А.Гудон и М.-Э.Фальконе, так как не был создателем монументальных произведений, подобных "Медному всаднику" Фальконе. Но при упоминании имени Клодиона перед нами возникают образы прелестных нимф, дерзких сатиров, грациозно бегущих вакханок, резвящихся детей, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда - царство беспечного детства и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. Мир, столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера, свободно владевшего пластической формой.

Его излюбленная тема - радости и праздники,  часто выражается через ритмический язык танца. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур. Герои Клодиона - фавны, чуть гротескные сатиры, немного грубоватые, но всегда составляющие пластический контраст изящным обнаженным нимфам и вакханкам. Охваченные стихией танца, почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики и грации позах. В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом - юность и детскость. Замыкая круг, образуя хоровод, балансируя на пальцах одной ноги, легкие, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями рук удерживают шаткое равновесие. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Свои статуэтки Клодион выполняет из мягкой, розоватого оттенка глины, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей.

Клодион - один из самых привлекательных мастеров среди французских скульпторов XVIII столетия. Однако об обстоятельствах его жизни известно очень мало, биография мастера до сих пор остается во многом неясной.

 Он много работал для императрицы Екатерины II, которая тщетно пыталась звать его к своему двору". Клодион не принял приглашения Екатерины II, и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись по итальянским, русским, немецким, французским коллекциям, так как произведения мастера высоко ценились. Возможно, что его первыми работами в Риме были терракоты - статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий. В мотивах, к которым обращается Клодион, угадывается долгая и богатая традиция античности и прежде всего влияние помпеянских и геркуланумских росписей, которые он видел в Италии, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона. В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI века А.Риччо и своего непосредственного предшественника во Франции Ф.Дюкенуа. Его творчество также связано с французской рокайльной живописью XVIII столетия. Чуткость к запросам времени, соединенная с внутренней свободой мироощущения, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, своеобразной музыкальностью, создали ему славу скульптора и декоратора. [4]

Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов, в 1773 году впервые выставляет в Салоне свои работы, принесшие ему славу и широкую известность. Среди них - ребенок-сатир, несущий сову, - модель, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, бронзе, мраморе не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. В 1770-1780-е - годы творческого расцвета - скульптор широко сотрудничает с мастерами-декораторами, особенно с бронзовщиками. В период революции, переехав из Парижа в Нанси, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере, оставив заметный след в истории керамики. Кроме мелкой пластики мастер выполнил также и крупные работы: скульптуру для собора в Руане, рельефы для фасадов зданий, сотрудничал в этой области с архитектором А.Вроньяром. Ему принадлежат несколько надгробий, а также статуя Монтескье из серии "Великие люди Франции", которая считалась современниками одной из лучших работ этой серии.

Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной. Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. У него был единственный ученик Ж.Марэн, работавший в манере своего учителя, но уже в XIX столетии. Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа. И не официальные заказы составляли его славу, а те не поддающиеся точному исчислению терракоты, бронзы, мраморы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. Не случайно мастер, на четырнадцать лет переживший свой век, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, воплотившим в своей области художественные принципы рококо, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники. [5]

Э.М. Фальконе

 

          Французский скульптор. Происходил из среды ремесленников. Его отец был столяром, дядя — мастером по обработке камня — это стало добротной основой для будущей профессии. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. На протяжении всей жизни Фальконе много читал, изучал философию, писал сам, оставив глубокие, не утратившие актуальности Размышления о скульптуре. Его другом был писатель, просветитель, художественный критик, участник создания Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел Д. Дидро.

При вступлении в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, терзаемый львом (1744—1745, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; ок. 1754, Париж, Лувр). Согласно преданию, борец Милон из Кротона, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532—516 до н. э., пытался расщепить пень, с которым не могли справиться лесорубы. Однако его рука оказалась намертво защемленной в расщелине пня, и в это время атлета растерзал лев. Композиция отмечена несомненным талантом мастера, с энергией и темпераментом передана ярость схватки, в работе проявился интерес художника к сильным, ярким характерам, к темам, исполненным героического пафоса и драматизма. К сожалению, в течение многих лет тяга скульптора к героическим образам оставалась невостребованной.

Первый заказ Фальконе получает в 1748 — Франция, обнимающая бюст Людовика XV — по рисунку Ш. Куапеля, первого художника короля. "Это была работа, вынужденная бедностью", — признавался мастер.

В последующие годы скульптор работает в духе модного в ту эпоху стиля рококо (от франц. rocaille — раковина), создавая миловидные камерные скульптуры, принесшие ему славу. Для замка Бельвю маркизы Помпадур Фальконе выполняет статую Музыка (1751—1752, Париж, Лувр). От образа поющей девушки веет чистотой, трогательным простодушием; мелодичность ритмов и линий превращает скульптуру в олицетворение гармонии. [2]

В 1757—1766 Фальконе возглавлял модельную мастерскую Севрской мануфактуры. Талант мастера, художественный вкус, тонкое понимание особенностей материала (знаменитые статуэтки Севра делались из фарфора без покрытия глазурью — т. н. "бисквит") облагородили продукцию мануфактуры. Некоторые модели Фальконе выполнял по рисункам известного живописца Ф. Буше, многие создавал сам. Его влияние ощущалось и после отъезда скульптора в Россию.

К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр). Автору удалось вдохнуть в мифологический образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Изящество, грация движений, таинственная улыбка, предвещающая очередную шалость амура, передают и прелесть детства, и опасное очарование лукавого божества. Пленительной легкости и светлой радости исполнена Девочка — Психея (1758, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта, чистотой линий, красотой и гармонией форм. Композиция построена на плавно круглящихся, гибких контурах, отмечена особой мелодичностью ритмов. "Вылеплены" не только плоть, объемы, но и внутристатуарное пространство — это не пустоты, а пространственные паузы, подчиненные тем же гармоническим ритмам, что и формы. Флора — подлинный шедевр камерной пластики.

Работы Фальконе полны обаяния, они словно источают свет и озарены улыбкой их создателя, влюбленного в жизнь и красоту.

В 1760-х в произведениях скульптора начинают все ощутимее проявляться веяния классицизма, работы становятся сдержаннее по чувству, строже, лаконичнее по форме. [2]

Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).

Искусство рококо отразило своё время, явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии феодального абсолютизма, зерцалом его эмоционального мира. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу резчиков и скульпторов, архитекторов и художников – талантливых выходцев из народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
  2. История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.:БММАО,   1998.
  3. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.
  4.  История зарубежного искусства. Учебник. М., 1984г.
  5.  http://hrono.info
  6.  http://smallbay.narod.ru/rocoko.html
  7. http://art.thelib.ru/construction/design2/v_kurtuaznom_duhe.html
  8. Фрагонар. http://www.arthistory.ru/rococo.htm
  9. "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.