Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа "Изобразительное искусство", 5 класс разработана на основе пособия для учителей "Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т.Я.Шпикаловой. 5-8 классы".(2012г. изд-во Просвещение). Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план,учебно-методическое обеспечение, планируемые результаты обучения, календарно-тематическое планирование. Рабочая программа предназначена для учителей изобразительного искусства. проводящих занятия с учащимися 5-х классов по программе Т.Я.Шпикаловой в рамках стандарта второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_fgos_5_klass.docx | 101.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №53»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор МБОУ СОШ №53
УВР МБОУ СОШ №53 __________/_______________/
__________/_______________/ «_____»_____________2013г.
«_____»_____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Ступень обучения (класс) 5 классы
Количество часов 35 Уровень базовый
Учитель Корякина Елена Михайловна, высшей категории
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Учителей___________________
____________________________
Председатель МО
________/___________________/
ФИО
Протокол №_________________
От «_____»_______________2013г.
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………3
2. Учебно-тематический план……………………………………………………5
3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………… 6
4. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………6
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе …………………………… 7
6. Основное содержание учебного предмета ………………………………….. 11
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………12
8. Планируемые результаты……………………………………………………..13
9.Календарно-тематическое планирование для 5 кл…………………………...14
10.Методическая литература…………………………………………………….34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса МБОУ СОШ № 53 составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС ООО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
- примерных программ по изобразительному искусству «Просвещение» 2010 г.,
-программы формирования универсальных учебных действий;
- рабочей программы автора Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2012
При разработке программы были учтены требования, отраженные в федеральном государственном стандарте общего основного образования. ( ФГОС ООО)
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Цель курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения;
- овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
- Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
- Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
- Активность участия.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:.
- Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Формы домашнего задания:
Сообщения о художниках, жанрах и видах изобразительного искусства, музеях и др.; задания в виде практических работ- рисунки, поделки; проекты; поиск материала по темам- репродукции, фотографии; сбор информации по теме – статьи, журналы, книги, интернет-ресурсы.
Учебно-тематический план
5 класс
| ||
Образ родной земли в изобразительном искусстве | 9 | |
Тема 1. Тема плодородия земли в изобразительном искусстве | 5 | |
1-2 | Дары осени в натюрморте. Колорит и образный строй натюрморта. | 2 |
3-4 | Осенние плоды в твоём натюрморте. | 2 |
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства. | 1 |
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. | 4 | |
6-7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. | 2 |
8-9 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике. | 2 |
Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. | 8 | |
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность. | 2 | |
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. | 1 |
11 | Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. | 1 |
Тема 4. Образ времени года в искусстве. | 2 | |
12-13 | Зимняя пора в живописи и графике. | 2 |
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества. | 2 | |
14-15 | Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. | 2 |
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. | 2 | |
16-17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. | 2 |
Мудрость народной жизни в искусстве. | 11 | |
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота. | 5 | |
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. | 1 |
19-20 | Изба – творение русских мастеров-древоделов. | 2 |
21 | Изба – модель мироздания. | 1 |
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. | 1 |
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств. | 3 | |
23 | Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» | 1 |
24-25 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка» | 2 |
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни. | 3 | |
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. | 1 |
27-28 | Традиции оформления праздничной среды. | 2 |
Образ единения человека с природой в искусстве. | 6 | |
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа. | 2 | |
29 | Животные – братья наши меньшие. | 1 |
30 | Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов | 1 |
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. | 1 | |
31 | Экологическая тема в плакате. | 1 |
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. | 3 | |
32-33 | Троицына неделя и её образы в искусстве. | 2 |
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. | 1 |
Итоговое занятие. | 1 | |
35 | Выставка работ. | 1 |
ВСЕГО | 35 |
Учебно-методическое обеспечение
Пособие для учащихся: Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012
Пособие для учителей
- Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета:
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Место учебного предмета в учебном плане:
В федеральном базисном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе основной школы отводится всего 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю. Предусмотрен резерв свободного учебного времени – 4 учебных часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится: • осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
Основное содержание образования в 5 классе
Тема года: Природа и человек в искусстве.
Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве 9 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.
Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.
Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве. 11часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.
Раздел 4. Образ единения человека с природой в искусстве.7 часов Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Выполнение предметов декоративно-прикладного искусства.
Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 | Учебник по изобразительному искусству |
2 | Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов |
3 | Энциклопедии по искусству, справочные пособия |
4 | Альбомы по искусству |
5 | Книги о художниках и художественных музеях |
6 | Портреты русских и зарубежных художников |
7 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
8 | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте |
9 | Мультимедийный компьютер и проектор |
10 | Презентации по народным промыслам |
11 | Презентации по памятникам архитектуры России и мира |
12 | Презентации по стилям и направлениям в искусстве |
13 | Презентации по декоративно-прикладному искусству |
14 | Мольберты |
15 | Краски акварельные |
16 | Краски гуашевые |
17 | Бумага А3, А4 |
18 | Бумага цветная |
19 | фломастеры |
20 | Восковые мелки |
21 | Кисти |
22 | Емкости для воды |
23 | Клей |
24 | Ножницы |
25 | Муляжи фруктов |
26 | Муляжи овощей |
29 | Пластилин |
32 | Коллекция вышитых народных полотенец |
33 | Коллекция глиняной посуды |
38 | Коллекция предметов народных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, Городец, Дымковские игрушки и т.д.) |
Планируемые результаты:
Ученик будет понимать:
- значение древних корней народного искусства;
- связь времён в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства России;
- знать годовые народные календарные праздники (Масленица, Троица), классическую оперу, положительных героев былин и сказок народов России и мира.
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Ученик научится:
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне)
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
- - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
- - умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- - передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- - умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Календарно-тематическое планирование для 5 кл.
Природа и человек в искусстве.
№ п\п | Дата | Тема и тип урока | Содержание урока | Практическая часть | Планируемые результаты | Вид, форма контроля. | Информационное обеспечение, оборудование. | Домашнее задание | |||||
План | Факт | Предметные Ученик научится | УУД | Личностные | |||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||||||
Образ родной земли в изобразительном искусстве (9ч.) | |||||||||||||
Тема 1. Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. (5ч.) | |||||||||||||
1-2 | Дары осени в натюрморте. Комбинированный.
| Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Изображение предметного мира. Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Композиция – главное средство выразительности художественного произведения. Пропорции. Цветовые отношения. Свет и цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Рисунок с натуры, по представлению. | Размещение композиции, выполнение прорисовки предметов, определение освещённости предметов, работа красками. | Научится понимать и объяснять смысл понятия колорит. Изображать осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра) . | Научатся самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. | Научится работать по художественно-дидактической таблице. Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия. | Научатся основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | Выражение в творческой работе своего видения мира и отношения к нему. | Творческие практические работы. | Презентация с использованием репродукций на тему осень И.Т.Хруцкого, К.А.Коровина, А.В.Лентулова, И.И.Машкова, В.Ф.Стожарова и графика Д.И.Митрохина; учебник; бумага, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти. | Подготовить сообщение на тему «Натюрморт в живописи» Принести бумагу, картон, клей, фломастер, ножницы, ткань. | ||
3-4 | Осенние плоды в твоём натюрморте. Комбинированный. | Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Художественные материалы и художественные техники. Композиция. Цвет. Объём и форма. Трансформация и стилизация форм. Ритм. Изобразительные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. | Выполнение рисунка композиции декоративного натюрморта в цвете в технике коллаж, передавая характерные особенности в изображении фруктов, овощей, цветов и других предметов в декоративной композиции. | Научится понимать какими средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приёмы они используют для усиления декоративности. Изображать рисунок композиции декоративного натюрморта в цвете и техники коллажа, передавая особенности в изображении фруктов, овощей и др. предметов. | Научатся самостоятельно анализировать цвет как основное выразительное средство декоративной живописи, его возможности в передаче своеобразия плодов и цветов, роль линии в декоративной живописи. | Научатся устанавливать причинно-следственные связи. Работать по художественно-дидактическим таблицам. | Научатся совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Выражение в творческой работе своего отношения к натуре. | Творческие практические работы. | Бумага, картон, простой карандаш, клей, фломастер, ножницы, ткань цветная, гладкокрашенная с мелким и крупным рисунком. Учебник, презентация с репродукциями картин М.С.Сарьяна, П.В.Кузнецова, И.И.Машкова, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки. | Пластилин, глина, картон, фанера. | ||
5 | Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства Комбинированный. | Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, песнях, заговорах. Фантастические образы древа жизни в современном декоративно-прикладном искусстве | Выполнение рельефной композиции «древо жизни» согласно условиям творческого задания. | Понимать произведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в живописи, рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. | Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства. | Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в тезхнике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания. | Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками , определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы | Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры | Творческие практические работы. | Пластилин, картон, фанера, учебник, Презентация барельефы и горельефы. Презентация на тему рельефы и барельефы в древнерусском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве. | Бумага, гуашь, пластик, кисть, перо. | ||
Тема 2. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (4ч.) | |||||||||||||
6-7 | Красота осеннего пейзажа в живописи и графике. Комбинированный. | Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явления жизни и природы. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции. Цветовые отношения. Колорит картины. Свет и цвет. Особенности художественного образа в пейзаже. | Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии. | Научится выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия. | Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия.Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы. | Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников. | Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | Творческие практические работы. | Презентация: «Осенние пейзажи выдающихся мастеров русской пейзажной живописи второй половины 20 века». Учебник. | Бумага, краски, кисти, клей. Собрать информацию о художниках иллюстраторах. | ||
8-9 | «Осенних дней очарованье» в книжной графике. Комбинированный. | Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного. | Выполнить иллюстрацию с мотивом осеннего пейзажа к стихотворению и макет страницы (разворота) к ней. | Научиться выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной грфики. | Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному для иллюстрирования сюжету, к соответствию изобразительного образа литературному тексту. | Творческие практические работы. | Презентация на тему «Оформление книги – книжная графика»; учебник,бумага, краски, кисть, клей. | Бумага, карандаш. | ||
Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве.(8ч.) | |||||||||||||
Тема 3. Народные праздники и обряды в жизни и искусстве традиции и современность.(2ч.) | |||||||||||||
10 | Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла. Комбинированный. | Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция, Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства. | Выполнить зарисовку человека в движении с натуры или по описанию для многофигурной композиции бытовой картины «Ярмарка» | Научатся изображать человека в костюме. Пониманию разнообразия форм и украшений народного праздничного костюма, связи земного и небесного в символике костюма. | Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой. | Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России | Творческие практические работы. | Презентация «Произведения отечественных живописцев 19-20 века» Учебник. Бумага, карандаш. | Акварель, гуашь, бумага. Подготовить презентацию «Ярмарка» | ||
11 | Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми. Комбинированный. | Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. | Выполнить многофигурную композицию «Ярмарка», применяя композиционные, графические или живописные средства выразительности. | Научатся осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека. передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики древнерусского костюма,. | Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины. | Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы | Выражать в творческой работе своё отношение к истории, культуре, традициям своего народа. | Творческие практические работы. | Презентация «Произведения бытового жанра отечественных художников».Акваребумага. Учебник. | Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. | ||
Тема 4. Образ времени года в искусстве.(2ч.) | |||||||||||||
12-13 | Зимняя пора в живописи и графике. Комбинированный. | Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Композиция.Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение предметного мира.
| Выполнить зарисовки деревьев, архитектурных построек, людей зимой по наблюдению. | Владеть гафическими материалами изображения. | Ставить цели художественной работы на основе анализа произведений художников-пейзажистов. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Устанавливать последовательность изображения композиции. | Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека .Приводить примеры. | Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы. | Творческие практические работы. | Презентация «Пейзажи отечественных живописцев и графиков конца 19-начала 20 века. Цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. | Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга. | ||
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.(2ч.) | |||||||||||||
14-15 | Делу - время, потехе – час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера. Комбинированный. | Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
| Выполнить эскиз пояса и флюгера. Плетение пояса из трёх и пяти нитей. Изготовление дымника с флюгером. | Освоение техники плетения пояса и изготовление флюгера и дымника по трафарет из картона и фольги. | Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Составление плана и последовательности действий согласно технологической карте. | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Научатся работать в паре. | Формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. | Творческие практические работы. | Презентация по теме: «Народные костюмы разных регионов России, дымники» Бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки, булавка, чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга. | Бумага,акварель, гуашь. | ||
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.(2ч.) | |||||||||||||
16-17 | Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства. Комбинированный урок. | Разработка фольклорной темы мастерам отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчеств мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декарационнного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий. | Выполнить зарисовку персонажа былины. Завершить образ фольклорного героя в цвете. | Научиться рисовать человека в движении. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. | Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице. Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. | Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев. | Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним. | Творческие практические работы. | Презентация «Произведения живописцев, воссоздавших образы фольклорных героев». Бумага,акварель, гуашь. | Простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага. | ||
Мудрость народной жизни в искусстве.(11ч.) | |||||||||||||
Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота. (5ч.) | |||||||||||||
18 | Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом. Комбинированный урок | Русский Север – край уникальных домов-комплексов. Особенности конструкции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества. | Выполнить графические зарисовки по памяти или по представлению деревянной постройки твоего города. | Научатся самостоятельно выполнять графические зарисовки деревянных построек. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества. | Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Воспитание уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народов России. | Творческие практические работы. | Презентация на тему «Произведения живописи, графики и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества». Простой карандаш, цветные мелки,фломастер, белая или тонированная бумага. | Карандаш,фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей. | ||
19-20 | Изба – творение русских мастеров-древоделов. Комбинированный. | Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши. | Сконструируй и построй из бумаги крестьянское подворье силами «плотницкой артели». | Научить способам моделирования и конструирования. | Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном, | Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу. | Творческие практические работы. | Презентация на тему «Произведения живописи и фотографии, воспроизводящие постройки деревянного древнерусского зодчества» Карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей. | Простой и цветные карандаши, фломастер. | ||
21 | Изба – модель мироздания. Комбинированный. | Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе. | Выполнить графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. | Научиться выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. | Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Воспитывать любовь к родному искусству. | Творческие практические работы. | Презентация по теме «Декоративное убранство в облике деревянных домов разных регионов России». Простой и цветные карандаши, фломастер. | Ножницы, бумага, клей. | ||
22 | Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность. Комбинированный. | Образ лада в труде, доме и семье – нравственный идеал народов России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома. | Изготовить элементы декора избы из бумаги способом многослойного симметричного вырезания. | Научатся создавать проект-макеты. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. | Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица». | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. | Творческие практические работы. | Презентация по теме «Произведения народного мастера из Палеха, запечатлевшие сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также элементы декоративного убранства зданий» Ножницы, бумага, клей. | Живописные материалы по выбору. | ||
Тема 8. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств.(3ч.) | |||||||||||||
23 | Художник и театр. Декорации к опере-сказке «Снегурочка» Урок творческого применения умений и навыков | Отражение картины мира в росписи палат Берендея. Отражение особенностей национального русского орнамента в росписи дворца, в облике слободки Берендеевки, в театральном костюме героев. Особенности восприятия зрителем театральной декорации. | Выполнять эскиз по представлению декорации к театральной постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка», основа коллективного панно. | Научатся создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев. | Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Последовательность работы театрального художника. | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну | Творческие практические работы. | Презентация «Эскизы декорации и костюмов к опере-сказке «Снегурочка», выполненных В.М.Васнецовым» Живописные материалы по выбору. | Карандаши,фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки. | ||
24-25 | Художник и театр. Образы персонажей. Народные традиции в сценическом костюме к опере-сказке «Снегурочка» Комбинированный урок. | Особенности образно характеристики сказочных персонажей в эскизах театральных костюмов, выполненных В.М.Васнецовым,И.Я.Билибиным. Роль орнамента и цветового решения в разработке театрального костюма. Особенности восприятия зрителем эскизов театральных костюмов разных художников. | Выполнить эскиз по представлению сценического костюма одного из персонажей к постановке сказки А.Н.Островского «Снегурочка». | Научатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Устанавливать причинно-следственные связи | Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж. | Выражать в творческой работе своё отношение к персонажам спектакля. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. | Творческие практические работы. | Презентация «Эскизы костюмов персонажей к операм-сказкам Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (В.М.Васнецов) и «Золотой петушок» (И.Я.Билибин) Карандаши, фломастеры, чёрная тушь, цветные мелки. | Живописные материалы по выбору. | ||
Тема 9. Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.(3ч.) | |||||||||||||
26 | Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве. Комбинированный | Изображение человека и праздничных действий в момент масленичяных гуляний на картинах художников. Способы передачи праздничного ощущения мира в творчеств художников-живописцев.
| Выполнить зарисовку с натуры или по памяти и представлению фигуры человека в народном костюме в движении для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» | Научится понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев. Изображать фигуру человека в движении. | Научится планировать пути достижения целей. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа. | Творческие практические работы. | Презентация «Живописные произведения отечественных художников 19-20в., в которых отражены традиции масленичных гуляний» Живописные материалы по выбору. | Живописные материалы по выбору. | ||
27-28 | Традиции оформления праздничной среды. Комбинированный | Изображение человека и праздничных действий в момент масленичных гуляний в произведениях народных мастеров. Роль цвета в передаче праздничного настроения. | Выполнить эскиз многофигурной композиции для сюжетно-декоративной композиции на тему празднования масленицы. | Научатся создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | Выражать в творческой работе своё отношение к теме народных праздников в культуре русского народа. | Творческие практические работы. | Презентация «Произведения народных мастеров росписи по дереву из Федоскина,Мстёры,Городца,Палеха, в которых отражены традиции масленичных гуляний».Живописные материалы по выбору. | Графические и живописные материалы по выбору, бумага. | ||
Образ единения человека с природой в искусстве.(6ч.) | |||||||||||||
Тема 10. Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.(2ч.) | |||||||||||||
29 | Животные – братья наши меньшие. Комбинированный | Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного. | Выполнять наброски животных по памяти и представлению. | Научатся изображать животных в движении. | Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист. | Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах. | Выражать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к образу животного. | Творческие практические работы. | Презентация по теме «Изображения животных в произведениях декоративно-прикладного искусства,рельефах архитектурных сооружений Древнего мира, в скульптуре и живописи 17-18 в. И произведениях современных художников-анималистов» Графические и живописные материалы по выбору, бумага. | Пластилин.Доклад «Мой домашний питомец» | ||
30 | Животное и его повадки в творчестве скульпторов-анималистов. Комбинированный | Многообразие произведений анималистического жанра. Образы животных в графике и скульптуре. Средства художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика животного. | Выполнить скульптурный этюд животного по памяти и представлению. | Представлять образ животного для изображения. Изображать фигуру животного, передавая объём. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора. | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Выражать в своём произведении любовь к животному. | Творческие практические работы. | Презентация по теме «Произведения отечественных художников-анималистов». Пластилин. | Акварель, ,восковые мелки, фломастеры, тушь. | ||
Тема 11. Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. (1ч.) | |||||||||||||
31 | Экологическая тема в плакате. Комбинированный | Функции плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем. Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью). | Выполнить эскиз плаката на тему по выбору: защита природы или охрана памятников искусства. | Применять выразительные и композиционные средства при изображении плаката. | Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему. | Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия. | Воспитывать любовь к природе родного края. | Творческие практические работы. | Акварель, восковые мелки, фломастеры, тушь, ватман. Презентация «Плакаты, выполненные ведущими отечественными мастерами-графиками». | Фломастеры, цветные мелки, акварель. | ||
Тема 12. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. (3ч.) | |||||||||||||
32-33 | Троицына неделя и её образы в искусстве. Комбинированный | Красота и разнообразие природы, образы всенародного праздника проводов весны и встречи лета, выраженные средствами живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Сюжетно-тематическая композиция как целостный образ праздничного действа. Художественные приёмы, которыми художники передают настроение праздника. Народный праздничный костюм. Пропорции лица и фигуры человека. | Выполнить зарисовку многофигурной композиции по представлению на тему «Хоровод», «Тихая песня», «Весёлый перепер». Создать сюжетно-тематическую композицию «В троицын день2 на основе зарисовки, выполненной на предыдущем уроке. | Научатся участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. | Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Воспитывать любовь к истории и культуре родного края. | Творческие практические работы. | Презентация по теме «Народные праздники на Руси» Фломастеры, цветные мелки, акварель. | Ткань,нитки, ножницы. Собрать материала о куклах-оберегах. | ||
34 | Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность. Комбинированный | Кукла в праздничном наряде как образ, возрождающейся природы. Особенности конструкции обрядовой куклы троицыной недели. | Выполнить куклу в праздничном наряде. | Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях. | Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам. | Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Воспитывать любовь к истории и культуре родного края. | Творческие практические работы. | Презентация «Праздничные традиционные женские наряды: северорусского и южнорусского костюмов в произведениях художников мастеров народного декоративно-прикладного искусства» Ткань, нитки, ножницы. | Подготовить анализ своих работ для выставки. Составить кроссворды по теме года. | ||
Итоговое занятие. (1 ч.) | |||||||||||||
35 | Выставка работ. Обобщение и закрепление | Анализ выполненных работ за год. | Обсуждение кроссвордов, составленных учащимися. Анализ выполненных работ. Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Научатся определять владельца костюма, видеть неточности, которые допустил художник при изображении | Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Получит возможность для формирования эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Выставки работ, конкурсы, викторины. | Работы учащихся.. | - |
Методическая литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Алленов М. история русского искусства Х-ХХвв. – М.1999
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств – М.: Детская литература, 1988.
7. Круглова О. русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1994
8. Круглова О.народная роспись северной Двины. – М., 1987
9. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998
10. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985
11. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992
12. Любимов Л. Искусство западной Европы – М., 1996
13. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. – М.,1980
14. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998
15. Маслова Г. народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах(19- начало 20 в.) – М.,1994
16.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
17. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
18. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
19. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
20. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
21. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
22. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
23. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
24. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
25. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
26. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
27. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987
28. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение"
29. Изобразительное искусство. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012
30. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 5 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
31. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 5-9 классы : программы общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.] ; под рук. Т. Я. Шпикаловой. - М. : Просвещение, 2012.