Советы молодым дирижёрам

Москалёва (Померанцева) Ирина Владимировна

Материалы открытого урока по учебному предмету "Хороведение" в музыкальном училище. Знакомство с советами П.Чеснокова из пособия "Хор и управление им" и с "Кодексом дирижёра" А.Боулта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_molodym_dirizhyoram.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:


Тема нашего сегодняшнего урока «Советы молодым дирижёрам». Мы познакомимся с советами не только П.Чеснокова, одного из первых хормейстеров написавших пособие по хороведению «Хор и управление им», но и с «Кодексом дирижёра», разработанным известным английским дирижёром Адрианом Боултом.

Для справки. Сэр Адриан Боулт один из корифеев английского дирижёрского искусства. До конца дней он неутомимо дирижировал, преподавал, писал книги, в числе которых – «Карманный справочник по дирижированию», исследование «Страсти по Матфею» И.С.Баха,солидный том мемуаров и конечно «Кодекс дирижёра», который предваряет такое вступление:

«К несчастью, работа дирижёра (даже когда мы стараемся изо всех сил) со стороны кажется весьма лёгкой и, более того, завлекательной, ибо, подобно игре на органе, она даёт ощущение огромной силы».  

Здесь мне хочется сделать маленькое отступление и спросить вас: Как вы думаете, какая самая нервная профессия?

Подобное исследование провели канадские учёные. Полученные ими результаты оказались парадоксальными. Согласно их данным, врачи, авиадиспетчеры, полицейские и журналисты, конечно, живут очень сложно, но самая тяжёлая профессия, как оказалось, - МУЗЫКАНТ. Представители этой, казалось бы, спокойной профессии страдают от постоянной спешки, гастрольных переездов, душных концертных залов, от необходимости постоянно поддерживать себя в хорошей форме и, конечно, от бесцеремонного диктата дирижёров. Многих уязвляет то, что приходится петь в коллективе хора и играть в составе оркестра, тогда как почти каждый музыкант считает себя непризнанным солистом.  

Многие правила из «Кодекса дирижёра» Боулта тесно переплетаются с «Советами молодым дирижёрам» Чеснокова. Сегодня я напомню вам лишь некоторые, на мой взгляд необходимые не только молодым, но и опытным хормейстерам. Многие из них вам бесспорно знакомы.

А теперь давайте определим, что же такое хор?

Студенты. Хор представляет собой живой организм, сформированный в соответствии с художественными вкусами и критериями хормейстера, его создавшего. Этот организм может быть гибким и неповоротливым, понимающим и непонятливым, доброжелательным и агрессивным, увлечённым и безразличным. Одухотворённость хорового инструмента требует к нему особого отношения, поскольку эта его особенность делает его одновременно и самым умным и восприимчивым, и самым нестабильным и изменчивым.

Да, вы правы. Здесь следует не забывать, что хоровой коллектив – это более или менее многочисленная группа певцов. И у каждого из них свой характер, настроение, вокальные и слуховые данные и представления.

И вот первый совет, который мне бы хотелось вспомнить:

«Цени и уважай хорового певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение – необходимое условие для художественной работы». Чесноков (28).

По мнению психолога Татьяны Лищук, одна из ошибок, которую мы совершаем – сравниваем людей с собой и пытаемся переделать их под себя. Обсуждая эту тему на тренингах, она часто просила людей сделать простое упражнение – каждому нарисовать себя в виде какого-то цветка. Удивительно то, что никогда не было повторов! Даже если несколько человек в группе изображали себя розой – это были разные розы, совершенно непохожие друг на друга. Из этого многообразия разных цветов было ясно – сколь уникален и неповторим каждый.

«Подумай, как трудно изменить самого себя, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других».                                                              Вольтер

 Мы с ребятами попробовали провести такой тест. Вот наши результаты (показать рисунки).

Следующий совет:

«Будь для хорового певца старшим товарищем в самом лучшем смысле этого слова; в то же время будь требователен в работе». Чесноков (21).

Раздать партитуры присутствующим. («Сладка ягода». Песня из к/ф «Любовь земная»). Предложить спеть. Кто-то будет вести себя плохо.

Для этого совета вступает в силу искусство добиваться своего. Нередко поведение других людей раздражает нас на столько, что мы выходим из себя, сердимся или в лучшем случае демонстрируем своё недовольство. Главная цель такой реакции – добиться изменения поведения человека. Все наши слова, жесты, поступки при этом можно расценить как наказание, направленное на исправление провинившегося. Однако такого рода наказание далеко не всегда достигает цели, а потому и производит впечатление «сотрясания воздуха». Как же добиться того, чтобы демонстрация нашего недовольства приносила пользу?

Несколько лет назад была разработана система, которую шутливо назвали ПРИНЦИПОМ ГОРЯЧЕЙ ПЛИТЫ. Вот несколько правил этой системы.

Правило 1. Известно, что поощрение наиболее действенно, когда оно незамедлительно. Выражение недовольства также должно быть безотлагательно.

Правило 2. Наказание горячей плиты действенно с первого раза. В отношениях между людьми мы стараемся первое наказание несколько смягчить. В дальнейшем мы увеличиваем строгость наказания. Если же порицание было достаточным уже в первый раз – по принципу горячей плиты, - то у нас реже возникает необходимость повторного действия.

Правило 3. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась. Мы же порой увлекаемся и теряем чувство меры. Как называется «вспоминаем все грехи».  Цель конкретного порицания – изменить только поведение, а не личность. Если же уязвлено достоинство личности, ничего, кроме обиды, не дождёшься.

Но главное, человеку необходимо знать, когда он поступает правильно и хорошо, а мы слишком редко говорим ему об этом. Если постоянно подчёркивать положительные моменты в поведении, то отрицательные исчезнут сами собой.

Снова вернуться к партитуре и после одного пропевания сделать кучу пространных замечаний.

«Не будь многоречив с хором: говори только то, что необходимо и принесёт практическую пользу. Помни, что многословие утомляет хор: будь воздержан в жестах и словах». Чесноков (17).

Интересно, что учёные обнаружили особый ген, который в каждом конкретном случае решает вопрос: переправлять ли новую информацию из краткосрочной памяти в долговременную.

При умеренном потоке информации этот ген активен и держит открытыми «ворота» в долговременную память. Но если поступает слишком много впечатлений, то, несмотря на все усилия воли человека, ген «выключает»некоторые участки мозга и блокирует «перекачку» данных, обрекая их на быстрое «выветривание» из головы.    

Кто-то из студентов предлагает вернуться к партитуре. Не зная партитуры пытается её разучивать с импровизированным хором.

В этом случае мне кажется возможным объединить несколько советов.

 «Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобою не изученным, не проанализированным всесторонне». Чесноков (5).

«Дирижёр должен в совершенстве владеть дирижёрской палочкой. Это кажется лёгким, но на самом деле требует большого мастерства и постоянной тренировки». Боулт.

Из  этих советов вытекает следующее правило:

«На занятиях не заставляй хор бесцельно повторять одно и то же, при каждом повторении сначала поясни, зачем ты это делаешь, иначе доверие хора к тебе начнёт постепенно падать». Чесноков (18).

Я думаю, что эти советы не нуждаются в особом комментарии. Мне кажется, что к этой группе советов можно отнести и следующие:

«У дирижёра должно быть ясное представление о присущем данному произведению исполнительском стиле». Боулт.

«Дирижёр должен знать историю музыки и всех исполнительских жанров, знать литературу вокальную, инструментальную и т.д.». Боулт.

«Дирижёр должен хорошо разбираться во многих других видах искусства». Боулт.

 Например, песня, которую мы с вами разучиваем, из к/ф. Кино – одно из важнейших видов искусства. Можно привести массу примеров песен из к/ф, которые живут самостоятельной жизнью. А сколько известных композиторов писали музыку и песни для к/ф. Это и С.Прокофьев, и И.Дунаевский, и Зацепин, и многие другие. В нашем случае – это Е.Птичкин – известный композитор-песенник.

Снова обращаемся к партитуре. Работающий с хором студент грубит.

В данном случае применимы следующие советы:

«На занятиях с хором не будь груб; это унизит тебя в глазах хора, а делу принесёт только вред. Будь оживлённым, изобретательным, остроумным; завоёвывай авторитет у хора интересными занятиями и артистическим исполнением выученных сочинений». Чесноков (10).

«При управлении хором всегда будь хотя бы отчасти на подъёме; отсутствие подъёма ослабляет исполнение». Чесноков (7).

Я думаю, что эти советы говорят нам о следующем. К человеку с приветливым лицом, с улыбкой на устах больше доверия взаимного расположения. Люди пребывающие в хорошем настроении более продуктивно мыслят. Один из американских психологов рекомендует: если вас одолели тягостные мысли, измучила грусть и тоска, попробуйте уединиться (дабы не вызывать у окружающих недоумения своим «неадекватным» поведением) и «надеть» на лицо улыбку. Поначалу получится лишь вымученная улыбка. Но её необходимо удержать хотя бы минуту, чтобы сигналы об этом выражении лица могли активно воздействовать на мозг. Не было случая, чтобы в течении минуты гримаса не начала приобретать черты по-настоящему искренней улыбки. Параллельно начинает меняться и настроение.

Предложить присутствующим «надеть» улыбку!

Хор делает лица скучными, ничего не выражающими и пытается петь песню. Дирижёр (студент) тоже.

«Если сам ты не испытываешь удовлетворения и не находишь радости в занятиях, то и певцам ничего не дашь. Такие занятия считай неудачными». Чесноков (25).

Ну, что здесь можно сказать? Крылатыми стали слова американского поэта Ричарда Эберхарта :  «Не бойся врагов, в худшем случае они могут убить тебя, не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

И последний совет на сегодняшнем уроке:

 «Дирижёр должен обладать способностями руководителя, беспредельной старательностью, неограниченным терпением, подлинным даром психолога, железным здоровьем и внешне всегда быть в хорошем настроении, несмотря ни на какие неполадки». Боулт.

По мнению Боулта не все известные дирижёры полностью обладают перечисленными качествами, хотя большинство из них абсолютно необходимо. А быть может, самое важное из них – умение управлять людьми и , что ещё важнее, самим собой.  

Социологи, обобщив 20 исследований, назвали 79 черт, характерных для лидера. Они же решили, что не существует определённых личностных черт, наличие которых гарантирует успех. Успеха могут добиться люди, обладающие самыми разными достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Главное – не наличие стандартных достоинств, а умелое использование собственных индивидуальных качеств.

В заключении я приведу цитату из мемуаров Адриана Боулта:

«Когда я преподавал в Королевском музыкальном колледже, один учащийся совершил нелепейшую ошибку. Позднее я спросил, как это могло случиться. И вот каков был ответ: «Понимаете, как только эта деревяшка попадает мне в руки, она автоматически не позволяет мне пользоваться 9/10 моих мозгов!» К счастью, моё посвящение в это таинство было постепенным. Я имел возможность начать с малого и осторожно подходить к более ответственному, но долгое время меня, как в кошмаре, преследовала одна и та же мысль: случись мне выступить с коллективом действительно первоклассных музыкантов, я, возможно, и доберусь до конца первого произведения, но при столь совершенном исполнении мне нечего будет сказать им и я буду вынужден молча, с позором удалиться. Когда я слышу, какие замечания делают некоторые молодые дирижёры опытным артистам, мне хочется, чтобы и их осенила эта кошмарная, навязчивая мысль…»

           

 

 

 


 

Комментарии

Москалёва (Померанцева) Ирина Владимировна

Часто начинающие хормейстеры боятся коллектива и не знают как себя вести. Отсюда скованность, косноязычие, а зачастую и грубость.Данные советы помогают освоится и успешно рабртать с хором или каким либо другим коллективом (думаю не только музыкантов).