Методическая разработка бинарного учебного занятия по литературе и основам изобразительного искусства на тему: "Предметный мир в искусстве"
Основной задачей предлагаемого Вашему вниманию учебного занятия является раскрытие образа литературного персонажа, исторической эпохи через предметный мир. На данном уроке подводятся итоги самостоятельной, творческой, исследовательской работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmmir_v_is_sayt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Удачные интегрированные уроки – особая гордость инженерно-педагогического коллектива профессионального лицея №2. В силу своей специфики – подготовки специалистов в области сервиса – предметы общепрофессионального цикла тесно связаны между собой и рядом общеобразовательных предметов. Так основы изобразительного искусства (рисунок) взаимосвязаны с такими предметами, как: «Литература», "История художественной культуры и ювелирного искусства", "Основы проектирования ювелирных и художественных изделий", "Народные художественные промыслы", «Эстетика». Как же не искать точек соприкосновения преподавателям, ведущим эти предметы? В нашем лицее накоплен опыт соединения в одном учебном занятии усилий нескольких педагогов-предметников. Бинарный урок необычен по своей структуре. Кажущиеся импровизации хорошо продуманы. Один педагог начинает, другой подхватывает, учащиеся дополняют общую идею своими репликами. Приёмы, методы и формы двух педагогов направлены на достижение главной цели урока: создание целостного представления о предмете, событии, времени.
КОНСПЕКТ БИНАРНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по литературе и основам изобразительного искусства (рисунку)
для профессии начального профессионального образования 35.11 «Ювелир»
Тема: «Предметный мир в искусстве»
Бинарное учебное занятие обобщения и закрепления изученного
Вид занятия: защита творческих работ
Тип урока: учебное занятие контрольного типа
Цели:
предметные: проверка качества усвоенных ЗУН по теме: «Рисование натюрморта», повторение изученных литературных произведений; закрепление положительных результатов комплекса предыдущих учебных занятий;
развивающие: содействие дальнейшему развитию самостоятельной активности учащихся и творческого отношения к поиску решения заданий; развитие логического мышления и зрительной памяти учащихся;
формирование навыков отчётливой, громкой, выразительной речи учащихся;
воспитательные: содействие дальнейшему формированию художественно-эстетического вкуса учащихся;
формирование самостоятельности суждений учащихся, их целеустремлённости, ответственности, отзывчивости на прекрасное в искусстве и в повседневной жизни.
Задача: сопоставление портретных характеристик литературных героев с предметами, их окружающими.
Методы и методические приёмы: метод соревнования, поощрения, индивидуального опроса, демонстрации, наглядно-иллюстративный; беседа как методический приём при обсуждении творческих работ учащихся.
Структура учебного занятия: 1). Организационное начало (1 мин);
2). Ознакомление с темой учебного занятия. Вступительные слова педагогов (9 мин);
3). Объяснение целей проверки и инструктаж по организации учебного занятия (3 мин);
4). Самостоятельная работа учащихся – защита творческих работ (20 мин);
5). Подведение итогов и закрепление положительных результатов учебного занятия (10 мин);
6). Рефлексия (1 мин);
7). Окончание учебного занятия (1 мин).
Оборудование:
для преподавателя: 1. магнитофон, записи музыкальных произведений,
2. репродукции работ художников, изображающих предметный мир,
3. портреты А.Н. Островского, Н.С.Лескова, А.И. Гончарова,
Л.Н. Толстого.
Для учащихся: творческие работы, выполненные на предыдущих занятиях и оформленные в домашних условиях,
предметы быта, моделирующие обстановку, окружающую литературных героев 19 века.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Взаимное приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. 2. Ознакомление с темой учебного занятия. Вступительные слова педагогов: Дорогие учащиеся, у нас сегодня необычный урок, наше учебное занятие по литературе и основам изобразительного искусства (рисунку) будет посвящено обобщению пройденного материала и закреплению результатов комплекса предыдущих занятий. Тема урока: «Предметный мир в искусстве». Эпиграфом мы взяли слова Паскаля: «Натюрморт заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых обычно не любуешься». Надеюсь, что это высказывание можно отнести и к вашим работам, выполненным в этом жанре. Так ли это в действительности мы поймём чуть позже. Как вам известно, жанр, посвящённый изображению вещей, называют натюрмортом. Предметный мир – это мир созданный, сформированный человеком и согретый теплотой повседневного общения с людьми, поэтому, натюрморт при всей внешней скромности, жанр глубоко содержательный. В этом мы ещё раз сегодня убедимся. Чтобы по-настоящему осмыслить этот жанр, нам сегодня предстоит проникнуть в мир вещей, понять их роль в формировании духовного мира человека и постараться уловить человеческую сущность вещей. Целостность художественных произведений заставляет их авторов видеть значительность во всём – любом мотиве и даже его части, поэтому в произведениях искусства вещи и предметные группы приобретают особое значение. Вещи могут о многом поведать, они создают эмоциональную атмосферу и даже по-своему отражают характер героев. Привязанность к красоте обыденных вещей мы видим в творчестве художников и писателей, в их произведениях вещи становятся красноречивыми героями, вступают в сложные и противоречивые отношения с людьми, являются важными участниками изображаемых сцен. В произведениях искусства мы видим не только современный взгляд их авторов на вещи, но и саму современность. Предметный мир играет важную роль в художественной литературе. Вещи и предметные группы могут повествовать о занятиях человека, его социальной принадлежности, а так же помогают раскрывать характеры литературных персонажей. Описание обстановки и предметного мира даётся писателем неслучайно. С помощью вещей автор изображает обстановку действия, рассказывает о своём герое. А иногда, наоборот, писатель создаёт такой убедительный образ героя, что мы живо представляем себе предметный мир, его окружающий. Сегодня на уроке мы должны проследить, как влияют предметы на характер и образ жизни литературных персонажей. Для этого мы обратимся к произведениям русской литературы 19 века. 3. Объяснение целей проверки и инструктаж по организации учебного занятия: Предварительно вам было дано задание, над которым вы работали по группам. Четыре группы исследовали предметный мир, окружающий различных героев литературных произведений. Из них две группы выполняли рисунки по представлению, создавали обстановки для женских образов, назовём их «Художниками», а другие две группы работали над созданием предметных обстановок для мужских образов и выполняли рисунки по описаниям, данным в литературных произведениях, назовём их «Иллюстраторами». Вы неплохо поработали на предыдущих занятиях и подготовили прекрасные рисунки, которые дома оформили соответствующим образом, а так же выполнили композиции, моделирующие обстановки для литературных героев. Сегодня на уроке вам предстоит защитить свои творческие работы. И, наконец, в заключительной части нашего мероприятия будет подведён итог проделанной вами работы. Обсуждение вопросов по организации учебного занятия, если таковые имеются у учащихся. Итак, мы начинаем. Слово предоставляется первой группе «Художников». 4. Самостоятельная работа учащихся – защита творческих работ: Учащийся 1. Наша группа работала над образом Катерины из произведения Н.А. островского «Гроза». Так как это пьеса, то подробного описания обстановки и вещей в тексте вы не найдёте. Но, читая пьесу, мы видим мастерство Островского драматурга. Уже с первого действия мы ярко представляем себе ту обстановку, в которой жила главная героиня. Учащийся 2. Вашему вниманию мы предлагаем свои рисунки по представлению, выполненные в жанре натюрморта. Неоднократно в монологах Катерины мы слышим её тоску по родному дому, по жизни до замужества. Ведь жизнь в доме Кабановых совсем иная. Темно. Страшно. Душно. Краткая характеристика работ учащихся (автор, как и чем выполнена, почему использована именно выбранная техника или материал). Учащийся 3. Вашему вниманию предлагается композиция, представляющая уголок дома, в котором жила Катерина Кабанова. Мы составили её из предметов быта. Представьте себе большой купеческий дом, окна закрыты ставнями, полумрак, по стенам мрачных комнат сундуки с хозяйским добром, иконы с образами, от лампад струится мерцание. И в этой пугающей тишине слышен взволнованный голос Катерины. Учащаяся в костюме Катерины: «Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что это со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…». Педагог. Краткая оценка групповой работы. Предоставляем слово второй группе «Художников». Учащийся 1. Наша группа работала над образом Катерины Львовны Измайловой из очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Жизнь главной героини в купеческом доме мужа была не слишком весёлой. В произведении это звучит так: При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было. Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания. Учащийся 2. Сама обстановка жилища выражает скуку молодой женщины, которая не знает чем заполнить свои однообразные дни. Мир вещей, среди которых жила Катерина Львовна по нашему мнению выглядел так: Краткий анализ рисунков. Учащийся 3. Вашему вниманию предлагается композиция, моделирующая обстановку в доме купца Измайлова, где жила Катерина Львовна (выходит учащаяся в костюме Катерины Измайловой, не спеша подходит к столу, скучая пьёт чай с калачами и ватрушками), которая не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно и» мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятой год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. Педагог. Краткая оценка групповой работы. Давайте сравним представленные группами «Художников» женские образы и обстановки, их окружающие. Как вы думаете, что общего в условиях жизни Катерины Кабановой и Катерины Измайловой? В чём разница? Как обстановка влияет на дальнейшую судьбу героинь? - Можно сказать, что предметная среда, обстановка, в которой живут обе Катерины, как бы подталкивают их к свершению тех поступков, о которых мы узнаём, читая произведения. Итак, две группы «Художников» работали по представлению, исходя из характеристик героинь, а две группы по литературным описаниям. Предоставляем слово первой группе «Иллюстраторов». Учащийся 1. Мы работали над предметным миром, окружающим Илью Ильича Обломова – героя одноимённого романа И.А. Гончарова. Для выполнения задания мы использовали описание предметного мира, данное автором: Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два диИИа, обитые шелковою матернею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, ЗахаИ, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет,— так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха. Учащийся 2. Представляем рисунки, иллюстрирующие предметный мир Обломова. Краткая характеристика работ учащихся (автор, как и чем выполнена, почему использована именно выбранная техника или материал). Учащийся 3. Предлагаем вашему вниманию созданную нами композицию, моделирующую обстановку в доме Обломова. На наш взгляд, самым ярким и запоминающимся предметам комнаты Ильи Ильича является диван, именно на нём главный герой проводит большую часть своего времени: Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома,— он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Завершённость нашей композиции дополнит сам Обломов. В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром, на своей квартире, Илья Ильич Обломов (выходит учащийся, исполняющий роль Обломова). Это был человек лет тридцати, двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движеИИ головы, руки. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. Педагог. Краткая оценка групповой работы. Слово предоставляется второй группе «Иллюстраторов». Учащийся 1. Наша группа работала над предметной средой, которая окружала героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Долгое время Пьер учился за границей. После возвращения в Москву он жил в доме своего отца – графа Безухова. Автор впервые вводит описание обстановки в доме графа, когда рассказывает читателю о последних днях жизни отца Пьера: Пьер хорошо знал эту большую, разделённую колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещёнными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно-белыми, не смятыми, видимо только что переменёнными подушками, укрытая до пояса ярко-зелёным одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухова, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-жёлтом лице. Читая роман, мы узнаём, что после смерти отца Пьер большую часть времени проводит в этом кабинете: Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. В следующую ночь после дуэли он, как и часто делал, не пошёл в спальню, а остался в своём огромном отцовском кабинете, том самом, в котором умер старый граф Безухов. Учащийся 2. Представляем вам рисунки-иллюстрации, изображающие этот кабинет. Краткий анализ рисунков. Учащийся 3. Предлагаем вашему вниманию вольтеровское кресло, которое, по нашему мнению, является главной деталью обстановки в кабинете Пьера. Обратите внимание на доску, где наша группа подготовила небольшую выставку фотографий, изображающих обстановку музея-усадьбы Ясная Поляна. В кабинете Л.Н. Толстого тоже стояло вольтеровское кресло; оно было излюбленным местом работы и отдыха писателя. Может быть поэтому для создания обстановки в кабинете своего любимого героя Лев Николаевич использует описание именно такого кресла. Нашу композицию дополнит хозяин кабинета – Пьер Безухов (появляется учащийся, играющий роль Пьера, у него в руках книга, он проходит к вольтеровскому креслу). Пьер был неуклюж. Выше обыкновенного роста, широкий, с огромными руками. Кроме того, он был рассеян. Но вся его рассеянность выкупалась выражением добродушия, простоты и скромности. Педагог. Краткая оценка групповой работы. Обе группы «Иллюстраторов» очень хорошо подготовились, теперь попробуем сравнить представленные ими мужские образы с окружающими героев предметами. Скажите, что общего в образах Обломова и Пьера Безухова? (Внешность, некоторые черты характера) - Похожи ли предметы, окружающие этих персонажей? Чем они отличаются? Приведите примеры. - Соответствуют ли портретные характеристики описанию предметной среды наших героев? - Как вы думаете, для чего писатели вводят столь подробное описание обстановок, в которых живут герои? 5. Подведение итогов и закрепление положительных результатов: Сегодня на занятии мы вспомнили пройденный материал и представили результат своей творческой деятельности. Своими рисунками и композициями вы доказали важную роль предметного мира как в изобразительном искусстве, так и в литературе. Действительно, трудно представить себе образ полноценного героя без описания окружающей его среды. Как правило, герой соответствует предметному миру, среди которого он находится. В этом мы сегодня убедились благодаря вашим работам. Спасибо за урок. Выделение активно работавших на занятии учащихся. Оглашение оценок за урок. 6. Рефлексия: - А как вы оцениваете сегодняшнее занятие? Пожалуйста, дайте свою оценку прошедшего урока: поднимите карточку нужного цвета. Красная карточка – очень понравился – «отлично»; Оранжевая карточка – понравился – «хорошо»; Жёлтая карточка – нормальный урок – «удовлетворительно»; Фиолетовая карточка – не понравился – «неудовлетворительно». 7. Окончание учебного занятия: Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания. Уборка рабочих мест, украшение кабинета лучшими рисунками урока. |
ЛИТЕРАТУРА
- Болотина И.С. Русский натюрморт. – М.: Искусство, 1993.
- Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта: Изображение вещи в живописи 18 – 19 веков. – М.: Советский художник, 1989.
В основе данного урока стремление педагогов к формированию глубокой, внутренне богатой, широко образованной, жизнестойкой личности. Такие учебные занятия органично вписываются в многоплановый процесс обучения и воспитания в профессиональном лицеи №2.
Представленный бинарный урок убедительно доказывает, что развитие зрительной, образной памяти в процессе занятий изобразительным искусством способствует осмыслению разнообразных впечатлений, помогает закреплять прочитанное в художественных образах.
Необходимо отметить ещё и то, что подобная форма обучения позволяет ненавязчиво сочетать две стороны, существующие в любом искусстве: область техническую и область творческую. Творческие работы учащихся представляют собой индивидуальные проекты, которые они реализовали увлечённо, непринуждённо и грамотно. Выполняя рисунки преимущественно по представлению, лицеисты анализировали литературные произведения и делали самостоятельные выводы, поэтому к достоинствам данного интегрированного урока можно отнести и свершение учащимися целого ряда самостоятельных открытий за короткий период времени.