Ожгибесов В.П. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий и самостоятельной подготовки. Палеонтология. Историческая геология. Биофациальный анализ. (Справочн. и уч.-метод. пособие для студ. геолог. ф-та) / Пермь: Перм. ун-т, 2012. 40с.
УДК 56(075.3)
Ожгибесов В.П. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий и самостоятельной подготовки. Палеонтология. Историческая геология. Биофациальный анализ. (Справочное и учебно-методическое пособие для студентов геологического факультета) / Перм. ун-т; Сост. В.П. Ожгибесов. – Пермь, 2012. – 40 с.
Предназначено студентам геологического факультета Пермского университета.
Библиогр. 18 назв., табл. – 7.
Учебно-методическое издание «Рабочая тетрадь…» позволяет упорядочить и контролировать результаты выполнения лабораторных заданий по курсу «Палеонтология» как студенту, так и преподавателю. Выполнение заданий и заполнение заранее подготовленного журнала помогает студенту не только запомнить и проанализировать учебный материал, но также творчески осмыслить и подготовить персональные результаты описания образцов из учебных и музейных коллекций для изучения раздела «Биофациальный анализ» курса «Учение о фациях» бакалавриата и курса «Фации и формации в нефтегазовой геологии» по программе магистратуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad.docx | 386.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСтВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра региональной и нефтегазовой геологии
рабочая тетрадь Лабораторных занятий
и самостоятельной подготовки
Палеонтология
историческая геология
биофациальный анализ
Справочное и учебно-методическое пособие
для студентов геологического факультета
Пермь 2012
УДК 56(075.3)
Составитель: В.П. Ожгибесов
Рабочая тетрадь лабораторных занятий и самостоятельной подготовки. Палеонтология. Историческая геология. Биофациальный анализ: справочное и учебно-методич. пособие для студ. геологич. ф-та / сост. В.П.Ожгибесов; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2012. – 40 с.
Предназначено студентам геологического факультета Пермского университета.
Издаётся по постановлению методической комиссии геологического факультета Пермского гос. нац. исслед. университета
© В.П. Ожгибесов, составление, 2012
__________________________________
Редактор Г.В. Тулякова
Корректор М.А. Шемякина
Компьютерная вёрстка В.П. Ожгибесова
Подписано в печать 29.11.2012. Формат 60 х 84 1/8.
Усл. печ. л. 4,65.
Тираж 100 экз. Заказ ____
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного национального исследовательского университета
614990. Пермь, ул. Букирева, 15
Типография
Пермского государственного национального исследовательского университета
614990. Пермь, ул. Букирева, 15
содержание
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................…………………….…. 4
- План изучения ископаемых на лабораторных
занятиях и при самоподготовке …………………………….….… 4
- Порядок описания ископаемых …………………………………….…. 4
- Решение задачи определения геологического возраста
вмещающих горных пород ………………………………………….…. 5
- Описание условий обитания древних организмов
и условий накопления первичного осадка
(= определение «фациальной обстановки») ………………….…….… 5
- Описание изменений осадка (горной породы)
в процессе преобразования «геологической среды»
от биоценоза к ориктоценозу …………………………………….…….. 5
- Заключение о геологическом значении ископаемых
(определение возраста вмещающей горной породы,
определение «фациального типа» горной породы,
характеристика породообразующего значения
ископаемых) ……………………………………………………………… 5
- ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ ..…………….… 6
- Латинский алфавит ......................................................…………………6
- Правила произношения латинских названий ................………….….. 7
- Ударение .....................................................................………............... 8
- Примеры чтения латинских наименований «с ударением» ………… 8
- СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ
ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ» ………………………………….….. 9
- ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ …………………………………………………. 13
- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
(возраст, фации, породообразование) …………………………..…………..…. 30
Библиографический список. .........……………………..............….....………......………36
Приложения. ……………………………………………………..…………………..37
Таблица 4. Геохронологические подразделения общей шкалы
(без веков и фаз) …………………………………………………….……..37
Таблица 5. Стратиграфические подразделения общей шкалы
(без ярусов и зон)…………………………………………………….…….38
Таблица 6. Дидактическая таблица с индексами
стратиграфических подразделений…………………………………..… 39
Таблица 7. Дидактическая таблица для самостоятельной работы……………... 40
ВВЕДЕНИЕ
Методическое издание «Рабочая тетрадь…» позволяет упорядочить и контролировать результаты выполнения лабораторных заданий как студенту, так и преподавателю. Заполнение Рабочей тетради помогает студенту запомнить и анализировать учебный материал по курсу «Палеонтология», творчески осмыслить и подготовить персональные результаты описания образцов из учебных и музейных коллекций для изучения раздела «Биофациальный анализ» курса «Учение о фациях» бакалавриата и курса «Фации и формации в нефтегазовой геологии» по программе магистратуры.
- План изучения ископаемых на лабораторных занятиях
и при самоподготовке
- Порядок описания ископаемых
- Классификация изучаемой горной породы (магматическая, метаморфическая, осадочная). Макроописание осадочной горной породы.
- Выявление следов жизнедеятельности ископаемых (или современных) организмов.
- Определение всех форм сохранности ископаемых, наблюдаемых в образце.
- Выявление общего плана строения скелета (если скелет был) ископаемого организма (трубка простой или сложной формы, створка, две створки, слоевище, панцирь, мелкая раковина, тонкие прутья, сетка, перистая форма; одиночная или колониальная форма; отчётливо заметны, трудно различимы или неразличимы в лупу внутренние элементы строения скелета). Эта методика сравнительного анализа придумана автором в студенческие 1970–1971 годы как один из вариантов обобщения «планов строения» ископаемых, т.к. мелких деталей много и запомнить все детали не просто. Методика имеет научное обоснование с позиций эволюционной палеонтологии и исторической биологии (Ожгибесов, 1999). Рекомендация студентам: придумать свой вариант, расширить и усовершенствовать «список» наименований для обозначения «общего плана строения» скелета т.к. в предлагаемой схеме описания есть пробелы. Задание: найти эти пробелы и составить общую непротиворечивую схему.
- Зарисовать ископаемое. Зарисовки рекомендуется выполнять простым карандашом и шариковой ручкой с синей пастой на листах формата А4, которые вклеить в рабочую тетрадь; на рисунке указать линейный масштаб. Указать стрелками и подписать названия всех выявленных элементов строения скелета ископаемого (или следов его жизнедеятельности).
- Определить и доказать систематическую принадлежность ископаемого, выявляя его сходство и различие с близкими по строению ископаемыми.
- Записать систематическую принадлежность ископаемого с указанием его места в иерархии наиболее близких по строению ископаемых представителей органического мира.
- Указать «время существования», записать его индексами времени появления и вымирания таксона, а также тремя предложениями, в которых ответить на вопросы: 1) в какое геологическое время впервые появились представители данного таксона (типа, класса, отряда); 2) в течение каких геологических периодов и эпох жили представители данного таксона; 3) в какую геологическую эпоху вымерли представители данного типа, класса, отряда.
- Охарактеризовать стратиграфическое значение таксона, наличие руководящих форм ископаемых. Определить возраст горной породы.
- Привести характеристику фациального значения ископаемых (одиночных или массовых находок, а также совместных находок с ископаемыми иной систематической принадлежности), для чего:
- охарактеризовать образ жизни и среду обитания организмов;
- привести анализ тафономии, закономерностей захоронения ископаемых, их танатоценоза, тафоценоза, ориктоценоза;
- на основе суммарной характеристики ископаемых по пунктам 11, 12 и 13 охарактеризовать фациальную обстановку по ориктоценозу.
- Охарактеризовать породообразующее значение ископаемых, их значение для формирования или создания условий формирования месторождений различных полезных ископаемых.
1.2. Решение задачи определения геологического возраста вмещающих горных пород
Определяем: (1) тип горной породы, т.к. методика определения возраста слоистых известняков с прижизненным захоронением фузулинид будет отличаться от методики определения возраста конгломерата, фауна в котором определена как в цементе, так и в гальке; (2) степень сохранности скелета со следами переотложения после размыва ранее накопленного слоя; (3) при нахождении в горной породе окаменелостей различной систематической принадлежности более точный вывод о возрасте породы даст оценка времени их совместного существования; например, совместные находки в нормально-слоистых известняках рецептакулитов (Є3-С1) и фузулинид (C1-P3) позволяют сделать вывод о раннекаменноугольном возрасте слоя (С1). (4) На детальность определения стратиграфического интервала влияет установленный ранг таксона: например, определение «надотряд Ammonoidea» укажет на временной интервал (Є3-K). Но если будет определён таксон «отряд Clymeniida из надотряда Ammonoidea», то точность определения возраста изменится: (D3). Студенту предлагается дополнить этот список пунктами (5), (6) и т.д.
1.3. Описание условий обитания древних организмов и условий накопления первичного осадка
Для правильного вывода об условиях накопления осадков знания всего спектра условий обитания древних организмов (например, тентакулитов) недостаточно. Для более точного вывода об условиях накопления первичного осадка с остатками этих же ископаемых нужна дополнительная информация о количестве тентакулитов в горной породе (единичные «шурупчики» или многочисленные).
Отличается также вывод о «фациальном типе» горной породы с единичными двустворками и вывод о фациальном типе горной породы, в которой двустворки однообразные по систематическому составу, но многочисленные, породообразующие и формирующие известняк-ракушняк (пелециподы «бедные качественно и богатые количественно»).
1.4. Описание изменений осадка (горной породы) в процессе преобразования «геологической среды» от биоценоза к ориктоценозу
Примером могут служить литологические и биономические особенности формирования различных составляющих конгломерата (крупные обломки и песчано-алевритовый цемент между этими обломками), доломит с реликтами раковин фузулинид отличной сохранности, массивный брахиоподово-мшанково-водорослевый известняк с пятнистой текстурой за счёт крупных включений гипса и ангидрита. Что в этих породах первично, а что вторично?
1.5. Заключение о геологическом значении ископаемых (определение возраста вмещающей горной породы, определение «фациального типа» горной породы, характеристика породообразующего значения ископаемых)
Каждый таксон может и должен использоваться для решения геологических задач. Среди этих задач первоочередными являются три: 1) определение относительного геологического возраста, 2) определение условий образования горной породы, её фациальный анализ, 3) определение породообразующего значения ископаемых.
При описании ископаемых и заполнении свободных от текста полей рабочей тетради студент решает три перечисленные геологические задачи и доказывает свои выводы.
2. ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЛАТИНСКИХ НАЗВАНИЙ
Латинский алфавит
Иногда в латинском алфавите приводится буква W.
Это ошибка. Латинский алфавит, в отличие от английского, содержит только 25 букв (см. табл. 1). Для более детального ознакомления с латинским языком можно обратиться к специальным учебникам и словарям (например: Латинский язык /А.И.Зайцев, Т.П.Корыхалова, Н.В.Крайзмер, Ю.В.Откупщиков, Е.К.Товстик, Е.И.Чекалова. Изд. 2-е, доп. и перераб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 256 с.).
Таблица 1
Латинский алфавит
№ | Буква латинского алфавита | Название буквы | Произношение в тексте (фонема) |
1 | A a | а | а |
2 | B b | бэ | б |
3 | C c | цэ | ц, к |
4 | D d | дэ | д |
5 | E e | э | э |
6 | F f | эф | ф |
7 | G g | гэ | г |
8 | H h | ха | х, [г+х ] |
9 | I i | и | и |
10 | J j | йот | й |
11 | K k | ка | к |
12 | L l | эль | ль |
13 | M m | эм | м |
14 | N n | эн | н |
15 | O o | о | о |
16 | P p | пэ | п |
17 | Q q | ку | к |
18 | R r | эр | р |
19 | S s | эс | с, з |
20 | T t | тэ | т |
21 | U u | у | у |
22 | V v | вэ | в |
23 | X x | икс | кс |
24 | Y y | ипсилон | и |
25 | Z z | зэта | з, ц |
Таблица 2
2.2. Правила произношения латинских названий
Латинская буква, буквосоче-тание | Правила произношения | Пример |
C c | перед e, i, y и сочетаниями oe, ae произносится как « ц »; в остальных случаях – как « к » | Cephalopoda (цефалопода). Cystoidea (цистоидея). Hexacoralla (гексакоралла) |
G g | соответствует русскому « г » | Gastropoda (гастропода) |
H h | соответствует украинскому « г » (см.табл.1) | Hexacoralla (гексакоралла) |
L l | мягко, как « ль » | Lagena (лягена) |
Q q | соответствует «к» и всегда сочетается с буквой «u» и произносится как « кв » | aqua (аква) |
S s | произносится как русское « с », а в середине слова между двумя гласными как « з » | Spongia ( спонгиа), Dysodonta ( дизодонта ) |
X x | произносится как двойной звук « кс » | Hexacoralla (гексакоралла) |
Y y | произносится как «и» (упо-требляется только в словах греческого происхождения) | Ichtys ( ихтис ) |
Z z | произносится как « з » | zoon (зоон) |
ae | произносится как русское « э » | Phaeophyta ( фэофита ) |
oe | произносится как русское « ё » | Coelenterata (цЁлентерата) |
au | произносится как « ау » | aulos (аулос) |
eu | произносится как « эу » | teutis (тэутис) |
ch | произносится как русское « х » | Chama (хама) |
ph | произносится как русское « ф » | Phyllopoda (филлопода), Philippus (Филипус) |
rh | произносится как русское « р » | Rhodophyta (родофита) |
th | как русское « т » | Thecoidea (тэкоидея) |
sch | произносится как русское « cх » | Schizodonta (схизодонта) |
zh | произносится как русское « ж » | (Ruzhencev) Руженцев |
ngu | перед гласными читается как русское « нгв » | lingua (лингва) |
2.3. Ударение
Каждое слово состоит из элементарных звуков (фонем). Фонемы слагаются в слоги. Слоги, составленные из фонем, образуют слова. Произнесённые вслух фонемы образуют слово, которое мы слышим. Одна из фонем (в одном из слогов) произносится громче остальных, «с ударением». Обычно ударения ставится в слове «по правилам», но возможны случаи ударения, которые обусловлены ранее сложившимися традициями.
В многосложных словах постановка ударения зависит от долготы или краткости произнесения фонемы в слоге.
Например, в слове Italia (I-ta-li-a) предпоследний слог (-ли-) краткий (фонетическая транскрипция этого слова: и-ТА-ли-а), поэтому ударение ставится на третьем с конца слоге: (I-ta-li-a), произносится как «и-ТА-ли-а».
Например, в слове monumentum (mo-nu-men-tum) предпоследний слог (-мен-) долог, его можно произнести в слове mo-nu-men-tum нараспев (мо-ну-мееееен-тум), поэтому ударение ставится на втором с конца слоге: (mo-nu-men-tum), произносится как «мо-ну-МЕН-тум».
Таким образом, каждое слово имеет ударение: двусложное слово – на предпоследнем слоге (pa-ter); многосложное слово – на предпоследнем слоге (mo-nu-men-tum, tri-um-phus), если он долог; если же он краток, то на третьем от конца слоге (his-to-ri-a, I-ta-li-a).
Дальше третьего слога ударения не бывает.
В виде исключения, ударение ставится по сложившейся традиции (См.: Латинский язык. Л.: ЛГУ, 1974. С.71).
2.4. Примеры чтения латинских наименований «с ударением»
Animalia: A-ni-ma-li-a Schysodonta: Schy-so-don-ta
Archaeocyati: Ar-chae-o-cy-a-ti Silicispongia: Si-li-ci-spon-gi-a
Receptaculita: Re-cep-ta-cu-li-ta Scyphozoa: Scy-pho-zo-a
Conodonta: Co-no-don-ta Echinodermata: E-chi-no-der-ma-ta
Coelenterata: Coe-len-te-ra-ta Nautiloidea: Nau-ti-lo-i-de-a
Spongia: Spon-gi-a Nautilus: Nau-ti-lus
Silicispongia: Si-li-ci-spon-gi-a Nauta: Nau-ta
Protozoa: Pro-to-zo-a pompilus: pom-pi-lus
Brachiopoda: Bra-chi-o-po-da Nautilus: Nau-ti-lus
Arthropoda: Ar-thro-po-da Ammonitida: Am-mo-ni-ti-da
Echinodermata: E-chi-no-der-ma-ta Ceratitida: Ce-ra-ti-ti-da
Hemichordata: He-mi-chor-da-ta Clymeniida: Cly-me-ni-i-da
Vermes: Ver-mes Insecta: In-sec-ta
Scyphozoa: Scy-pho-zo-a Trilobita: Tri-lo-bi-ta
Conulata: Co-nu-la-ta Merostomata: Me-ro-sto-ma-ta
Conularia: Co-nu-la-ri-a Crinoidea: Cri-no-i-de-a
- СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
«КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКОПАЕМЫХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ»
Надцарство Эукариоты. Ядерные. Eucaryota
Царство Животные. Zoa (Animalia)
Группа Беспозвоночные. Invertebrata ……….. PR2 - Qrcnt
Типы беспозвоночных животных:
1. Простейшие. Protozoa …….…………..…… Є - Qrcnt
2. Археоциаты. Archaeocyatha …...………..… Є1 - Є2
3. Рецептакулиты. Receptaculita ………....… Є3 - С1
4. Губки. Spongia ………..……..………...…… Є - Qrcnt
5. Черви (надтип). Vermes …...…..………….. PR2 - Qrcnt
6. Кишечнополостные. Coelenterata …….…. PR2 - Qrcnt
7. Мягкотелые. Mollusca …………..………... Є - Qrcnt
8. Брахиоподы. Brachiopoda ….………...….. Є - Qrcnt
9. Членистоногие. Arthropoda ….…………… Є - Qrcnt
10. Иглокожие. Echinodermata ……………… Є - Qrcnt
11. Мшанки. Bryozoa ………………….…… О - Qrcnt
12. Полухордовые. Hemichordata ……..…… Є2 - С1
13. Конодонты. Conodonta ……….........…… Є - Т
* * *
1. Тип Protozoa. Простейшие.. ……………………………...Є - Qrcnt
Класс Sarcodina. Саркодовые ………………….……. Є - Qrcnt
Подкласс Radiolaria. Радиолярии. ……………..… Є - Qrcnt
Подкласс Foraminifera. Фораминиферы. ………… Є - Qrcnt
Группа «Мелкие» фораминиферы. ………… Є - Qrcnt
Отряд Fusulinida. Фузулиниды. ……………. C - P
Отряд Nummulitida. Нуммулитиды. ………... K2 - Qrcnt (E!)
2. Тип Archaeocyatha. Археоциаты.. …………………….….. Є1 - Є2
Класс Regulares. Правильные археоциаты. ………..… Є1
Класс Irregulares. Неправильные археоциаты. …….… Є1 - Є2
3. Тип Receptaculita. Рецептакулиты.. ………………………. Є3 - С1
4. Тип Spongia. Губки.. ……………………………………….. Є - Qrcnt
Класс Silicispongia. Кремнёвые губки.. ……………….. Є - Qrcnt
Класс Calcispongia. Известковые губки. ……………… D - Qrcnt
5. Надтип Vermes. Черви.. ………………………….………... PR2 - Qrcnt
Тип Annelida. Кольчатые черви. ………………..…... PR2 - Qrcnt
Род Serpula. Серпула. ……………………...……. S - Qrcnt
Род Spirorbis. Спирорбис. ………………………. S - Qrcnt
6. Тип Coelenterata. Кишечнополостные. …………………. PR2 - Qrcnt
Подтип Cnidaria. Стрекающие. ……………………….. PR2 - Qrcnt
Класс Hydrozoa. Гидроидные. ……………………..…. Є - Qrcnt
Подкласс Stromatopora. Строматопораты. …….Є - P
Подкласс Hydroidea. Гидроидные полипы. ……Є - Qrcnt
Класс Anthozoa. Коралловые полипы. ……………..… Є2 - Qrcnt
Подкласс Tabulata. Табуляты. ………………….. Є2 - P
Подкласс Tetracoralla. Четырёхлучевые. ……… O - P
Подкласс Hexacoralla. Шестилучевые. ………… T - Qrcnt
Подкласс Heliolitoidea. Гелиолитоидеи. ..………. O2 - D2
Подкласс Octacoralla. Восьмилучевые. ………… T - Qrcnt
Класс Scyphozoa. Сцифоидные. Медузы …………....… PR2 - Qrcnt
Группа Conulata ……………………………………… Є – T1 (Q?)
Род Conularia ……………………………………… Є3 - P
7. Тип Mollusca. Мягкотелые. ……………………..………. Є - Qrcnt
Класс Bivalvia (Pelecypoda). Двустворки ..………...... Є - Qrcnt
Отряд Taxodonta. Рядозубые. …………….……. Є - Qrcnt
Отряд Desmodonta. Ложечкозубые. …………… Є - Qrcnt
Отряд Dysodonta. Беззубые. ……………………. О - Qrcnt
Отряд Schysodonta. Расщеплённозубые. ………. О - Qrcnt
Отряд Heterodonta. Разнозубые. ……………….. S - Qrcnt
Отряд Pachiodobta. Мощнозубые. ……………… J3 - K
Класс Gastropoda. Брюхоногие …..…..……………….. Є - Qrcnt
Подкласс Prosobranchia. Переднежаберные. ….. Є - Qrcnt
Подкласс Opistobranchia. Заднежаберные. …….. С - Qrcnt
Подкласс Pulmonata. Лёгочники. ……………….. С - Qrcnt
Класс Tentaculata. Тентакулиты. ……………………….(О?)S - D
Класс Cephalopoda. Головоногие. …..…….…………... Є - Qrcnt
Подкласс Ectocochlia. Наружнораковинные. …..(Є1?)Є3 - Qrcnt
Надотряд Nautiloidea. Наутилоидеи. ………. (Є1?)Є3 - Qrcnt (O!)
Надотряд Ammonoidea. Аммоноидеи. ………. D - K
Отряд Goniatitida. Гониатитиды. .………..D - T
Отряд Clymeniida. Клименииды. ..…….… D3
Отряд Ceratitida. Цератитиды. ………….. P - T (T!)
Отряд Ammonitida. Аммонитиды. ………. T - K (J!)
Подкласс Endocochlia. Внутреннераковинные. …. D - Qrcnt
Надотряд Coleoidea. Колеоидеи. …….…..…… D - Qrcnt
Отряд Belemnitida. Белемнитиды. ..…..…..D - K (J+K!)
Тип Brachiopoda. Брахиоподы
Первый вариант
упрощённой классификации для проведения
деловой игры на знание терминологии, строения скелета
и принципов классификации брахиопод
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ………………………….…...Є - Qrcnt
Класс Inarticulata. Беззамковые. …………...…………… Є - Qrcnt (Є+О!)
Группа Atremata. Атрематы. ………………….………. Є - Qrcnt
Группа Neotremata. Неотрематы. …………….………. Є - Qrcnt
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....……… Є - Qrcnt (PZ!)
Группа Telotremata. Телотрематы. …………...………. О - Qrcnt
Группа Protremata. Протрематы. …………...…………. О - Qrcnt
Второй вариант
к самостоятельной работе по теме
на основе одного из вариантов современной классификации типа
для определения родов и видов замковых брахиопод
с помощью определителей и справочников
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы ………………………….…...Є - Qrcnt
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....…… Є - Qrcnt (PZ!)
Отряд Ortida. Ортиды. .………………………….Є - P
Род Ortis. …………………………………… О1
Отряд Pentamerida. Пентамериды. ….……….…Є - D
Род Pentamerus. ……………………………. О - S
Род Conchidium. ……………………………. О - S
Род Conchidiella. …………………………… D2
Отряд Rhynchonellida. Ринхонеллиды. ……….. .О2 - Qrcnt
Отряд Productida. Продуктиды. ……………….. S - P
Род Gigantoproductus. ……………………… C1
Род Productus. …………………………….… C
Род Strophalosia. ……………………………. C - P
Отряд Spiriferida. Спирифериды. ………………. O3 - J1
Род Spirifer. ………………………………………… S - P
Род Choristites. …………………………………..… C - P
Отряд Strophomenida. Строфомениды. ……………….. O - D
Отряд Atripida. Атрипиды. ………………………….…. O2 - C1
Род Karpinskia. ……………………………………… D1 - D2
Отряд Terebratulida. Теребратулиды. …..………………. S - Qrcnt
Род Stringocephalus. ……………………………….… D2zh
9. Тип Arthropoda. Членистоногие. ……………….…………………..Є - Qrcnt
Класс Trilobita. Трилобиты. …………..………....……………... Є - P (Є +O+S!)
Подкласс Miomera. Малочленистые. ……..….....………… Є – O
Подкласс Polymera. Многочленистые. ……..…...………... Є - P
Класс Crustacea. Ракообразные. ………………….....…………. Є - Qrcnt
Подкласс Ostracoda. Ракушковые рачки. .….....………….. Є - Qrcnt
Подкласс Branchiopoda. Жаброногие. …………………….(Є?)D - Qrcnt
Отряд Phyllopoda. ……………………………. …………(Є?)D - Qrcnt
Подкласс Cirripedia. Усоногие рачки. .…...…….………….S - Qrcnt
Класс Insecta. Насекомые. ……………………….……..……….D - Qrcnt
Подкласс Apterigota. Первичнобескрылые. .…...………….D - Qrcnt
Подкласс Pterigota.Крылатые. .………………….…………С - Qrcnt
Надкласс Chelicerata. Хелицеровые. ……………….…. …………..Є - P (S+D!)
- скорпионы (водные: S2; наземные: D-Qrcnt),
- пауки (D-Qrcnt)
Класс Merostomata. Меростомовые. ….………..….…………... Є - P
- современные и ископаемы мечехвосты
Отряд Eurypterida. Эвриптериды. …..………………….. О - P (S+D!)
10. Тип Echinodermata. Иглокожие.. ……………….……………….. Є 2 - Qrcnt
Подтип Pelmatozoa. Прикреплённые. ……………………………. Є 2 - Qrcnt
Класс Cystoidea. Морские пузыри. …….……………………... (Є2)O - D2(O!)
Класс Crinoidea. Морские лилии. ………………..……………. О - Qrcnt
Класс Blastoidea. Морские бутоны. ……………………………. S - Qrcnt
Подтип Eleuterozoa. Неприкреплённые. ………………………….. O - Qrcnt
Класс Echinoidea. Морские ежи. …….……………..……………О - Qrcnt
- «новые» морские ежи ……………….………………..T - Qrcnt
- «неправильные» морские ежи …………….………….J - Qrcnt
11. Тип Bryozoa. Мшанки. ……………….……………………………..О - Qrcnt
Класс Gimnolaemata. Голоротые. ..………………..……………. О - Qrcnt
Отряд Cyclostomata. Круглоротые. ………………………..О - Qrcnt
Отряд Trepostomata. Изменённоротые. ……….. …………О - Т1
Отряд Cryptostomata. Скрыторотые. ………………………О - Т1
Отряд Cheilostomata. Губоротые. ………………………….J2 - Qrcnt
Класс Phylactolaemata. Покрыторотые. ………..…..…………… Р - Qrcnt
12. Тип Hemichordata. Полухордовые. ……………………………….. Є2 - Qrcnt
Класс. Graptolitina. Граптолиты. ……………….…..……………Є2 - С1
Подкласс Stereostolonata. Стереостолонаты. ………………Є2 - С1
ПодклассGraptoloidea. Граптолоидеи. ……………………. O - D1
13. Тип Conodonta. Конодонты. ……..…………………………………Є2 - Т
- ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ
1. Тип Protozoa. Простейшие.. ……………………………...Є – Qrcnt
Класс Sarcodina. Саркодовые ………………….……. Є - Qrcnt
Подкласс Radiolaria. Радиолярии. ……………..… Є – Qrcnt
№1
Подкласс Foraminifera. Фораминиферы. ………… Є – Qrcnt
Группа «Мелкие» фораминиферы. ………… Є – Qrcnt
№2
Отряд Fusulinida. Фузулиниды. ……………. C – P
№3
Отряд Nummulitida. Нуммулитиды. ………... K2 - Qrcnt (E!)
№4
2. Тип Archaeocyatha. Археоциаты.. …………………….….. Є1 - Є2
Класс Regulares. Правильные археоциаты. ………..… Є1
№5
3. Тип Receptaculita. Рецептакулиты.. ………………………. Є3 - С1
№6
4. Тип Spongia. Губки.. ……………………………………….. Є - Qrcnt
Класс Silicispongia. Кремнёвые губки.. ……………….. Є - Qrcnt
Класс Calcispongia. Известковые губки. ……………….D – Qrcnt
№7
5. Надтип Vermes. Черви.. ………………………….………... PR2 - Qrcnt
Тип Annelida. Кольчатые черви. ………………..…... PR2 - Qrcnt
Род Serpula. Серпула. ……………………...……. S – Qrcnt
№8
Род Spirorbis. Спирорбис. ………………………. S – Qrcnt
№9
6. Тип Coelenterata. Кишечнополостные. …………………. PR2 - Qrcnt
Подтип Cnidaria. Стрекающие. ……………………….. PR2 - Qrcnt
Класс Hydrozoa. Гидроидные. ……………………..…. Є - Qrcnt
Подкласс Stromatopora. Строматопораты. …….Є – P
№10
Подкласс Hydroidea. Гидроидные полипы. ……Є – Qrcnt
№11
Класс Anthozoa. Коралловые полипы. ……………..… Є2 - Qrcnt
Подкласс Tabulata. Табуляты. ………………….. Є2 – P
№12
Подкласс Tetracoralla. Четырёхлучевые. ……… O – P
№13
Подкласс Hexacoralla. Шестилучевые. ………… T – Qrcnt
№14
Подкласс Heliolitoidea. Гелиолитоидеи. ..………. O2 - D2
№15
Подкласс Octacoralla. Восьмилучевые. ………… T – Qrcnt
№16
7. Тип Mollusca. Мягкотелые. ……………………..………. Є - Qrcnt
Класс Bivalvia (Pelecypoda). Двустворки ..………...... Є - Qrcnt
Отряд Taxodonta. Рядозубые. …………….……. Є – Qrcnt
№17
Отряд Desmodonta. Ложечкозубые. …………… Є – Qrcnt
№18
Отряд Dysodonta. Беззубые. ……………………. О – Qrcnt
№19
Отряд Schysodonta. Расщеплённозубые. ………. О – Qrcnt
№20
Отряд Heterodonta. Разнозубые. ……………….. S – Qrcnt
№21
Отряд Pachiodobta. Мощнозубые. ……………… J3 – K
№22
Класс Gastropoda. Брюхоногие …..…..……………….. Є - Qrcnt
Подкласс Prosobranchia. Переднежаберные. ….. Є - Qrcnt
Подкласс Opistobranchia. Заднежаберные. …….. С - Qrcnt
Подкласс Pulmonata. Лёгочники. ……………….. С – Qrcnt
№23
Класс Tentaculata. Тентакулиты. ……………………….(О?)S – D
№24
Класс Cephalopoda. Головоногие. …..…….…………... Є - Qrcnt
Подкласс Ectocochlia. Наружнораковинные. …..(Є1?)Є3 - Qrcnt
Надотряд Nautiloidea. Наутилоидеи. ………. (Є1?)Є3 - Qrcnt (O!)
№25
Надотряд Ammonoidea. Аммоноидеи. ………. D - K
Отряд Goniatitida. Гониатитиды. .………..D – T
№26
Отряд Clymeniida. Клименииды. ..…….… D3
№27
Отряд Ceratitida. Цератитиды. ………….. P2 - T (T!)
№28
Отряд Ammonitida. Аммонитиды. ………. T - K (J!)
№29
Подкласс Endocochlia. Внутреннераковинные. …. D - Qrcnt
Надотряд Coleoidea. Колеоидеи. …….…..…… D - Qrcnt
Отряд Belemnitida. Белемнитиды. ..…..…..D - K (J+K!)
№30
8. Тип Brachiopoda. Брахиоподы. …………………………....Є - Qrcnt
Класс Inarticulata. Беззамковые. …………..... ………. Є - Qrcnt (Є+О!)
Группа Atremata. Атрематы. ………………….……. Є – Qrcnt
№31
Группа Neotremata. Неотрематы. …………….…… .Є – Qrcnt
№32
Класс Articulata. Замковые. …………..……….....…… Є - Qrcnt (PZ!)
№33
9. Тип Arthropoda. Членистоногие. ……………….…………………..Є - Qrcnt
Класс Trilobita. Трилобиты. …………..………....……………... Є - P (Є+O+S!)
Подкласс Miomera. Малочленистые. ……..….....………… Є – O
№34
Подкласс Polymera. Многочленистые. ……..…...………... Є – P
№35
Класс Crustacea. Ракообразные. ………………….....…………. Є - Qrcnt
Подкласс Ostracoda. Ракушковые рачки. .….....………….. Є - Qrcnt
№36
Подкласс Branchiopoda. Жаброногие. …………………….(Є?)D - Qrcnt
Отряд Phyllopoda. ……………………………. …………(Є?)D – Qrcnt
№37
Подкласс Cirripedia. Усоногие рачки. .…...…….………….S – Qrcnt
№38
Класс Insecta. Насекомые. ……………………….……..……….D - Qrcnt
Подкласс Apterigota. Первичнобескрылые. .…...………….D - Qrcnt
Подкласс Pterigota.Крылатые. .………………….…………С – Qrcnt
№39
Надкласс Chelicerata. Хелицеровые. ……………….…. …………..Є - P (S+D!)
- скорпионы (водные: S2; наземные: D-Qrcnt),
- пауки (D-Qrcnt)
Класс Merostomata. Меростомовые. ….………..….…………... Є - P
- современные и ископаемы мечехвосты
Отряд Eurypterida. Эвриптериды. …..………………….. О - P (S+D!)
№40
10. Тип Echinodermata. Иглокожие.. ……………….……………….. Є 2 - Qrcnt
Подтип Pelmatozoa. Прикреплённые. ……………………………. Є 2 - Qrcnt
Класс Cystoidea. Морские пузыри. …….……………………... (Є2)O - D2(O!)
№41
Класс Crinoidea. Морские лилии. ………………..……………. О – Qrcnt
№42
Класс Blastoidea. Морские бутоны. ……………………………. S – Qrcnt
№43
Подтип Eleuterozoa. Неприкреплённые. ………………………….. O - Qrcnt
Класс Echinoidea. Морские ежи. …….……………..……………О - Qrcnt
- «новые» морские ежи ……………….………………..T – Qrcnt
№44
- «неправильные» морские ежи …………….………….J – Qrcnt
№45
11. Тип Bryozoa. Мшанки. ……………….……………………………..О - Qrcnt
Класс Gimnolaemata. Голоротые. ..………………..……………. О – Qrcnt
Отряд Cyclostomata. Круглоротые. ………………………..О – Qrcnt
№46
Отряд Trepostomata. Изменённоротые. ……….. …………О - Т1
№47
Отряд Cryptostomata. Скрыторотые. ………………………О - Т1
№48
Отряд Cheilostomata. Губоротые. ………………………….J2 – Qrcnt
№49
12. Тип Hemichordata. Полухордовые. ……………………………….. Є2 - Qrcnt
Класс. Graptolitina. Граптолиты. ……………….…..……………Є2 - С1
Подкласс Stereostolonata. Стереостолонаты. ………………Є2 - С1
№50
ПодклассGraptoloidea. Граптолоидеи. ……………………. O - D1
№51
13. Тип Conodonta. Конодонты. ……..…………………………………Є2 - Т
№52
- СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА
(ВОЗРАСТ, ФАЦИИ, ПОРОДООБРАЗОВАНИЕ)
Таблица 3
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | Regulares | велико Є1 (!) | морские, стеногалин., бентос, неритовые | велико: указат. обст. мор., нерит., солён. норм | захоронение на месте обитания без переноса | велико, рифо- образователи |
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 |
Таблица 3(продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 | ||||||
28 | ||||||
29 | ||||||
30 |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
31 | ||||||
32 | ||||||
33 | ||||||
34 | ||||||
35 | ||||||
36 | ||||||
37 | ||||||
38 | ||||||
39 | ||||||
40 |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. ________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
41 | ||||||
42 | ||||||
43 | ||||||
44 | ||||||
45 | ||||||
46 | ||||||
47 | ||||||
48 | ||||||
49 | ||||||
50 |
Таблица 3 (продолжение)
№№ п/п | Таксон | Страт. значен. _________ Возраст | Образ жизни, условия существо-вания | Фациальн. значение | Тафономия | Породообр. значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
51 | ||||||
52 | ||||||
Библиографический список
- Богоявленская О.В., Федоров М.В. Основы палеонтологии: учеб. для вузов. М.: Недра, 1990. 208 с.
- Бодылевский В.И. Малый атлас руководящих ископаемых. Изд. 5-е. доп., Л.: Недра, 1990. 263 с.
- Гречишникова И. А., Левицкий Е.С. Практические занятия по исторической геологии: учеб. пособие для студ. геол. специальностей вузов. М.:Недра,1979. 168 с.
- Латинский язык /А.И. Зайцев, Т.П. Корыхалова, Н.В. Крайзмер, Ю.В. Откупщиков, Е.К. Товстик, Е.И. Чекалова. Изд. 2-е, дополн. и переработ., Л.: ЛГУ, 1974. 256с.
- Михайлова И. А., Бондаренко О.Б. Палеонтология: учебник. М.: МГУ, 2006. 592с.
- Михайлова И. А., Бондаренко О.Б., Обручева О.П. Общая палеонтология: учебник. М.: МГУ, 1989. 384с.
- Ожгибесов В.П. Палеонтология: Классификация ископаемых Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta). Латинский язык: учеб.-метод. пособие для студ. геол. ф-та / Перм. ун-т; сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.1. 16 с.
- Ожгибесов В.П. Палеонтология: Классификация ископаемых: Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta): учеб.-метод. изд. для студ. геол. ф-та / Перм. ун-т; сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.2. 12с.
- Ожгибесов В.П. Палеонтология. Классификация ископаемых: Procariota et Eucaryota: Flora, Invertebrata, Vertebrata: учеб.-метод. материал для студ. и аспирантов / Перм. ун-т; сост. В.П.Ожгибесов. Пермь, 2003. Ч.3. 20с.
- Ожгибесов В.П. Историческая биология: концепция научного направления // Вестник Пермского университета. Науч. журнал. Вып.3. ГЕОЛОГИЯ. – Пермь: Перм. ун-та, 1999. С. 89–93.
- Ожгибесов В.П. Общая шкала этапов геоастрономической хронологии // Геология и полезные ископаемые Западного Урала: Материалы юбил. конф., посв. 80-летию геол. ф-та и 95-летию Перм. ун-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2011. С. 9–12.
- Палеонтология: Классификация ископаемых Procariota et Eucaryota: Flora (Phyta). Латинский язык: учеб.-метод. материал для студ. геол. ф-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т; Пермь, сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2011. 21с. URL: http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich.
- Ожгибесов В.П. Общая стратиграфическая шкала: аутентичное метод. издание по материалам Стратиграфического кодекса России (2006). Справочный материал для студентов и преподавателей, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студ. геол. ф-та / Перм. гос. нац. иссл. ун-т; Пермь, сост. В.П. Ожгибесов. Пермь, 2011. 12 с. URL: http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich.
- Стратиграфический кодекс России. Изд. 3-е. СПб.: ВСЕГЕИ, 2006. 96с.
- Стратиграфический кодекс. Изд. 2-е, доп. Утв. пленумом МСК 31 января 1991 г. СПб.: Межвед. стратиграф. комитет, 1992. 120 с.
- Gradstein, Ogg and other, 2004: A Geologic Time Scale – 2004.
- International Stratigraphic Chart // Explanatory note to the International Stratigraphic Chart: Courtesy of the Division of Earth Sciences / UNESCO. 2000. P. 1–16
- Методические пособия на сайте В.П.Ожгибесова http://nsportal.ru/ozhgibesov-vladimir-petrovich/ (2012)/
Приложения
Таблица 4
Геохронологические подразделения общей шкалы (без веков и фаз)
Акрон | Эон | Эра | Период | Эпоха | |
фанерозойский, фанерозой | кайнозойская кайнозой | четвертичный, квартер | современность | ||
поздняя или голоцен | |||||
ранняя или плейстоцен | |||||
неогеновый, неоген | поздняя | ||||
ранняя | |||||
палеогеновый, палеоген | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
м е з о з о й с к а я, мезозой | меловой, мел | поздняя | |||
ранняя | |||||
юрский, юра | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
триасовый, триас | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
п а л е о з о й с к а я, палеозой | пермский, пермь | поздняя (татарская) | |||
средняя (биармийская) | |||||
ранняя (приуральская) | |||||
каменноугольный, карбон | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
девонский, девон | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
силурийский, силур | пржидольская | ||||
лудловская | |||||
венлокская | |||||
лландоверийская | |||||
ордовикский, ордовик | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
кембрийский, кембрий | поздняя | ||||
средняя | |||||
ранняя | |||||
протерозойский, протерозой | поздний протерозой | → | → | вендский, венд | поздняя |
ранняя | |||||
рифейский, рифей | каратавий | – | |||
юрматиний | – | ||||
ранний рифей, бурзяний | – | ||||
ранний протерозой, раннепротерозойский, карельский, карелий | поздний карелий | – | |||
ранний карелий | – | ||||
архейский, архей | поздний архей | – | |||
ранний архей | – | ||||
катархейский катархей (приской) | – |
Таблица 5
Стратиграфические подразделения общей шкалы (без ярусов и зон)
Акротема | Эонотема | Эратема | Система | Отдел | |
фанерозойская, фанерозой | кайнозойская кайнозой | четвертичная, квартер | рецентные осадки | ||
верхний или голоцен | |||||
нижний или плейстоцен | |||||
неогеновая, неоген | верхний | ||||
нижний | |||||
палеогеновая, палеоген | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
мезозойская, мезозой | меловая, мел | верхний | |||
нижний | |||||
юрская, юра | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
триасовая, триас | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
п а л е о з о й с к а я, палеозой | пермская, пермь | верхний (татарский) | |||
средний (биармийский) | |||||
нижний (приуральский) | |||||
каменноугольная, карбон | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
девонская, девон | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
силурийская, силур | пржидольский | ||||
лудловский | |||||
венлокский | |||||
лландоверийский | |||||
ордовикская, ордовик | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
кембрийская, кембрий | верхний | ||||
средний | |||||
нижний | |||||
протерозойская, протерозой | верхний протерозой | → | → | вендская, венд1 | верхний |
нижний | |||||
рифей | верхний рифей или каратавий | – | |||
средний рифей или юрматиний | – | ||||
нижний рифей или бурзяний | – | ||||
нижний протерозой или карелий | верхний карелий | – | |||
нижний карелий | – | ||||
архейская, архей | верхний архей | – | |||
нижний архей | – |
Таблица 6
Дидактическая таблица индексов стратиграфии и геохронологии
акротем (акронов), эонотем (эонов), эратем (эр), систем (периодов), отделов (эпох)
Акротема (Акрон) | Эонотема (Эон) | Эратема (Эра) | Система (Период) | Отдел (Эпоха) | |
_ ? _ | PH | KZ | Q | Q rcnt | |
Qh | |||||
Qp | |||||
N | N2 | ||||
N1 | |||||
E | E3 | ||||
E2 | |||||
E1 | |||||
MZ | K | K2 | |||
K1 | |||||
J | J3 | ||||
J2 | |||||
J1 | |||||
T | T3 | ||||
T2 | |||||
T1 | |||||
PZ | P | P3 | |||
P2 | |||||
P1 | |||||
C | C3 | ||||
C2 | |||||
C1 | |||||
D | D3 | ||||
D2 | |||||
D1 | |||||
S | S(PRZH) | ||||
S(LDL) | |||||
S(WNL) | |||||
S(LLD) | |||||
O | O3 | ||||
O2 | |||||
O1 | |||||
Є | Є3 | ||||
Є2 | |||||
Є1 | |||||
PR | PR2 | → | → | V | V2 |
V1 | |||||
RF | RF3 | – | |||
RF2 | – | ||||
RF1 | – | ||||
PR1 | PR1 2 | – | |||
PR1 1 | – | ||||
AR | AR2 | – | |||
AR1 | – |
Таблица 7
Дидактическая таблица для самостоятельного повторения
темы по общей стратиграфической шкале и геохронологической шкале
Акротема (Акрон) | Эонотема (Эон) | Эратема (Эра) | Система (Период) | Отдел (Эпоха) | |
Комментарии
Рабочая тетрадь по курсам Палеонтология и Фациальный анализ