Рабочая программа по географии Полярная звезда 6 класс
Рабочая программа по географии "Полярная звезда" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_a.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 212
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина
Приказ _34-ОД________
«__»__________201__г.
«Принято» Педагогическим Советом ГБОУ школа № 212 Протокол №__1________________ «___»__________201 г. |
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №__1____ от «__»_________201 г. |
Рабочая программа
по_____географии___________
(предмет, уровень изучения предмета)
класс, профиль___6 « »______
учитель ___Воронкова А.Л____
учебный год__2020-2021_______
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по географии предметной линии учебников "Полярная звезда". 5-6 классы. А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова: Просвещение, 2018 и реализует основную образовательную программу основного образования ГБОУ средней школы №212.
1. Описание места учебного предмета в учебном плане
«География. Начальный курс» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
2. Содержание учебного предмета
Повторение изученного материала (3 ч)
Оболочки земной поверхности. Литосфера – каменная оболочка Земли. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и 13 внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Воды суши. Реки Земли – общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озера, водохранилища, болота. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Артезианские, минеральные, термальные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение. Человек и гидросфера.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч)
Атмосфер. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды. Климатические пояса. Человек и атмосфера.
Биосфера – живая оболочка Земли (4 ч)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные условия почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности.
Географическая оболочка Земли (5 ч)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональности и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Итоговое повторение (1 ч). Повторение пройденного материала.
3. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС
Печатные пособия | учебник (автор, название, год издания, издательство) | А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. Учебник. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2018 | |
рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ | В.В. Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы. | ||
дидактические материалы | Гусева Е.В. География. «Конструктор» текущего контроля. 5 -6 классы. М.: Просвещение, 2013 Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, | ||
методические материалы | В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя). М.: Просвещение | ||
Технические средства обучения | Компьютер, проектор | ||
Наглядные пособия | Физическая карта полушарий, политическая карта мира | ||
Цифровые образовательные ресурсы: | интернет-ресурсы | электронные учебники(“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”) http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы http://www.rgo.ru/ - Планета Земля http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России | |
прочие (диски, эл. пособия и т.п.) | Электронное приложение к учебнику «География. 5-9 классы. «Полярная звезда» |
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | дата | Тема урока | Контроль |
Повторение изученного материала (4 ч) | ||||
1 | 1 | Оболочки Земной поверхности | Входной контроль, индивидуальные ответы | |
2 | 2 | Рельеф Земли. Равнины | Индивидуальные ответы. . | |
3 | 3 | Рельеф Земли. Горы | Опрос, таблица | |
Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч) | ||||
4 | 1 | Гидросфера – водная оболочка Земли. Состав и строение | Групповая работа | |
5 | 2 | Мировой океан. Его части (1) | Составление и оценивание схемы. | |
6 | 3 | Мировой океан. Острова и полуострова (2) | индивидуальные устные ответы | |
7 | 4 | Учимся с Полярной звездой. Контрольная работа №1 | Тест | |
8 | 5 | Воды океана. | ||
9 | 6 | Реки – артерии Земли (1) | Фронтальный опрос | |
10 | 7 | Реки – артерии Земли (2) | Фронтально. Индивидуальные ответы | |
11 | 8 | Озера и болота | . | |
12 | 9 | Подземные воды и ледники | ||
13 | 10 | Гидросфера и человек | Индивидуальные ответы | |
14 | 11 | Повторение изученного материала. Контрольная работа №2 | Фронтально. | |
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч) | ||||
15 | 1 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение. | Индивидуальные ответы | |
16 | 2 | Тепло в атмосфере (1) | Индивидуальные ответы | |
17 | 3 | Тепло в атмосфере (2) | Оценка за ПР | |
18 | 4 | Атмосферное давление | ||
19 | 5 | Ветер | Индивидуальные ответы | |
20 | 6 | Влага в атмосфере (1) | Фронтально, индивидуально | |
21 | 7 | Влага в атмосфере (2) | Оценивание ПР | |
22 | 8 | Погода и климат | Индивидуальные ответы | |
23 | 9 | Учимся с Полярной Звездой. Контрольная работа №3 | Фронтально | |
24 | 10 | Атмосфера и человек. | Фронтальный | |
Биосфера – живая оболочка Земли (4ч) | ||||
25 | 1 | Биосфера – земная оболочка. Состав и роль | Оценивание сообщений | |
26 | 2 | Биосфера – сфера жизни | Фронтальный опрос. Работа в малых группах | |
27 | 3 | Почва – как особое природное образование | Фронтальный опрос | |
28 | 4 | Биосфера и человек. Контрольная работа №4 | Оценка за ПР | |
Географическая оболочка Земли (5 ч) | ||||
29 | 1 | Географическая оболочка Земли. Состав, границы, взаимосвязи | Индивидуальные ответы | |
30 | 2 | Природные зоны Земли (1) | Фронтально | |
31 | 3 | Природные зоны Земли (2) | ||
32 | 4 | Культурные ландшафты | Работа в группе | |
33 | 5 | Природное и культурное наследие. Контрольная работа №5 | ||
Итоговое повторение (1 ч) | ||||
34 | 1 | Итоговое тестирование. Решение задач по карте. Анализ физических карт | Итоговый тест |
Приложение №1
Лист корректировки рабочей программы
Предмет __география_____
Класс ____5__________
Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)
2019__/2020__ учебный год
№ урока по КТП | Дата по КТП | Дата проведения | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
Протокол заседания МО__________________ №____ от _________ Подпись председателя МО __________________(_______________)
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе _______________ (________________)
«_______»__________201___ г.