Рабочая программа по географии Полярная звезда 5 класс

Воронкова Алена Леонидовна

Рабочая программа по географии Полярная звезда 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_5_a.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 212

«Утверждаю»                

Директор ГБОУ школа № 212___________________ М.В.Кузьмина

Приказ  _34-ОД________

 «__»__________201__г.

«Принято»                

Педагогическим Советом  ГБОУ школа № 212

Протокол №__1________________

«___»__________201   г.

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол №__1____

от «__»_________201   г.

 

Рабочая программа

   по_____географии___________ 

    (предмет, уровень изучения предмета)

класс, профиль___5 «    »______

учитель ___Воронкова А.Л____

учебный год__2019-2020_______

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по географии предметной линии учебников "Полярная звезда". 5-6 классы. А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова: Просвещение, 2018  и реализует основную образовательную программу основного образования ГБОУ средней школы №212.

1. Описание места учебного предмета в учебном плане

 «География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

2. Содержание учебного предмета

Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать. (4 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Планета Земля (5 ч)

Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Изображение земной поверхности. План и карта (10 ч)

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города.

Человек на Земле. (3 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.

Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Литосфера – твердая оболочка Земли. (12 ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и 13 внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

 Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности

3. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС

Печатные пособия

учебник (автор, название, год издания, издательство)

А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. Учебник. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2018

рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ

В.В. Николина. География. Мой тренажер. 5-6 классы.

дидактические материалы

Гусева Е.В. География. «Конструктор» текущего контроля. 5 -6 классы. М.: Просвещение, 2013

Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение,

методические материалы

В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя). М.: Просвещение

Технические средства обучения

Компьютер,  проектор

Наглядные пособия

Физическая  карта полушарий,  политическая карта мира

Цифровые образовательные ресурсы:

интернет-ресурсы

электронные учебники(“Виртуальная школа “Кирилла и Мефодия”)

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

прочие (диски, эл. пособия и т.п.)

Электронное приложение к учебнику «География. 5-9 классы. «Полярная звезда»

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов обеспечивается следующими линиями развития:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся географических открытий;

– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего

многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.

                                                                                                                                                                                               Приложение №1

                                                                      Календарно – тематическое  планирование

№ урока

в году

№ урока

в разделе

дата

Тема урока

Контроль

Введение. На какой Земле мы живем (4 ч)

1

1

04.09

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

Входной контроль, индивидуальные ответы

2

2

11.09

Как люди открывали Землю (1)

Индивидуальные ответы.

Защита реферата о путешественнике.

3

3

18.09

Как люди открывали Землю (2)

Опрос, таблица

4

4

25.09

География сегодня

Групповая работа

Планета Земля (5 ч)

5

1

02.10

Мы во Вселенной

Опрос

6

2

09.10

Движения Земли

Составление и оценивание схемы.

7

3

16.10

Солнечный свет на Земле

индивидуальные устные ответы

8

4

23.10

Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля».

Тест

9

5

06.11

Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»

Индивидуальная работа. Оценка за КР

Изображение поверхности Земли. План и карта (10 ч)

10

1

13.11

Ориентирование на местности

Фронтальный опрос

11

2

20.11

Земная поверхность на плане и карте (1)

Фронтально. Индивидуальные ответы

12

3

27.11

Земная поверхность на плане и карте (2)

Оценивание плана территории школы.

13

4

04.12

Учимся с звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности»  

Групповая работа. Оценка за ПР

14

5

11.12

Географическая карта

Индивидуальные ответы

15

6

18.12

Градусная сетка

Фронтально.

Индивидуальные ответы

16

7

25.12

Географические координаты (1)

Индивидуальные ответы

17

8

15.01

Географические координаты (2)

Индивидуальные ответы Письменная работа по определению координат

18

9

22.01

Учимся с «Полярной звездой"

Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»

Оценка за ПР

19

10

29.01

Контрольная работа № 2. «План и карта»

Оценка за контрольную работу по теме «План и карта»

Человек на Земле (3 ч)

20

1

05.02

Как люди заселяли Землю

Индивидуальные ответы

21

2

12.02

Расы и народы

Фронтально, индивидуально

22

3

19.02

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа №3  «Сравнение стран мира по политической карте»

Обобщение по теме

Оценивание ПР

Индивидуальные ответы

Работа в группах

Литосфера – твердая оболочка Земли (12 ч)

23

1

26.02

Земная кора – верхняя  часть литосферы

Индивидуальные ответы

24

2

04.03

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Фронтальный опрос, работа в группах

25

3

11.03

Движения земной коры (1)

Фронтальный

26

4

18.03

Движения земной коры (2)

Оценивание сообщений по теме из материалов СМИ.

27

5

1.04

Рельеф Земли. Равнины.

Фронтальный опрос. Работа в малых группах

28

6

8.04

Рельеф Земли. Горы

Фронтальный опрос

29

7

15.04

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4                             « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.

Оценка за ПР

30

8

22.04

Литосфера и человек.

Работа в группах

31

9

29.04

Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Тест «Литосфера»

32

10

6.03

Обобщающее и повторение изученного материала.

33

11

13.03

Итоговое тестирование

Итоговый тест

34

12

20.03

Повторение. Решение задач по карте. Анализ физических карт.

Приложение №1

Лист корректировки рабочей программы

Предмет  __география_____

Класс  ____5__________

Учитель: _____Воронкова А.Л.__ _(_________________)

2019__/2020__ учебный год

№  урока по КТП

Дата по  КТП

Дата проведения

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Протокол заседания МО__________________ №____ от _________  Подпись председателя МО __________________(_______________)

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора ГБОУ школа № 212 по учебно-воспитательной работе               _______________ (________________)

«_______»__________201___ г.