Использование игрового метода на уроках географии для развития мотивации учащихся 5-9 классов
Приведены примеры иммитационных и ролевых игр, которые можно использовать на уроках и внеурочной деятельности по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovogo_metoda_na_urokah_geografii.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Воронкова Алена Леонидовна
учитель географии
ГБОУ школа№212
Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Использование игрового метода на уроках географии, как эффективное средство обучения и развития мотивации»
Ключевые слова: игровой метод, игра на уроках географии, функции игры, имитационные игры.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции.
Компетенция — «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции». «Употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального.
В связи с этим, перед учителями стоит вопрос о совершенствовании учебного процесса. Поэтому применение новых технологий и методик может помочь решить эту задачу.
Обучение географии подразумевает формирование пространственного мышления у учеников, что и отличает данный предмет от других. По мнению многих учащихся, изучение географии представляется трудным. Чтобы облегчить понимание предмета, нам кажется целесообразным использование игровых методик на уроках географии.
Сама по себе география как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать игровую деятельность в работу, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, и формировать общеучебные умения и навыки, которые носят межпредметный характер.
Главная задача учителя заинтересовать детей предметом, вызвать у них желание работать. А игра является хорошей мотивацией интереса. Она приносит радость и удовольствие на уроке. Игра, представляя собой творчество и отдых, не теряет учебно-воспитательной направленности, но более того, делает учебный процесс более качественным и содержательным.
Среди основных функций игры можно выделить следующие:
· обучающая (создание возможности многократного повторения речевого образца в максимально естественных условиях для учащихся);
мотивационная (игра – мотивация интереса)
воспитательная;
· развлекательная (урок – интересное событие);
· коммуникативная (создание условий иноязычного общения).
Среди большого многообразия обучающих игр особо хотелось бы выделить имитационные и ролевые игры.
Имитационные игры - это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов учащихся. В учебном процессе используются как игры по принятию решений в нереальной обстановке или ситуации (имитационные, игры-симуляции, игры – катастрофы), так и игры, помогающие адаптироваться к реальной профессиональной среде (деловые или ролевые).
Интеллектуальные имитации (среда обитания, катастрофа, океан, необитаемый остров, остров Сокровищ), в которых в результате игрового взаимодействия принимаются разнообразные решения и формируются компетентности.
Например, на уроках географии для учащихся 5-7 классов, при изучении тем, связанных с ориентированием на местности, атмосферой или гидросферой возможно поставить проблемный вопрос, или создать проблемное задание. Таким образом, учащимся необходимо сориентироваться на открытой местности (если это урок – практикум), или проложить маршрут для своего путешествия (игровая технология работы), при этом учесть множество факторов, которые могут влиять на маршрут (полушария, климат, циркуляцию атмосферы, океанические течения и т.д.). В ходе такого урока, учащиеся ставят цель и обозначают задачи своего путешествия, определяют маршрут путешествия и точки главных остановок, находят географические координаты, работают с атласом и контурными картами. В 8-9 классах, при изучении климата и природных зон различных материков возможно использование приема игры «Что я возьму с собой в путешествие». Необходимо понять направление путешествия, время года, полушарие и влияние климата, течений на особенности природной зоны.
В 7-х классах, можно провести игру «почта», когда ученик получает несколько конвертов с надписями (материки, природные зоны, оболочки Земли), и карточки – «письма» (понятия, названия, термины, фамилии путешественников). Эи карточки-задания ученик должен положить в нужный конверт и не ошибиться «адресом».
Ролевые игры – это игры, когда необходимо взять на себя какую-то роль, или проявить себя и свои способности, при решении какой-либо задачи.
Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться обучающиеся. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации.
Ролевая игра - это моделирование ситуации, в ходе которой участникам предлагается исполнить определенную роль в знакомых для них обстоятельствах или ситуациях. .
Пример такой игры - это игра с детективным расследованием - «Клуб великих детективов». В ходе такой ролевой игры, клуб детективов начинает серию расследований таинственных происшествий. Например, извержение вулканов, образование коралл в океанах, таяние ледников в Антарктиде. В данном варианте, хорошо подойдет технология «шесть шляп».
При проведении проверочных работ, в качестве фронтальной проверки знаний, возможно использовать викторины, которые созданы по мотивам известных интеллектуальных игр, например, «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером». Активно развиваются Google или Яндекс карты, которые можно использовать как элемент геокешинга.
Таким образом, в ходе игр, на уроках географии происходит развитие пространственного мышления учащихся, развивается мотивация и познавательный интерес. Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. На мой взгляд, игра направлена еще и на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.