Курсовая работа : Разработка конспекта урока на основе технологических карт по разделу: «Главные особенности природы Земли» в 7 классе
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)
Естественно-географический факультет
Кафедра химии, географии и методики их преподавания
Методика обучения географии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Разработка конспекта урока
на основе технологических карт по разделу:
«Главные особенности природы Земли» в 7 классе
ПРЕДСТАВЛЕНА К ЗАЩИТЕ Научный руководитель – Подпись___________________ «___»_______________20___ г. | Исполнитель – Подпись___________________ |
РАБОТА ЗАЩИЩЕНА Оценка «__________________» старший преподаватель Подпись___________________ «___»_______________20___ г. |
Самара 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. | 3 | |
1.Теоретико-методологические основы применения технологических карт................................................................................. | 5 | |
1.1. Значение технологических карт в учебном процессе.................. | 5 | |
1.2. Конструирование технологических карт....................................... | 6 | |
2. Методические рекомендации к проведению отдельных уроков по разделу «Главные особенности природы Земли» с использованием технологических карт............................................................................... | 10 | |
2.1. Тематическое планирование раздела «Главные особенности природы Земли»………………………………………………………… 2.2. Урок по теме: «Строение и свойства географической оболочки»................................................................................................. | 12 15 | |
ВЫВОДЫ.................................................................................................... | 28 | |
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................ | 30 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................... | 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Технологическая карта урока – это графическое отображение сценария урока, план его проведения, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.
Актуальность. За минувшие десятилетия в мире произошли кардинальные перемены о представлениях, о целях образования и путях их осуществления. Умение учиться – это такая ключевая компетенция, которую обеспечивают общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
В соответствии с условиями новых ФГОС разрабатывается так называемый инструментарий применения инновационных технологий обучения, то есть технологическая карта, заполнение которой помогает нам в конструировании и анализе урока на основе деятельностного подхода.
Классический конспект урока можно заменить технологической картой, которая, в свою очередь, помогает в его самоанализе.
Изложение урока в виде технологической карты предоставляет возможность максимальной конкретизации его еще на этапе подготовки, позволяет дать оценку целесообразности и потенциальной результативности выбранного содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждой стадии урока.
Применение технологических карт позволяет учителю максимально продуктивно организовать учебный процесс, достичь предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с условиями ФГОС второго поколения, сэкономить время на подготовку к уроку.
Цель курсовой работы: разработать урок на основе технологической карты по разделу «Главные особенности природы Земли».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы применения технологических карт в учебном процессе
2. Составить тематическое планирование по разделу «Главные особенности природы Земли»
3. Разработать технологическую карту урока по теме «Строение и свойства географической оболочки»
Методы исследования. Теоретические, эмпирические, математические, рефлексивные.
Структура курсовой работы: структура соответствует логике научного поиска и содержит: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
1.2. Значение технологических карт в учебном процессе
Технологическая карта – это недавно появившийся вид методической продукции, который обеспечивает результативное и качественное преподавание учебных курсов в школе, а также возможность достижения предполагаемых результатов при освоении главных образовательных программ в согласовании с ФГОС 2-го поколения.[1]
Обучение с применением технологической карты дает возможность осуществить результативный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД), в согласовании с требованиями ФГОС 2-го поколения, значительно сэкономить время на подготовку учителя к уроку.
Само словосочетание «технологическая карта» пришло в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – вид технологической документации, изображающий весь процесс обработки изделия, указывающий операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, а также квалификацию работников и т. п. [4]
Технологическая карта урока – инновационная модель планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Она предназначена для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно, спланировать учебный процесс согласно изучению темы с учетом цели курса предмета;
- полностью отразить очередность всех осуществляемых операция и действий, при более тщательном планировании всех этапов урока, которые приводят к намеченному результату;
- варьировать, корректировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и учащегося;
- организовать самостоятельную деятельность учеников в процессе обучения.
Технологическая карта урока даст возможность учителю:
- реализовать предполагаемые результаты ФГОС;
- сформировать у учеников УУД в ходе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать собственную деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать порядок работы по изучению темы от цели вплоть до конечного результата;
- выполнить диагностику достижений предполагаемых результатов учащимися на каждом этапе изучения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить увеличения качества образования.
1.3. Конструирование технологических карт
В соответствии с новым ФГОС, учитель должен обладать умением не только создавать конспект урока, но и проектировать его в форме технологической карты. Данное понятие заимствовано из области индустриальных технологий, а его использование в современной методике дает возможность усовершенствовать процесс обучения и сэкономить учителю время на подготовку к уроку. [8]
Технологическая карта урока – это план проведения урока, графическое отображение сценария урока, в котором заложены возможности вариативного развития урока и методы индивидуальной работы. Она содержит как статичные моменты, неизменяющиеся в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура. [6]
Рассмотрим структуру технологической карты на каждом этапе ее конструирования:
1. Сначала определяется тип урока.
Урок считается элементарной структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса. Любой урок своеобразен, отличается определенными задачами и содержанием. Но имеются общие особенности в педагогической и учебной деятельности на уроках. Процесс обучения дробится на ряд этапов: сообщение нового материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, учебные домашние задачи обобщение и подведение итогов и др. Дидактическая задача на уроке считается основанием для выделения следующих типов уроков по ФГОС.
2. Следующий этап – формулировка цели, которую преподаватель хочет достигнуть на уроке.
Общие подходы к формулированию цели урока:
• Цель рассматривается ровно как прогнозируемый результат урока
• Цели учителя и цели учащихся на уроке взаимосвязаны
• Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах учащихся
• В задачах урока отражаются пути достижения цели
К формулировке цели урока существуют следующие требования:
• Специфичность: отображает специфику предмета
• Точность: включает в себя какие результаты ожидаются к концу урока (изменения в личностных структурах обучающихся): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т.п.
• Реалистичность: соответствует действительным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.)
• Диагностичность: наличие критериев, позволяющие определить достижение цели
Выделяются следующие ошибки при формулировке цели:
• замена целей урока средствами их достижения
• замена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -"познакомить обучающихся с ...");
• замена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);
• замена цели процессом деятельности («обучающиеся выполняют работу... », «обучающиеся пишут... », «обучающиеся решают задачи по теме... »)
• цели неосуществимы (представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.);
• расплывчатость и неясность спроектированных учителем целей.
• формулировка глобальных целей. Для того чтобы формулировать планируемые результаты урока (формируемые на уроке УУД), используются глаголы в неопределенной форме, также используются образовательные технологии и методы (в т.ч. перечисляются здоровьесберегающие технологии), различные средства обучения (электронные и печатные ресурсы, учебник, учебные пособия, наглядные пособия, оборудование) [9].
3. Ход урока.
Создается технологическая карта (таблица из столбцов).
В первом столбце отражается «Деятельность учителя» (в процессе каждого этапа урока следует кратко описать действия учителя с помощью следующих слов: «организует, создает, читает, способствует, помогает» и т.п.). Второй столбец - «Деятельность обучающихся» (ее можно описать, используя слова: «читают, анализируют, высказывают предположения, обобщают, договариваются» и т.п.).
Немаловажно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал внедрять деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя на уроках с помощью современных образовательных технологий требуется организовать такую учебную деятельность, которая бы обеспечила достижения новых образовательных результатов, позволяющая учащимся развить свои способности. При этом учащийся не столько внимательно слушает преподавателя, сколько в ходе деятельности осваивает знания и умения. По этой причине в разработке каждой темы немаловажно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат хотите получить. Важна деятельность учащегося, а не учителя. Учитель выступает организатором деятельности, а для этого создаёт мотивацию – организует действие – организует самооценку – рефлексию.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) [11]. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта [10].
Представлены четыре вида УУД:
• личностные
• познавательные
• регулятивные
• коммуникативные
Третий столбик технологической карты - формируемые познавательные УУД .
В процессе обучения химии ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия: умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т.п.
Познавательные УУД можно разделить на:
1. Общеучебные, включая знаково-символические
2. Логические
3. Действия постановки и решения проблем
Четвертый столбик технологической карты - формируемые регулятивные УУД.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
• с учётом оценки этого результата самим обучающимся, преподавателем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий
Пятый столбик технологической карты - формируемые коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
•социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
•умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Шестой столбик технологической карты - формируемые личностные УУД.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, профессиональное, жизненное самоопределение обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [2]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают личностное, профессиональное и жизненное самоопределение обучающихся. Личностные УУД способствуют установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Для быстрого составления технологической карты рекомендуется воспользоваться примерами УУД и их кодификаторами, для того, чтобы уменьшить объем технологической карты.
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ УРОКОВ ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
2.1. Тематическое планирование раздела «Главные особенности природы Земли»
Данное тематическое планирование составлено нами согласно:
1. Программы основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия). Издательство "Дрофа". Авторы: Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И., 5-9 классы[3].
2. Учебника: Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М. «Дрова», 2014. – 398 с.[5].
Согласно тематическому планированию, на изучение раздела «Главные особенности природы Земли» отводится 9 уроков, на изучение которых требуется 9 ч. Вся информация представлена в таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля | |||
Раздел I. Главные особенности природы Земли (10 ч) | ||||||||
1/1 | Литосфера и рельеф Земли (2 ч) Литосфера | 1 | 07.09-12.09 | Предметные Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры Метапредметные УУД Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа Личностные Осознать необходимость изучения окружающего мира. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Пр.р.№2 Контур. стр 2-3 | |||
2/2 | Рельеф | 1 | Рабочая тетрадь стр. 13-17 | |||||
3/3 | Атмосфера и климаты Земли (2 ч) Климатообразующие факторы | 1 | 14.09-19.09 | Предметные Объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков; называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики; показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод. Метапредметные УУД Познавательные УУД: выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом Личностные УУД: осознавать необходимость изучения окружающего мира Личностные Формирование ответственного отношения к учению, уметь использовать знания в реальной жизни | Рабочая тетрадь стр.19,20 Пр.р№3 Контур стр.4-5 | |||
4/4 | Климатические пояса | 1 | Пр.р№4 Контур стр.6-7 Презентации | |||||
5/5 | Гидросфера (2 ч) Мировой океан – основная часть гидросферы | 1 | 21.09-26.09 | Тест №2 Рабочая тетрадь стр.21,22. Работа с электронным приложением | ||||
6/6 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | 1 | Работа с электронным приложением. Рабочая тетрадь стр. 23 Работа с электронным приложением. Рабочая тетрадь стр. 24,25 | |||||
7/7 | Географическая оболочка (3 ч) Свойства и особенности строения географической оболочки | 1 | 28.09-03.10 | Предметные Приводить примеры ПК Метапредметные УУД Познавательные УУД: уметь использовать ключевые базовые понятия курса географии Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа Личностные УУД: Уметь выделять главное, существенные признаки понятия; уметь работать с текстом: составлять сложный план Личностные Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Предметные Уметь рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; читать комплексную карту; показывать наиболее крупные страны | Работа с электронным приложением. Рабочая тетрадь стр.26-28 | |||
8/8 | Закономерности географической оболочки | 1 | 05.10-10.10 | Работа с электронным приложением. Рабочая тетрадь стр. 29-30 | ||||
9/9 | Географическая зональность | 1 | Работа с электронным приложением. Рабочая тетрадь стр.31-33 Пр.р№5 |
2.1. Урок по теме: «Строение и свойства географической оболочки»
Автор | Гарифуллина Лилия Ильдаровна | ||||||||||||||
Предмет | География материков и океанов | ||||||||||||||
Раздел | Главные особенности природы Земли | ||||||||||||||
Тема изучения | Географическая оболочка | ||||||||||||||
Тема урока | Строение и свойства географической оболочки | ||||||||||||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||||||||||||
Цель урока | Формирование понятия «географическая оболочка», ознакомление учащихся с ее строением и главными свойствами; объяснение различных процессов и явлений природы с позиции главных свойств географической оболочки; формирование практических умений использовать наглядный материал как источник информации: формирование умений школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить; формирование познавательного интереса к географии. | ||||||||||||||
Основное содержание темы | Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы. | ||||||||||||||
Термины и понятия | Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, тропосфера, географическая (земная) оболочка, природная среда, круговорот веществ, границы, природный комплекс, целостность, ритмичность. | ||||||||||||||
Образовательные результаты | |||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||||||
Осознать готовность к самообразованию и самовоспитанию; Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости; Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки | Познавательные УУД: - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. - Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. - Установление причинно-следственных связей - Построение логической цепи рассуждений в форме суждений об объекте, его строении, связях - Понимание значения знаково-символической информации - Сравнение, выбор критериев для сравнения - Преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст) - Соотнесение данных друг с другом, определение причинно-следственных соотношений, подводящих к гипотезе - Объяснение явлений, процессов, связей Регулятивные УУД: - Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению - Слушать в соответствии с целевой установкой - Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - Преобразование практической задачи в познавательную. - Выполнение учебных действия в материализованной форме, учитывание алгоритмов и правил в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Планирование своей деятельности. - Умение использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия - Установление рабочих отношений в группе, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера - Представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме; - Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя. - Вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений - Координирование собственного мнения и позиции с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего мнения в совместной деятельности - Уметь выражать свои мысли | Уметь сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли Уметь обосновывать проведение границ. Уметь объяснять свойства географической оболочки Уметь приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки | |||||||||||||
Организация образовательной среды | |||||||||||||||
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | |||||||||||
Информационный материал: 1. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник (авторы И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев) 2. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие (авторы В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев). 3. География материков и океанов. 7 класс. Рабочая тетрадь (автор И. В. Душина). Интернет-ресурсы: Http;//gео.1September.- сайт газеты «География» Hhр;//gео. Metodist.ru - учебно-методическая лаборатория географии Московского Института открытого образования. Hhp;// potential. Ru. - образовательный журнал для школьников и учителей «Потенциал». Интерактивный материал: – | – | Технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение | История: история открытия круговорота веществ и энергии Биология: сущность круговорота веществ; роль живых организмов в формировании природы. | Фронтальная (Ф) Индивидуальная (И) Групповая (Г) | |||||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | |||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (6 минут) | |||||||||||||||
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (2 мин.): Настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих 2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (2 мин.): Предлагает ответить на вопросы: Почва - это элемент неживой или живой природы? Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос: - о чем пойдет речь на уроке? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «географическая оболочка»? - Что вы знаете о географической оболочке? - Что нового вы ожидаете узнать на уроке? 4. Дает целевую установку (2 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих Вспоминают и анализируют сведения об оболочках Земли, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответ - О строении и свойствах ГО. - Атмосфера, Гидросфера, Литосфера и тд. - Это оболочка Земли. - Что-то интересное, новое. Формулируют цель урока - Изучить строение и свойства ГО. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений Соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе, Построение логической цепи рассуждений в форме суждений об объекте, его строении, связях Устанавливают причинно-следственные связи | Планировать свою деятельность Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Слушать в соответствии с целевой установкой.
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. Уметь выражать свои мысли
| Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности Проявлять устойчивый познавательный интерес
Проявлять устойчивый познавательный интерес | ||||||||||
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут) | |||||||||||||||
1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (15 мин.): объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации. Организует работу по получению новой информации (Приложение 1). Предлагает обсудить вопрос: - Что объединяет такие разные по происхождению и нахождению в природе органические вещества? Вводит новые понятия (2 мин.): Зональность ГО – это основная закономерность распределения ландшафтов на поверхности Земли, состоящая в последовательной смене природных зон, обусловленной характером распределения лучистой энергии Солнца по широтам и неравномерностью увлажнения. Ритмичность ГО – это периодическая повторяемость каких-либо явлений и процессов во времени. 3. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (3 мин.): организует взаимообучение в группах из 4 человек по заданиям. Предлагает выполнить задания (Приложение 2). Организует проверку выполненной работы. 4. Организует первичный контроль и коррекцию нового материала (5 мин.): раздает распечатанные задания для самостоятельной работы (Приложение 3), просит учащихся выполнить их и проверить по образцу | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы Приложения 1. Заполняют таблицу в тетради (И). Определяют суть различных видов круговорота веществ. - Вода участвует в биологическом круговороте и служит источником водорода и кислорода. Осмысливают сущность новых понятий. Записывают в тетрадях определения «Зональность», «Ритмичность» Выполняют задания (И), проверят по образцу и корректируют ответы | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблица Осуществлять идентификацию явлений с выделением необходимых признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках и схемах (аспект смыслового чтения) Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы | Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения задания Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать правила в контроле способа решения поставленной задачи. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог Адекватно использовать письменную речь Осознанно строить речевое высказывание. Слушать собеседника. Адекватно использовать устную и письменную речь Адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию Понимать значимость фундаментальных представлений о строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой географической науки Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира | ||||||||||
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (9 минут) | |||||||||||||||
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. 2.Осуществляет рефлексию: Сообщает, что изучили тему «Географическая оболочка». Просит закончить предложения: Сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. Задает домашнее задание: 1. Изучить §13 2. Ответить на вопросы после текста параграфа. 5. Составить кроссворд по теме: «Географическая оболочка» | Отвечают на вопрос и на листочке с тестом дописывают предложения. Записывают домашнее задание в дневник | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме | Формировать адекватную позитивную самооценку |
ВЫВОДЫ
В ходе написания курсовой работы были выполнены следующие задачи:
1. Были проанализированы теоретико-методологические основы применения технологических карт в учебном процессе, т.е. рассмотрено значение технологических карт в учебном процессе и способы конструирования технологических карт;
2. Составлено тематическое планирование по разделу «Главные особенности природы Земли», в котором были отражены все темы этого раздела с характеристикой основных видов деятельности учащихся, формой контроля, промежутком времени изучения каждой из тем;
3. Разработана технологическая карта урока по теме «Строение и свойства географической оболочки», в которой была отражена деятельность учителя и УУД учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев А.Н., Николина В.В., Липкина Е.К. Современный справочник – М.: Просвещение, 2014 г. – 256 с.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Баринова И.И Программа основного общего образования по географии в соответствии с ФГОС к линии учебно-методических комплексов по географии для 5-9 классов (классическая линия) / Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Сиротин В.И. – М.: Дрофа, 2012.
- Громова В.И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов, 2013. – 120 с.
- Душина, И.В. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник / И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрова, 2014. – 398 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- Малышева В.М. Технологическая карта урока [Электронный ресурс] / В.М.Малышева // URL: http://schoolarea.ru/karta_uroka.html. Дата обращения 01.05.2016.
- Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока: Научно-методическое пособие. Витебск, 2006 – 56 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Кохтова. A.M. Кондакова. – М: Просвещение, 2011. – 79 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Круговорот воды в природе, также известный как гидрологический цикл, описывает непрерывное движение воды на поверхности Земли, а также над и под ней. Хотя баланс воды на Земле остается практически неизменным с течением времени, отдельные молекулы воды могут приходить в атмосферу и уходить из нее. Вода перемещается, например, из реки в океан или из океана в атмосферу, с помощью таких физических процессов, как испарение, конденсация, осадки, инфильтрация, сток, а также с помощью подземных течений. При этом вода проходит через различные фазы: жидкую, твердую (лед) и газообразную (пар).
Круговорот воды в природе включает в себя теплообмен, что приводит к температурным изменениям. Например, когда вода испаряется, она вбирает тепло из окружающей среды и охлаждает ее. Когда она конденсируется, то отдает тепло и нагревает окружающую среду. Этот теплообмен влияет на климат. Круговорот воды в природе также связан с геологическими процессами на Земле (эрозия и седиментация). И, наконец, благодаря ему поддерживается жизнь и стабильность экосистем на Земле
Биологический круговорот веществ в природе. Под биологическим круговоротом веществ понимают поступление веществ и химических элементов из почвы и атмосферы живых организмов, образование в этих телах новых сложных соединений и их возвращения организм мел или продуктов их разложения в почвы и атмосферы (рис).
Биологический круговорот веществ - сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия живых организмов как между собой, так и с окружающей средой. Состоит он из циклов разной продолжительности, которые по-разному влияют на ландшафт. Различают сезонные, годовые, многолетние и вековые циклы биологического круговорота. Лучше выраженные годичные циклы круговорота состоящие из потребления элементов питания отдельными организмами или их формациями, а также постепенного возвращения вновь органических веществ в окружающую среду.
Главным источником энергии биологического круговорота является солнечная энергия. Благодаря солнечному излучению в биосфере осуществляется один из самых грандиозных процессов - фотосинтез. Растения поглощают энергию солнечного света, с ее помощью усваивают в своих листьях углекислоту и воду, раскладывая их на простые химические элементы При этом углерод и водород растения используют на построение своих органических тел, а кислород, главным образом, выделяется ими в атмосферу При участии кислорода происходит один из важнейших жизненных процессов - дыхания Не меньшее значение имеет и другой процесс, в котором участвует кислород, - тление и гниение растений, разложение мертвых животных. При этом сложные органические соединения превращаются в более простые (углекислый газ, воду, азот) так завершается биологический круговорот простых элементов, которые высвободились в процессе круговорота веществ, служат исходным материалом для следующего цикла круговорота.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа: Докажите взаимодействие биосферы и атмосферы на следующем примере:
«Зеленые растения выделяют кислород».
Учащиеся приводят свои доказательства:
Воздух является необходимым условием для жизнедеятельности всех организмов. Растения поглощают углекислый газ, производя органические вещества. Вместе с тем, состав газов в атмосфере тесно связан с жизнью организмов.
Живые организмы подвергают верхний слой атмосферы сложным изменениям. Они участвуют в процессе выветривания горных пород. Остатки растений и животных создают в земной коре органические горные породы. В свою очередь, различные вещества земной коры входят в состав организмов. Верхний слой литосферы является жизненной средой для организмов.
2 группа: Докажите взаимодействие гидросферы и литосферы на следующем примере:
«Реки изменяют рельеф».
Учащиеся приводят свои доказательства:
Круговорот воды в природе.
Земные оболочки влияют друг на друга. Например, ветры, возникающие в атмосфере, образуют морские течения, переносят влагу из одних районов в другие. Теплые и холодные течения влияют на температуру воздуха. Под воздействием вод гидросферы растворяются и разрушаются горные породы, изменяется рельеф. Разные минеральные вещества входят в состав живых организмов, населяющих оболочки Земли. Когда организмы отмирают, из их остатков образуются осадочные горные породы земной коры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 1. Дайте определение понятию «Географическая оболочка».
(Географи́ческая оболочка - это целостная непрерывная оболочка Земли, состоящая из верхней части литосферы, тропосферы, гидросферы и биосферы).
Задание 2. Перечислите свойства географической оболочки.
(Основными свойствами географической оболочки являются: ритмичность природных явлений, круговорот веществ и энергии, целостность и единство, саморегулирование).
Задание 3. Назовите оболочки Земли, образующие географическую оболочку.
(Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера)
Задание 4. Какие круговороты существуют в географической оболочке?
(Круговорот воды, биологический круговорот, круговорот воздуха, круговороты в земной коре)
Задание 5. Для чего любому человеку необходимы знания о географической оболочке, ее строении и свойствах?
(ГО по существу наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений)