Технологическая карта урока по географии "Миграции населения"

Майоров Антон Владимирович

Технологическая карта урока  по географии "Миграции населения", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon migratsii_naseleniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Миграции населения, 9 класс

Тип урока:

Урок открытия нового знания

Цель урока:

Формирование знаний о миграционных процессах в России: знать виды, причины и последствия миграций в России.

Формирование у учащихся умений работать с различными источниками географической информации.

Реализация новых способов действий в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся:

Отличать разные виды внешней и внутренней миграции, определить причины и главные миграционные потоки.

Получат возможность научиться:

Личностные УУД:

1. Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности

(чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности).

2. Морально-этическая ориентация:

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность).

Метапредметные УУД

Познавательные УУД:

Познавательные УУД:

1. Общеучебные универсальные действия

• осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2. Логические учебные действия

• Основы смыслового чтения текстов; уметь выделять существенную информацию;

• умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

• понимать возможность различных позиций других людей, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• уметь формулировать собственное мнение и позицию;

• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

• уметь задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

Регулятивные УУД:

• принимать и сохранять учебную задачу,

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Основные понятия:

Виды миграции: внутренние, внешние, безвозвратные, возвратные, сезонные, временные, постоянные. Депортация, реэмиграция, иммиграция, эмиграция, репатриация.

Ресурсы урока:

политико-административная карта Росси, статистические материалы, дополнительный материал из СМИ, учебник любого автора, ресурсы Интернет.

Формы и методы работы на уроке:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая (преобладающая).

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Педагогические технологии:

Групповая технология. Технология критического мышления.


Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности

  • Приветствует,
  • отмечает присутствующих,
  • организует внимание,
  • настраивает учащихся на работу, желает успеха

  • приветствуют учителя,
  • контролируют готовность к уроку,
  • настраиваются на работу,
  • слушают учителя

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, развития познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

Актуализация знаний.

Цель этапа:

 повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Целеполагание

Цель этапа:

 включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Продолжаем изучение темы «Население». Вспомним основные изученные понятия темы.

Тему и цели нашего урока попробуем определить, прослушав отрывок:

Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это переезды”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

Что объединяет (тема) и что разъединяет всех людей (цель) из этого рассказа?

В конце урока вернёмся к этому рассказу, и вы определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.

Вспоминают основные понятия темы «Население».

Слушают учителя, определяют тему и общую цель урока.

Формулируют тему и цель

Закрепление изученных понятий по теме «Население»

Начало формирования новых понятий по теме «Миграции»

Личностные: Самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности

(чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности).

осознание своих возможностей

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие моно логической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

Изучать новую тему будем по группам, работая с текстом учебника. Предлагается каждой группе составить по одной карте «Географического лото» (тема «Миграции населения России») для проверки знаний понятий и причин миграций на следующем уроке. Хотя у каждой группы могут быть свои цели работы.

Вспоминаем критерии, по которым будем оценивать работу на данном уроке, разработанные совместно с учащимися.

Вспоминают критерии и дескриптор. (Приложение3)

Научатся:

Отличать разные виды внешней и внутренней миграции, определять причины и главные миграционные потоки.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

Первичная проверка понимания

Цель этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Работа в группах. (20мин)

Работа в группах

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля принимать и сохранять учебную задачу,

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Первичное закрепление

Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

Прослушивание отчётов групп.



Отчёт групп с демонстрацией полученного продукта. Самооценка и взаимооценка работы групп по критериям

Считают баллы, выставляют оценки, сдают работы и листы оценивания (приложение 4).

Закрепление знания понятий и причин разных видов миграций

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме, умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Этап включения в систему знаний и повторения

Возвращаемся к рассказу, прочитанному в начале урока. Определите, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.

Учащиеся прочитывают рассказ на слайде и отвечают на вопрос.

Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

П. 10, выполнить задания в конце параграфа (устно). Провести соцопрос любого класса школы на выявление миграций за последний год.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: 

осознание учащимися своей учебной деятельности.

Раздаёт каждому ученику карточку для рефлексии (Приложение 5).

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Карточки сдают учителю.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его





Приложение 1

Образец карты лото

Миграции

Безвозвратные миграции

Иммиграция

Политическая причина

(депортация)

Внешние миграции

Внутренние миграции

Экономическая причина

Реэмиграция






Приложение 2

Карточки лото

Переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.

Переселение человека на новое место жительства навсегда.

Въезд людей в страну.

Насильственное переселение целых народов в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток.

Миграции, связанные с переселением людей из одной страны в другую.

Миграции из одних регионов страны в другие.

Главная причина миграций.

Возвращение мигрантов на родину.

Приложение 3

Критерии оценивания

  1. Содержание

а) Тема раскрыта широко -2 балла (б)

б) раскрыта частично -1б

в) не раскрыта вообще 0б

2. Цель:

а) достигнута – 2б

б) достигнута частично -1б

в) не достигнута - 0б

3. Интересно, узнал новое:

а) в течение всего представления результатов -2б

б) только некоторые факты -1б

4. Креативность:

а) не стандартно -2б

б) удивили - 1б

в) стандартно -0б

5. Время: а) уложились -2б

б) не уложились -1б

6. Слаженность работы группы: а) слаженно, дружно – 1б

б) ссорятся -0б

Приложение 4

Таблица самоконтроля и взаимоконтроля (Лист оценивания)

Критерии

Дескриптор

1 группа

2 группа

3 группа

Содержание

а) Тема раскрыта широко -2 балла (б)

б) раскрыта частично -1б

в) не раскрыта вообще -0б

Цель

а) достигнута – 2б б) достигнута частично -1б

в) не достигнута - 0б

Интересно, узнал новое

а) в течение всего представления результатов -2б

б) только некоторые факты -1б

Креативность:

а) не стандартно -2б

б) удивили - 1б

в) стандартно -0б

Время:

а) уложились -2б

б) не уложились -1б

Слаженность работы группы

а) слаженно, дружно – 1б

б) ссорятся -0б

Общий итог:

Максимум-11б

Минимум -2б

Перевод баллов в оценку: «3» - 5-6 баллов; «4» - 7-8 баллов; «5» - 9-11баллов.

Приложение 5

Карточка для этапа рефлексии

На уроке я работал-----------------------------------активно \ пассивно

Своей работой на уроке я---------------------------доволен \ не доволен

Урок для меня показался----------------------------коротким \ длинным

За урок я------------------------------------------------не устал \ устал

Материал урока мне был----------------------------понятен \ не понятен

Домашнее задание мне кажется-------------------легким \трудным