Технологическая карта урока по географии "Климат Африки"

Майоров Антон Владимирович

Технологическая карта урока по географии "Климат Африки", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Климат Африки»

Класс: 7

Название и автор учебника: Е. М. Домогацких «Материки и океаны», 7 класс, 2018г., часть 1        

Тема урока: Климат Африки

Тип урока: урок «освоения»  новых знаний

Методы обучения: частично- поисковый, метод проблемного обучения, метод дифференцированного подхода в обучении, словесный метод, диалогический, формирование ИКТ компетенции учащихся.

Оборудование на уроке:   раздаточный материал, физическая карта мира, контурные карты

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями климата Африки.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

 Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации

 Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе

 Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации о суше и её составных частях, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся.

Выявляет отсутствующих

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.

2.Проверка домашнего задания

- Самое первое знакомство с этим материком у многих из вас произошло ещё в раннем детстве:

«Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппо-попо

По широкой Лимпопо»

- О каком материке идет речь? – Африка.

- Из какого литературного произведения эти строки? – Корней Иванович Чуковский «Айболит».

 «На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

«Да здравствует милая Африка!»

Вот уже 3-й урок мы посвящаем изучению этого удивительного материка.

Мы изучили ГП, рельеф Африки и, прежде, чем идти дальше, давайте проведем небольшую разминку 

  1. Устный опрос

-Геологическая история.

-Современный рельеф

-Полезные ископаемые.

2)Индивидуальная работа

-Выполнения карточек.

Ученики отвечают на вопросы.

Выполняют работу в

 тетради письменно.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу

Коммуникативные УУД

: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию

 Личностные УУД

 - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о суши в океан

3.1.Актулизация знаний.

3.2. Мотивация и

 целеполагание

- Какое самое известное утверждение об Африке вы знаете?

- Но так ли это? – на уроке мы постараемся доказать, что это утверждение является верным или опровергнем его.

Какие знания необходимы, чтобы выполнить задачу урока? – Особенности климата Африки – это и есть цель нашего урока

- Что такое климат? – (определение)

- От чего зависит климат? –

- Назовите КФ . Роль каждого КФ в формировании климата Африки мы определим к концу урока.

- В каких климатических поясах расположена Африка, какие из них основные, а какие переходные?

- В чем отличие основных и переходных климатических поясов?

- Давайте установим соответствие между климатическими поясами Африки и воздушными массами, их формирующими .

Африка – самый жаркий материк!

Выдвигают гипотезы, обосновывают их, определят тему урока, записывают в тетради.

Определяют цели и задачи урока

От климатообразующих факторов.

В переходных поясах ВМ меняются по сезонам, а в основных весь год действует одна ВМ.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу

Коммуникативные УУД

: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию

 Личностные УУД

 - осознание ценности географических знаний , как важнейшего компонента научной картины мира

Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о суши в океане

4. Изучение нового

материала.

Практикум: характеристика климатических поясов.

- Для того, чтобы дать характеристику климатических поясов Африки, необходимо выполнить следующее задание: используя карты атласа «Климатические пояса и области мира» и «Африка. Климат», собрать данные и внести их в  таблицу «Климатические пояса Африки».

Каждый ряд изучает один климатический пояс:

1 ряд – субэкваториальный пояс

2 ряд – тропический пояс

3 ряд – субтропический пояс

  1. Чтобы понять принцип работы, мы вместе дадим характеристику экваториального пояса (заполняется первая строка таблицы).

Климатический пояс

Географическое положение

ВМ

Т°и

Т°я

Осадки за год (мм)

Режим осадков

Погода        

Экваториальный

Субэкватор-ный

Тропический

Субтропический

  1. Парная работа по рядам – составление характеристики КП.
  2. Проверка выполненной работы – характеристика субэкваториального, тропического и субтропического поясов.

- Посмотрите внимательно на таблицу. Какой вывод можно сделать?  

Вывод:

  • Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
  • большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
  • в Африке нет холодных климатических поясов .
  • Африка – самый жаркий материк!

- Какой климатический фактор помог нам это доказать? – Фактор географической широты .

- Определим роль остальных КФ.

Особенности климата Южной Африки

 - Климат Южной Африки отличается от климата Северной Африки. Особенно ярко отличия проявляются в тропическом поясе. Южный тропический пояс делится на две климатические области, какие?

Определите причины (факторы) формирования влажной области на восточном побережье тропического пояса.

- На западном побережье тропического пояса расположена пустыня Намиб.   Какой КФ определяет образование пустыни на берегу океана? – холодное Бенгельское течение.

Роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки

Циркуляция атмосферы: действие пассатов (северо-восточный пассат с материка определяет сухость воздуха в Сахаре)

Океанические течения: над теплым течением воздух насыщается влагой, а  холодные течения понижают температуру воздуха в прибрежной части (холодный тяжелый воздух не поднимается, осадков нет - Намиб).

Рельеф. Равнины обеспечивают беспрепятственное прохождение воздушных масс (на большей части материка). Горы – препятствие. Наветренные склоны гор увлажнены больше, чем подветренные.

Удаленность от океана: наиболее ярко проявляется в тропическом поясе, в центральных районах Сахары.

Слушают учителя, отвечают на

 вопросы.

Работают с к/к.

Заполняют таблицу.

- Вывод:

Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;

большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;

в Африке нет холодных климатических поясов .

Африка – самый жаркий материк!

тропического пустынного и тропического влажного климата.

Юго-восточный пассат с Индийского океана 

Теплое течение Мыса Игольного 

Драконовы горы на пути влажного пассата (осадки выпадают на наветренных склонах гор)

Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД: - учебно- познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты:

- знание состава суши:

особенностей расположения

 материков, островов, способы

 их образования.. -умение

работать с картами атласа,

анализировать, делать

выводы; - развивать речевую

 культуру,

 формировать экологическое

 сознание.

5.Первичная проверка и закрепление новых знаний

1.Сравнить  климатограммы Касабланки и Дурбана (рис. 107). Определить в чем причина различий климата данных территории?

Выполняют работу в тетрадях. Взаимопроверку.

Познавательные УУД:

- нахождение причинно- следственных связей.

Коммуникативные:

- согласование действий с партнером, планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

  1. Контроль и коррекция знаний.
  2. Саморегуляция.

6. Рефлексия и оценка деятельности на уроке

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом

Итог урока.

Вопросы для рефлексии:

- Чему научились на уроке?

-Что вам помогло справиться с трудностями на уроке?

- Достигли ли вы цели урока?

Оцените свою работу .

Предлагает оценить свою работу, прикрепив значки:

«желтый- справился успешно, материал понятен;

«зеленый»- непонятны некоторые вопросы;

«синий» - нужна помощь

Заполняют листы самооценки.

Ученики оценивают свою деятельность и степень понимания изученного материала

Личностные результаты: самооценка результатов деятельности. Коррекция знаний

7.Домашнее задание

Домашнее задание разноуровневое.

Параграф 22, повторить определения.

Дать хар-ку климату по плану.

Записывают домашнее задание