2.Проверка домашнего задания
| - Самое первое знакомство с этим материком у многих из вас произошло ещё в раннем детстве: «Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-попо По широкой Лимпопо» - О каком материке идет речь? – Африка. - Из какого литературного произведения эти строки? – Корней Иванович Чуковский «Айболит». «На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «Да здравствует милая Африка!» Вот уже 3-й урок мы посвящаем изучению этого удивительного материка. Мы изучили ГП, рельеф Африки и, прежде, чем идти дальше, давайте проведем небольшую разминку - Устный опрос
-Геологическая история. -Современный рельеф -Полезные ископаемые. 2)Индивидуальная работа -Выполнения карточек.
|
Ученики отвечают на вопросы.
Выполняют работу в тетради письменно. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу Коммуникативные УУД : - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию Личностные УУД - осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о суши в океан |
3.1.Актулизация знаний.
3.2. Мотивация и целеполагание | - Какое самое известное утверждение об Африке вы знаете? - Но так ли это? – на уроке мы постараемся доказать, что это утверждение является верным или опровергнем его. Какие знания необходимы, чтобы выполнить задачу урока? – Особенности климата Африки – это и есть цель нашего урока - Что такое климат? – (определение) - От чего зависит климат? – - Назовите КФ . Роль каждого КФ в формировании климата Африки мы определим к концу урока. - В каких климатических поясах расположена Африка, какие из них основные, а какие переходные? - В чем отличие основных и переходных климатических поясов? - Давайте установим соответствие между климатическими поясами Африки и воздушными массами, их формирующими .
| Африка – самый жаркий материк! Выдвигают гипотезы, обосновывают их, определят тему урока, записывают в тетради. Определяют цели и задачи урока
От климатообразующих факторов.
– В переходных поясах ВМ меняются по сезонам, а в основных весь год действует одна ВМ.
| Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; - умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации , ее преобразование, сохранение, передачу Коммуникативные УУД : - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой, точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию Личностные УУД - осознание ценности географических знаний , как важнейшего компонента научной картины мира Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о суши в океане |
4. Изучение нового материала. | Практикум: характеристика климатических поясов. - Для того, чтобы дать характеристику климатических поясов Африки, необходимо выполнить следующее задание: используя карты атласа «Климатические пояса и области мира» и «Африка. Климат», собрать данные и внести их в таблицу «Климатические пояса Африки». Каждый ряд изучает один климатический пояс: 1 ряд – субэкваториальный пояс 2 ряд – тропический пояс 3 ряд – субтропический пояс - Чтобы понять принцип работы, мы вместе дадим характеристику экваториального пояса (заполняется первая строка таблицы).
Климатический пояс | Географическое положение | ВМ | Т°и | Т°я | Осадки за год (мм) | Режим осадков | Погода | Экваториальный |
|
|
|
|
|
|
| Субэкватор-ный |
|
|
|
|
|
|
| Тропический |
|
|
|
|
|
|
| Субтропический |
|
|
|
|
|
|
|
- Парная работа по рядам – составление характеристики КП.
- Проверка выполненной работы – характеристика субэкваториального, тропического и субтропического поясов.
- Посмотрите внимательно на таблицу. Какой вывод можно сделать? Вывод: - Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
- большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
- в Африке нет холодных климатических поясов .
- Африка – самый жаркий материк!
- Какой климатический фактор помог нам это доказать? – Фактор географической широты . - Определим роль остальных КФ. Особенности климата Южной Африки - Климат Южной Африки отличается от климата Северной Африки. Особенно ярко отличия проявляются в тропическом поясе. Южный тропический пояс делится на две климатические области, какие? Определите причины (факторы) формирования влажной области на восточном побережье тропического пояса. - На западном побережье тропического пояса расположена пустыня Намиб. Какой КФ определяет образование пустыни на берегу океана? – холодное Бенгельское течение. Роль климатообразующих факторов в формировании климата Африки Циркуляция атмосферы: действие пассатов (северо-восточный пассат с материка определяет сухость воздуха в Сахаре) Океанические течения: над теплым течением воздух насыщается влагой, а холодные течения понижают температуру воздуха в прибрежной части (холодный тяжелый воздух не поднимается, осадков нет - Намиб). Рельеф. Равнины обеспечивают беспрепятственное прохождение воздушных масс (на большей части материка). Горы – препятствие. Наветренные склоны гор увлажнены больше, чем подветренные. Удаленность от океана: наиболее ярко проявляется в тропическом поясе, в центральных районах Сахары.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Работают с к/к.
Заполняют таблицу.
- Вывод: Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С; большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените; в Африке нет холодных климатических поясов . Африка – самый жаркий материк! – тропического пустынного и тропического влажного климата. Юго-восточный пассат с Индийского океана Теплое течение Мыса Игольного Драконовы горы на пути влажного пассата (осадки выпадают на наветренных склонах гор)
| Метапредметные Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; -осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Личностные УУД: - учебно- познавательный интерес, -самоопределение, самосознание. Предметные результаты: - знание состава суши: особенностей расположения материков, островов, способы их образования.. -умение работать с картами атласа, анализировать, делать выводы; - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.
|
6. Рефлексия и оценка деятельности на уроке
| Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом Итог урока. Вопросы для рефлексии: - Чему научились на уроке? -Что вам помогло справиться с трудностями на уроке? - Достигли ли вы цели урока? Оцените свою работу . Предлагает оценить свою работу, прикрепив значки: «желтый- справился успешно, материал понятен; «зеленый»- непонятны некоторые вопросы; «синий» - нужна помощь | Заполняют листы самооценки. Ученики оценивают свою деятельность и степень понимания изученного материала
| Личностные результаты: самооценка результатов деятельности. Коррекция знаний |