Рабочая программа «Компьютерная картография»

Майоров Антон Владимирович

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Компьютерная картография», занятия проходят 2 раза в неделю (72 часа в год).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuternaya_kartografiya.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Катынская средняя школа

Смоленский район Смоленская область

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ /________________        /

«____» _______________ 201  г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

___________  / Н.И.Старовойтова

приказ № ___от_______201  г.

.

  ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

 «Компьютерная картография»

2 часа в неделю: 72 часа в год

Возрастной состав: 14 -17 лет

Срок реализации 1 год

Педагог дополнительного образования

Майоров Антон Владимирович

2019 год

Пояснительная записка

«Карта-альфа и омега географии.

Начальный и конечный момент географического

исследования… Карта- «второй язык» географии»

Н.Н. Баранский

Дополнительная образовательная программа «Компьютерная картография» относится к общеинтеллектуальной образовательной области.

В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования методической системы включением актуального содержания и использованием современных средств обучения.

Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения. Несомненно, главной наглядной моделью применяемой на уроках географии является карта.

Традиционные методы создания картографических произведений, основанные на ручном труде, во многом перестали отвечать современным требованиям, а именно: современный дизайн, качественное красочное издание, оперативность изготовления картографического произведения, компактное хранение картографической информации, ее постоянное оперативное обновление и многократное использование и т. д.

В связи с этим под влиянием компьютерных технологий родилась новая область картографической науки – компьютерная картография, базирующаяся на современных быстродействующих компьютерах и других технических средствах обработки графической информации.

Цель программы: изучение основ компьютерной картографии, помочь учащимся овладеть элементарными навыками построения электронных карт (картосхем), воспитание у детей интереса к географии.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • систематизировать и закрепить имеющиеся знания по картографии;
  • формирование умений работы с электронной картой;
  • познакомить с разнообразием картографических приемов используемых для построения карт;
  • продолжить формирование определенных умений и навыков работы с картой.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
  • развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
  • развивать воображение, критического мышления на основе наблюдательности и статистической информации.

3. Воспитательные:

  • воспитывать географическую культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • формировать понимание роли картографии в жизни людей;
  • воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину;
  • воспитывать самостоятельное видение мира.

Программа рассчитана на 72 учебных часа. Принцип набора учащихся – по интересам. Количество обучающихся в объединении не более 10 человек. Возрастной состав от 14 до 17 лет. Способ подачи информации – практический.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.

Методы:

  • По источникам знаний: практические, наглядные, словесные.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.

Формы: индивидуальная, индивидуально-групповая, организационная (практическая работа, творческое задание).        

Средства обучения: атласы, статистический материал.

Программное обеспечение: Microsoft Word (2003/2007/2010), CorelDraw (X3/4/5), Adobe Reader (8/9), Microsoft Excel (2003/2007/2010).

Психологическое обеспечение программы:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творчества учащихся в практической деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения. 

По окончании обучения учащиеся должны:

знать:

  • композицию карты,
  • оформление легенды карты,
  • способы нанесения информации на карту (картограмма, картодиаграмма, качественный фон, количественный фон, способ значков, точечный способ)
  • способы нанесения качественной и количественной информации,
  • источники для создания электронных карт.

    уметь:

  • определять формат карты (альбомный, книжный), оптимальный размера карты,
  • «нарезать» территории, группировать территории,
  • оформлять надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей),
  • наносить на карту территории с малой площадью (пунсоны),
  • создавать карты по указанным данным,
  • обрабатывать статистическую информацию.

 Обладать базовыми компетенциями:

умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с электронной картой.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы;
  • умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
  • умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

 Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
  • умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Тематический план

№ п/п

Наименование

темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

0

2.

Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч)

10

2

 8

3.

Работа с графическим редактором CorelDraw –  карты: цвет

12

2

10

4.

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки

6

1

5

5.

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ

6

1

5

6.

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения

6

1

5

7.

Работа  в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных

8

2

6

8.

Работа  в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных

8

2

6

9.

Работа  в Microsoft Excel,  CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма

6

1

5

10.

Работа  в Microsoft Excel,  CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы

8

2

6

Итого 72 ч.

Содержание

Введение (2 ч)

Цели и задачи курса. Общие сведения о компьютерной картографии. Охрана труда

Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч)

Определение формата карты (альбомный, книжный), определение оптимального размера карты, композиция карты, установление размера линий на карте, расгруппировка изображения, «нарезка» территорий, надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей), нанесение на карту территорий малой площадью (пунсоны), легенда карты.

Работа с графическим редактором CorelDraw –  карты: цвет (12 ч)

Качественный фон (цвет, чересполосица, штриховка). Ареал (цвет, чересполосица, штриховка).

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки (6 ч)

Создание формы значков (геометрические, буквенные), величины значков (размерные шкалы), цвета значков (качественные характеристики).

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ (6 ч)

Картографирование явлений, распространённых относительно повсеместно, но с разной степени густоты (точечный способ).

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения (6 ч)

Электронные карты, отражающих направления и объём движения потоков товаров, людей, капитала и др. картографируемых явлений.

Работа в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных (8 ч)

Статистическая обработка географических баз данных – подготовка листа Excel к работе (единый формат ячеек, снятие объединений, границы ячеек, их цвет, добавление новых листов, введение их названия); выделение территориальных уровней (глобальный, региональный, субрегиональный, национальный, локальный и др.); ранжирование рядов в пределах каждого территориального уровня и составление на их основе рейтингов территорий; автоматическое определение количества территорий в каждом территориальном уровне; определение принадлежности обрабатываемого количественного показателя к категориям: абсолютный/относительный; составление формул, расчёт сумм/средних величин (в зависимости от категории обрабатываемого показателя), формирование и оформление таблиц

Работа в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных (8 ч)

Графическая обработка географических баз данных – построение диаграмм (круговые, гистограммы, линейчатые) и графиков.

Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма (6 ч)

Картографической обработки географических баз данных –  картограмма.

Работа в Microsoft Excel,  CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы (8 ч)

Картографической обработки географических баз данных – линейные, площадные, структурные картодиаграммы.

Список используемой литературы

  1. Атлас Смоленской области. М.: Вентана-Граф, 1997. 36 с.
  2. Атлас Смоленской области. М.: ГУКГ, 1964. 40 с.
  3. Ватлина Т.В. Медико-географический атлас Смоленской области. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2012. 105 с.
  4. Востокова А.В., Кашель С.М., Ушакова Л.А. Оформление карт. Компьютерный дизайн: Учебник/ Под ред. А.В. Востоковой. М.: Аспект Пресс, 2002. 288 с.
  5. Евтеев О.А. Проектирование и составление социально-экономических карт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 223 с.
  6.  Жмойдяк Р.А., Атоян Л.В. Картография. Курс лекций Минск: БГУ, 2006. 192 с.
  7. Картавцева Е.Н. Картография: учебное пособие/ Е.Н. Картавцева. Томск: Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2010. 158 с.
  8. Майоров А.В. Электронный проект «Географический атлас: Население и социально-экономическое развитие Смоленской области»// Студенческая наука. 2017; Смол. гос. ун-т; Студ. науч. общ-во. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017.
  9.  Национальный атлас России в четырех томах. Том 3 «Население. Экономика». М.: Роскартография, 2008. 496 с.
  10. Потоцкая Т.И., Майоров А.В. Практика картографирования в изучении экономической географии Смоленской области // Молодёжь и наука: Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных статей; Смол. гос. ун–т. Смоленск: Изд–во СмолГУ, 2016. 160 с. / С.86-92
  11.  Раклов В.П. Картография и ГИС: Учебное пособие. М.: ГУЗ, 2008. 118 с.
  12.  Салищев К.А. Картоведение: Учебник. - 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1990. 400 с.
  13.  Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие/ Т.Г. Сваткова. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
  14.  Социально-экономические показатели развития городов и районов Смоленской области. 2014: Стат. сб./Смоленскстат. С., 2014. 180 с.
  15.  Учебно-методические материалы по географии Смоленской области. Смоленск: Универсум, 2004. 28 с.

Интернет-ресурсы

  1. Бизнес-справочник по предприятиям и отраслям России (http://sibprice.ru)
  2. Бюро цензов США (http://www.census.gov)
  3. Бюро информации о населении (PRB) (http://www.prb.org)
  4. Википедия (http://ru.wikipedia.org)
  5. Влант (http://www.vlant-consult.ru)
  6. Всемирный банк (http://www.worldbank.org)
  7. Всемирная география (http://www.wgeo.ru)
  8. Всемирная книга фактов ЦРУ (http://www.odci.gov/cia/publications/factbook)
  9. Всемирная торговая организация (http://www.wto.org)
  10. Горная энциклопедия (http://www.mining-enc.ru)
  11. Демографический еженедельник ВШЭ «Демоскоп» (http://www.demoscop.ru)
  12. Информационный центр «Минерал» (http://www.mineral.ru)
  13. Комиссия ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (http://www.unctad.org)
  14. Международный валютный фонд (http://www.imf.org)
  15. Международный институт руды и стали (http://www.worldsteel.org/steeldatacenter/)
  16. Министерство иностранных дел РФ (http://www.mid.ru)
  17. Национальное кредитное бюро (http://www.creditnet.ru)
  18. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) (http://portal.unesco.org)
  19. Первое независимое рейтинговое агентство FIRA (http://www.fira.ru)
  20. Росбизнесконсалтинг (http://www.rbc.ru)
  21. Совет по народонаселению (http://www.popcouncil.org)
  22. Статистика стран мира (http://iformatsiya.ru)
  23. Управление информации по энергетике при Министерстве энергетики США (http://www.eia.doe.gov/emeu/international)
  24. Федеральная служба государственной статистики России (http://www.gks.ru)
  25. Федеральная миграционная служба России (http://www.fms.gov.ru)
  26. Федеральная таможенная служба России (http://www.customs.ru)
  27. Фонд ООН по проблемам народонаселения (http://www.unfpa.org)
  28. BP Global (http://www.bp.com)
  29. Copper development Association Inc. (http://www.copper.org)
  30. D-maps.com: free maps (http://d-maps.com)
  31. Economic Commission for Africa (ECA)  (http://www.uneca.org)
  32. Economic Commission for Asia and the Pacific, Statistics Division (ESCAP) (http://unescap.org/stat/index.asp)
  33. Economic Commission for Europe, Statistics Division (ECE) (http://www.unece.org/stats/stats_r.ht)
  34. Economic Commission for Latin America and the Caribbean, Statistics Division (ECLAC) (http://www.eclac.org)
  35. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA) (http://www.escwa.org.lb)
  36. The Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com)
  37. International Fertilizer Industry Association (http://www.fertilizer.org)
  38. US Department of the Interior bureau of Mines (http://www.minerals.er.usgs.gov)
  39. US Geological Servey. Mineral Commodity Summaries (http://www.usgs.gov).

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Тема, упражнения, практика

Количество   часов

Дата

1.

Введение.

2

Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч)

2.

Формат карты (альбомный, книжный), определение оптимального размера карты.

2

3.

Композиция карты, установление размера линий на карте.

2

4.

Расгруппировка изображения, «нарезка» территорий.

2

5.

Надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей).

2

6.

Нанесение на карту территорий малой площадью (пунсоны), легенда карты.

2

Работа с графическим редактором CorelDraw –  карты: цвет (12 ч)

7.

Качественный фон – цвет.

2

8.

Качественный фон – чересполосица.

2

9.

Качественный фон – штриховка.

2

10.

Ареал  - цвет.

2

11.

Ареал  - чересполосица.

2

12.

Ареал  - штриховка.

2

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки (6 ч)

13.

Создание формы значков (геометрические, буквенные).

2

14.

Величина значков (размерные шкалы).

2

15.

Цвета значков (качественные характеристики).

2

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ (6 ч)

16.

Точечный способ.

2

17.

Точечный способ. Географический принцип размещения

2

18.

Точечный способ. Схематический принцип размещения

2

Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения (6 ч)

19.

Способ знаков движения.

2

20.

Способ знаков движения. Условно ступенчатая размерность по длине.

2

21.

Способ знаков движения. условно ступенчатая размерность по ширине.

2

Работа  в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных (8 ч)

22.

Подготовка листа Excel к работе (единый формат ячеек, снятие объединений, границы ячеек, их цвет, добавление новых листов, введение их названия).

2

23.

Выделение территориальных уровней.

2

24.

Ранжирование рядов в пределах каждого территориального уровня.

2

25.

Формирование и оформление таблиц.

2

Работа  в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных (8 ч)

26.

Построение диаграмм.

2

27.

Круговые диаграммы.

2

28.

Линейчатые диаграммы.

2

39.

Графики.

2

Работа  в Microsoft Excel,  CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма (6 ч)

30.

Картограмма.

2

31.

Шкала интенсивности картодиаграммы.

2

32.

Посторенние картодиаграмм.

2

Работа  в Microsoft Excel,  CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы (8 ч)

33.

Картодиаграмма.

2

34.

Линейная картодиаграмма.

2

35.

Столбчатая картодиаграмма.

2

36.

Структурная картодиаграмма.

2

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий:

  1. Практические занятия.
  2. Демонстрация картографических произведений.
  3. Беседа, рассказ, опрос.
  4. Самостоятельная работа с литературой.
  5. Работа над творческим проектом.

Методы работы:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.

Средства обучения: атласы, статистический материал.

Программное обеспечение: Microsoft Word (2003/2007/2010), CorelDraw (X3/4/5), Adobe Reader (8/9), Microsoft Excel (2003/2007/2010).

Наглядность:

1. Карты атласа.

2. Статистический материал.

3. Электронные атласы.

Психологическое обеспечение программы.

  • Учитель – помощник, советчик, консультант, старший друг.
  • Комфортная, доброжелательная атмосфера.
  • Учет индивидуальных особенностей детей.
  • Последовательность изучения материала: от простого - к  сложному, от учебных занятий к творческим решениям.
  • Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
  • Применение групповых форм обучения.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов

Постепенно создавая работы и ребята, и педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный, личностно-ориентированный подход к детям.

На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:

- оценка педагога;

- совместная оценка ребенка и педагога;

- самооценка.