Рабочая программа «Компьютерная картография»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Компьютерная картография», занятия проходят 2 раза в неделю (72 часа в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_kartografiya.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленский район Смоленская область
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ /________________ / «____» _______________ 201 г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________ / Н.И.Старовойтова приказ № ___от_______201 г. . |
ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Компьютерная картография»
2 часа в неделю: 72 часа в год
Возрастной состав: 14 -17 лет
Срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования
Майоров Антон Владимирович
2019 год
Пояснительная записка
«Карта-альфа и омега географии.
Начальный и конечный момент географического
исследования… Карта- «второй язык» географии»
Н.Н. Баранский
Дополнительная образовательная программа «Компьютерная картография» относится к общеинтеллектуальной образовательной области.
В настоящее время ведущая роль модернизации Российского образования связана с обеспечением его нового качества. Последнего можно добиться путем совершенствования методической системы включением актуального содержания и использованием современных средств обучения.
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Наглядные модели часто применяют в процессе обучения. Несомненно, главной наглядной моделью применяемой на уроках географии является карта.
Традиционные методы создания картографических произведений, основанные на ручном труде, во многом перестали отвечать современным требованиям, а именно: современный дизайн, качественное красочное издание, оперативность изготовления картографического произведения, компактное хранение картографической информации, ее постоянное оперативное обновление и многократное использование и т. д.
В связи с этим под влиянием компьютерных технологий родилась новая область картографической науки – компьютерная картография, базирующаяся на современных быстродействующих компьютерах и других технических средствах обработки графической информации.
Цель программы: изучение основ компьютерной картографии, помочь учащимся овладеть элементарными навыками построения электронных карт (картосхем), воспитание у детей интереса к географии.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- систематизировать и закрепить имеющиеся знания по картографии;
- формирование умений работы с электронной картой;
- познакомить с разнообразием картографических приемов используемых для построения карт;
- продолжить формирование определенных умений и навыков работы с картой.
2. Развивающие:
- способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
- развивать воображение, критического мышления на основе наблюдательности и статистической информации.
3. Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
- формировать понимание роли картографии в жизни людей;
- воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину;
- воспитывать самостоятельное видение мира.
Программа рассчитана на 72 учебных часа. Принцип набора учащихся – по интересам. Количество обучающихся в объединении не более 10 человек. Возрастной состав от 14 до 17 лет. Способ подачи информации – практический.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.
Методы:
- По источникам знаний: практические, наглядные, словесные.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.
Формы: индивидуальная, индивидуально-групповая, организационная (практическая работа, творческое задание).
Средства обучения: атласы, статистический материал.
Программное обеспечение: Microsoft Word (2003/2007/2010), CorelDraw (X3/4/5), Adobe Reader (8/9), Microsoft Excel (2003/2007/2010).
Психологическое обеспечение программы:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение творчества учащихся в практической деятельности;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения.
По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
- композицию карты,
- оформление легенды карты,
- способы нанесения информации на карту (картограмма, картодиаграмма, качественный фон, количественный фон, способ значков, точечный способ)
- способы нанесения качественной и количественной информации,
- источники для создания электронных карт.
уметь:
- определять формат карты (альбомный, книжный), оптимальный размера карты,
- «нарезать» территории, группировать территории,
- оформлять надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей),
- наносить на карту территории с малой площадью (пунсоны),
- создавать карты по указанным данным,
- обрабатывать статистическую информацию.
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с электронной картой.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
- умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы;
- умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
- умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
- умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. | 2 | 2 | 0 |
2. | Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч) | 10 | 2 | 8 |
3. | Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: цвет | 12 | 2 | 10 |
4. | Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки | 6 | 1 | 5 |
5. | Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ | 6 | 1 | 5 |
6. | Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения | 6 | 1 | 5 |
7. | Работа в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных | 8 | 2 | 6 |
8. | Работа в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных | 8 | 2 | 6 |
9. | Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма | 6 | 1 | 5 |
10. | Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы | 8 | 2 | 6 |
Итого 72 ч. |
Содержание
Введение (2 ч)
Цели и задачи курса. Общие сведения о компьютерной картографии. Охрана труда
Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч)
Определение формата карты (альбомный, книжный), определение оптимального размера карты, композиция карты, установление размера линий на карте, расгруппировка изображения, «нарезка» территорий, надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей), нанесение на карту территорий малой площадью (пунсоны), легенда карты.
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: цвет (12 ч)
Качественный фон (цвет, чересполосица, штриховка). Ареал (цвет, чересполосица, штриховка).
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки (6 ч)
Создание формы значков (геометрические, буквенные), величины значков (размерные шкалы), цвета значков (качественные характеристики).
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ (6 ч)
Картографирование явлений, распространённых относительно повсеместно, но с разной степени густоты (точечный способ).
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения (6 ч)
Электронные карты, отражающих направления и объём движения потоков товаров, людей, капитала и др. картографируемых явлений.
Работа в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных (8 ч)
Статистическая обработка географических баз данных – подготовка листа Excel к работе (единый формат ячеек, снятие объединений, границы ячеек, их цвет, добавление новых листов, введение их названия); выделение территориальных уровней (глобальный, региональный, субрегиональный, национальный, локальный и др.); ранжирование рядов в пределах каждого территориального уровня и составление на их основе рейтингов территорий; автоматическое определение количества территорий в каждом территориальном уровне; определение принадлежности обрабатываемого количественного показателя к категориям: абсолютный/относительный; составление формул, расчёт сумм/средних величин (в зависимости от категории обрабатываемого показателя), формирование и оформление таблиц
Работа в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных (8 ч)
Графическая обработка географических баз данных – построение диаграмм (круговые, гистограммы, линейчатые) и графиков.
Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма (6 ч)
Картографической обработки географических баз данных – картограмма.
Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы (8 ч)
Картографической обработки географических баз данных – линейные, площадные, структурные картодиаграммы.
Список используемой литературы
- Атлас Смоленской области. М.: Вентана-Граф, 1997. 36 с.
- Атлас Смоленской области. М.: ГУКГ, 1964. 40 с.
- Ватлина Т.В. Медико-географический атлас Смоленской области. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2012. 105 с.
- Востокова А.В., Кашель С.М., Ушакова Л.А. Оформление карт. Компьютерный дизайн: Учебник/ Под ред. А.В. Востоковой. М.: Аспект Пресс, 2002. 288 с.
- Евтеев О.А. Проектирование и составление социально-экономических карт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 223 с.
- Жмойдяк Р.А., Атоян Л.В. Картография. Курс лекций Минск: БГУ, 2006. 192 с.
- Картавцева Е.Н. Картография: учебное пособие/ Е.Н. Картавцева. Томск: Изд-во Том. гос. архит.- строит. ун-та, 2010. 158 с.
- Майоров А.В. Электронный проект «Географический атлас: Население и социально-экономическое развитие Смоленской области»// Студенческая наука. 2017; Смол. гос. ун-т; Студ. науч. общ-во. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017.
- Национальный атлас России в четырех томах. Том 3 «Население. Экономика». М.: Роскартография, 2008. 496 с.
- Потоцкая Т.И., Майоров А.В. Практика картографирования в изучении экономической географии Смоленской области // Молодёжь и наука: Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник научных статей; Смол. гос. ун–т. Смоленск: Изд–во СмолГУ, 2016. 160 с. / С.86-92
- Раклов В.П. Картография и ГИС: Учебное пособие. М.: ГУЗ, 2008. 118 с.
- Салищев К.А. Картоведение: Учебник. - 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1990. 400 с.
- Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие/ Т.Г. Сваткова. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
- Социально-экономические показатели развития городов и районов Смоленской области. 2014: Стат. сб./Смоленскстат. С., 2014. 180 с.
- Учебно-методические материалы по географии Смоленской области. Смоленск: Универсум, 2004. 28 с.
Интернет-ресурсы
- Бизнес-справочник по предприятиям и отраслям России (http://sibprice.ru)
- Бюро цензов США (http://www.census.gov)
- Бюро информации о населении (PRB) (http://www.prb.org)
- Википедия (http://ru.wikipedia.org)
- Влант (http://www.vlant-consult.ru)
- Всемирный банк (http://www.worldbank.org)
- Всемирная география (http://www.wgeo.ru)
- Всемирная книга фактов ЦРУ (http://www.odci.gov/cia/publications/factbook)
- Всемирная торговая организация (http://www.wto.org)
- Горная энциклопедия (http://www.mining-enc.ru)
- Демографический еженедельник ВШЭ «Демоскоп» (http://www.demoscop.ru)
- Информационный центр «Минерал» (http://www.mineral.ru)
- Комиссия ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (http://www.unctad.org)
- Международный валютный фонд (http://www.imf.org)
- Международный институт руды и стали (http://www.worldsteel.org/steeldatacenter/)
- Министерство иностранных дел РФ (http://www.mid.ru)
- Национальное кредитное бюро (http://www.creditnet.ru)
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO) (http://portal.unesco.org)
- Первое независимое рейтинговое агентство FIRA (http://www.fira.ru)
- Росбизнесконсалтинг (http://www.rbc.ru)
- Совет по народонаселению (http://www.popcouncil.org)
- Статистика стран мира (http://iformatsiya.ru)
- Управление информации по энергетике при Министерстве энергетики США (http://www.eia.doe.gov/emeu/international)
- Федеральная служба государственной статистики России (http://www.gks.ru)
- Федеральная миграционная служба России (http://www.fms.gov.ru)
- Федеральная таможенная служба России (http://www.customs.ru)
- Фонд ООН по проблемам народонаселения (http://www.unfpa.org)
- BP Global (http://www.bp.com)
- Copper development Association Inc. (http://www.copper.org)
- D-maps.com: free maps (http://d-maps.com)
- Economic Commission for Africa (ECA) (http://www.uneca.org)
- Economic Commission for Asia and the Pacific, Statistics Division (ESCAP) (http://unescap.org/stat/index.asp)
- Economic Commission for Europe, Statistics Division (ECE) (http://www.unece.org/stats/stats_r.ht)
- Economic Commission for Latin America and the Caribbean, Statistics Division (ECLAC) (http://www.eclac.org)
- Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA) (http://www.escwa.org.lb)
- The Statistical Review of World Energy (http://www.bp.com)
- International Fertilizer Industry Association (http://www.fertilizer.org)
- US Department of the Interior bureau of Mines (http://www.minerals.er.usgs.gov)
- US Geological Servey. Mineral Commodity Summaries (http://www.usgs.gov).
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема, упражнения, практика | Количество часов | Дата |
1. | Введение. | 2 | |
Работа с графическим редактором CorelDraw - подготовка электронной контурной карты к работе (10 ч) | |||
2. | Формат карты (альбомный, книжный), определение оптимального размера карты. | 2 | |
3. | Композиция карты, установление размера линий на карте. | 2 | |
4. | Расгруппировка изображения, «нарезка» территорий. | 2 | |
5. | Надписи на карте (шрифты: положение, размер, тип, субординация надписей). | 2 | |
6. | Нанесение на карту территорий малой площадью (пунсоны), легенда карты. | 2 | |
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: цвет (12 ч) | |||
7. | Качественный фон – цвет. | 2 | |
8. | Качественный фон – чересполосица. | 2 | |
9. | Качественный фон – штриховка. | 2 | |
10. | Ареал - цвет. | 2 | |
11. | Ареал - чересполосица. | 2 | |
12. | Ареал - штриховка. | 2 | |
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: значки (6 ч) | |||
13. | Создание формы значков (геометрические, буквенные). | 2 | |
14. | Величина значков (размерные шкалы). | 2 | |
15. | Цвета значков (качественные характеристики). | 2 | |
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: точечный способ (6 ч) | |||
16. | Точечный способ. | 2 | |
17. | Точечный способ. Географический принцип размещения | 2 | |
18. | Точечный способ. Схематический принцип размещения | 2 | |
Работа с графическим редактором CorelDraw – карты: способ знаков движения (6 ч) | |||
19. | Способ знаков движения. | 2 | |
20. | Способ знаков движения. Условно ступенчатая размерность по длине. | 2 | |
21. | Способ знаков движения. условно ступенчатая размерность по ширине. | 2 | |
Работа в Microsoft Excel – статистическая обработка географических баз данных (8 ч) | |||
22. | Подготовка листа Excel к работе (единый формат ячеек, снятие объединений, границы ячеек, их цвет, добавление новых листов, введение их названия). | 2 | |
23. | Выделение территориальных уровней. | 2 | |
24. | Ранжирование рядов в пределах каждого территориального уровня. | 2 | |
25. | Формирование и оформление таблиц. | 2 | |
Работа в Microsoft Excel – графическая обработка географических баз данных (8 ч) | |||
26. | Построение диаграмм. | 2 | |
27. | Круговые диаграммы. | 2 | |
28. | Линейчатые диаграммы. | 2 | |
39. | Графики. | 2 | |
Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картограмма (6 ч) | |||
30. | Картограмма. | 2 | |
31. | Шкала интенсивности картодиаграммы. | 2 | |
32. | Посторенние картодиаграмм. | 2 | |
Работа в Microsoft Excel, CorelDraw – картографическая обработка географических баз данных: картодиаграммы (8 ч) | |||
33. | Картодиаграмма. | 2 | |
34. | Линейная картодиаграмма. | 2 | |
35. | Столбчатая картодиаграмма. | 2 | |
36. | Структурная картодиаграмма. | 2 |
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий:
- Практические занятия.
- Демонстрация картографических произведений.
- Беседа, рассказ, опрос.
- Самостоятельная работа с литературой.
- Работа над творческим проектом.
Методы работы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.
Средства обучения: атласы, статистический материал.
Программное обеспечение: Microsoft Word (2003/2007/2010), CorelDraw (X3/4/5), Adobe Reader (8/9), Microsoft Excel (2003/2007/2010).
Наглядность:
1. Карты атласа.
2. Статистический материал.
3. Электронные атласы.
Психологическое обеспечение программы.
- Учитель – помощник, советчик, консультант, старший друг.
- Комфортная, доброжелательная атмосфера.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
- Последовательность изучения материала: от простого - к сложному, от учебных занятий к творческим решениям.
- Удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.
- Применение групповых форм обучения.
Способы отслеживания и контроля результатов.
Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов
Постепенно создавая работы и ребята, и педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный, личностно-ориентированный подход к детям.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
- оценка педагога;
- совместная оценка ребенка и педагога;
- самооценка.