География
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_2017.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
БД.08 ГЕОГРАФИЯ
для специальности
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
г. Печора
2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.04 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Разработчик:
Осипов Ь.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин
Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.
Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк
Заместитель директора по учебной работе _________________Э.Э. Пец
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «География»
- Соответствие учебной дисциплины ППССЗ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики базовой подготовки, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижении студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• межпредметных:
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии
в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально- экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально- экономических
аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 55 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | 55 | |||
Тема 1. Введение | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации | 1 | ||
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1 | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. | 2 | ||
2 | Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 | ||
Практические занятия 1.Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира. 2.Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Новейшие изменения политической карты мира. | ||||
1 | ||||
Тема 3. География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала: | 5 | ||
1 | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. | 2 | ||
2 | Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 | ||
Практические занятия Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира. 2.Типы природопользования в различных регионах и странах мира. | ||||
3 | ||||
Тема 4. География населения мира | Содержание учебного материала: | 10 | ||
1 | Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. | 2 | ||
2 | Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. | 2 | ||
3 | Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. | 2 | ||
4 | Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. | 2 | ||
5 | Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. | 2 | ||
6 | Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 2 | ||
Практические занятия 1.Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. 2.Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Особенности современного воспроизводства мирового населения. 2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. 3.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. | 6 | |||
Тема 5. Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала: | 11 | ||
1 | Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности. | 2 | ||
2 | Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. | 2 | ||
3 | Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 | ||
4 | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | ||
5 | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 | ||
6 | Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 2 | ||
Практические занятия Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Особенности урбанизации в развивающихся странах. 2.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. | 3 | |||
Тема 6. Регионы мира | Содержание учебного материала: | 17 | ||
1 | Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | ||
2 | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | ||
3 | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | ||
4 | Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 2 | ||
5 | Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | ||
6 | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | ||
Практические занятия: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. | 1 | |||
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала: | 3 | ||
1 | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. | 2 | ||
2 | Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 | ||
Практические занятия: Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Внешняя торговля товарами России. | 1 | |||
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала: | 3 | ||
1 | Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 | ||
Практические занятия: Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связан- ных с глобальными проблемами человечества. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Глобальная проблема изменения климата. | 1 | |||
Зачет | 1 | |||
Всего: | 55 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины: имеется учебный кабинет химии- биологии; лаборатория химии- биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
- карты
Технические средства обучения:
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- В.П. Максаковский «География –10» М., Просвещение, 2000.
- Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира – 10». М., Просвещение, 2002.
- Атлас по экономической и социальной географии мира.
Дополнительные источники:
Хомченко ИГ Общая география.- М.:ООО «Издательство Новая Волна»:Издатель Умеренков,2008.
Интернет-ресурсы:
1.him.1september.ru
2.www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
3.www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
4.www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен знать/понимать: -особенности размещения населения и хозяйства, -особенности динамики и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и процессов, протекающих в географическом пространстве, -о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, -о проблемах адаптации человека к географическим условиям проживания. -многообразие форм территориальной организации современного географического пространства, -представлять политическое устройство, природно-ресурсном потенциал, население и хозяйство различных регионов и ведущих стран мира, уметь: -выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. -Выделять различные типы природопользования. -Выделять характерные черт ы современной научно- технической революции - называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки - объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. -показывать на карте различные страны. - объяснять особенности территориальной структуры хозяйства - объяснять современные особенности экономико- географического положения России. -выделять глобальных проблем человечества. | Формы контроля обучения: - практические занятия; - тестовые задания по соответствующим темам - оценка выполнения самостоятельных работ; - текущий индивидуальный опрос; - зачет. Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - накопительная оценка. |