География

Осипов Михаил Борисович

26.02.03 Судовождение

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geografiya_2017.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: правила использования логотипа GUMRF [Converted]

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

БД.08 ГЕОГРАФИЯ

для специальности

26.02.03 Судовождение

26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

г. Печора

2017 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.02.04 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Организация-разработчик: Печорское речное училище – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Разработчик:

Осипов Ь.Б.., преподаватель высшей квалификационной категории

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

Рекомендовано Предметно-цикловой комиссией общетехнических дисциплин

Протокол № _____ от «___» _______________ 20__г.

Председатель ПЦК _________________ Е.И. Стахиряк

Заместитель директора по учебной работе  _________________Э.Э. Пец

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «География»

  1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 26.02.03 Судовождение, 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики базовой подготовки, 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на

всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы

для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к

окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической

информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и

интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических

вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и

образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижении студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации

к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной

речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

межпредметных:

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,

применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую

из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного

выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с

целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии

в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических

аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов

и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,

протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими

объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления

закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально- экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной

информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня

безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−−сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально- экономических

аспектах экологических проблем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

55

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

лабораторные  работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ГЕОГРАФИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

55

Тема 1.

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Источники географической информации

1

Тема 2.

Политическое устройство мира

Содержание учебного материала:

4

1

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

2

2

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2

Практические занятия

1.Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство

стран мира.

2.Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Новейшие изменения политической карты мира.

1

Тема 3.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала:

5

1

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

2

2

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

2

Практические занятия

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

2.Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

3

Тема 4.

География населения мира

Содержание учебного материала:

10

1

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

2

2

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

2

3

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

2

4

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

2

5

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

2

6

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

2

Практические занятия

1.Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

2.Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Особенности современного воспроизводства мирового населения.

2.Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

3.Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

6

Тема 5.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

11

1

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности.

2

2

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

2

3

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

2

4

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

2

5

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

2

6

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

Практические занятия

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Особенности урбанизации в развивающихся странах.

2.Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

3

Тема 6.

Регионы мира

Содержание учебного материала:

17

1

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

2

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

3

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

4

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.

Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

2

5

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

2

6

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практические занятия:

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и

регионов мира.

Самостоятельная работа обучающихся:

«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

1

Тема 7.

Россия в современном мире

Содержание учебного материала:

3

1

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

2

2

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

Практические занятия:

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Самостоятельная работа обучающихся:

Внешняя торговля товарами России.

1

Тема 8.

Географические аспекты

современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала:

3

1

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

2

Практические занятия:

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связан-

ных с глобальными проблемами человечества.

Самостоятельная работа обучающихся:

Глобальная проблема изменения климата.

1

Зачет

1

Всего:

55

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ» 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины: имеется учебный кабинет химии- биологии; лаборатория химии- биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий

- карты

Технические средства обучения:

- компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. В.П. Максаковский «География –10» М., Просвещение, 2000.
  2. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира – 10». М., Просвещение, 2002.
  3. Атлас по экономической и социальной географии мира.

Дополнительные источники:

Хомченко ИГ Общая география.- М.:ООО «Издательство Новая Волна»:Издатель Умеренков,2008.

Интернет-ресурсы:

1.him.1september.ru

2.www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).

3.www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

4.www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).

4.Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающийся должен

знать/понимать:

-особенности размещения населения и хозяйства,

-особенности динамики и территориальных

следствиях главных политических, экономических, экологических и процессов, протекающих в географическом пространстве,

-о проблемах взаимодействия

человеческого общества и природной среды,

 -о проблемах адаптации человека к географическим условиям проживания.

-многообразие форм территориальной организации современного географического пространства,

-представлять политическое

устройство, природно-ресурсном потенциал, население и хозяйство различных регионов и ведущих стран мира,

уметь:

-выделять страны с республиканской и монархической

формами правления, унитарным и федеративным типами

государственного устройства в различных регионах мира.

-Выделять различные типы природопользования.

-Выделять характерные черт ы современной научно-

технической революции

- называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки

- объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

-показывать на карте различные страны.

 - объяснять особенности территориальной структуры хозяйства

- объяснять современные особенности экономико-

географического положения России.

-выделять глобальных проблем человечества.

Формы контроля обучения:

- практические занятия;

- тестовые задания по соответствующим темам

- оценка выполнения самостоятельных работ;

- текущий индивидуальный опрос;

- зачет.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.