Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки»
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorlova_teremok_kruzhok_eksperimenty.docx | 464.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по
экспериментальной деятельности
«Любознайки»
2 младшая группа (3-4 года)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Старший воспитатель Директор МАДОУ ЦРР д/с №19 _____________А.Н.Малышкина ____________О. П. Мамедова
«___»_____2019 год «___»_________2019 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №19» города Ишима
на 2018-2019 год
Возрастная группа «Теремок», 3-4 года
Воспитатель: Горлова Г.А.
г.Ишим, 2019
Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Задачи:
1.Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, является проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.
Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
В группах опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия.
Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Все опыты проходят с участием игровых персонажей. Используется игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, камнями.В экспериментах с песком и водой используются емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Исследовательская деятельность в разных видах деятельности, способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети станут стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
В конце учебного года, дети станут более любознательными, расширится их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (в) по 15-20 минут. Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Базисный план
Возраст детей | Длительность (в минутах) | Место кружка в системе совместной деятельности с детьми | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
3-4 года | 15-20 минут | Еженедельно по понедельникам, во вторую половину дня, по подгруппам | 4 | 48 |
Список детей
1. Ангина Мария
2. Астафьева Надежда
3. Бырдин Вадим
4. Гляйм Дарина
5. Григорьев Слава
6. Еливанова Дарья
7. Ионычев Богдан
8. Киселева София
9. Кривых Артем
10. Лявер Валерия
11.Максимова Анастасия
12.Обметкин Максим
13. Пивоваров Богдан
14. Рабовлюк Маргарита
15. Рагозин Савелий
16. Романюк Арсений
17. Русулашвили Екатерина
18. Савельева Арина
19.Талдыкин Максим
20.Цуканова Валерия
21. Чернова Анастасия
22. Чикотин Дмитрий
23.Чикотина Дарья
Ожидаемые результаты
- Использование усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
- Изменения качества умственной деятельности детей (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
- Повышение уровня познавательных способностей детей.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Перспективное планирование работы в летний период
Цель: обогатить представления детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
Период | Название деятельности | Цель |
И
| 1 неделя: ВОДА | |
«Узнаем, какая вода?» «Разноцветная водичка» | Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся; может быть тёплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются (сахар, соль). Выявить свойства воды: вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | |
2-3 неделя: ВОЗДУХ | ||
«Что в пакете?» «Игры с воздушным шариком и соломинкой» «Шоу мыльных пузырей» «Ветер по морю гуляет» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Продолжать учить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Помочь детям обнаружить воздух. | |
4 неделя: ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ | ||
«Лёгкий – тяжёлый» «Плавает – тонет» | Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие-тяжёлые). Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью. | |
И Ю | 1 неделя: ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА) | |
«Горячо - холодно» «Чудесный мешочек» | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов. Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические холоднее, деревянные – теплее). | |
2 неделя: ПЕСОК | ||
«Песочные струйки» «Чудесные фигурки» | Продолжать знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью. Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. | |
3 неделя: ГЛИНА | ||
«Узнаем, какая глина» «Глиняные шарики» | Знакомить со свойствами глины: мягкость, пластичность. Учить узнавать вещи из глины, определять её качества и свойства (мнётся, бьётся, размокает). Учить определять качества глины: мягкость, пластичность. | |
4 неделя: ЗВУК | ||
«Что звучит?» «Музыка или шум?» | Учить определять по издаваемому звуку предмет. Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | |
А В | 1 неделя: СВЕТ | |
«Что в коробке?» | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик). | |
2 – 4 недели: СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ: БУМАГА, ДРЕВЕСИНА, ТКАНЬ | ||
«Бумага, её качества и свойства» «Древесина, её качества и свойства» «Ткань, её качества и свойства» | Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). Продолжать учить узнавать вещи, изготовленные из древесина; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде). Продолжать учить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит). |
Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой во 2 младшей группе
Название | Цель | Задачи | Оборудование: | |||||||||||
Сентябрь | ||||||||||||||
«Сыпем, лепим» 1 подгруппа | Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. |
|
| |||||||||||
«Сыпем, лепим» 2 подгруппа | Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. |
|
| |||||||||||
«Норки для ежат» 1 подгруппа | Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. |
|
| |||||||||||
«Норки для ежат» 2 подгруппа | Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. | 1. Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький). 2. Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов. 4. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. 5. Воспитывать заботливое отношение к животным. | 1. Игрушка-ёж 2. Пластилиновые ежата по количеству детей. 3. Сосновые иголки в тарелочках. | |||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||
«Отпечатки наших рук» 1 подгруппа | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка, сохранять форму предмета. |
|
| |||||||||||
«Отпечатки наших рук» 2 подгруппа | Закрепить знания детей о свойстве влажного песка, сохранять форму предмета. | 1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. 2. Развивать фантазию, творческие способности. 3. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. | 1. Песок. 2. Разноцветные камушки. | |||||||||||
«Речка и ручеёк» 1 подгруппа | Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. |
|
| |||||||||||
«Речка и ручеёк» 2 подгруппа | Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду. | 3. Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький». 4. Развивать фантазию, творческие способности. 5. Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. | 1. Песок. 2. Узкий и широкий совок. 3. Мерные стаканчики. 4. Ведро с водой. 5. Большой и маленький бумажные кораблики. | |||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||
«В гости к мышке» 1 подгруппа | Закрепить знания детей о свойствах воды и песка |
|
| |||||||||||
«В гости к мышке» 2 подгруппа | Закрепить знания детей о свойствах воды и песка | 1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
| 1. Дорожка. 2. Подвижная мышка. 3. Маленькие мышки по количеству детей. 4. Цветные коробочки. 5. Бочата-вкладыши. 6. Косточки абрикоса, зёрна белой и красной фасоли, горох, семечки. 7. Маленькие тарелочки. 8. Красный и синий таз. | |||||||||||
«Горки для козлят» 1 подгруппа | Учить детей выкладывать форму из влажного песка. |
|
« Волк и семеро козлят».
| |||||||||||
«Горки для козлят» 2 подгруппа | Учить детей выкладывать форму из влажного песка. | 1. Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий. 2. Развивать общую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать доброжелательность, желание помочь. | 1. Песок. 2. Набор деревянного театра « Волк и семеро козлят». 3. Ведёрки большие и маленькие. | |||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||
«Разно-цветная водичка» 1 подгруппа | Формировать представление детей о свойстве воды – возможность окрашивания. |
|
| |||||||||||
«Разно-цветная водичка» 2 подгруппа | Формировать представление детей о свойстве воды – возможность окрашивания. |
|
| |||||||||||
«Тонет, не тонет, плавает» 1 подгруппа | Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. |
|
| |||||||||||
«Тонет, не тонет, плавает» 2 подгруппа | Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. | 1. Учить детей действовать с резиновыми игрушками, природными материалами – камушками. 2. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. | 1. Маленькие резиновые мячики по количеству детей. 2. Разноцветные камушки 3. Резиновая утка. | |||||||||||
Январь | ||||||||||||||
«Про маленькую капельку» 1 подгруппа | Познакомить детей со свойствами воды. |
|
| |||||||||||
«Про маленькую капельку» 2 подгруппа | Познакомить детей со свойствами воды. | 1. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. 2.Развивать активный словарь. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке. | 1.Игрушка-капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли) 2. 2 тазика с водой (холодная, тёплая) 3. Банка с грязной водой. 4. Домашний фонтанчик 5.Чистая кипячёная вода, чашки. 6. Прозрачные одноразовые стаканчики. 7.Цветные губки 8. Плавающие игрушки. | |||||||||||
«Снеговик в гостях у детей» 1 подгруппа | Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. |
|
| |||||||||||
«Снеговик в гостях у детей» 2 подгруппа | Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. | 1.Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику. |
| |||||||||||
Февраль | ||||||||||||||
«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки» 1 подгруппа | Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. |
|
| |||||||||||
«По ровненькой дорожке, шагают наши ножки» 2 подгруппа | Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов. | 1. Учить детей действовать с природным материалом. 2. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | 1. Камешки разного размера 2. Пёрышки 3. Таз с водой 4. Ведёрки | |||||||||||
«Какая разная вода» 1 подгруппа | Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. |
|
| |||||||||||
«Какая разная вода» 2 подгруппа | Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд. | 1.Формировать умение называть основные цвета. 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3. Воспитывать положительное отношение персонажу. | 1. Формочки из донышек пластиковых буты-лок10-15штук. 2. Вкладыш из-под шоколадных конфет в коробке. 3.Стакан с прозрачной водой 4. Цветная вода в стаканчиках 5. Игрушка - зайчик | |||||||||||
Март | ||||||||||||||
«Лисичка в гостях у ребят» 1 подгруппа
| Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка. |
|
| |||||||||||
«Лисичка в гостях у ребят» 2 подгруппа
| Закрепить умение определять свойства сухого ( сыпется) и мокрого (держит форму) песка. | 1. Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь. |
6. Формочки, подносы. 7.Лейка с водой. | |||||||||||
«Бусы для мишки» 1 подгруппа | Дать понятие о свойствах и качествах льда. |
|
| |||||||||||
«Бусы для мишки» 2 подгруппа | Дать понятие о свойствах и качествах льда. | 1. Формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. | 1. Игрушки (заяц, медведь, белочка). 2. Угощение для животных (капуста, морковь, шишки, конфеты). 3. Цветные бусы из льдинок. 4.Крупные деревянные бусинки. 5. Шнур для нанизывания бус. | |||||||||||
Апрель | ||||||||||||||
«День рожденья куклы Маши» 1 подгруппа | Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. |
|
| |||||||||||
«День рожденья куклы Маши» 2 подгруппа | Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. | 1. Приучать детей договаривать слова знакомой сказки 2. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им. | 1. Песок. 2. Кукла - большая. 3.Настольный театр «Колобок» 4.Формочки. 5.Подносы. 6.Совки. 7.Большой строительный материал | |||||||||||
«Постираем кукле платье» 1 подгруппа | Формировать у детей умение называть температуру воды. |
|
| |||||||||||
«Постираем кукле платье» 2 подгруппа | Формировать у детей умение называть температуру воды. | 1. Упражнять в назывании предметов одежды, белья. 2. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметах, необходимых для стирки (вода, мыло, таз). 3.Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых. | 1. Кукла 2. Тазик 3. По ведру с горячей, холодной водой. 4. Мыло 5. Мыльница | |||||||||||
Май | ||||||||||||||
«Мы ходили в огород» 1 подгруппа | Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. |
|
| |||||||||||
«Мы ходили в огород» 2 подгруппа | Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка. | 1. Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. 2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. 3. Воспитывать положительное отношение к персонажу. | 1. Песок. 2Кукла – дед 3. Овощи – муляжи (лук, чеснок, свекла, морковь, репа). 4. Шапочки персонажей сказки «Репка». 5. Корзинка. 6. Формочки, разносы, совки (по кол-ву детей) 7. Лейка с водой. | |||||||||||
«Купание куклы Кати» 1 подгруппа | Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». |
|
| |||||||||||
«Купание куклы Кати» 2 подгруппа | Закрепить умение определять и называть температуру воды «холодная», «горячая», «тёплая». | 1. Приучать детей употреблять в речи названия предметов, действий с ними. 2. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи. 3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, поведения. | 1. Кукла 2 ведёрка с водой (холодная, горячая) 3.Ванночка 4.Мыло 5.Мыльница 6.Полотенце |
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. –сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.
Комментарии
Уважаемая Галина
Уважаемая Галина Александровна! Детки очень любят изобретать, экспериментировать, создавать, мечтать! Хорошо, когда педагог на одной волне с детками. Успеха Вам и творческих находок.
Спасибо огромное, Александра
Спасибо огромное, Александра Николаевна! Очень приятно, и Вам успехов в работе!