Проект Экологические проблемы реки Расшеватки

Пешикова Светлана Александровна

Реки не только источник питьевой воды, но и живая нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.

Почти 250 лет назад М.И. Ломоносов рекомендовал привлечь детей к изучению геологии нашей страны.

Вода – тоже своего рода полезное ископаемое, и юные экологи могут оказать неоценимую помощь народному хозяйству, изучая многочисленные реки, речки, родники и озера.

Загрязнение рек происходит уже более двух тысяч лет. И если ранее эту проблему люди не замечали, то сегодня она достигла глобального масштаба.

По мнению специалистов, большинство заболеваний у людей, проживающих в экологически неблагополучных регионах, вызвано некачественным, антисанитарным состоянием воды.

В регионах с проблемной экологией, в зонах повышенного водного загрязнения отмечается высокий уровень онкологических и других опасных заболеваний. Опасность загрязнения водных ресурсов состоит еще и в том, что в ряде случаев оно остается внешне незаметным, так как большинство вредных отравляющих веществ растворяется в воде без остатка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskie_problemy_reki_rasshevatki.docx60.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 с казачьими классами имени атамана А. В. Репникова»

Ст. Расшеватская

Экологический проект по теме:

«Экологические проблемы реки Расшеватка»

Работу выполнил ученик 11 класса:

Сухарев Павел

Руководитель:

учитель географии  Пешикова Светлана  Александровна

2018  г.

Содержание

Стр.

Введение ……………………………………………………………………….    3

Глава 1  Характеристика реки Расшеватка

  1. Географическое положение реки ………………………………………    6
  2. Флора и фауна реки Расшеватка ……………………………………….    7
  1. 2. 1. Животные бассейна реки, находящиеся под охраной ……………... .   8

Глава 2 Экологические проблемы реки Расшеватка

  1. Экологические проблемы реки Расшеватка ………………………... ..    9
  2. Методы борьбы с экологическими проблемами реки ………………..  10
  3. Работа, проведенная с общественностью ст. Расшеватской по улучшению экологического состояния реки Расшеватка ……………. 19

2.4. Рекомендации по улучшению экологического состояния реки Расшеватка

……………………………………………………………………………....     21

Заключение ………………………………………………………… 23

Используемая литература ………………………………………………….  24

Приложение …………………………………………………………………..  25

Введение

«Если б каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как

прекрасна, была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Реки не только источник питьевой воды, но и живая нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.

Почти 250 лет назад М.И. Ломоносов рекомендовал привлечь детей к изучению геологии нашей страны.

Вода – тоже своего рода полезное ископаемое, и юные экологи могут оказать неоценимую помощь народному хозяйству, изучая многочисленные реки, речки, родники и озера.

Загрязнение рек происходит уже более двух тысяч лет. И если ранее эту проблему люди не замечали, то сегодня она достигла глобального масштаба.

По мнению специалистов, большинство заболеваний у людей, проживающих в экологически неблагополучных регионах, вызвано некачественным, антисанитарным состоянием воды.

В регионах с проблемной экологией, в зонах повышенного водного загрязнения отмечается высокий уровень онкологических и других опасных заболеваний. Опасность загрязнения водных ресурсов состоит еще и в том, что в ряде случаев оно остается внешне незаметным, так как большинство вредных отравляющих веществ растворяется в воде без остатка.

В связи с этим мы выбрали тему проекта «Экологические проблемы реки Расшеватка»

Актуальность темы: Мы живем в степной природной зоне с недостаточным увлажнением. От малых рек, ручьев, родников зависит состояние больших рек. Если погибнут степные реки, то все мы лишимся огромной плодородной территории, производящей зерно, потеряем источник водоснабжения и рыбные ресурсы.

Наша река – это чудо природы, которое очень чувствительно к воздействию со стороны людей.

С каждым годом ее воды все больше и больше
загрязняются промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Это делает воду в реке экологически неблагоприятной. Если мы не будем принимать соответствующие меры, наша река станет непригодной даже для орошения и использования в технических целях.  

Цель проекта: изучение проблем  реки Расшеватка и оценка экологического состояния.

 Задачи исследования:
1. Составить гидрогеографическую характеристику реки Расшеватка.
2. Изучить флору и фауну организмов, живущих в реке и по берегам.
4. Выявить основные источники загрязнения реки, изучить наносимый вред и разработать ряд рекомендаций по улучшению экологического состояния реки.

Гипотеза: предполагаем, что степень загрязнения реки средняя; главный
фактор загрязнения  антропогенный.

Объект исследования: река Расшеватка, правый приток реки Калалы.

Предмет исследования: берега и вода реки Расшеватка

Практическое значение: материалы исследования могут служить
основой для дальнейшего ведения мониторинга экологического состояния реки Расшеватка.

Методы исследования:
1. изучение источников информации;
2. наблюдение;
4. описание и фотосъемка;
5. социологический опрос;
6. анализ.
Оборудование: блокноты, ручки, фотоаппарат, определители.

Работа проводилась в весенний период 2018 года в ст. Расшеватская.

Этапы работы:

Первый этап – определение проблемы исследования и выявление её актуальности. Была поставлена цель, определены задачи.

Второй этап – сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения местных жителей.

Проведено комплексное исследование позитивных и негативных сторон хозяйственной деятельности населения по отношению к реке.

Выявлены проблемы экологии реки Расшеватка, предложены меры по их решению.

Выявлена необходимость проведения просветительной работы по пропаганде экологической культуры в данном районе среди населения и повышение требований к экологической.

Третий этап – анализ полученных результатов, обобщение и оформление результатов исследования.

Глава 1  Характеристика реки Расшеватка

  1. . Географическое положение реки

Расшеватка - река  России с круглогодовым стоком.

Относится к бассейну Азовского моря

Водная система: река Расшеватка – река Калала – Большой Егорлык – Западный Маныч – Дон – Азовское море

Протекает в Ставропольском и Краснодарском краях.

Берет начало на северо-западном склоне Ставропольской возвышенности. Исток реки в одних источниках находится в ст. Кармалиновской Новоалександровского района, по другим в пос. Передовом  Изобильненского района Ставропольского края.

Устье реки находится по правому берегу реки Калалы недалеко от станицы Успенской (Краснодарского края)

Длина реки — 74 км, площадь водосборного бассейна — 962 км²

Населенные пункты от истока к устью

Название реки происходит от тюркского названия «арша-су» или «арча-су», которое переселенцы трансформировали в «Расшеватку». Старожилы и сегодня называют ее не иначе, как «Аршаватка» или «Аршеватка»

Левый берег более крут, а правый-пологий. С левой стороны к реке Расшеватка примыкают балки: Казачья, Платонова (Платониха), Чекалина (Вонючка), Кочетова, Водяная, Сидельникова, Попова, Воронина, Ловлинская, с правой - Мискова, Глубокая, Ковалева, Вербовая, Щербакова (Щербачиха), Мокрая и Курячья.

Ширина реки у плотин достигает более 100 м.

Протекает река по Азово-Кубанской низменности

Питание реки: снеговое и дождевое. Немалую роль играют грунтовые и подземные воды.

Вода реки и водных балок не употреблялась и не употребляется в пищу вследствие своей горьковатости, жесткости и неприятного запаха.

  1. Флора и фауна реки Расшеватка

Ландшафт реки степной,  равнинно-эрозионный, с зерново- подсолнечниково-свекловично-кормовым агроценозом на распаханных чернозёмах. Более 85% территории занято сельскохозяйственными угодьями.

Нетронутыми природными анклавами остались только неудобья (откосы оврагов, заболоченные участки), площадь которых не превышает 1%.  

Ландшафт поселений формируется в процессе создания и функционирования городских и сельских поселений.

Рекреационные зоны существуют практически на всех населённых пунктах, на многих из них предоставляются услуги по любительскому рыболовству.

У всякой реки существует свой животный и растительный мир. Это устоявшаяся экосистема, практически не зависимая от внешних проявлений.  Организмы, обитающие здесь, имеют приспособления к жизни в условиях подвижности вод. В отличие от других экосистем река отличаются тем, что в ней источником энергии служит органическое вещество, поступающее с наземных и других водных экосистем (пруды). 

Вдоль берегов у мелководья растут камыш, куга, чакан, осока. Поздней весной и ранним летом гладь реки покрывается растительностью (шмарой), которая дает неприятный запах.

В реке водятся: сазан, зеркальный карп, караси (красный и белый), плотва, пескарь, синьга, окунь, судак, амур, раки. Много земноводных и пресмыкающихся, пиявок, моллюсков. В последнее время в связи с развитием оросительной системы в реке встречается и судак.

 Из птиц  гнездятся лысухи, чомга, белая цапля,  нырки, кряквы, кулики, камышанки. Нередко во время перелетов можно встретить диких гусей и лебедей.

В реке водится ондатра.

  1. 2. 1. Животные бассейна реки, находящиеся под охраной

Лысухи

Единственный в нашей фауне вид журавлеобразных птиц, относящийся к экологической группе водоплавающих.

Численность лысухи продолжает падать вследствие деградации водоемов, усиления фактора беспокойства, роста численности ворон. Особенно неблагоприятную роль играют рыболовство и промысел ондатры, которые, помимо беспокойства, приводят к гибели лысух в сетях и капканах.

Хомяк Радде

Эндемик Новоалександровского района.

Очевидно, в годы активного применения ядохимикатов численность хомяка Радде резко снижается и восстанавливается медленно вследствие – сравнительно с другими грызунами – относительно медленных темпов размножения.

Жужелица Кавказская

Вырубка лесов, применение ядохимикатов, сильные засухи  сокращают численность популяции.

Стафилин пахучий

Антропогенное воздействие, ведет  к сокращению мест обитания.

Сколия – гигант

Негативные факторы влияющие на популяцию не выявлены.

Глава 2 Экологические проблемы реки Расшеватка

2.1. Экологические проблемы реки Расшеватка

На формирование рек оказывают влияние следующие факторы естественного происхождения:

  • Климат

  •  Рельеф

  • Растительность

  • Животные
  •  Гидрогеологические и гидродинамические условия

  • Состав горных пород

Потенциал к самоочищению реки значительно зависит от натуральности происходящих в ней процессов. В таком очищении задействован весь биоценоз, состоящий из бактерий, растений, простейших, мелких и крупных организмов.

В зависимости от типа реки, важным биологическим элементом этого процесса может быть погруженная в воду растительность, бактерии и другие организмы, заселяющие воду, протекающую между крупицами песка подводных заструг, действующих как огромные фильтры, или популяции фильтрующих двустворчатых моллюсков. Также речной мелкозернистый осадок успешно удаляет из воды, абсорбирующиеся токсичные вещества (например, тяжелые металлы) и соли биогенных элементов. Ключевым элементов процесса самоочищения является эффективное смешение и обогащение воды кислородом, а также растворение загрязнений, и все это обеспечивает нерегулируемый, полный воронок и изгибов поток.

К сожалению, в настоящее время хозяйственная деятельность людей запустила процессы  гибели реки.

  • Заиление
  • Водная эрозия склонов
  • Зарастание русла водной и прибрежно-водной растительностью
  • Загрязнение сточными бытовыми водами населенных пунктов
  • Применение агрохимии и пестицидов
  • Использование порошков и чистящих средств
  • Загрязнение бытовыми отходами и мусором
  • Загрязнение химическими соединениями

  1. 2. Методы борьбы с экологическими проблемами реки

Заиление реки

В настоящее время наша река Расшеватка мельчает, уменьшается ее сток за счет строительства плотин, прудов  и трубчатых переездов. Только у истока реки в ст. Кармалиновская насчитывается 17 прудов.

Распахивание водосборных площадей привело к увеличению поверхностного стока, который обогащается мелкоземом и ведет к заилению рек.

К проблемам вызванных заилением реки можно отнести следующие:

  • Затоплению и подтоплению сельскохозяйственных угодий.
  •  Сокращение грунтовых вод
  • Увеличение испаряемости с поверхности, особенно при зарастании тростниковыми сообществами, которые в 3 раза увеличивают потери воды;
  • Загрязнение речных вод биогенными элементами и пестицидами при стоке с полей, где применяются минеральные удобрения;
  • Снижением количества кислорода и гибель рыбы.
  • Накопление отмерших остатков растительности, водорослей и планктона, опавших листья деревьев.

К методам борьбы с заилением относят:

  • Укрепления берегов. Посадка древесных форм, которые задерживают осадки, снижают ветровую эрозию, а корни деревьев укрепляют почву и задерживают поверхностные стоки.
  • Учет руслового процесса при проектировании
  • Помощь речным системам с очисткой русел. Современная техника чистит русло и поднимает со дна скопления ила. Ил - замечательное органическое удобрение, богатое калием, азотом и фосфором.

Водная эрозия склонов

Затопление прибрежных территорий имеет исключительно антропогенные причины. Создание прудов повысило риск затопления прибрежных территорий в случае прорыва дамб. Речная эрозия здесь проявляется в меньшей степени, чем склоново - ветровая, что связано с малыми уклонами рек и их зарегулированностью.

Основная площадь подтопляемых земель распространена в районе балок.

Катастрофические наводнения в бассейне реки Расшеватка не отмечены.

Еще в XIX веке в нескольких местах реки Расшеватка ст. Расшеватской устраивали плотины, с помощью которых поднимали уровень воды в реке. На них ставились водяные мельницы. В конце XIX-начале XX вв. их было девять. Затем, когда появились паровые машины, а далее двигатели внутреннего сгорания, надобность в водяных мельницах практически отпала. В предвоенные и послевоенные годы на реке оставались плотины: Деревяшкина, Корвякова, Сидельникова, по которым можно было разве что ходить. Деревяшкина плотина размещалась у западной части теперешней улицы Жевтобрюхова, пересекала реку и выходила на пер. Заречный. Эта плотина и образуемый ею пруд служили основным местом летних купаний, зимних игр, кулачных боев на льду. Зимой в этом месте обычно кололи лед и свозили его в глубокие подвалы магазинов, где хранились скоропортящиеся товары. В предвоенное и послевоенное время лед свозили к молокозаводу и сыроварне, которые. располагались на большой усадьбе Афанасия Трубицына. Такие подвалы служили холодильником. Место для устройства Деревяшкиной плотины выбиралось не случайно. Ниже по течению в 300-х метрах в Расшеватку впадала балка Чекалина (Вонючка). Она давала воде неприятный запах. Такой лед не мог использоваться для охлаждения продуктов в подвалах.

  Место, где располагалась Деревяшкина плотина, было широкое. Весенние паводки и волны в ветреную погоду разрушали ее. Плотина требовала ежегодно больших денежных затрат на ремонт, которых не было. В конце 40-х годов XX в. она почти полностью пришла в негодность. Тогда местные власти решили построить новую плотину, которая должна была проходить у места впадения балки Вонючки и соединить берега у рынка (теперешний автовокзал) и переулок Заречный. Плотиной предусматривалось поднять уровень реки на 3 - 6 метров, что должно было способствовать уменьшению площади камыша, а, следовательно, и пристанища комаров.

  Плотину соорудили в 1949 году. С ее возведением сразу же обнаружились и ошибки при строительстве. Под плотину положили металлические трубы ближе к пер. Заречному, которые заиливались и не могли пропускать накапливаемую воду, особенно в момент таяния снегов и весенних дождей. Именно в это время уровень воды резко поднимался и лишняя вода устремлялась по балочке, проходящей сейчас у автовокзала мимо магазинов по выработанному ею рву и впадала вновь в р. Расшеватка. Поток был многоводным и стремительным, пройти по нему или проехать на лошадях было невозможно. Станица в этот период времени была разделена на две части. Особенно страдали школьники правобережья, которые не могли попасть в центральную школу. Переехать этот бурный поток можно было лишь на тракторах С-80 или ЦТ-54. К этому времени на землях станицы шло глубокое разведочное бурение на газ, и "буровики", так называли их станичники, и трактористы МТС зачастую по утрам и вечерам перевозили школьников. Местная власть, гужевой и другой транспорт, пользовались в это время мостом, который размещался у теперешнего кирпичного завода на востоке, и Сидельниковой плотиной на северо-западе. Этот поток воды отрезал и несколько домов, которые находились напротив сегодняшних магазинов, в том числе и дом бывшего коменданта станицы С. Зотова. Они впоследствии были снесены и на их месте посажены деревья под прибрежный парк. Поднявшийся уровень воды затопил Чекалин мост и огороды балки Вонючки. Люди, которые проживали на противоположной стороне этой балки, оказались отрезанными водной гладью от центра. Казалось бы, он рядом, всего в 70 - 80 метрах, но добраться до него можно было зимой по льду, летом на лодках. Лодочную переправу с успехом использовали Кумичевы, Подовильниковы, Заиченко, Мещеряковы, Горловы и др. Большинству же жителей улиц Шевченко, Жевтобрюхова, Кооперативной, для того чтобы попасть в центр станицы, приходилось обходить по Момотовому мосту, делая значительный круг. Это продолжалось много лет, и только в 1958 г. эти два берега соединили деревянным мостом, который к концу 90-х годов пришел в негодность. В 2000 году этот переход заменен на металлический.  От действия паводков страдал и "казенный" мост, бывший когда-то гордостью станичных атаманов. Его практически ежегодно ремонтировали, но ощутимых результатов это не давало. И только при прокладке асфальтированной дороги этот мост был заменен полностью. Через центральную плотину положили трубу-сифон диаметром 300мм, по которой производится водосток. Но и этого оказалось недостаточно. Поэтому на левой стороне плотины проложен бетонный мостик и желоб, по которому устремляется лишняя вода. Ниже по течению установлен еще один металлический мостик, через него осуществляется переход жителей с ул. Р. Люксембург на ул. Почтовую. Продолжает действовать переход по Корвяковой плотине, а Воронин мост после реконструкции также стал плотиной с водостоком. В 1977 году построена еще одна плотина, которая соединила дорогу Новоалександровск - Расшеватская с ул. И.Жевтобрюхова и ведет через станицу в поселок Радуга.

К методам борьбы с водной эрозией склонов относят:

  • Русловыправительные сооружения (запруды, полузапруды, шпоры, струенаправляющие дамбы, берегозащитные покрытия и т.п.
  • Укрепления берегов.
  • Поперечная распашка пахотных угодий вдоль реки.

Зарастание русла водной и прибрежно-водной растительностью

В вегетативный период водная растительность выполняет роль биологического фильтра, поглощает из воды и донных отложений биогенные элементы и другие растворенные соединения. При отмирании водная растительность становится источником вторичного загрязнения водоема.

Заболоченность пойм растет от верховьев реки к устью.  Развивается, в основном, по долине реки и балкам, наблюдается в результате перегораживания путей поверхностного стока различными инженерными сооружениями (дорогами, дамбами.) Высокая густота покрытия наблюдается при глубине воды менее 0,5 м. Скорость заиления водоемов за счет отложения растительных остатков оценивается от 1,5-1,8 мм до 10 мм в год.

К проблемам вызванных зарастанием русла водной и прибрежно-водной растительностью можно отнести следующие:

  • Разложение остатков растительности сопровождается большим потреблением растворенного кислорода.
  • Изменения режима руслового потока.
  • Увеличение влажности воздуха
  • Размножение кровососущих насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний.

Так, раннее в ст. Расшеватской в зарослях камыша, куги, чакона водилось множество комаров, они-то и давали нередко вспышки малярии, от которой умирали многие жители. В 1934 году от тропической лихорадки умерла не одна сотня людей. Рецидивы ее бывали и в предвоенные и послевоенные годы. В связи с этим исполком сельского совета просил краевые власти направлять в станицу самолеты, с помощью которых можно было бы разбрасывать отравляющие вещества против комаров. И в послевоенные годы самолеты прилетали два-три раза за лето, сбрасывая на камыши дуст. Такой метод травления комаров пагубно сказывался на водоплавающей птице, в том числе и домашней, на рыбе, раках, животных, которые от действия этой отравы гибли.

К методам борьбы относят:

  • Создание условий для улучшения санитарно-экологической, гидрогеологической и агротехнической обстановки.  
  • Биологическая очистка основанная на использовании природной способности живых микроорганизмов к разрушению неживой органики, с последующим усвоением и конверсией продуктов разложения и биогенных элементов азота и фосфора в биогеохимическом цикле(бактерий). Цикл переработки органической составляющей донного ила образует в качестве конечных продуктов воду и углекислый газ, не ухудшая при этом качества и гидрохимических показателей воды. эффективно устраняется массовое размножение сине-зеленых водорослей, тины, ряски путем восстановления биологического баланса в водоеме
  • Восстановление дренирующей способности русла
  • Ежегодное скашивание прибрежных водных растений

Загрязнение сточными бытовыми водами населенных пунктов

Основная причина загрязнения реки – это активный рост и развитие социально – экономической жизни на берегах водоемов.

Отсутствие очистных сооружений и ливневок, несанкционированный сброс сточных вод в реку в населенных пунктах, отсутствие навозохранилищ и стоки животноводческих комплексов ведут к увеличению стока загрязняющих веществ и количества патогенов в реке.

К проблемам вызванных загрязнением сточными бытовыми водами можно отнести следующие:

  • Изменение химического состояния воды
  • Уменьшение количества кислорода.
  • Увеличивается количество водорослей, которые вытесняют рыбу и других животных. Многие виды могут от этого погибнуть.
  • Вызывает инфекционные и хронические заболевания людей.
  • Органические вещества попадающие в воду, при высокой концентрации приводят к образованию метана, сероводорода. Вода приобретает гнилостный запах.

К методам борьбы относят:

  • Очистка реки на государственном уровне.
  • Строительство очистных сооружений.
  • Контроль за санитарными нормами воды в реке.

Применение агрохимии и пестицидов

Река Расшеватка протекает по черноземным возделываемым землям, на которых применяется большое количество удобрений в основном азотные и
фосфорные, пестициды и гербициды,  которые с талой водой и дождевой попадают в реку.

Повышение концентрации токсических веществ в воде приводит к:

  • нарушению биологического равновесия в реке.
  • Резко увеличивается количество микроскопических водорослей и ряски.
  • Гибели живых существ в реке.
  • Онкологическим заболеваниям людей вследствие пищевой цепи. Яды пестицидов не выводятся, а постепенно накапливаются в организме.

К методам борьбы относят:

  • Контроль качества внесения удобрений.
  • Замена пестицидов на более безопасные.
  • Поиск биологических методов очистки (например, выращивание водного гиацинта, который легко перерабатывает на безопасные соединения пестициды)

Использование порошков и чистящих средств

Все большее значение, как загрязнители водоемов, приобретают поверхностно активные, в том числе синтетические моющие средства, широко применяемые в быту.

После таяния льда на реке Расшеватка можно наблюдать скопление пены у берегов. Это говорит о том, что вместе с талыми водами в реку попадает большое количество синтетических моющих средств, которые в отличие от раннее применяемого хозяйственного мыла не разлагаются в воде.

Загрязнению реки способствует:

  •  Накоплению в водных животных и проникновению в организм человека.
  • Усиленному образованию сине-зеленых водорослей.
  • Приводят к отравлениям живых организмов.
  •  Вызывают онкологические заболевания, заболевания сердечнососудистой системы, способствуют возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии, аллергических реакций.
  • Они разрушает белки, отрицательно влияют на кожу и волосы.

К методам борьбы относят:

  • Очистка реки на государственном уровне.
  • Строительство очистных сооружений.
  • Контроль за санитарными нормами воды в реке.

Загрязнение бытовыми отходами и мусором

В ряду тяжелых металлов одни крайне необходимы для жизнеобеспечения человека и других живых организмов и относятся к так называемым биогенным элементам. Другие вызывают противоположный эффект и, попадая в живой организм, приводят к его отравлению или гибели. Эти металлы относят к классу ксенобиотиков, то есть чуждых живому. Среди металлов-токсикантов выделена приоритетная группа: кадмий, медь, мышьяк, никель, ртуть, свинец, цинк и хром как наиболее опасные для здоровья человека и животных. Из них ртуть, свинец и кадмий наиболее токсичны.

Среди загрязняющих веществ по токсикологическим оценкам «стресс-индексов» тяжелые металлы занимают второе место, уступая только пестицидам.

Из источников поступления в реку можно выделить следующие:

  •  прямое загрязнение и сток с суши.
  • атмосферному переносу выхлопных газов
  • Деятельность сельского хозяйства

. Токсичность тяжелых металлов:

  • планктонные организмы (особенно фильтраторы) концентрируют металлы, которые ввиду своей неразложимости сохраняются в живых тканях неограниченное время, способствуют гибели планктонтов, а с отмершим планктоном оседают в донных отложениях.
  • Аккумулируются организмами и концентрируются в пищевых цепях
  • Губительны для здоровья человека

Пластик наносит серьезный ущерб окружающей среде, начиная с его производства и заканчивая утилизацией. Примерно 800 видов животных сегодня находятся под угрозой вымирания из-за поедания и отравления пластиком.  В результате трения пластик разрушается на более мелкие элементы и отравляет жизненную среду микроорганизмов. В итоге фрагменты пластиковых отходов попадают в пищу всех живущих на планете существ. В результате получается, что те же самые отходы, которые мы выбрасываем, возвращаются к нам назад на обеденный стол вместе с едой или водой.

Пластиковую пыль можно найти в любой прибрежной зоне по всему миру.

Пластик разлагаясь выбрасывает в окружающую среду химические вещества, добавленные в них при производстве. Это может быть хлор, различные химикаты, например токсичные или канцерогенные. Неразложившиеся пластиковые пакеты попадают в желудки животных и птиц. Ученые подсчитали, что больше всего пластиковых отходов — до 74% — в океан попадает из рек

Загрязнению реки:

  • Отравляют экосистему
  • Взвесь из воды и пластика воспринимается  рыбами как пища.
  • Засорение реки
  • Пластиковое загрязнение способно отравить животных, что, в свою очередь, может негативно повлиять на поставку продуктов питания человеку

К методам борьбы относят:

  • Очистка реки на государственном уровне
  • Экологическое просвещение и воспитание граждан
  • Контроль за санитарными нормами воды в реке

Загрязнение химическими соединениями

Река Расшеватка имеет повышенную минерализацию, которая не носит антропогенного характера, а объясняется маловодностью реки, минеральными породами, высокой минерализацией грунтовых вод и увеличением концентрации солей в результате испарения воды.

В местах выхода к реке неочищенных и недоочищенных вод наблюдается увеличение концентрации химических веществ

. Вода реки Расшеватки  применялась и применяется до сих пор только для водопоя скота, орошения полей и технических нужд.

К методам борьбы относят:

  • Контроль за санитарными нормами воды в реке

2.3. Работа, проведенная с общественностью ст. Расшеватской по улучшению экологического состояния реки Расшеватка

Одна из причин общего ухудшения экологической обстановки реки - низкий уровень экологических знаний и воспитания как местных жителей так и приезжих.

Экологическое образование - это непрерывный,  целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной и социальной средой.

Поэтому мы провели ряд мер для привлечения населения станицы к проблемам реки:

  1. Провели акцию «Очистим нашу реку от мусора!». В акции приняли участие учащиеся 7 классов. Они убрали прибрежную территорию на пляже реки.
  2. Среди 5,6 классов был проведен конкурс рисунков «Река просит помощи!»
  3. С учащимися 1,7,8 классов была проведена акция «Голубая лента». Учащиеся вручали прохожим на берегу реки буклеты с информацией об экологическом состоянии реки Расшеватки и призывом бережного отношения к ее водам и богатствам.
  4. Среди жителей разного возраста было проведено анкетирование с целью выявления экологической грамотности и отношения жителей к загрязнению реки.

Всего в анкетировании участвовало 36 человек в возрасте от 15 до 53 лет.

62% опрошенных считают, что экологическая ситуация в станице средне благоприятная

68% считает что экологическая ситуация в станице плохая из-за большого количества мусора на территории

100% опрошенных согласились, что за состояние окружающей среды в станице ответственность несут сами люди

33% затруднились ответить на вопрос, проводит ли местная власть какие-либо мероприятия по охране окружающей среды в станице?

79% опрошенных принимают участие в акциях по посадке деревьев, уборке мусора

51% опрошенных считает, что река Расшеватка очень загрязнена

97% человек выбрали другой вариант ответа – да, на вопрос, когда вы отдыхаете на водоёмах, убираете ли вы за собой мусор?

53% ответили да на вопрос, знаете ли вы, как используется вода реки Расшеватка?

95% опрошенных считают, что здоровье зависит от  экологического состояния реки Расшеватка

  1. Рекомендации по улучшению экологического состояния реки Расшеватка
  1. Учащимся МОУ СОШ №9 ежегодно проводить мониторинг экологической обстановки реки;
  2. Проводить меры очистки берегов от мусора;
  3. Не быть равнодушными. Делать замечания тем, чьи действия наносят вред окружающей среде;
  4. Объяснять своим друзьям, знакомым, как важно заботиться о состоянии     окружающей среды;
  5. С самого детства знакомить детей с понятиями экология и охрана окружающей среды. Создать отряд волонтеров по работе с детьми для проведения бесед, конкурсов, презентаций по охране реки Расшеватка;
  6. Обратиться к властям с просьбой по укрепление административных и законодательных мер в целях предотвращения посягательств на пригодные к использованию водосборные площади;
  7. Очистка и безопасное повторное использование коммунально-бытовых сточных вод в сельском хозяйстве;
  8. Разработка биотехнологии  для обработки отходов,
  9.  Защита подземных вод: разработка сельскохозяйственных методов,   которые не приводят к деградации подземных вод;
  10.  Экономно использовать водопроводную воду.
  11.  Избегать попадания бытовых отходов в канализационную систему.
  12.  Работникам сельского хозяйства найти альтернативу синтетическим удобрениям
  13.  Утилизация мусора
  14.  Обратиться через газету к жителям, с просьбой об охране Реки Расшеватка
  15.  Поставить контейнеры под мусор в местах несанкционированных свалок на реке
  16.  Составить карту реки и отметить на ней наиболее загрязненные участки
  17. Довести до сведения жителей информацию о системе штрафов за экологические нарушения: повреждение деревьев, нарушение почвенного покрова, устройство несанкционированных свалок мусора
  18.  Способствовать  самоочищению и самовосстановлению реки.
  19.  Создание более совершенного проекта по улучшению экологического состояния речки

Заключение

Нам никто не давал Землю в наследство,

 мы взяли ее взаймы у своих детей!

 Чем будем расплачиваться?

С незапамятных времен человек использовал речную воду в своем хозяйстве и быту. Но для всего живого на нашей планете, и для людей в том числе, нужна не просто вода, а вода определенного качества.

Прежде всего, так называемая, «пресная», т.е. содержащая в 1 л своего объема не более 10г растворенных веществ. Питьевая вода должна быть не только пресная, но еще и чистая, т.е. среди растворенных или взвешенных в ней химических веществ не должно быть вредных для здоровья. Даже мизерное содержание в воде ряда токсичных веществ делает ее для человека смертельным ядом. Многие химические вещества, накапливаясь, в организме человека даже в очень маленьких количествах, приводят к генетическим изменениям, тяжелым заболеваниям, передающимся из поколения в поколение.

Экологическая ситуация в нашей станице оставляет желать лучшего, а качество воды в реке Расшеватка ежедневно ухудшается.

Наличие реки в нашей станице очень важно, она создает свой микроклимат, свою микрофлору и фауну, имеет огромное значение для жителей села.

Необходимо срочно предпринимать меры, и привлекать как можно больше людей разных возрастов и профессий к очищению воды в реке и сохранению её видового состава

По проведенным исследованиям нельзя сделать глубоких выводов о состоянии воды в реке, но даже такие простые данные показывают, что с нашей рекой не всё в порядке. 

С помощью нашего проекта мы хотим довести до сведения муниципальных властей о необходимости принятия мер по устранению всех указанных недостатков.

Используемая литература

Список использованной литературы

1. Вронский В.А. Экология: словарь-справочник. -Ростов-на Дону: Феникс,1997.-576с.

2. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл. ред. Сов. Энциклопедии.

3. Ерофеев В.В. ,Е.А. Чубачкин. Самарская Губерния- край родной. Т.1 Самара: « Самарское книжное издательство», 2007 416с., с 29,с353.

4. Ивантеев А.О. // «В мире науки» №06  ,2010г.

5. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 2014г.

6. Интернет-ресурсы

7. Речкалова Н.И. Какую воду мы пьём // Химия в школе .- 2004. №3 с. 7-14

8.Терентьев Д.В. Проблемы экологии //«Аргументы Недели», № 23 (365) 

от 20 .06.2013

9. Шилов И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец. вузов.- М.:Высш.шк.,1997.-512с.

10. Экология. Учебное пособие.- М.: Знание, 1997-288с.

Приложение

 

Анкета «Экологическое состояние реки Расшеватка»

  1. По твоему мнению, какая экологическая ситуация в станице? 
  1. Хорошая    2. Плохая   3. Среднеблагоприятная  3. Затрудняюсь ответить
  1. Если ты считаешь, что экологическая ситуация в станице хорошая, то в чем это выражается?
  1. Хорошая вода
  2. Хороший воздух
  3. Станица чистая
  4. Люди болеют редко
  5. Много зеленых насаждений
  6. Другое __________________________
  1. Если ты считаешь, что экологическая ситуация в станице плохая, то в чем это выражается? 
  1. Плохая вода
  2. Грязный воздух
  3. Замусоренная территория
  4. Люди болеют часто
  5. Мало зеленых насаждений
  6. Другое __________________________
  1. Как вы считаете, кто должен нести ответственность за состояние окружающей среды в станице?
  1. местная власть   2. федеральная власть   3. сами люди
  1. Проводит ли местная власть какие-либо мероприятия по охране окружающей среды в станице?
  1. Да
  2. Нет
  3. Другое __________________________
  1. Принимали ли Вы участие в каком-нибудь виде деятельности по охране природы?
  1. экологические инспекции (жалобы на несанкционированные свалки, вырубки леса)
  2. участие в акциях по посадке деревьев, уборке мусора
  3. сбор подписей под обращениями к власти
  4. участие в акциях протеста
  5. пожертвование на природоохранную деятельность
  6. не принимал участие
  7. другое ________________________
  1. Как вы оцениваете экологическое состояние реки Расшеватка?
  1. Чистая
  2. Имеет среднюю степень загрязнения
  3. Очень загрязнена
  4. Незнаю
  1. Когда вы отдыхаете на водоёмах, убираете ли вы за собой мусор?
  1. Да   2. Нет   3. Другое ________________________
  1. Знаете ли вы, как используется вода реки Расшеватка?
  1. Да    2. Нет   3. Другое ________________________
  1. Зависит ли  ваше здоровье от  экологического состояния реки Расшеватка?  
  1. Да    2. Нет   3. Другое ________________________