Конспект урока
Предварительный просмотр:
География 9 класс
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА.
Задачи:
- Сформировать знания о составе Центральной России.
- Показать особенности экономико-географического положения региона.
- Сформировать умения составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику экономико-географического положения территории.
- Совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры.
Оснащение урока: экономическая карта «Центральная Россия».
Ход урока
I. Вводная беседа.
Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить. Одним из средств мотивации может служить сравнение Центральной России с некоторыми европейскими государствами.
Учитель. Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства, основной очаг русской национальной культуры, область расселения русского народа по огромной стране. Здесь расположена столица нашей родины Москва - сердце и мозг России.
Центральную Россию по своему потенциалу, территории и численности населения можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы, тем более что исторически Центральная Россия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи.
Учащиеся сравнивают данные о населении и площади некоторых государств Европы и Центральной России (раздаточный материал).
Страна | Площадь, тыс. км2 | Население, млн чел |
Германия | 357 | 78 |
Франция | 544 | 56 |
Испания | 505 | 39 |
Украина | 603 | 55 |
Центральная Россия | 916 | 47 |
II. Получение новых знаний.
Составление характеристики района (по плану)
1. Состав Центральной России изучается по экономической карте региона и по карте «Экономическое районирование».
Учитель. Центральная Россия - это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально - Черноземного и Волго-Вятского.
Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.
Промышленное развитие Центрального района облегчалось тем, что Центральное Черноземье явилось житницей, которая обеспечивала Центр хлебом и другим продовольствием. Волго-Вятский район формируется как дублер Центра. У обоих районов общие отрасли специализации, например автомобилестроение, станкостроение, разнообразная химия. Южные части Центрального и Волго-Вятского районов вместе с Центрально-Черноземным образуют территориально-целостную индустриально-аграрную зону со сходным направлением развития сельского хозяйства, старыми и новыми отраслями промышленности. Металлургическая база КМА усиливает экономическую взаимосвязанность всех трех районов Центральной России.
Задание. Установите, какие субъекты РФ входят в состав этих экономических районов.
2. Экономико-географическое положение района всегда характеризуется по плану, с которым учащихся необходимо познакомить (раздаточный материал).
План характеристики ЭГП района:
1.Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).
2.Соседние районы, государства.
3.Приморское или внутриконтинентальное положение. Наличие выхода к морям и океанам.
4.Положение относительно топливно-энергетических и сырьевых баз страны.
5.Положение относительно транспортных магистралей.
6.Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики региона.
Для закрепления: Составление картосхемы Центрального района на контурной карте:
а) выделить красным цветом государственную границу и границы между экономическими районами Центральной России
б) обозначить состав районов и крупнейшие города
в) территорию рассматриваемых районов слегка заштриховать (разным цветом)
г) подписать названия соседних районов и их центров
д) нанести главные железные дороги, идущие от Москвы и названия водных путей