Рабочая программа по географии 9 класс

Гляйн Алёна Андреевна

Рабочая программа по предмету «География» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Дронова В.П. «География», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.

Программа ориентирована на использование учебника В.П. Дронова, В.Я. Рома; под редакцией С.В. Курчина «География» для 9 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).

Учебный предмет «География» в 9 классе средней общей школе рассчитан на 2 часа в неделю в объёме 68 часов в год (34 учебных недели).

Курс географии на ступени основного общего образования направлен на комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Основной целью и задачей изучения  географии в 9 классе является:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по географии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017 – 2018 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.П. Дронов, В.Я. Ром; под редакцией С.В. Курчина, М.: Дрофа, 2014 год,  имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс географии 9 класса рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и входит в образовательную область естествознание.  Контрольных работ – 3.

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о.  В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.

      Цель обучения географии:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.          

           В 9 классе обучается 5 детей: на 4  занимаются 4 учащихся, 1 удовлетворительно. Отсутствие системы и качества домашней подготовки приводит к низкому уровню качества знаний учащихся занимающихся удовлетворительно.

Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок  обобщения и систематизации знаний, умений и навыков  учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы.

          При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.

Национально- региональный компонент

№ урока

Тема урока

Региональный компонент

1

25

Металлургический комплекс

Наличие металлургического комплекса на территории Р.Х.

2

30

Лесная промышленность

Особенности использования лесных ресурсов на территории РХ

3

31

Состав и значение АПК

Особенности организации АПК на территории РХ

4

32

Земледелие и животноводство

Хозяйственная деятельность РХ и ее особенности

5

33

Пищевая и легкая промышленность

Развитие пищевой и легкой промышленности в РХ

6

37

Связь. Сфера обслуживания

Развитие связи на территории РХ

Содержание учебного курса по географии 9 класса

Тема 1.  Место  России в мире (4 часа).

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Тема 2.  Население Российской Федерации  (6 часов)

            Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Тема 3. Географические особенности  экономики России (5 часов)

       Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

     Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

        Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их географии (23 часа)

    География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

    Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.        

     Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

     Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  

     Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

      Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

      Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство.         Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.        

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

        География социальной сферы.        Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Тема 5. Регионы России (27 часов)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Повторение (2 часа)

Структура курса по географии в 9 классе

Тема

Количество часов

Контрольные работы

Введение

1

Место России в мире

4

Население Российской Федерации

6

Географические особенности экономики России

5

1

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

23

1

Регионы России

27

1

Повторение

2

Итого:

68

3

Практические занятия по предмету

Контрольные работы:

№ п/п

Тема

Дата проведения

по плану

по факту

1.

Контрольная работа № 1 по теме: «Россия в мире, ее население и особенности экономики»

26.10

2.

Контрольная работа № 2 по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

07.02

3.

Контрольная работа № 3 по теме: «Регионы России»

24.05

Требования к уровню подготовки учащихся по географии

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно – тематическое планирование по географии 9 класс

№ п/п

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Дата проведения

примечание

по плану

фактическая

I четверть

1.

1

Введение

Текущий

06.09

Тема: «Место России в мире»

Основная цель: изучение особенностей положения России в мире и государственную территорию.

Ученики должны знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.  

Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации  и пограничные государства.  Давать характеристику экономическому, транспортно – географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.

2.

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

Фронтальный

07.09

3.

2

Географическое положение и границы России

Текущий

13.09

4.

3

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Текущий

14.09

5.

4

Государственная территория России

Текущий

20.09

Тема: «Население Российской Федерации»

Основная цель: формирование представлений о населении России.

Ученики должны знать: место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения.

Уметь: Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие  соотношение мужчин и женщин. Определять половой  и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

6.

1

Исторические особенности заселения и освоения территории России

Текущий

21.09

7.

2

Численность и естественный прирост населения

Текущий

27.09

8.

3

Национальный состав населения России

Текущий

28.09

9.

4

Миграции населения

Текущий

04.10

10.

5

Городское и сельское население. Расселение населения

Текущий

05.10

11.

6

Обобщение знаний по теме: «Население России»

Индивидуальный

11.10

Тема: «Географические особенности экономики России»

Основная цель: формирование представлений о географических особенностях экономики России.

Ученики должны знать: Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Уметь: Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

12.

1

География основных типов экономики на территории России

Фронтальный

12.10

13.

2

Проблемы природно-ресурсной экономики России

Текущий

18.10

14.

3

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

Текущий

19.10

15.

4

Обобщение знаний по темам: «Россия в мире, ее население и особенности экономики»

Индивидуальный

25.10

16.

5

Контрольная работа № 1 по теме: «Россия в мире, ее население и особенности экономики»

Индивидуальная работа по вариантам

26.10

II четверть

Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Основная цель: изучение важнейших межотраслевых комплексов России.

Ученики должны знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры. Формулировать причины решающего воздействия научного комплекса на общий уровень развития  страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей комплексов; районы, производящие наибольшую часть комплексной продукции; районы с наиболее высокой долей комплекса  в промышленности. Анализировать схемы «Состав комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации ресурсов. Характеризовать влияние на окружающую среду и меры по ее охране. Наносить на к/к основные районы добычи. Сопоставлять карты размещения предприятий  промышленности с картой плотности населения. Формулировать выводы. Составлять характеристику месторождений ресурсов по картам и статистическим материалам.

17.

1

Научный комплекс

Фронтальный

08.11

18.

2

Машиностроительный комплекс, роль, значение и проблемы развития

Текущий

09.11

19.

3

Факторы размещения машиностроения

Текущий

15.11

20.

4

География машиностроения

Текущий

16.11

21.

5

Роль, значение и проблемы ТЭК

Текущий

22.11

22.

6

Топливная промышленность

Текущий

23.11

23.

7

Электроэнергетика

Текущий

29.11

24.

8

Состав и значение  комплексов, производящих конструкционные материалы

Текущий

30.11

25.

9

Металлургический комплекс (НРК)

Текущий

06.12

26.

10

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

Фронтальный

07.12

27.

11

Цветная металлургия

Текущий

13.12

28.

12

Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность

Текущий

14.12

29.

13

Факторы размещения предприятий химической промышленности

Фронтальный

20.12

30.

14

Лесная промышленность (НРК)

Текущий

21.12

31.

15

Состав и значение АПК (НРК)

Текущий

27.12

32.

16

Земледелие и животноводство (НРК)

Текущий

28.12

III четверть

33.

17

Пищевая и легкая промышленность (НРК)

Текущий

17.01

34.

18

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта

Текущий

18.01

35.

19

Железнодорожный и автомобильный транспорт

Текущий

24.01

36.

20

Водный и другие виды транспорта

Текущий

25.01

37.

21

Связь. Сфера обслуживания (НРК)

Текущий

31.01

38.

22

Обобщение знаний по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Индивидуальный

01.02

39.

23

Контрольная работа № 2 по теме: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Индивидуальная работа по вариантам

07.02

Тема: «Регионы России»

Основная цель: изучение регионов России, их основные характеристики.

Ученики должны знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных. Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы. Оценивать влияние природы  на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять  описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения. 

40.

1

Районирование России

Фронтальный

08.02

41.

2

Общая характеристика Европейской России

Текущий

14.02

42.

3

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, природа, изменения. Общие проблемы

Текущий

15.02

43.

4

Население и общие черты хозяйства

Текущий

21.02

44.

5

Районы Центральной России. Москва и Московский регион

Текущий

22.02

45.

6

Географические особенности областей Центрального района

Текущий

28.02

46.

7

Волго-Вятский и Центрально- Черноземные районы

Текущий

01.03

47.

8

Северо-Западный район

Текущий

07.03

48.

9

Европейский север. Географическое положение, природный условия и ресурсы

Текущий

14.03

49.

10

Население

Фронтальный

15.03

50.

11

Хозяйство

Текущий

21.03

51.

12

Северный Кавказ и Крым. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Текущий

22.03

IV четверть

52.

13

Население

Текущий

04.04

53.

14

Хозяйство

Текущий

05.04

54.

15

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Текущий

11.04

55.

16

Население

Текущий

12.04

56.

17

Хозяйство

Текущий

18.04

57.

18

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

Текущий

19.04

58.

19

Население

Текущий

25.04

59.

20

Хозяйство

Текущий

26.04

60.

21

Общая характеристика Азиатской России

Текущий

02.05

61.

22

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

Текущий

03.05

62.

23

Западная Сибирь

Текущий

10.05

63.

24

Восточная Сибирь

Текущий

16.05

64.

25

Дальний Восток

Текущий

17.05

65.

26

Обобщение знаний по теме: «Регионы России»

Индивидуальный

23.05

66.

27

Контрольная работа № 3 по теме: «Регионы России»

Индивидуальная работа по вариантам

24.05

67.

68.

28

29

Обобщающее повторение

Индивидуальный

30.05

31.05

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  • хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  • Ответ самостоятельный;
  • Наличие неточностей в изложении географического материала;
  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  • Понимание основных географических взаимосвязей;
  • Знание карты и умение ей пользоваться;
  • При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  • Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  • Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  • Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  • Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  • Не делает выводов и обобщений.
  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  • Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  • Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

        Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                             5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                       Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Литература

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География: География России: Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2014. 286 с.
  2. Жижина Е.А. Контрольно – измерительные материалы. География. 9 класс. М.: ВАКО, 2017. 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольные работы

(образцы в двух вариантах)