Рабочая программа по географии 10 класс
Рабочая программа по предмету «География» для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом примерной основной образовательной программы и авторской программы Гладкого Ю.Н. «География», с учётом положения о рабочей программе общего образовательного учреждения (Приказом от 09.03.2004 № 1312). Основной образовательной программы МБОУ «Копьёвская ССОШ», учебного плана МБОУ «Копьёвская ССОШ» на 2017 – 2018 учебный год, требований к планируемым результатам среднего общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника Ю.Н. Гладкого, В.В. Николина «География» для 10 класса, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 с последующими изменениями).
Учебный предмет «География» в 10 классе средней общей школе рассчитан на 1 час в неделю в объёме 34 часов в год (34 учебных недели).
Курс географии на ступени основного общего образования направлен на комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Основной целью изучения географии в 10 классе является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Задачи:
сформировать у обучающихся целостную географическую картину мира;
служить одной из основ формирования духовности;
сформировать умения применять разнообразные источники географической информации;
сформировать знания о населении Земли;
сформировать знания о отраслях мирового хозяйства;
дать знания о глобальных проблемах человечества;
воспитать патриотизм, интернационализм будущих граждан России, уважение к культуре и истории других стран и народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_10_klass_.docx | 148.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2017 – 2018 год». Примерной программы по географии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, М.: Просвещение, 2014 год, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников. Курс географии 10 класса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и входит в образовательную область естествознание. Контрольная работа – 1, семинаров – 3, зачет – 1, проверочная работа – 1.
При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации, праздничные дни, семинары, у/о. В случае чего занятия проводятся со смещением по расписанию.
Согласно стандарту среднего общего образования по географии, изучение географии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся в мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих образовательных и воспитательных задач:
сформировать у обучающихся целостную географическую картину мира;
служить одной из основ формирования духовности;
сформировать умения применять разнообразные источники географической информации;
сформировать знания о населении Земли;
сформировать знания о отраслях мирового хозяйства;
дать знания о глобальных проблемах человечества;
воспитать патриотизм, интернационализм будущих граждан России, уважение к культуре и истории других стран и народов.
Целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он формирует у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса признано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
В 10 классе обучается 7 детей: на 4 и 5 занимаются 5 учащихся, о2 удовлетворительно. Дети активные на уроках, некоторые требуют повышенного внимания со стороны учителя.
Основной формой обучения является урок: урок усвоения новой учебной информации; урок формирования практических умений и навыков учащихся; урок совершенствования и знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как практические работы, практикумы, работы с контурными картами, семинары, зачеты.
При разработке программы учитываются этнопедагогические традиции социума, этнокультурные образовательные потребности учащихся. Рабочая программа дополнена региональными материалами, отражающими культурные, исторические, национальные особенности Республики Хакасия. Содержание регионального компонента направлено на приобщение к культурным традициям региона и предполагает воспитание у учащихся национального самосознания, национальной культуры и культуры межнационального общения.
Национально- региональный компонент
№ | № урока | Тема урока | Региональный компонент |
1 | 3 | Природные ресурсы и экономическое развитие | Рассмотрение природных ресурсов и экономического развития на территории Р.Х. |
2 | 18 | Этническая и языковая мозаика | Особенности этноса на территории РХ. Языковой состав. |
3 | 23 | География религий | Разнообразие религий на территории РХ |
Содержание учебного курса по географии 10 класса
Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)
Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество - природная среда» в Средневековье. Промышленная революция – качественный скачок в освоении планеты, Научно – техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.
Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно – ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.
Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и нерудные полезные ископаемые, Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Деградация почв, её масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.
Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Основные потребители воды в мире. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.
Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете, Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в жизни человечества.
Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Ресурсы континентального шельфа. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.
Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Что такое природопользование, Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Связь природопользования и устойчивого развития общества.
Тема 2. Политическая карта мира (5 ч)
Понятие о «политической карте мира». Периоды формирования политической карты мира. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мире. Многообразие стран на политической карте мире.
Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Основные типы стран на политической карте.
Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитике.
Тема 3. География населения (6 ч)
Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика.
Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и её географические особенности. Рынок труда.
Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Причины неравномерного размещения населения на территории Земли Города – главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегаполис. Крупнейшие агломерации и мегаполисы мира. Классификация городов. Сельское население. Тиры сельских поселений.
Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)
Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Цивилизация – культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные модификации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.
География религий Взаимосвязь культуры и религии. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.
Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, её характерные черты. Индуистская цивилизация. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, её географические культуры, культурные традиции и наследие. Исламские суб культуры. Негро-африканская цивилизация.
Цивилизации Запада. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия – мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.
Тема 5. География мировой экономики (8 ч)
Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.
Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.
Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.
Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.
Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.
Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.
Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.
Структура курса по географии в 10 классе
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
Человек и ресурсы Земли | 10 | |
Политическая карта мира | 5 | |
География населения | 6 | |
География культуры, религий, цивилизаций | 5 | |
География мировой экономики | 8 | 1 |
Итого: | 34 | 1 |
Практические занятия по предмету
Контрольные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Контрольная работа за курс 10 класса | 28.05 |
Проверочные работы:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Проверочная работа по теме: «География население» | 19.02 |
Семинары:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Семинар по теме: «Природопользование и устойчивое развитие» | 20.11 | |
2. | Семинар по теме: «Всемирное культурное наследие мира» | 02.04 | |
3. | Семинар по теме: «Мировая экономика» | 21.05 |
Зачеты:
№ п/п | Тема | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
1. | Зачет по теме: «Политическая карта мира» | 25.12 |
Требования к уровню подготовки учащихся по географии
В результате изучения географии ученик должен:
Знать/понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
понятие: «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления
демографической политики в различных страна мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения, особенность размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобальной мировой экономики, место России в мировой экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
Уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять ресурсообеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использований ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения , направление современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выделять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развёрнутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить, диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию;
Оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
Календарно – тематическое планирование по географии 10 класс
№ п/п | № урока | Тема урока | Вид контроля | Дата проведения | примечание | ||
по плану | фактическая | ||||||
I четверть | |||||||
Тема: «Человек и ресурсы Земли» Основная цель: изучение природных ресурсов земли и их виды, взаимодействие человека и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Ученики должны знать: этапы освоения Земли человеком, изменение характера связи человека с природой; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | |||||||
1. | 1 | От древности до наших дней | Фронтальный | 04.09 | |||
2. | 2 | Современное освоение планеты | Текущий | 11.09 | |||
3. | 3 | Природные ресурсы и экономическое развитие (НРК) | Текущий | 18.09 | |||
4. | 4 | Минеральные ресурсы | Текущий | 25.09 | |||
5. | 5 | Земельные ресурсы | Фронтальный | 02.10 | |||
6. | 6 | Водные ресурсы | Текущий | 09.10 | |||
7. | 7 | Лесные ресурсы | Текущий | 16.10 | |||
8. | 8 | Ресурсы Мирового Океана | Фронтальный | 23.10 | |||
II четверть | |||||||
9. | 9 | Другие виды ресурсов | Текущий | 13.11 | |||
10. | 10 | Семинар по теме: «Природопользование и устойчивое развитие» | Индивидуальный | 20.11 | |||
Тема: «Политическая карта мира» Основная цель: изучение периодов формирования политической карты, ее качественные и количественные характеристики, многообразие стран и государств. Ученики должны знать: основные географические понятия и термины; идею устойчивого развития общества, этапы формирования политической карты; формы правления, государственный строй, типологию на политической карте мира. Уметь: показывать на карте государства и их столицы. | |||||||
11. | 1 | Формирование политической карты мира | Фронтальный | 27.11 | |||
12. | 2 | Государство – главный объект политической карты | Текущий | 04.12 | |||
13. | 3 | Типы государств | Фронтальный | 11.12 | |||
14. | 4 | Политическая география и геополитика | Текущий | 18.12 | |||
15. | 5 | Зачет по теме: «Политическая карта мира» | Индивидуальный | 25.12 | |||
III четверть | |||||||
Тема: «География населения» Основная цель: изучение населения, изменения его состава и численность, сферы занятости и расселения. Ученики должны знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации; причины и виды миграций, культурно- исторические центры мировых религий, крупнейшие цивилизации и их особенности; крупнейшие города и агломерации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. Анализировать статистический материал, данные средств массовой информации. Уметь показывать крупнейшие города и агломерации на карте. | |||||||
16. | 1 | Рост численности населения Земли | Текущий | 15.01 | |||
17. | 2 | Этническая и языковая мозаика (НРК) | Фронтальный | 22.01 | |||
18. | 3 | Возрастно–половой состав и занятость | Текущий | 29.01 | |||
19. | 4 | Расселение: жители городов и деревень | Текущий | 05.02 | |||
20. | 5 | Миграция населения | Фронтальный | 12.02 | |||
21. | 6 | Проверочная работа по теме: «География население» | Индивидуальный | 19.02 | |||
Тема: «География культуры, религий, цивилизаций» Основная цель: изучение различий и виды культур, религий и цивилизаций. Ученики должны знать: тему изучения географии культуры, историю ее развития. Называть основные культурные ценности. Знать современные цивилизации, их размещения и особенности культуры; основные цивилизации Востока и Запада, их характерные особенности. Уметь: определять и сравнивать мировые религии; описывать основные культурные достопримечательности мира | |||||||
22. | 1 | Что изучает география культуры | Текущий | 26.02 | |||
23. | 2 | География религий (НРК) | Фронтальный | 05.03 | |||
24. | 3 | Цивилизация Востока | Текущий | 12.03 | |||
25. | 4 | Цивилизация Запада | Текущий | 19.03 | |||
IV четверть | |||||||
26. | 5 | Семинар по теме: «Всемирное культурное наследие мира» | Индивидуальный | 02.04 | |||
Тема: «География мировой экономики» Основная цель: изучение международного географического разделение труда; международные специализации, крупнейшие фирмы, транснациональные корпорации; отраслевую международную специализацию стран и регионов мира, определяющие их факторы; внешних экономических связей, создание свободных экономических зон; международной торговли, основных направлений и структуры. Изучение главных центров мировой торговли и туризма. Ученики должны знать: производственные силы в эпоху НТР, особенности глобализации мировой экономики, место России в мировом хозяйстве; понятие международное географическое разделение труда, формы мировых хозяйственных связей, роль экономической интеграции. Уметь: определять обеспеченность стран отдельными природными ресурсами, их рациональное использование; определять страны, являющееся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленных и сельскохозяйственной продукции; характеризовать особенности размещения отраслей промышленности сельского хозяйства, определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности, оценивать обеспеченность отдельных регионов природными трудовыми ресурсами. | |||||||
27. | 1 | Мировая экономика: состав, динамика, глобализация | Фронтальный | 09.04 | |||
28. | 2 | Международное разделение труда: кто что производит | Текущий | 16.04 | |||
29. | 3 | Добывающая и обрабатывающая промышленность. Энергетика | Текущий | 23.04 | |||
30. | 4 | Сельское хозяйство | Текущий | 30.04 | |||
31. | 5 | Транспорт и сфера услуг | Текущий | 07.05 | |||
32. | 6 | Мирохозяйственные связи и интеграции | Текущий | 14.05 | |||
33. | 7 | Семинар по теме: «Мировая экономика» | Индивидуальный | 21.05 | |||
34. | 8 | Контрольная работа за курс 10 класса | Индивидуальный | 28.05 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Литература
- Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. 10 класс. М.: Просвещение, 2014. 176 с.
- Жижина Е.А. Контрольно – измерительные материалы. География. 10 класс. М.: ВАКО, 2016. 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольные работы
(образцы в двух вариантах)