Технологическая карта урока "Параллели и меридианы" 5 класс
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Данные об учителе: Короткина Арина Александровна, МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова; город Геленджик.
Предмет: география, 5 класс
Учебник (УМК): А.А. Лобжанидзе, 5-6 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: событийного, развивающего и личностно-ориентированного обучения
(проблемного обучения - постановка проблемных вопросов; здоровьесберагающая - смена видов деятельности, физкультминутка, положительный эмоциональный настрой, соблюдение санитарного режима; ИКТ технологии-использование презентации, в Д/З-возможный поиск информации в интернете)
Методы обучения:беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа в парах, работа с глобусом, с атласом.
Предмет | География | Класс | 5 | ||
Тема урока | Параллели и меридианы | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Научатся находить, называть и показывать на картах и глобусе экватор, начальный меридиан, полюсы, полушария; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте | Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, поиск информации, работа с таблицами. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности / не успешности учебной деятельности | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Параллели, меридианы | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | ПК, мультимедийный проектор, экран | ||||
Дидактические средства обучения | -Учебник «География», 5-6 класс §18, атлас, контурные карты; -глобусы; -демонстрационные макеты; -маршрутные листы на каждого учащегося; -презентация. | ||||
Образовательные и интернет-ресурсы | - УМК «География. Сферы» (5-6 классы) - Яндекс, картинки-режим доступа:https://yandex.ru/images/. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент перед уроком | Подготовить учебники (§18), атласы, контурные карты, цветные карандаши или ручки, глобусы, маршрутные листы на каждом столе, магниты на доске. У учителя на столе макеты, глобус, мандарины. | ||
1.1 Организационный момент на уроке-30 сек | Проверяет готовность к уроку. Эмоционально-психологическая мотивация. (слайд 1) -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами важное событие. Мы с вами знакомимся и отправляемся в совместное путешествие по знаниям! Меня зовут Арина Александровна. Мое имя указано в ваших маршрутных листах. Я пришла к вам в гости не одна и как положено в Рождественские праздники с подарками и сюрпризами. Вы готовы мне помочь? (да!) Уверенна, вместе у нас всё получится! | Учащиеся слушают учителя. | П- осмысление новой информации. Р- принимают учебную задачу. К- активное слушание. Л –мотивация к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний- 2 мин | Подводящий диалог: - Ребята, совсем недавно мы встретили новый 2018 год? А от какого события идет отсчет времени? Тогда для вас первое ОТКРЫТИЕ! (15 января 2018 от Рождества Христова). Именно Рождество – праздник, который является для 2-х млрд. человек на Земле главным событием каждого года. Объединяет все страны и континенты нашей планеты. (слайд 2) - «Как удивительна и прекрасна наша планета из космоса!» – передавали первые космонавты. - А какие у вас рождаются слова при виде снимка планеты? (Зелёная, голубая, круглая,..) – У каждого из вас на столе стоит модель земли – глобус. Что общего между глобусом и представленным снимком? (Шарообразные, голубые) - МОЛОДЦЫ! Для вас у меня первый сюрприз. Закройте глаза и не подглядывайте!)… - Открывайте глазки. Перед вами чудесный АРБУЗ! Похож ли мой арбуз на ваши глобусы? (Круглые) - А если я «разрежу» свой арбуз? (Вертикальные линии) МОЛОДЦЫ!!! - Нас ждет второй сюрприз / Прошу вас закрыть глаза ещё раз (не подглядывать!)… - Открываем глаза и видим яркий АПЕЛЬСИН! Чем похож мой апельсин на глобусы? (Круглые) - А если я «разрежу» апельсин? (Горизонтальные линии). МОЛОДЦЫ!!! ПОДСКАЗКА (Нашу планету, как и эти фрукты и ягоды можно рассечь на дольки и круги. И тогда на ее поверхности мы увидим линии, которые имеются на глобусе) ВНИМАНИЕ!!! Поднимите руки (МОЛЧА!!!), кто уже догадался, о чем на уроке мы будем говорить, т.е. какова ТЕМА нашего урока… Возьмите ручки и запишите сверху стикера (ПОКАЗАТЬ!) ваше предположение. | Фронтальная работа Учащиеся отвечают на вопросы. Слушают учителя, анализируют информацию; смотрят презентацию. -отвечают на вопрос учителя - отвечают на вопросы учителя | П – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Р- анализ ситуации К- слушают учителя, вступают в диалог Л-формирование мотивации |
3. Создание проблемной ситуации 1 -2 мин | (слайд 3) - Наверное, вы обратили внимание на музыку, которая сопровождает наш уроке. В ваших маршрутных листах описана история создания этого своеобразного Гимна Рождества. ПРОЧИТАЙТЕ (про себя) текст и определите по выделенным буквам ТЕМУ нашего урока (Параллели и меридианы) | Учащиеся вслушиваются в музыку, читают текст, дают ответы | П- анализ, построение цепи рассуждений. Р- анализ ситуации К- обосновывать свое мнение. Л- готовность к деятельности |
4. Целеполагание, планирование- 2 мин | (слайд 4) Думаю, что теперь вы скажете ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ нашего урока - познакомиться … - узнать… - показывать… Снимите стикеры с ваших маршрутных листов и проверьте правильно ли мы всё назвали. | Учащиеся дают ответы и в конце открепляют стикер в рабочих листах | П- сопоставление, анализ. Р-целеполагание, анализ ситуации. К- обосновывать свое мнение Л- готовность к деятельности |
5. "Открытие" нового знания, создание проблем-ной ситуации -2 мин | (слайд 5) Ребята, а знаете, что каждому человеку для хорошего настроения и самочувствия необходимо 8 объятий в день :) Вы сегодня обнимали кого-нибудь? Так давайте обнимем ладошками наши глобусы, и зададим моделям земли движение. Покрутите глобусы. (дети крутят глобусы)… А теперь внимательно посмотрите, как вращается глобус и ПОКАЖИТЕ 2 точки, которые НЕ двигаются (дети показывают). ПРАВИЛЬНО!!! Сверху и снизу глобуса есть 2 точки, которые НЕ вращаются. Знаете ли, КАК они называются? (северный и южный полюсы) | Учащиеся слушают учителя, работают с глобусами - отвечают на вопросы учителя
| П- сопоставление, анализ. Р- волевая регуляция. К- слушают, воспринимают информацию. Л- готовность к деятельности |
(слайд 6) Вы, наверное, удивитесь, однако у нашей Земли есть… ТАЛИЯ, но она, в отличие от женской талии, является самой широкой частью планеты. На глобусе эта линия расположена по центру шара и часто выделена цветом. Найдите на ваших глобусах эту линию (дети находят линию)… - Как же называется эта линия? (Экватор) - ПРАВИЛЬНО: Экватор – это воображаемая линия, делящая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария. - Северное полушарие расположено сверху. Давайте обнимем ладошками нашу Землю сверху – за Северное полушарие, - Южное полушарие расположено снизу. Давайте обнимем ладошками нашу Землю снизу – за Южное полушарие. МОЛОДЦЫ!!! | |||
Идём дальше… (слайд 7) Ребята, знаете ли вы, что такое параллельные линии? Кто может показать руками (дети показывают параллельно расположенные руки). МОЛОДЦЫ! Действительно, параллельные линии – это линии, которые никогда НЕ пересекаются. А теперь проверим, есть ли такие линии на глобусе? Поставьте 2 пальца на ваши глобусы и повращайте нашу Землю (дети выполняют). Обратите внимание, что ваши пальцы движутся по определённым линиям. То есть на глобусе есть параллельные линии и называются они ПАРАЛЛЕЛИ. А самая длинная параллель – это… ЭКВАТОР, он же называется нулевой или начальной параллелью. Все параллели имеют вид окружностей и уменьшаются по направлению к полюсам, превращаясь в точку (учитель показывает на модели) | |||
6. Физкульт-минутка- 2 мин | (слайд 8) - Предлагаю вам провести небольшую разминку-игру «Я - Земля». (Детям предлагается представить себя круглой Землёй и немного повращаться. Учитель называет условные линии и точки, дети выполняют упражнения: экватор – руки на поясе, Северный полюс – руки на макушке головы, Южный полюс – наклониться, дотронуться руками до кончиков пальцев на ногах, Северное полушарие – руки на плечах, Южное полушарие – руки на коленях. В конце – опять – Северный полюс). Молодцы! Находим Северный полюс на глобусе и садимся! | Учащиеся встают и повторяют движения за учителем | П- сопоставление Р- волевая регуляция. К- слушают, воспринимают информацию. Л- готовность к деятельности |
7. "Открытие" нового знания, создание проблем-ной ситуации (продолжение) -2 мин | (слайд 9) Продолжаем: из этой точки, т.е. из Северного полюса Земли, тоже выходят линии, которые собираются в Южном полюсе. Вы догадались, как они называются? (ответа может и не быть). Называются они, ребята, МЕРИДИАНЫ. Они соединяют 2 полюса Земли и расположены строго с севера на юг. - Давайте узнаем в каком направлении меридиан проходит через наш кабинет. Для этого нам необходимо сориентироваться по сторонам горизонта. Где у нас север? (дети показывают правильно или нет). В моих руках компас, который нам поможет не ошибиться… Если я встану лицом по направлению на север, то мой взгляд определит направление меридиана. То есть меридиан проходит через наш кабинет вот так (показывает рукой). ВОПРОС: если я пойду сейчас по направлению меридиана, где я окажусь в итоге? (пальцами «шагаем» по глобусу по меридиану в направлении Северного полюса). Правильно – на Северном полюсе! А если я пойду в обратном направлении, то окажусь… - правильно – на Южном полюсе. (слайд 10) Меридиан называют еще «полуденной линией», потому что в полдень (ровно в 12 часов дня) тень от всех предметов указывает направление меридиана. | Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы | П- сопоставление Р- волевая регуляция. К- слушают, воспринимают информацию. Л- готовность к деятельности |
(слайд 11) - Что ж, если есть нулевая параллель (Экватор), то, скорее всего, есть и нулевой меридиан. Где же он может быть расположен, ребята? (ответы детей или их отсутствие) До определённого времени в разных странах мира люди устанавливали свои нулевые меридианы. Со временем, когда люди стали путешествовать и поняли, что Земля круглая, возникла необходимость договориться об ОДНОМ начальном меридиане. - За начало отсчета была выбрана королевская Гринвичская обсерватория находящаяся в Великобритании. На ваших глобусах нулевой меридиан выделен жирной линией. Вот он (показываю). Меридиан это полуокружность, поэтому на противоположной стороне глобуса мы увидим его продолжение, но уже180-й меридиан. Вместе эти меридианы делят глобус еще на 2 полушария: ЗАПАДНОЕ и ВОСТОЧНОЕ. - ВНИМАНИЕ: найдите на ваших глобусах нулевой меридиан. И давайте ещё раз обнимем нашу планету! Но теперь левая наша ладонь расположена на ЗАПАДНОМ полушарии, а правая – на ВОСТОЧНОМ. МОЛОДЦЫ!!! | - отвечают на вопросы учителя | ||
8. Первичное закрепление материала | (слайд 12) ПРОВЕРИМ насколько внимательно вы меня сегодня слушали: я вам руками буду показывать линии, которые мы только что изучили и прошу хором их назвать. Я показываю - вы называете. (показывает руками вертикальные линии и горизонтальные, дети называют параллели и меридианы). - ТЕПЕРЬ наоборот: я называю – вы показываете. (Можно усложнить). МОЛОДЦЫ! | Учащиеся выполняют задания | П- сопоставление, анализ. Р- анализ ситуации и моделирование К- учебное сотрудничество Л- самоонализ |
9. Учебные действия по реализации плана- 5 мин | - Вот теперь я уверена, что вы все отлично справитесь с заданиями в маршрутных листах! - Напишите свою фамилию и имя в верху листа и выполните по вариантам задания: ВАРИАНТ 1 - задание №1 – сопоставить стрелочками определения и понятия; ВАРИАНТ 2 - задание № 2 – указать цветом параллели и меридианы. На выполнение работы 3 минуты. (слайд 13) Проверяем правильность выполнения заданий (на слайде). Для этого прошу поменяться маршрутными листами с соседом по парте и красной ручкой внести исправления. Поставьте оценку в листах и верните обратно. Оценку 5 получают учащиеся, справившиеся с заданиями без ошибок, оценку 4 – те, кто допустил ошибки. В конце урока не забудьте маршрутные листы сдать. | -Учащиеся выполняют задания Осуществляют взаимопроверку | П- сопоставление, анализ. Р- анализ ситуации и моделирование К- учебное сотрудничество Л- развитие готовности к самостоятельным действиям |
(слайд 14) - Продолжаем работу. Открываем Атласы на стр 6-7. - Через любую точку на земной поверхности можно провести меридиан и параллель. - Посмотрите внимательно, как нарисованы линии на глобусе и на картах в атласе. - Как видите, на глобусе Меридианы – полуокружности Параллели – окружности, на карте - Экватор и средний меридиан – прямые линии. Остальные параллели и меридианы – кривые линии разной длины. (ПОКАЗЫВАЮ) (слайд 15) ВНИМАНИЕ: если посмотреть ОДНОВРЕМЕННО и на параллели, и на меридианы, мы увидим СЕТКУ (рисует на доске крестики нолики). Кто-то из вас, наверняка, любит играть в крестики нолики, кто-то - в морской бой, а кто-то - в шахматы. Каждая клетка сетки имеет свое наименование. На карте или глобусе сетка позволяет найти любое место, т.к. имеет своеобразный АДРЕС (показывает указкой на слайде). Например, я могу вам показать Иерусалим – место, откуда берет свое начало Рождество. Существует ли адрес, по которому можно найти вас? (да) Всем ли надо знать ваш адрес? (ответы детей) | Выполняют работу с атласом | П – поиск информации, работа с атласами. Р- планирование К- слушают учителя, вступают в диалог Л-самоанализ | |
(слайд 16) ВНИМАНИЕ!!! НИКОГДА и НИКОМУ из незнакомых людей не желательно сообщать свои личные данные! | Учащиеся слушают учителя | П- сопоставление, анализ. Р- анализ ситуации и моделирование Л- самоанализ | |
10. Рефлексия- 2-3 мин | (слайд 17 – направления, слайд 18 – сигнальные загадки) слайд 19 Мы подошли к завершению нашего занятия. Давайте все вместе вспомним тему нашего урока… Мы узнали…, можем показать… Ребята, есть ли у вас вопросы по теме? (ответы детей) - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке, но особенно запомнились ответы:… «Лучшим» …, …, … (слайд 20) - И все получают подарки, которые спрятаны в подарочных пакетах на столах. Откройте и посмотрите что там. Что напоминает мандарин по форме? Берем маленькую модель нашей планеты за северный и южный полюс и маркером наносим экватор, а затем нулевой меридиан. Спасибо! Я вижу, что вы справились с заданием. Теперь покажите свое настроение - нарисуйте смайлик на вашем мандарине и покажите мне. Спасибо, мне приятно видеть ваши улыбки! На переменке мандаринки очистите и вспомните на что похожи дольки этого фрукта ;) | Учащиеся вспоминают тему, повторяют изученные понятия. Оценивают свое настроение | П- работа с текстом Р- рефлексия, оценка и самооценка К-диалог. Л- готовность к деятельности, ответственность за качество своей деятельности |
11. Домашнее задание -1 мин | (Слайд 21) - На ваших листах записано домашнее задание. К следующему уроку вам всем необходимо прочитать П.18, выполнить задания 1-3 в контурной карте на стр. 3-4. По желанию можно подготовить сообщение или презентацию по теме «Начальные меридианы в разных странах». - Наше совместное путешествие по знаниям завершается. Но я хочу, чтобы ваши путешествие обязательно продолжались. - На Рождество принято загадывать желания. Загадайте страну, в которой вы очень хотите побывать. И напишите ее на листочках в конвертах. Ваше желание обязательно сбудется! Такие конверты и многие другие мелочи мы с моими учениками вклеиваем в дневники путешествий или тревел буки. На перемене можете посмотреть наш тревел бук. (Слайд 22) Спасибо за урок! Желаю удачи! До свидания! | Получают домашнее задание | П- работа на понимание домашнего задания Р- рефлексия, К-диалог. Л- готовность к деятельности, ответственность за качество своей деятельности |