УУД в таблице
Предварительный просмотр:
УУД:
Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотно-сить поступки и собы-тия с принятыми эти-ческими принципами, умение выделить нрав-ственный аспект пове-дения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отно-шениях. | Регулятивные обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. | Познавательные включают в себя: общеучебные; логические; постановку и решение проблемы. | Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Три вида действий: 1) личностное, про-фессиональное, жиз-ненное самоопреде-ление; 2) смыслообразова-ние, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мо-тивом, другими сло-вами, между резуль-татом учения и тем, что побуждает дея-тельность, ради чего она осуществляется (Ученик должен зада-ваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать); 3) нравственно-эти-ческая ориентация, в том числе и оцени-вание усваиваемого содержания (исходя из социальных и лич-ностных ценностей), обеспечивающее лич-ностный моральный выбор. | К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; целеустремлен-ность и настойчи-вость в достижении целей; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий; умение действовать по плану; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его ре-зультата с заданным эталоном с целью обнаруже-ния отклонений и отличий от эталона; умение контроли-ровать процесс и результаты своей деятельноти; - коррекция – внесение необходимых до-полнений и корректив в план и способ действия в случае расхожде-ния эталона, реального действия и его результата; - оценка – выделение и осознание учащим-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирова-ние познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач в зависимости от конкрет-ных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушан-ных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулиро-вание проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особая группа общеучебных универсальных действий – знаково-символические: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих дан-ную предметную область. Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстника-ми: определение цели, функций участников, способов взаимодейст-вия. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поис-ке и сборе информации. Разрешение кон-фликтов– выявление, идентификация про-блемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реали-зация. Управление поведе-нием партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуни-кации; владение мо-нологической и диа-логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Коммуникативные действия условно можно разделить на три группы: 1) взаимодействие (учет позиции собе-седника либо партнера по деятельности, умение понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом); 2) сотрудничество или кооперация (умение договари-ваться, находить общее решение; умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора, брать на себя инициативу в совместной деятельнос-ти); 3) интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям). |
Формирование
универсальных учебных действий (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Пособие написано с учетом Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В книге излагаются теоретические положения концепции развития универсальных учебных действий; раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов; даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.