Рабочие программы по предметам
Предварительный просмотр:
Руководителю муниципального
органа управления образованием
О рекомендациях по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана ОУ, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах в 2010-2011 учебном году
Департамент образования и науки направляет рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений Краснодарского края, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах в 2010-2011 учебном году.
Просим довести данные рекомендации до сведения руководителей территориальных методических служб и руководителей пилотных общеобразовательных учреждений.
Дополнительно обращаем внимание, что общеобразовательным учреждениям необходимо определить список учебников для 1-х пилотных классов в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников (приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» от 23 декабря 2009 года № 822).
Приложение на 5 л в 1 экз.
Руководитель департамента Т.П.Хлопова
Шипулина Н.А.
8 (861) 2317945
Еременко Е.Н.,
Романычева Н.В.,
8 (861) 2324911
| Приложение № 1 к письму департамента образования и науки от № |
Рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов обязательной части учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 1-х классах в 2010/2011 учебном году
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, разрабатывается с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса1. Одним из разделов Основной общеобразовательной программы является раздел – программы отдельных учебных предметов, курсов2. Данный раздел должен содержать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности.
Разработка и утверждение рабочих программ по учебным предметам, относятся к компетенции образовательного учреждения и реализуются им самостоятельно.2
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
– примерных программ по учебным предметам3 и материалам авторского учебно-методического комплекта (учебников, имеющихся в федеральном перечне и авторских программ к линии учебников);
– требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного образовательного учреждения;
– программы формирования универсальных учебных действий конкретного образовательного учреждения.
В примерных программах тематическое планирование по каждому предмету представлено разными вариантами. Для составления рабочей программы необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, выбранным учебником (линией учебников) из федерального перечня. Корректировка программы может затрагивать темп и
_________
1 Пункт 18 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
2 Пункт 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
3 Полное изложение примерных программ учебных предметов, предусмотренных к изучению на ступени начального общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено на сайте http://standart.edu.ru и в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» в 2 ч. — М.: Просвещение, 2010.
последовательность изучения учебного содержания. При этом к содержанию примерной программы могут быть добавлены темы (разделы), формируемые в зависимости от особенностей региона, состава класса, а также выбранного комплекта учебников. Распределение резервного времени производится учителем самостоятельно.
Рабочие программы по учебным предметам являются средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом школы для обязательного изучения).
Рабочие программы, как и примерные программы, составляются на ступень обучения (начальное общее образование).
Утверждение рабочих программ учебных предметов осуществляется коллегиальным органом управления общеобразовательным учреждением.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной. Рабочую программу разрабатывает учитель4 или группа учителей, специалистов по данному предмету.
Рабочая программа учебного предмета является основой для создания учителем календарно - тематического планирования. Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам в соответствии с примерной программой, ориентируясь на используемый учебно-методический комплект.
Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена в соответствии с прилагаемым образцом, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере.
Рабочая программа сначала рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей
от ________ №__, подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи.
Затем рабочая программа анализируется заместителем директора на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
На последней странице рабочей программы (внизу справа) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
__________
4 Раздел III. Единого квалификационного справочника (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593 "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования")
После согласования рабочую программу утверждает педагогический совет, председатель педагогического совета ставит гриф утверждения на титульном листе.
Структура рабочей программы аналогична структуре примерной программы5:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- необходимо указать примерную программу (если есть), на основе которой составлена данная рабочая программа и используемый учебно-методический комплект, учебник, автора учебника
- Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
- Общая характеристика учебного предмета, курса
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
- Содержание учебного предмета, курса
Раздел включает перечень изучаемого материала с указанием числа часов по разделам (темам), которые будут изучаться при раскрытии этого раздела (темы).
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования;
Содержание учебного предмета, курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
___________
5 Пункт 19.5 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
2. Печатные пособия | ||
3. Технические средства обучения | ||
4. Экранно-звуковые пособия | ||
5. Игры и игрушки | ||
6. Оборудование класса | ||
При описании материально-технического обеспечения необходимо учитывать реальные условия образовательного процесса конкретного образовательного учреждения. В графе «Количество» необходимо указывать фактическое число объектов, используемых в учебном процессе конкретного образовательного учреждения.
Образец титульного листа
__________________________________________________________
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
__________________________________________________________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы)
Количество часов _________
Составитель (ли) _________________________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы по _______________
(указать предмет)
федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)