О введении ФГОС

Кирий Галина Николаевна

О введении ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования[1].

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования:

должен обеспечивать:

-  единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ начального, основного  и среднего(полного) общего образования;

включает в себя требования к:

- структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что федеральный государственный образовательный стандарт общего образования может утверждаться не реже одного раза в десять лет.

Утвержденными Правительством Российской Федерации «Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»[3] предусмотрено, что введение в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования, а также внесение в него изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.[4]

В соответствии с Федеральным законом № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" [5]:

до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения;

прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года;

обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям (Приложение 3):  

создание нормативного обеспечения введения ФГОС;

создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;

создание организационного обеспечения введения ФГОС;

создание кадрового обеспечения введения ФГОС;

создание информационного обеспечения введения ФГОС;

создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Мероприятия реализуются в соответствии:

с федеральным планом – графиком (Приложение 4);

с региональными планами-графиками (сетевыми графиками, дорожными картами и др.), разработанными на основании федерального плана-графика.

Региональные планы-графики  должны предусматривать мероприятия по  обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.

Для обеспечения введения ФГОС могут быть созданы  координационные органы, призванные обеспечить нормативно-правовое, организационное, кадровое, научно-методическое и информационное сопровождение введения ФГОС.

Такие координационные органы могут быть созданы:

на федеральном уровне (Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) (Приложение 2);

на уровне субъектов Российской Федерации (региональный координационный совет, региональный координационный центр и др.);

на местном уровне (муниципальный координационный совет муниципальный координационный центр и др.).

Координационные органы соответствующего уровня создаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по решению федеральных, региональных и муниципальных органов, осуществляющих  управление в сфере образования.

Функции координационного органа (в случае его создания) при реализации мероприятий по обеспечению введения ФГОС определяются соответствующим органом, осуществляющим управление в сфере образования.

Введение ФГОС  является сложным и многоплановым  процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС,  является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.

Эта работа должна проводиться на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в  введении ФГОС. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его  требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов,  руководителей образовательных учреждений, а также работников органов, осуществляющих управление в сфере  образования.

Особое внимание должно быть уделено повышению квалификации методического корпуса.

При повышении квалификации работников образования должны применяться формы и методы, в том числе основанные на использовании информационных  коммуникационных технологий, позволяющие провести качественное обучение большого контингента в достаточно сжатые сроки.

При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур,  эффективный государственный и общественный контроль введения ФГОС.

Вопрос 1. Каковы ключевые особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.

Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный  подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей,  результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы  и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной  деятельности.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся  и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся.

Вопрос 2. Каков статус и формат примерной основной образовательной программы? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?

На федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России примерная основная образовательная программа начального общего образования, содержащая в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения. Поэтому базисный учебный план как раздел примерной основной образовательной программы носит рекомендательный характер.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется  в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Вопрос 3.  Как взаимосвязаны такие документы как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования,  основная образовательная программа, образовательная программа школы и к чьей  компетенции относится их разработка?

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым  и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов закреплены постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 142. Стандарт утверждается и вводится в действие Министерством образования и науки Российской Федерации  (п.п. «в» п. 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов).

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (п. 5.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который  регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется  в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Вопрос 4.  Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

На основании требований ФГОС начального общего образования (п.19.5) программы отдельных учебных предметов, курсов  должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в  компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

Вопрос 5.  Возможен ли поэтапный (по ступеням общего образования) переход на ФГОС? Какой нормативный документ определяет сроки перехода на ФГОС?

        Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от                    17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный  №19644).

Стандарт среднего (полного) общего образования после прохождения процедуры независимой экспертизы и общественного обсуждения рассмотрен на Совете Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам и отправлен на доработку. Сейчас стандарт старшей школы находятся в процессе доработки, а значит –  в процессе профессионального и общественного обсуждения.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.

Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.

Обязательным будет обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах  начиная с  2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.

Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения, они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей ступени по ФГОС.

        

Вопрос 6. Как определить готово ли образовательное учреждение, к введению ФГОС? Кто может принять решение о переходе на ФГОС?

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного) общего образования.

Для этого необходимо провести экспертизу (самоэкспертизу) на соблюдение в образовательном учреждении критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС (Приложение 1).

Вопрос 7.  Насколько разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru.

Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106),  федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября        2011 г. №  986).

Сформирован и утвержден  федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС.

Разрабатываются модели введения ФГОС в малокомплектной школе, модели реализации внеурочной деятельности, модель мониторинга введения и реализации ФГОС.

Вопрос 8.  Предполагает ли ФГОС разработку новых учебников? Можно ли использовать старые учебники при обучении по ФГОС?

Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.

Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Однако, поскольку ФГОС не определяет непосредственно содержание образования, усложняется предмет экспертизы: учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы стандартом.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23 апреля 2010 г. № 428, зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2010 г.,  регистрационный № 17623).

В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При  этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и  метапредметных и личностных результатов.

Вопрос 9.  Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)?

В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время в утверждённых ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении  на основе ФГОС  можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации  основной образовательной программы начального общего образования и др.

В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования обучающихся этой категории.

Вопрос 10. Приведёт ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на приём на работу (увольнение) работников образования?

При введении ФГОС существенно не меняются место работы,  трудовая функция педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдёт. Следовательно, не произойдёт и  существенных изменений определённых сторонами условий трудового договора. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на приём (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.

Вопрос 11. Что и как должно измениться в оборудовании рабочего места учителя в связи с введением ФГОС и  в соответствии с какими документами?

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Несоблюдение данных требований не обеспечит в полной мере  реализацию требований к  результатам  освоения основной образовательной программы.

Это обязательно потребует изменений в оборудовании рабочего места учителя. На федеральном уровне разработаны федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.

Вопрос 12. Как финансово справиться с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы?

Предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований ФГОС в части условий реализации основной образовательной программы, необходимо:

  1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы.
  2. Сделать экономический расчёт стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции.
  3. Провести оценку условий реализации основной образовательной программы основной образовательной программы, имеющихся по факту в каждом образовательном учреждении.
  4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии  с ФГОС в разрезе каждой школы.
  5. Вычислить величину региональных затрат  на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии  с ФГОС с учетом программы развития сети образовательных учреждений в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).
  6. Соотнести необходимые  затраты  с региональным графиком введрения ФГОС (на 1, 2 и 3-й ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии  с ФГОС ( по годам (всего n лет).
  7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из n лет, ориентируясь на цены текущего года.
  8.  Закрепить в региональном нормативном акте: план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС; способ уточнения доли повышения норматива с учётом реальных цен.
  9. Для обеспечения целевого расходования объёма средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии  с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.

Вопрос 13. Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

В качестве базовой для реализации внеурочной деятельности может быть использована следующая организационной модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности включает следующие компоненты:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т.д.);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.)
  • педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатогоквалификационных характеристик должностей работников образования
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Вопрос 14. В чём особенности организации внеурочной деятельности? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Какова должна быть наполняемость групп при организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания,  круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

При организации… в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 30.12.2005 № 854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216).

Для использования возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций образовательному учреждению целесообразно заключать договор о реализации внеурочной деятельности младших школьников. При этом необходимо учитывать п. 1.6. раздела I "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03"(Постановление от 3 апреля 2003 г. № 27) о наполняемости групп.

Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

Вопрос 15. Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы  на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»[6] в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Вопрос 16. Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах. Будут ли они оплачиваться?

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п.24 приказа Минобрнауки России  от 6 октября 2009 г. № 373) она подлежит финансированию.

Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения  и учреждения дополнительного образования детей

Вопрос 17. Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться?

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Вопрос 18. Будет ли финансироваться материально-техническое оснащение внеурочной деятельности?

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации (пп.1 п.6 ст.29 Закона).

Процедура наполнения ресурсного обеспечения, в том числе и внеурочной деятельности в начальной школе, происходит с учётом: федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. № 189; Санитарно – эпидемиологических требований к учреждением дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденные постановлением Минздрава России от 3 апреля 2003 г. № 27.

Вместе с тем нельзя полностью разграничить материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. В силу данной причины естественно некоторое дублирование отдельных средств обучения, которые могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной. Это лишь подтверждает наличие преемственных связей в организации учебного процесса и процесса за его рамками: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и в разных видах деятельности (урочной и внеурочной). Некоторые средства используются только во внеурочной деятельности, их отбор определяется наполнением содержания программ курсов внеурочной деятельности и особенностями занятий.

Вопрос 19.  Кто и как будет осуществлять контроль деятельности учителя  по реализации требований ФГОС?

Контроль деятельности учителя осуществляется в образовательном учреждении в соответствии с определённой в учреждении системой внутришкольного контроля на основе реализуемой в нём системы оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС система оценочной деятельности  и система внутришкольного контроля должны  быть переориентированы  на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, это должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Вопрос 20. Изменятся ли процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений в связи с введением ФГОС? И если изменятся, то в чём?

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям  реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Так как в соответствии с п. 9 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» предметом и содержанием экспертизы, проводимой при лицензировании образовательной деятельности, является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов, то прослеживается прямая взаимосвязь между федеральным государственным образовательным стандартом и государственными требованиями, которые предъявляются к образовательным учреждениям и организациям при проведении процедуры лицензирования. Сама процедура лицензирования на данном этапе не подвержена изменениям и состоит из этапов, закрепленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года №174, но предмет и содержание экспертизы, проводимой лицензирующими органами, определяются требованиями, зафиксированными в ФГОС.

Процедура аккредитации образовательных учреждений не будет изменена. В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Исходя из этого ФГОС становится определяющим нормативно-правовым актом при проведении экспертиз в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений. В этом контексте особую актуальность при государственной аккредитации образовательных учреждений имеют требования к результатам освоения основной образовательной программы. Аккредитационные органы при проведении процедуры государственной аккредитации обязаны руководствоваться ФГОС и принимать решения о государственной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с ним. Таким образом, ФГОС становится основным нормативно-правовым актом, в соответствии с которым предъявляются требования при предоставлении государственных услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Вопрос 21.  Ограничивает ли вновь введенный СанПин количество часов внеурочной деятельности?

Согласно п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

В то же время, в этом же пункте говориться, что величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3 (гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки).

Поскольку Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, то указанные выше положения регламентируют именно процесс обучения.

Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, то ограничения, накладываемые п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно п.10.28. и п.10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 указанных санитарных правил, а кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Приложение 1

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

разработана и утверждена основная образовательная программа начального (основного, среднего(полного)  общего образования образовательного учреждения;

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т.п.);

приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (учителей-предметников) и других педагогических работников(возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования);

обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного)  общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Приложение 2

Приложение

к распоряжению

Департамента общего образования

Минобрнауки России

от «6» июля 2010 г. № НД-1/03

ПОЛОЖЕНИЕ

о Координационном совете при Департаменте общего образования Министерства образования и науки  Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

  1. Общие положения

1.1. Координационный совет при Департаменте общего образования Министерства образования и науки  Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – Совет) является консультативно-совещательным органом, созданным с целью содействия  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  осуществляющим управление в сфере образования,   в организации  введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - образовательные стандарты).

1.2. Совет создается на период введения образовательных стандартов.

1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности Совета

2.1. Основными задачами Совета являются:

разработка предложений и рекомендаций по вопросам организации введения образовательных  стандартов;

подготовка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в решении актуальных проблем введения образовательных стандартов;

подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований образовательных стандартов;

рассмотрение в предварительном порядке проектов законов и нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации по данным вопросам;

мониторинг, анализ и рекомендации к использованию  моделей и механизмов введения образовательных стандартов (на региональном, муниципальном уровнях  и уровне образовательного учреждения);

рассмотрение и рекомендации к использованию примерных основных образовательных программ общего образования;

мониторинг и рекомендации по разработке и использованию дополнительных профессиональных образовательных программ и моделей подготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам введения и реализации образовательных стандартов;

регулярное информирование Минобрнауки России о ходе и промежуточных результатах введения  образовательных стандартов;

участие в организации и проведении научно-практических мероприятий по вопросам  введения образовательных стандартов.

2.2. Совет для выполнения возложенных на него задач:

анализирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по решению вопросов организации введения образовательных стандартов в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего образования;

принимает решение о необходимости создания рабочих групп для подготовки предложений по возникающим проблемным вопросам работы Совета;

регулярно заслушивает информацию региональных координаторов введения образовательных стандартов о ходе введения образовательных стандартов в субъектах Российской Федерации;

готовит предложения о проведении семинаров, совещаний с представителями субъектов Российской Федерации по вопросам введения образовательных стандартов;

готовит предложения по обеспечению реализации решений Минобрнауки России по вопросам организации введения образовательных стандартов;

готовит справочные и информационные материалы  по вопросам введения и реализации образовательных стандартов, об опыте работы  субъектов Российской Федерации в данном направлении.

  1. Состав Совета
  1. Председателем Совета является директор Департамента общего образования Минобрнауки России.
  2. Персональный состав Совета формируется по представлению руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
  3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.
  4. Состав Совета утверждается распоряжением Директора Департамента общего образования Минобрнауки России.

  1. Порядок работы совета

4.1. Заседание Совета проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

4.2. Повестка заседания формируется  председателем Совета на  основе решений Совета, предложений членов Совета и утверждается на заседании Совета.

4.3. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 списочного состава членов Совета.

4.4. Заседания Совета являются открытыми.

4.5. Для организации работы по основным направлениям деятельности Совет вправе образовывать рабочие группы, возглавляемые членами Совета.

4.6. Решения Совета принимаются простым большинством голосов; оформляются протоколами, которые подписываются председателем Совета или его заместителем, председательствующим на заседании.

4.7. Решения Совета, принимаемые в соответствии с его компетенцией, имеют рекомендательный характер.

5. Заключительные положения

5.1. Обеспечение деятельности Совета осуществляется отделом развития федерально-региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки России совместно с Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

 5.2. Деятельность Совета прекращается по решению Департамента общего образования Минобрнауки России по окончании введения образовательных стандартов.  


Приложение 3

Мероприятия

по обеспечению введения  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

Направления

мероприятий

Мероприятия

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

Институциональный

уровень

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования

Участие в разработке на основе ФГОС  примерной основной образовательной  программы начального общего образования в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей

Разработка на основе примерной основной образовательной  программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы

Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечении е  и др.).

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации

Подготовка инструктивно-методического письма Минобрнауки России о порядке введения ФГОС начального общего образования

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в субъекте РФ

Разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС

Утверждение федерального перечня учебников начального общего образования, соответствующих ФГОС

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Разработка Федеральных требований в части охраны и укрепления здоровья обучающихся

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС начального общего образования:

внесение изменений в методику формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования

внесение изменений в методику формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях

Подготовка нормативных правововых актов (представительного или исполнительного органа власти региона), определяющих (устанавливающих):

нормативное подушевое бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования;

новую систему оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС начального общего образования

Разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования

Заключение дополнительных  соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками[7]

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования

Подготовка и проведение Всероссийских семинаров-совещаний по вопросам введения ФГОС общего образования

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС начального общего образования и организация проведения данного мониторинга

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС общего образования второго поколения

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

Создание органов, координирующих  деятельность по подготовке к введению и введению ФГОС общего образования в субъекте РФ (региональный координационный совет и др.)

Создание постоянно-действующих консультационных пунктов, семинаров, тьюторских центров (в том числе в дистанционном режиме), по вопросам введения ФГОС общего образования на базе учреждений дополнительного профессионального образования, ВУЗов, инновационных общеобразовательных учреждений

Организация и проведение региональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам введения ФГОС общего образования второго поколения

Координация взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся

Формирование регионального бюджета с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования

Создание региональной системы мониторинга результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Обеспечение образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой под ФГОС начального общего образования

Разработка и публикация серии брошюр, сопровождающих подготовку к введению ФГОС начального общего образования в субъекте РФ

Организация деятельности  пилотных (апробационных) площадок введения ФГОС начального общего образования (в том числе на базе образовательных учреждений – победителей приоритетного национального проекта «Образование»)[8]

Обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования

Реализация моделей взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей и  учреждений культуры и спорта, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности  

Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования

Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС общего образования

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС общего образования

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС начального общего образования

Обеспечение повышения квалификации всех учителей начальных классов по вопросам ФГОС и готовности руководителей образовательных учреждений  к введению ФГОС начального общего образования

Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС.

Разработка (корректировка) плана  научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкции работников образовательного учреждения[9] 

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС с регионами, участниками введения ФГОС

Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые Стандарты

Организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования

Использование социальной рекламы для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования

Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых Стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования

Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих: организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка Федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса

Установление при необходимости  для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.

Разработка локальных актов, устанавливающих требования   к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса. (например,  положений о культурно-досуговом центре, инфрмационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре,  об учебном кабинете и др.)


Приложение 4

План-график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

Направления мероприятий

Мероприятия

Срок

Создание нормативного обеспечения введения ФГОС

Разработка примерной основной образовательной  программы начального общего образования

июль 2010 г.

Разработка плана-графика введения ФГОС начального общего образования в Российской Федерации

июль 2010 г.

Подготовка письма Минобрнауки России по вопросам введения ФГОС начального общего образования

август-октябрь 2010 г.

Внесение изменений в порядок проведения экспертизы учебников и административный регламент по утверждению федеральных перечней учебников на основе расширения предмета экспертизы учебников – соответствие ФГОС и ГОС

апрель – август    2010 г.

Разработка федеральных требования в части охраны и укрепления здоровья обучающихся

декабрь2010 г.

Утверждение федерального перечня учебников начального общего образования, соответствующих ФГОС

декабрь 2010 г.

Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС

Разработка методических рекомендаций, обеспечивающих  введение ФГОС:

Об использовании методики формирования расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования

Об использовании методики формирования системы оплаты и стимулирования труда в образовательных учреждениях

май 2011 г.

Создание организационного обеспечения введения ФГОС

Обеспечение координации деятельности субъектов РФ по подготовке и введению ФГОС начального общего образования. Создание Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки  Российской Федерации по вопросам организации введения ФГОС

2010 -2011г.г.,

заседание Совета      1 раз в квартал

Подготовка и проведение Всероссийских совещаний для региональных координаторов по вопросам введения ФГОС

ноябрь  2010 г.

февраль 2011 г.

Разработка методических рекомендаций по реализации принципов государственно-общественного характера управления образованием и расширению общественного участия в управлении образованием, включая примерные формы публичной отчетности образовательных учреждений и региональных образовательных систем

декабрь 2011 г.

Включение всех субъектов РФ в общероссийский мониторинг по введению ФГОС и организация проведения данного мониторинга

июнь 2011 г.

Проведение Всероссийских научно-практических конференций по проблемам и результатам  введения ФГОС

сентябрь 2011 г.

Подготовка к изданию и публикация брошюр серии «Стандарты второго поколения»

2010 -2011г.г.

Создание кадрового обеспечения введения ФГОС

Разработка рекомендаций по обновлению содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования с учетом ФГОС

сентябрь 2010 г.

Разработка примерных дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений по вопросам введения ФГОС

май 2011 г.

Подготовка тьюторов, обеспечивающих повышения квалификации педагогических работников по проблемам ФГОС

июнь-июль 2010 г.

январь-июнь 2011 г.

Создание информационного обеспечения введения ФГОС

Информирование общественности (в том числе педагогической) о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования  с использованием интернет-ресурсов (официальные сайты Минобрнауки России, РАО, ФИРО и др.), педагогических и научно-методических периодических изданий, средств массовой информации и др.

2010 -2011г.г.

Обеспечение деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия (СКИВ) как единой информационной среды, предназначенной для ведения проектной, методической и справочной информации, формируемой в рамках взаимодействия федерального органа координации введения  ФГОС общего образования с регионами, участниками введения ФГОС

2010 -2011г.г.

Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

Разработка федеральных требований к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений

Методические рекомендации по организации и материально – техническому оснащению внеурочной деятельности

декабрь 2010 г.

апрель 2011 г.

О введении ФГОС ОО - 03


[1] Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

[2] Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г.  №3266-1 «Об образовании»

[3] Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110

[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785)

[5] Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"

[6] К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)(пункт 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

[7] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424н "Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме"

[8] Данная позиция имеет место, если переход на ФГОС начального общего образования осуществляется в 2010 году

[9] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от от 26 августа 2010 г. №761н.