Выступление на МО
Выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remyosla_tulskoy_oblasti.doc | 38.5 КБ |
remyosla_tulskoy_oblasti.ppt | 1.43 МБ |
tula.doc | 32.5 КБ |
tula.ppt | 2.35 МБ |
interaktivnoe_obuchenie_doklad_na_mo.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2 Филимоновская игрушка
Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново, где добывается особая глина «синика» для ее изготовления.
При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».
Изготовлением традиционной филимоновской игрушки занимаются потомственные мастера своего дела - династии семей Дербенёвых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых.
Слайд 3 Тульская глиняная игрушка
В «Памятной книжке Тульской губернии на 1895 г.» есть сведения о том, что практически с момента основания города в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована гончарная слобода «Большие гончары». В народе игрушки называют «князьками»
. В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим.
Слайд 4 Белёвская глиняная игрушка «Белевская барыня»
Датируется примерно XVI-XVII веками.
Признаками, отличающими белевскую барыню от прочих, являются удивительно тонкая шея и стройная талия, гармоничные пропорции соотношения основных узлов (низ юбки, фалды, плечевой пояс и шляпа с курочкой). Наличие свистящего петушка на шляпе или плече. Летний и зимний вариант с длинным рукавом.
В отличие от тульской расписывается также и ручка зонтика, а на самый низ юбки наносится узор сетка – мотив, взятый из белевских кружев.
«Белевская барыня» сегодня переживает свое второе рождение. Возродил и развивает традиционный промысел с 2005 года Юрий Жиляев, преподаватель местной школы искусств
Слайд 5 Белевское кружево
Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет белевского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.
Белевское кружево сильно отличается от других чрезвычайной простотой геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Насновки в белевском кружеве не овальные, а прямоугольные. Редкие промежутки заполняют диагональными решётками из плетешков, так что тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном шарфами, каймами для носовых платков, отделками для платьев, покрывалами для столов.
Слайд 6 Изготовление пряничных досок
- Тульский пряник был печатным. Делался он с помощью деревянных форм-матриц. Из твердых пород дерева (береза, груша) брали самую крепкую часть – комель. Его нарезали на дощечки, сушили в специальных сараях со съемными стенами от 5 до 20 лет, и только после этого мастер наносил узор, обязательно в зеркальном отражении, рисунком наоборот.
- Резьбе придавалось особое значение. Красота печатного пряника зависела от фантазии и таланта мастера. Более полувека занимается этим сложным делом Николай Васильевич Горчаков, народный мастер России, лауреат нескольких всесоюзных и всероссийских конкурсов народного художественного творчества.
- Все доски Горчакова резаны по его рисункам. Это тульская тема: Левша, сидящий перед наковальней, выполняющий тонкую, по-настоящему художественную работу, требующую и смекалки, и сноровки, и терпения. Это толстовские, яснополянские сюжеты: на досках видны и въездные башенки в усадьбу писателя, и дом Л.Н.Толстого, и Литературный музей. Проработана каждая деталь обстановки усадьбы, пейзажа.
Слайд 7 Тульские самовары
В 1760-х годах оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле свое частное, или, как тогда говорили, «партикулярное» предприятие, выпускавшее не только кастрюли, но и «приборы для нагревания воды».
В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров
Завод более 110 лет занимается выпуском самоваров и самоварных принадлежностей
Слайд 8: Тульская всечка
Узоры делаются путем врезания, а если быть точным, инкрустирования в дерево металлов, камней, других пород дерева.
Процесс выполнения насечки состоит из двух основных этапов: выполнения углублений и заполнения их вставками из другого металла. Углубления можно получить с помощью металлографических резцов (штихилей), чеканов, а также зубильцев или сечек. С правой стороны на верстаке мастер постоянно держит два молотка: одним молотком он работает с зубильцами и чеканами; другой используется при вбивании металла в углубления и проковке элементов инкрустации. Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской все элементы находятся вровень с поверхностью изделия, а у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие «бугорки».
Слайд 9: Белёвская пастила
Производят с конца 19 века в городе Белёве. Готовится из взбитой с сахаром и яичным белком мякоти печёных яблок сорта антоновка. Чаще всего белёвскую пастилу делали слоёной — в виде рулетов.
- Начало производства белёвской пастилы связано с именем купца Амвросия Прохорова, который в 1858 году заложил большой плодовый сад, а в 1888 году открыл сушильню для переработки плодов, на которой стал производить пастилу.
- В 1890 году белёвская (также известная как «прохоровская») пастила завоевала первый приз на выставке садоводства в Санкт-Петербурге, после чего Прохоров основывает собственные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Тбилиси. В 1899 году Прохоров выпускает работу «Приготовление белёвской чисто-яблочной пастилы».
- Производство прохоровской пастилы временно прекратилось в 1918 году, когда имущество Прохорова было национализировано. В годы НЭПа производство белёвской пастилы возобновил его сын Николай Амвросиевич, который открыл фирменный магазин «Прохоров и сыновья» у Никитских ворот в Москве. В 1926 Николаю Прохорову предлагают стать главным инженером Белёвского государственного сушильного завода. После своего отказа он был репрессирован.
- Белёвской завод работал до начала 1990-х годов. После этого белёвская пастила выпускалась только местными кустарями.
Слайд 10 Тульская вышивка
Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.
В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими.
Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.
Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Филимоновская игрушка - Название происходит от названия деревни Филимоново Три цвета: малиновый, желтый и синий. Сюжеты: «барыни» «солдаты» «всадник» «крестьянин».
Тульская глиняная игрушка В народе игрушки называют «князьками» . В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим.
Белёвская глиняная игрушка «Белевская барыня» XVI-XVII век . Признаки: - удивительно тонкая шея -стройная талия -наличие свистящего петушка на шляпе или плече. -летний и зимний вариант с длинным рукавом. -расписывается ручка зонтика, а на самый низ юбки наносится узор сетка
Белевское кружево Отличия: -простотой - замкнутый орнамент, - редкие промежутки заполнены диагональными решётками из плетешков, -орнаментальный узор и фон неразъединимы и воспринимаются единым целым -плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток.
Изготовление пряничных досок - Пряник печатный - Формы из берёзы или груши - Сушка форм 5-20 лет - Темы: Левша, сидящий перед наковальней, толстовские, яснополянские сюжеты
Тульские самовары В 1760-х годах оружейник Федор Иванович Лисицын создал в Туле «партикулярное» предприятие, «приборы для нагревания воды». В 1956 г. тульский завод «Штамп» освоил выпуск электрических самоваров Завод более 110 лет занимается выпуском самоваров и самоварных принадлежностей
Тульская всечка Узоры делаются путем врезания, в дерево металлов, камней, других пород дерева. Два этапа: - выполнения углублений - заполнения их вставками из другого металла. Два вида инкрукстации: - плоская (все элементы находятся вровень с поверхностью изделия) - рельефная (элементы несколько выступают, образуя небольшие «бугорки»).
Белёвская пастила - Готовится из взбитой с сахаром и яичным белком мякоти печёных яблок сорта антоновка. рулетов. - Начало производства белёвской пастилы связано с именем купца Амвросия Прохорова , который в 1858 году заложил большой плодовый сад, а в 1888 году открыл сушильню для переработки плодов, на которой стал производить пастилу.
Тульская вышивка -Приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. -Изобразительные мотивы преобладают над геометрическими. -Вышивки многоцветны. -Наиболее интересна из вышивок среднерусской полосы цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей.
Тульское деревянное кружево
Предварительный просмотр:
Слайд 4 Конь камень
Причудливое нагромождение глыб кварцитовидного песчаника на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области. Вес камня более 20 тонн. Конь-Камень стоит на трех других валунах, как на ногах. Он напоминает по форме конскую голову. Его окружают другие валуны. Конь-Камень, по словам старожилов окрестных сел, являлся культовым объектом вплоть до середины XX века. Раз в год совершалось обрядовое опахивание вокруг мегалита, чтобы предотвратить падёж скота.
Слайд 5 фИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново. Основную массу изделий составляют свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи, расписанные яркими анилиновыми красками малинового, зелёного, жёлтого и голубого цвета, замешанными на яйце. Краски наносятся их куриным пером. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Слайд 6
Мемориальный музей Н.И. Белобородова
Дом Белобородовых был построен в 1794-1799 годах. 25 марта 1995 года в этом доме открыт мемориальный музей создателя хроматической гармоники Николая Ивановича Белобородова. Н. И. Белобородов (1828 - 1912) всю свою жизнь прожил в этом доме. Здесь им была изобретена хроматическая гармоника и создан первый в России оркестр любителей игры на хроматических гармониках
Слайд 7 Музей «Некрополь Демидовых»
Составной частью музея является родовая усыпальница знаменитых металлозаводчиков, предпринимателей и благотворителей Демидовых в Николо-Зарецком храме - единственное уцелевшее к настоящему времени внутрицерковное захоронение представителей рода. Здесь похоронены первые легендарные Демидовы: Никита Демидович (внешний некрополь), Акинфий Никитич, его вторая жена - Евфимия Пальцова, его сын - Григории Акинфиевич с женою Анастасией Павловной и другие Демидовы, имена которых пока неизвестны.
Слайд 8 Тульский Кремль
- Без малого пять веков существует Тульский кремль. Кремль имеет 9 башен, четыре из них с воротами: Спасская (с воротами), Одоевская, Никитская, Ивановская (с воротами), Ивановская (Тайницкая), На погребу, Водяных ворот, Наугольная, Пятницкая (с воротами).
- Кремль - это "город в городе". В крепости жило почти все население, как военное, так и гражданское. В конце XVII века в Тульском кремле было 107 дворов и 197 жителей. Первая улица Тулы находилась в Кремле, называлась Большой Кремлевской. На территории Кремля находятся два собора.
- Успенский собор в стиле барокко построен в 1766 году. В 1855 - 1862 гг. в память воинов - туляков, погибших в Отечественной войне 1812 года, строится Богоявленский собор. В настоящее время в Богоявленском соборе размещается Государственный музей оружия.
Слайд 9 Араповские пещеры
Система рукотворных ходов и пещер. Расположена на берегу ручья недалеко от н/п Титяковка (ранее Араповка) Венёвского района. Вход в пещеры находится в 0,5 км. южнее с. Гремячее.
Версии о возникновении пещер:
1. оборонительные сооружения
2. попытка создать подземный монастырь наподобие Киевско-Печорской
Слайд 10 Святой источник "Прощенный колодец"
Расположен в п. Грибоедово
Согласно народным преданиям здесь Дмитрий Донской омывал целебной водой раны, прощался с погибшими воинами.
В 2001 г. – источник освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Слайд 15
Поленово
Основан в 1892 г. народным художником России В.Д.Поленовым и является первым народным музеем в русской деревне. В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д.Поленова, И.Е.Репина, К.Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк.
Слайд 17 Часовня Благоразумного разбойника
У здания все внешние и внутренние признаки православной часовни. Но ни одна из русских православных церквей - ни официальная РПЦ, ни какая-либо из раскольничьих, часовню не освящала. Имя и фамилия человека, её построившего, неизвестны, хотя многие в селе Анишино Венёвского района его нередко видят и знают в лицо. Многое объясняет надпись на камне у входа: "Если вдруг среди вас найдется настоящий разбойник, помолись и о нас".
Слайд 19
Дворянская усадьба конца XVIII - начала XX в. Включает в себя дом, в котором жил Л.Н.Толстой и его семья с сохранившейся в нем обстановкой и библиотекой, флигель для гостей, где сейчас размещаются сменные экспозиции и выставки и дом для прислуги, в настоящее время административное здание; надворные постройки; парки с каскадом прудов, разбитые в конце XVIII - начале XIX вв.; фруктовые сады площадью в 40 га; лесные участки, большая часть которых посажена Л.Н.Толстым в 1870-1900-е гг. Здесь в лесу "Старый Заказ" в ноябре 1910 г. был похоронен Л.Н.Толстой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Богородицкий Дворцово-парковый ансамбль графов Бобринских Бобринские происходили от сына Екатерины II и Григория Орлова – Алексея. Фамилия Бобринские – от названия Бобриковой волости, куда входил Богородицк. Дворец в стиле раннего классицизма на реке Уперта.
Музей «Тульский некрополь» Занимает территорию трёх исторических кладбищ города: Всехсвятского, Спасского (Зареченского) и Чулковского. Могилы Тульских защитников, начиная от тульских ратников, защищавших границы от татар, до героев Советского Союза и видных деятелей революции. Архитектурные памятники: белокаменные резные надгробия, склепы, кованные кресты
Конь-камень Глыбы кварцитовидного песчаника на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области. Вес камня более 20 тонн.
Филимоновская игрушка ОдоевскИЙ район Тульской области. Название получил от деревни Филимоново. свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи, анилиновые краски малинового, зелёного, жёлтого и голубого цвета, замешанные на яйце. Краски наносятся их куриным пером.
Мемориальный музей Н.И. Белобородова Дом построен в 1794-1799 годах. 25 марта 1995 года в этом доме открыт мемориальный музей создателя хроматической гармоники Николая Ивановича Белобородова. Н. И. Белобородов (1828 - 1912) всю свою жизнь прожил в этом доме. Здесь им была изобретена хроматическая гармоника и создан первый в России оркестр любителей игры на хроматических гармониках
Музей «Некрополь Демидовых» . Составной частью музея является родовая усыпальница знаменитых металлозаводчиков, предпринимателей и благотворителей Демидовых в Николо-Зарецком храме - единственное уцелевшее к настоящему времени внутрицерковное захоронение представителей рода.
Музей «Тульский Кремль» Пять веков 9 башен Первая улица Тулы называлась Большой Кремлевской. Успенский собор построен в 1766 году. В 1855 - 1862 гг. в память воинов - туляков, погибших в Отечественной войне 1812 года, строится Богоявленский собор. .
Араповские пещеры Система рукотворных ходов и пещер. Расположена на берегу ручья недалеко от н/п Титяковка (ранее Араповка) Венёвского района. Вход в пещеры находится в 0,5 км. южнее с. Гремячее. Версии о возникновении пещер: 1. оборонительные сооружения 2. попытка создать подземный монастырь наподобие Киевско-Печорской Лавры.
Святой источник "Прощенный колодец" Расположен в п. Грибоедово Согласно народным преданиям здесь Дмитрий Донской омывал целебной водой раны, прощался с погибшими воинами. В 2001 г. – источник освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.
Историко-мемориальный музейный комплекс "Бобрики" Эту усадьбу основала Екатерина II и завещала ее своему сыну А.Г. Бобринскому. Сейчас здесь городской краеведческий музей, планетарий, усыпальница графов Бобринских (архитектор В.Милинский, нач. XIX в.) и усадебный парк - памятник садово-парковой архитектуры XVIII - XIX вв. Донской район
Мемориал Куликовской битвы на Красном Холме Место, где по преданию располагалась ставка темника Мамая, здесь же было водружено знамя победы. Колонна-памятник Дмитрию Донскому, храм Преподобного Сергия Радонежского. В храме расположен музей Куликовской битвы.
Анастасов монастырь Монастырь основан в XVI века, в XVII веке появились каменные постройки, в том числе и Богородице-Рождественская церковь (1669-1675) - одна из красивейших на тульской земле. Расположен на противоположном от Одоева берегу реки Упа (Одоевский район)
Одоевское городище (Соборная гора) Городище датируется XII-XVIII в.в. и с момента постройки имело стратегическое оборонное значение. Позднее на этом месте была установлена хорошо укрепленная Одоевская крепость, ставшая частью Большой засечной черты. Соборной горой место стало называться позднее, по наименованию Воскресенского собора, который был построен в этом месте. До нашего времени дошли только валы. Так же тут установлена памятная стела.
Музей-заповедник В.Д.Поленова Основан в 1892 г. народным художником России В.Д.Поленовым и является первым народным музеем в русской деревне. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк.
Исток реки Дон Находится в Детском парке города Новомосковска. Небольшой ручеек, вытекающий из-под большого серого валуна. Недалеко от истока расположена скульптурная композиция.
Часовня Благоразумного разбойника У здания признаки православной часовни. Церковь часовню не освящала. Имя и фамилия человека, её построившего, неизвестны надпись на камне у входа: "Если вдруг среди вас найдется настоящий разбойник, помолись и о нас".
Музей-усадьба А.Т.Болотова Заокский р-н, д. Дворяниново. А.Т.Болотов, известный ученый, почвовед, основатель агрономии, писатель и философ. Спроектировал сад дворцово-паркового ансамбля графов Бобринских.
Ясная поляна Дворянская усадьба конца XVIII - нач XX в. Включает в себя: -дом, в котором жил Л.Н.Толстой -флигель для гостей - дом для прислуги, -надворные постройки -парки с каскадом прудов -фруктовые сады площадью в 40 га -лесные участки Здесь в лесу "Старый Заказ" в ноябре 1910 г. был похоронен Л.Н.Толстой.
Предварительный просмотр:
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы:
- ребёнок научился учиться
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений
- Учителя с детьми
- Детей друг с другом
- Каждого ребёнка с учителем
- Ученика с коллективом
Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.
В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»
Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
- Умение работать с командой и в команде
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Методические приёмы интерактивного обучения:
- Игры
- Пары и группы
- «Мозговая атака»
- «Общая дискуссия»
- Проекты
- Семинары
- «Общий галдёж»
- Словесные ассоциации
- Воспроизведение информации
Классификация игр:
- По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация
- По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие
- По области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые
- По игровой среде: компьютерные, технические, настольные, телевизионные
Ролевая игра
Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам
Деловая игра
- Имитация в игре реального процесса с помощью модели
- Различие интересов участников игры
- Наличие общей игровой цели
- Реализация цепочки решений
- Использование гибкого масштаба времени
Ситуативные игры
- Ситуации – иллюстрации
- Ситуации – упражнения
- Оценочные ситуации
- Проблемные ситуации
- Прогностические ситуации
Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия.
Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений
«Мозговая атака»
Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей.
Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.
Правила проведения
- Запрещена критика выдвинутых идей
- Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
- Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
- Наличие ролей
- В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
- Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
- Активное взаимодействие всех участников
- Применение системы оценки, стимулирование
Общая дискуссия
Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Стадии дискуссии
- Ориентация
- Оценка
- Консолидация
Виды дискуссий
- Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока
- Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника
- Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
Проектная деятельность
Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени.
Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.
Этапы работы над проектом
1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)
2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)
Методика организации семинара
1. Определение вопросов для обсуждения
2. Подбор литературы
3. Отбор отдельных жизненных ситуаций
4. Распределение участников по группам
5. Продумывание сценария
6. Оформление наглядности
« Общий галдёж»
Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
Рисование
Приём используется с целью развития:
- наблюдательности
- навыков совместной работы
- воображения
Воспроизведение информации
Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме.
Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.
Правила управления успехом на уроке
1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.
3. Благоприятный психологический климат на уроке.
4. Способность учителя удивлять.
5. Любовь к детям.
6. Индивидуальный подход.
7. Умение учителя выдавать домашние задания.
8. Комментирование отметки.
9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.
Выводы:
- Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
- Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Интерактивные методы обучения на уроках географии
в сельской школе
Подготовила: учитель географии
МБОУ «Пушкинская ООШ №22»
Маматкулова О.И.
Примеры использования интерактивных методов:
Тема: «Российская Федерация» - 9 класс
На этапе закрепления ученикам предлагается на слайде презентации контуры регионов. (можно обвести на контурной карте) Необходимо по памяти назвать регион, его столицу и дать краткую характеристику.
Тема: «Железнодорожный транспорт» - 9класс
Практическая работа: вместо описания БАМа, учитель, рассказав о сложностях его строения, ставит вопросы: «Зачем прокладывать дорогу по таким непроходимым местам?», «Есть ли более удобный обходной путь»
Ученики обсуждают по карте варианты с учётом рельефа, полезных ископаемых, возможности транспортировки рельсов, строительных материалов. Ищут и рисуют новый путь, сравнивая с БАМом. Такой вариант: трасса Тында – БАМ.
Тема: «Центральная Россия» - 8 класс, 9 класс
Игра "Ассоциация". Суть игры в том, чтобы используя свои знания о Центральной России, группы поочередно называют слова-ассоциации со словом " Центральная Россия". Они в виде солнца с лучами записываются на доске. В итоге мы получим солнце с лучами, где основание-это " Центральная Россия", а лучи - это ее признаки.
Тема: Влияние хозяйственной деятельности человека на природу» 9 класс
Предлагаются изображения разных видов жилищ. Ученики обсуждают, где возможно сооружение подобных объектов.
Тема: Народы России – 9 класс
Заранее класс делится на группы. Каждая получает своё задание подготовить доклад на тему:
-культура русского народа
-народы севера
-народы Северного Кавказа
-народы, исповедующие буддизм
-народы Тульской области
На уроке группы зачитывают доклады, идёт их обсуждение, дополнение. На закрепление: написать сочинение о традициях одного из народов.
Тема: Обобщение по теме: «Внутренние воды» - 8 класс
Станции:
-«термины» объяснит термины: исток, устье, водораздел, бассейн реки, падение, уклон и т.п.
-«карта» показать 5 рек России от истока до устья
-«статисты» - проанализировав таблицы, вычислить уклон и падение рек.
-«объясни» - почему, например, река Енисей течёт на север.
Тема: «Природные зоны Евразии» - 7 класс
После объяснения класс делится на группы и каждая составляет рисунок природной зоны
Тема: «АПК» - 9 класс
Дискуссия:
Учитель раздаёт каждому ученику карточки, где указана проблема АПК. Ученик в течении 7 минут разрабатывает пути решения, готовит аргументированный ответ. Он может быть и неправильным.
Каждый ученик получает по 5 жетонов одного цвета. За обсуждение проблем других учеников, ученик получает жетон этого ученика. В конце урока у каждого ученика должны быть разные жетоны.
Вопросы:
-Какие качества необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство и почему?
-Что бы вы предприняли для производства экологически чистой с\х продукции?
Тема: «Австралия» обобщение. Урок-путешествие
-штурман – прокладывает курс корабля, обговаривает условия, в которых будет проходить плавание, доказывает с какой стороны и почему удобнее плыть к материку.
- биолог – подбирает материал о флоре и фауне
-этнограф - о коренном населении, его быте, обычаях
-эколог - о проблемах природы
Тема: «Атмосфера» - обобщение 6 класс
На игровом поле ученик выбирает номер вопроса.
№1 лёгкий уровень
№5 самый сложный
Тема: «Озеро Байкал» - 8 класс
Геошанс
Учитель объясняет правила игры. Все фишки прикрепляются магнитами на клетку «Старт» (можно использовать иголочки разного цвета, если нет магнитной доски). Команды в порядке очереди бросают кубик, отвечают на вопросы, выпавшие им. За каждый правильный ответ команда получает определённое количество баллов: 1, 2, 3, 4, 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, получает оценку «5».
Вопросы в игре составлены с учётом сложности:
К-1: знание понятий
К-2: умение дать определение понятию
К-3: знание основных взаимосвязей
К-4: знание цифровых данных
К-5: практические навыки
Внеклассное мероприятие – 6 класс
Каждая команда получает путевой лист с последовательным списком станций, чтобы не было столкновений между командами. Для работы на станциях время регламентируется. Каждая команда получает одинаковые задания на каждой станции.
Станции:
-планетарная
-топографическая
-географическая математика
-номенклатурная
-координатная
-кроссворд вулкан
-охраняй природу