Формирований знаний у младших школьников с помощью дидактических игр на уроках окружающего мира

Соловьёва Виктория Александровна

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников

1.1.Психолого-педагогические особенности младших школьников как условия формирования их знаний о животном мире

1.2.Значение знаний о животном мире в формирование личности ребёнка

1.3.Содержание знаний о животном мире в учебных программах по предмету «Окружающий мир» для начальной школы

1.4.Дидактическая игра как метод формирования знаний у младших школьников о животном мире

1.4.1.Роль дидактической игры в формировании знаний об окружающем мире у младших школьников

1.4.2.Виды дидактических игр и особенности их использования учителем в процессе преподавания окружающего мира

Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию знаний у младших школьников о животном мире с использованием дидактических игр.

        2.1.  Диагностика уровня знаний у учащихся о животном мире

        2.2.  Формирование знаний о животном мире  у младших школьников с применением дидактических игр

        2.3. Анализ результатов формирующего этапа исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zashchita_2.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт педагогического образования Кафедра естествознания Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование» Профиль подготовки: «Начальное образование» ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА Формирование знаний о животном мире с помощью дидактических игр у младших школьников Автор: Соловьева Виктория Александровна студентка 4 курса 41 А группы заочной формы обучения

Слайд 2

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников 1.1.Психолого-педагогические особенности младших школьников как условия формирования их знаний о животном мире 1.2.Значение знаний о животном мире в формирование личности ребёнка 1.3.Содержание знаний о животном мире в учебных программах по предмету «Окружающий мир» для начальной школы 1.4.Дидактическая игра как метод формирования знаний у младших школьников о животном мире 1.4.1.Роль дидактической игры в формировании знаний об окружающем мире у младших школьников 1.4.2.Виды дидактических игр и особенности их использования учителем в процессе преподавания окружающего мира Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию знаний у младших школьников о животном мире с использованием дидактических игр. 2.1. Диагностика уровня знаний у учащихся о животном мире 2.2. Формирование знаний о животном мире у младших школьников с применением дидактических игр 2.3. Анализ результатов формирующего этапа исследования Заключение Список литературы Приложение

Слайд 3

Актуальность Актуальность дидактической игры в формировании знаний о животном мире у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что основной задачей современного образования является развитие самостоятельной и творческой личности. У детей младшего школьного возраста закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные. Поэтому ознакомление с животными неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. За счет чего можно осуществить ознакомление младших школьников с животным миром? За счет дидактических игр. В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования с введением игровых приемов в практику обучения. Игра занимает у детей много внимания в младшем школьном возрасте, она остается специфической деятельностью, цель которой не в результате, а в самом процессе. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. В игре развивается память, речь, воображение.

Слайд 4

Логический аппарат исследования Объект исследования: процесс формирования знаний о животном мире у младших школьников. Предмет исследования: формирование знаний о животном мире у младших школьников с помощью дидактических игр. Цель исследования: на основании теоретического и эмпирического исследований разработать и апробировать программу формирования знаний о животном мире у младших школьников с использованием дидактических игр. Гипотеза исследования: процесс формирования знаний о животном мире у младших школьников при изучении дисциплины «Окружающий мир» будет более эффективным, если учитель будет целенаправленно и систематически использовать дидактические игры .

Слайд 5

Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования: - рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников как условие формирования их знаний о животном мире; - раскрыть содержание знаний о животном мире в учебных программах; - проанализировать роль дидактических игр в формировании знаний об окружающем мире у младших школьников; 2. Провести диагностику уровня сформированности знаний о животном мире у младших школьников. 3. Отобрать и апробировать в ходе формирующего этапа исследования дидактические игры, направленные на формирование знаний у младших школьников о животном мире. 4. Проанализировать результаты формирующего этапа исследования и сделать выводы. 5. Разработать рекомендации учителям начальных классов об использовании дидактических игр для формирования знаний у младших школьников о животном мире.

Слайд 6

Методы исследования: анализ литературных источников, синтез, обобщение, анкетирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов. Исследование проходило на базе: МОБУ СОШ №18 г. Твери, на протяжении 2013 – 2014 годов.

Слайд 7

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о животном мире у младших школьников Рассмотрев психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста можно сказать, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития; сформированностью определенного объема знаний и навыков; интенсивным развитием произвольной формы памяти и мышления. Знания о животных способствуют воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным. Поэтому, отношение детей к животным - это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. При этом достигается цель - формирование нравственного человека в целом. Если ребенок научился сопереживать с другим существом - пусть это животное - он также сочувственно отнесётся к чужой боли, если страдает человек. Сравнивая программы А.А.Плешакова и Ф.Виноградовой можно сказать, что обе программы направлены на формирование знаний о животном мире у младших школьников. Но в ходе сравнения, выяснили что в программе А. А. Плешакова большое внимание уделяется охране природы и знакомство с редкими животными занесенными в Красную книгу.

Слайд 8

Одним из методов формирования знаний о животном мире является дидактическая игра. Это вид учебных занятий, с поддержкой, которой представляется возможность, развить у учащихся внимание, смекалку, находчивость, сообразительность и память. Она рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний младших школьников об окружающем нас мире. Игры предоставляют ребятам больше опыта в коллективной работе. В абсолютно во всех дидактических играх имеется общая цель – отыскать способ сотрудничества, достигать общей цели, действуя в рамках определенных общепризнанных законов. Дидактические игры могут помочь: - укрепить дружеские отношения в классе; - повысить активность и инициативу школьников; - умение следовать всем правилам;

Слайд 9

Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию знаний у младших школьников о животном мире с использованием дидактических игр. Цель эмпирического исследования: определить уровень сформированности знаний о животном мире с помощью дидактических игр у детей младшего школьного возраста.

Слайд 10

Этапы Сроки Используемые методики и методы исследования Цель 1-й констатирующий 10.09-20.09 2014г. Анкетирование Выявить уровень сформированности знаний о животном мире у учащихся 2-й формирующий 25.09-30.11.2014 г Разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием дидактических игр Разработать и апробировать программу формирования знаний о животном мире у младших школьников с использованием дидактических игр 3-й контрольный 1.12. - 10.12. 2014г. Анкетирование Проанализировать результаты

Слайд 11

Констатирующий этап исследования Цель констатирующего этапа исследования: определить уровень сформированности знаний о животном мире с применением дидактических игр у детей младшего школьного возраста.

Слайд 12

Таблица 3. Характеристика уровней знаний учащихся о животном мире Уровень Характеристика Баллы Высокий Учащиеся в полной мере владеют знаниями о разнообразии животных; знают и имеют представление кто такие насекомые, рыбы, птицы и звери; могут отличить их по внешнему строению; имеют представление о питании и строение животных, их размножение, где и как их содержать. 11-15 Средний Учащиеся допускают небольшое количество ошибок на тему разнообразие животных; имеют недостаточно четкие представления о том, кто такие насекомые, рыбы, птицы и звери; не совсем точно могут отличить их по внешнему строению; имеют представление о питании и строение животных, их размножение, но не знают где и как их содержать. 7-10 Низкий Учащиеся не владеют знаниями по теме разнообразие животных; знания о том, кто такие насекомые, рыбы, птицы и звери разрозненные, часты заблуждения, отсутствует осознанность, прочность. Не могут отличить их по внешнему строению; не имеют представлений о питании и строение животных и их размножение. 5-7

Слайд 13

Рис. 1 Уровни сформированности знаний о животном мире у учащихся экспериментального и контрольного классах на констатирующем этапе исследования.

Слайд 14

Формирующий этап исследования Цель формирующего этапа исследования: повысить уровень знаний о животном мире с помощью дидактических игр у младших школьников. Программа представляет собой систему уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование знаний о животном мире с применением дидактических игр.

Слайд 15

№ п/п Форма проведения Тема занятия Цель занятия Дидактическая игра Цель дидактической игры 1. Урок изучения нового материала «Разнообразие животных» Ознакомить с классификацией животных и их групповыми признаками. Игра «Караси и щуки» и «Кто есть кто?» Научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида и относить их к группам. 2. Урок - обобщения Разнообразие животных Обобщить и закрепить знания о разнообразии животного мира Игра «Третий лишний» Игра «крестики-нолики» Выбирают в каждом ряду лишнее животное, обосновывают свой выбор 3. Классный час «Что мы знаем о животном мире?» Способствовать закреплению и расширению знаний о животных; воспитывать нравственно-эстетические качества Игра для болельщиков «Поющие животные». Игра с болельщиками «Кто как кричит». Игра «Да – нет» Познакомить детей с пением животных, с криком

Слайд 16

4. Урок «Кто что ест. Составление цепей питания.» Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи; Рассмотреть цепи питания и научить их составлять на ноутбуках Игра «Исправь ошибки» Закрепить и совершенствовать знания детей в распознавании групп животных по признаку питания и учить выстраивать объекты природы в цепи питания. 5. Викторина «Лес чудес» Развивать мышление и сообразительность, интерес к природе, животным; Игра «Лес чудес» Обобщить и систематизировать полученные знания в игре. 6. Урок - соревнование « Дикие и домашние животные» Закрепить умение учащихся различать домашних и диких животных; развивать интерес к окружающему миру, активную жизненную позицию Игра «Дикие и домашние животные» Совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным признакам 7. Урок-конференция «Охрана животных» Обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязях в природе; Игра « Как помочь животным» Раскрыть причины сокращения численности животных и как оказать помощь.

Слайд 17

8. Внеклассное мероприятие «Животный мир нашей Родины» Развитие познавательного интереса, актуализация знаний о представителях различных царств, Игра «Своя игра» Обобщение и закрепление знаний о животном мире 9. Экскурсия « В поисках птичьих песен» Ознакомление с правилами осеннего учёта птиц. Игра «Отгадай птицу»; Игра «Синицы и ястреб». Умение различать виды птиц по их характерным чертам 10. Урок -познания мира « Птицы» Ознакомление с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту Игра “ Птицы” Игра “Покорми птиц” Закрепить и совершенствовать знания о птицах у учащихся 11. Урок «Строение и разнообразие животных» Обобщить и систематизировать знания о строении и разнообразии животных; выявить особенности питания животных; показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи; Интеллектуальный марафон Игра « Отгадай загадку» Обобщить знания о животных

Слайд 18

12. Краеведение. Внеклассное мероприятие «Друзья мои – птицы небесные» Обобщить знания детей о разных видах птиц нашего края; Игра звездный час «Друзья мои – птицы небесные» Обобщить знания детей о разных видах птиц нашего края; 13. Классный час Животные вокруг нас. - Развитие у учащихся познавательного интереса к окружающей среде: - Формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия: Игра «Войди в образ» Разыгрывание сценки с последующим обсуждением Игра-эстафета «Строим будку для собачки». Представить себя любым животным, расказать чем он питается, как живет, чем занимается. Обобщить знания о животных. Сформировать бережное отношение к домашним питомцам. 14. Интеллектуальная игра «Своя игра» « В мире животных» - Углубление и обобщение знаний детей о многообразии животного мира; - Развитие познавательной активности учащихся начальной школы через интеллектуальную игру. Игра « В мире животных» с применением ИКТ С помощью загадок о животных, описания, учащиеся должны узнать о ком идет речь. Закрепление знаний о разнообразии рыб, птиц, домашних и диких животных.

Слайд 19

15. Внеклассное мероприятие "Своя игра" «Международный день защиты животных» Воспитание любви к живой природе Игра « Своя игра» С применением ИКТ Закрепить знания о защите животных и их жизни с помощью загадок и пословиц. 16. Урок « Зимующие птицы» Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. -Уточнить знания о значении природных условий для жизни птиц. -Развивать умение находить взаимосвязи в природе. -Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему Игра«Зимующие птицы» Ребенок, исполняющий роль птицы, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. 17. Ярмарка «Добрая зима» Проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. Ярмарка – игра- кормушки для птиц. Воспитывать любовь к птицам.

Слайд 27

Контрольный этап исследования Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты анкетирования контрольного этапа исследования Рис. 2 Уровни сформированности знаний о животном мире у учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе исследования.

Слайд 28

Рис. 3 Изменение уровня знаний о животных у учащихся экспериментального класса на контрольном этапе исследования.

Слайд 29

Заключение Формирование знаний о животном мире у младших школьников происходит более эффективно, если учитель в своей работе будет целенаправленно и систематически применять дидактические игры с учетом психолого-педагогических особенностях учащихся

Слайд 30

Рекомендации В процессе формирования знаний о животном мире необходимо опираться на теоретические положения о психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста Л.С.Выготского, Л.А. Леонтьевой, Л.Н.Божович и др. и методические рекомендации по использованию дидактических игр Л.П.Симоновой, Р.М. Мироновой, В.Г.Буковской.. Использовать дидактические игры на занятиях как прием для обеспечения плавного перехода от одной деятельности учащихся к другой. На этапе проверки знаний учащихся лучше использовать игры и игровые ситуации: кроссворды, загадки, ребусы. На этапе изучения нового материала для повышения познавательного интереса учащихся желательно применять интеллектуальные игры. Настольные игры лучше применять на контрольных этапах урока, так как они способствуют переходу от одного вида деятельности к другому. На внеклассных мероприятиях лучше применять сюжетно-ролевые игры.

Слайд 31

Благодарю за внимание!