Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине география для учащихся СПО
Комплект КИМ по учебной дисциплине география содержит тестовые задания с ключами по всему курсу географии за 10-11 класс, задания для работы с контурными картами и атласами, контрольные работы и практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_po_geografii_dlya_studentov_spo.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент общего образования Томской области
ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»
(ОГБОУ «ТГПК»)
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
география
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
050144 Дошкольное образование,
050146 Преподавание в начальных классах
Томск - 2011
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины являются знания и умения как структурные элементы профессиональных и общих компетенций, формирующихся в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в целом.
1. Формы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине
Таблица 1
Семестр | Форма контроля и оценивания | |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
1,2 | - | Тестовые задания (Т1, Т2, Т3, Т4,Т5), работа по конт. картам и атласам, практические работы (ПР1-ПР9) |
2 | Дифференцированный зачет | Контрольная работа (КР1,КР2,КР3,КР4) |
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Таблица 2
Контрольно-измерительные материалы
Формы текущего контроля ( 1 семестр)
Т1. Тема: Население мира: У2, З1.
Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1.Какое из определений понятия «демография» верно?
а) наука о жизни и экономической деятельности людей;
б) наука о закономерностях воспроизводства населения;
в) наука о населении;
г) наука о миграциях.
2. Резкое увеличение прироста населения в результате сохранения высокой рождаемости и быстрого снижения смертности называется…
а) нулевым приростом населения;
б) демографической политикой;
в) демографическим взрывом;
г) демографическим переходом.
3. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…
а) демографическим взрывом;
б) демографической политикой;
в) государственным заказом;
г) демографическим переходом.
4. Для какого типа воспроизводства населения характерно сохранение высокой рождаемости и смертности и увеличение естественного прироста?
а) для второго типа;
б) для нулевого прироста;
в) для первого типа;
г) для демографического взрыва.
5. Для какого типа воспроизводства населения характерны низкая смертность, превышающая низкую рождаемость, сокращение численности населении?
а) для демографического взрыва;
б) для нулевого прироста;
в) для второго типа воспроизводства;
г) для демографического кризиса, или «демографической зимы».
6. Выберите из предложенного списка многонациональную страну:
а) Нидерланды;
б) Испания;
в) Швеция;
г) Исландия.
7. Для какой страны характерен «перевес» женщин в общей численности населения?
а) США;
б) Китай;
в) Индия;
г) Зимбабве.
8. Для какой страны характерен «перевес» мужчин в общей численности населения?
а) Бразилия;
б) Россия;
в) Египет;
г) Нидерланды.
9. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…
а) сохранением фамилии;
б) воспроизводством населения;
в) преемственностью поколений;
г) сохранением генофонда человека.
10. Какие религии преобладают в следующих регионах и странах:
1. Европа а) христианство
2. Северная Америка б) ислам
3. Африка в) буддизм
4. Китай г) иудаизм
5. Австралия д) конфуцианство, даосизм
6. Бразилия е) индуизм
7. Юго-Западная Азия ж) местные традиционные верования
Не забудьте, что в одной стране, регионе могут исповедоваться разные религии.
11.Показать на контурной карте крупнейшие городские агломерации Мира.(не менее 10 городов)
12. Распределить страны (используя атлас и учебник) в соответствии с уровнем урбанизации.
Ключ к тесту:1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-г, 6-б,в, 7-в, 8-б, 9-б, 10-Европа-христианство,Северная Америка- христианство, Африка- местные традиционные верования, Китай- буддизм, конфуцианство, даосизм, Австралия- христианство, Бразилия-нет верного, Юго-Западная Азия- иудаизм, христианство
Критерии оценивания
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 10 - 9 баллов, правильно выполненные задания на контурной карте
«4» - 8 - 7 баллов
«3» - 6 – 5 баллов
«2» - 1 - 4 баллов
Контрольная работа КР1. Тема: « Состав и размещение населения» : У2, З1,
Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
Вариант 1
1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;
2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.
2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:
1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек ;
2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.
3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:
1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.
4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:
1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;
2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;
3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;
4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.
5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:
1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.
6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:
1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.
7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки:
1) Алжир 6) Чад;
2) Эфиопия; 7) Марокко;
3) Заир 8) Ботсвана;
4) ЮАР 9) Египет;
5) Нигерия 10) Танзания.
8. Укажите верные утверждения:
1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;
2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;
3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;
4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.
9. Укажите верные утверждения:
1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;
2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;
3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;
4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;
10. Укажите верные утверждения:
1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;
2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;
3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;
4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.
11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.
12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:
1) ФРГ; 6) Бельгия;
2) Франция; 7) Греция;
3) Нидерланды; 8) Норвегия;
4) Греция; 9) Швеция;
5) Болгария; 10) Польша.
13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:
1) Европа; 4) Северная Америка;
2) Азия; 5) Латинская Америка;
3) Африка; 6) Австралия и Океания.
14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:
1) Франция; 6) Дания;
2) Италия; 7) Бельгия;
3) Норвегия; 8) Чехия;
4) Венгрия; 9) Словакия;
5) Болгария; 10) Португалия;
15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения:
1) Оман, Парагвай, Бельгия 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа 3) США, Япония, Германия 4)Ливия, Монголия
Ключ к тесту: 1-4, 2-3,3- все,4-3,5-1, 6-4,7-259,8-13,9-23,10-14,11-1,12-136,13-123,14-457810,15-4
Критерии оценивания
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 14 - 15 баллов
«4» - 12 - 13 баллов
«3» - 9 – 11 баллов
«2» - 1 - 8 баллов
Т2. Тема: «ТЭК и комплекс конструкционных материалов) З1,З3,З4
Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1.Определить, какой из регионов мира является ведущим по добыче нефти:
А) Австралия; б) Ближний Восток; в) Латинская Америка; г) Северная Африка.
2. Больше всего угля в мире добывают:
А) в Азии; б) в Европе; в) Северной Америке; г) Южной Америке.
3. Выберите правильные ответы.
1. Аппалачи, Донбасс, Рур – это центры добычи:
А) газа; б) железной руды; в) нефти; г) угля.
2. Западная Сибирь, Персидский залив, Северное море – регионы добычи:
А) железной руды; б) марганцевых руд; в) нефти; г) поваренной соли.
4. Какая страна является лидером по добыче золота?
А) Австралия; б) Канада; в) США; г) ЮАР.
5. На собственных железной руде и каменном угле работает черная металлургия:
А) Бельгии и Нидерландов; б) Индии и Китая;
в) Италии и Швеции; г) Южной Кореи и Японии.
6. Больше всего электроэнергии в мире вырабатывают на электростанциях:
А) атомных; б) гидравлических; в) ветровых; г) тепловых.
7. Основными и ведущими центрами машиностроения в мире являются:
А) Австралия, Россия, Южная Америка.
б) Восточная Европа, Северная Африка, Северная Америка;
в) Восточная Азия, Западная Европа, Северная Америка;
г) Латинская Америка, Россия, Юго-Восточная Азия.
8. Автомобилестроение является отраслью международной специализации:
А) в Польше и Бельгии; б) Италии и Франции;
в) Латвии и Норвегии; г) Нидерландах и Финляндии.
9. Больше всего автомобилей в мире выпускают:
А) США; б) ФРГ; в) Франции; г) Японии.
10. Одним из мировых лидеров по производству продукции химической промышленности является:
а) Венесуэла; б) Новая Зеландия, в) Польша; г) Япония.
11. Мировыми « законодателями» моды в легкой промышленности являются:
А) Италия; б) Китай; в) Франция; г) Япония.
Критерии оценки:
Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 11.
«5» - 11 баллов
«4» - 9-10 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 0-5 баллов
Т3. Тема: «Зарубежная Европа»:З1,З3
- Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:
а) Норвежское, Балтийское — Швеция;
б) Северное, Средиземное — Великобритания;
в) Северное, Балтийское — Германия;
г) Черное, Адриатическое — Италия;
д) Норвежское, Баренцево — Норвегия.
2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:
а) Польша, Чехия, Германия;
б) Италия, Австрия, Венгрия;
в) Испания, Франция, Швейцария;
г) Норвегия, Швеция, Финляндия;
д) Словакия, Литва, Польша.
3. Какие государства с монархической формой правления входят в Европейский союз?
а) Нидерланды;
б) Испания;
в) Португалия;
г) Монако;
д) Таиланд.
4. Выберите вариант, в котором верно указана языковая группа и религия населения Норвегии:
а) германская группа, православие;
б) романская группа, ислам;
в) финская группа, протестантизм;
г) германская группа, протестантизм;
д) славянская группа, католицизм.
5. Какая из указанных агломераций является самой южной?
а) Лондонская;
б) Миланская;
в) Парижская;
г) Верхнесилезская;
д) Рурская.
6. Выберите правильные варианты ответа.
Первое место в зарубежной Европе занимают:
а) по добыче нефти — Нидерланды;
б) по добыче железной руды — Норвегия;
в) по добыче каменного угля — Германия;
г) по выплавке алюминия — Норвегия;
д) по производству автомобилей — Швеция.
7. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?
а) свиноводство и птицеводство;
б) горно-пастбищное овцеводство;
в) молочно-мясное животноводство;
г) выращивание серых хлебов;
д) субтропическое земледелие.
8. Выберите неправильное утверждение.
а) Германия занимает 1-е место в зарубежной Европе по длине железных дорог, а ее транспортная сеть имеет многоцентровую конфигурацию.
б) На севере Франции, в Лотарингии, формируется важный научно-производственный центр «Долина высокой технологии».
в) Страны зарубежной Европы превосходят США по произ - водству автомобилей и промышленных роботов.
г) В Италии туристов привлекают достопримечательности, приморские и горные рекреационные зоны.
д) Экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.
9. Выберите высокоразвитый район зарубежной Европы:
а) Рур; г) Большой Париж;
б) Северное море; д) остров Сицилия.
в) Португалия;
10. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспортируют бумагу, целлюлозу, пиломатериалы?
а) Западная Европа; в) Северная Европа;
б) Восточная Европа; г) Южная Европа.
11. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:
а) Адриатическое, Средиземное — Италия;
б) Черное, Эгейское — Греция;
в) Ирландское, Средиземное — Франция;
г) Северное, Балтийское — Дания;
д) Средиземное, Ионическое — Испания.
12. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:
а) Белоруссия, Польша, Болгария;
б) Словения, Хорватия, Швейцария;
в) Греция, Албания, Македония;
г) Дания, Германия, Чехия;
д) Нидерланды, Бельгия, Германия.
13. Выберите государства, которые входят в Европейский союз:
а) Швейцария; г) Великобритания;
б) Бельгия; д) Австрия.
в) Финляндия;
14. Выберите вариант, в котором верно указаны языковая группа и религия населения Польши:
а) германская группа, католицизм;
б) славянская группа, православие;
в) романская группа, протестантизм;
г) кельтская группа, ислам;
д) славянская группа, католицизм.
15. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:
а) Рурская — Германия;
б) Миланская — Франция;
в) Лионская — Италия;
г) Верхнесилезская — Чехия;
д) Бирмингемская — Великобритания.
16. Выберите правильные варианты ответа.
Первое место в зарубежной Европе занимают:
а) по добыче газа — Дания;
б) по валовому сбору пшеницы — Франция;
в) по производству стали — Испания;
г) по производству автомобилей — Германия;
д) по производству электроэнергии — Венгрия.
17. Какие черты характерны для западноевропейского типа транспортной системы?
а) по дальности перевозок уступает транспортным системам США и России;
б) каркас сухопутной транспортной системы образуют магистрали меридионального направления;
в) густота транспортной сети очень велика;
г) между транспортными системами Западной и Восточной Европы нет транспортных коридоров;
д) ведущая роль в перевозке пассажиров и грузов принадле - жит автомобильному транспорту.
18. Выберите неверные утверждения.
а) В границах «центральной оси развития» сосредоточено около половины экономического потенциала зарубежной Европы.
б) В начале XXI в. в результате проведения региональной политики на севере Италии начнет формироваться новый промышленный район.
в) В результате проведения региональной политики в Рурском промышленном районе улучшится экологическая ситуация.
г) Экономические реформы в странах Восточной Европы приведут к резкому увеличению доли занятых в сельском хозяйстве.
д) На рубеже XX—XXI вв. возрастет значение района Ниццы на юге Франции как района высоких технологий.
19. Выберите старопромышленный район зарубежной Европы:
а) Рур; г) Большой Париж;
б) Северное море; д) Роттердам.
в) Португалия;
20. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспор - тируют цитрусовые, вина, оливковое масло?
а) Западная Европа; в) Северная Европа;
б) Восточная Европа; г) Южная Европа.
Ключ к тесту:1. в; д. 2. а; г. 3. а; б. 4. г. 5. б. 6. в; г. 7. а; в. 8. б. 9. г. 10. в.
11. а; г. 12. в; д.1 3. б; д. 14. д. 15. а; д. 16. б; г.1 7. а; в; д. 18. б; г., 19. а. 20. г.
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 19 - 20 баллов
«4» - 18 - 16 баллов
«3» - 15 – 10 баллов
«2» - 1 - 9 баллов
Контрольная работа КР2 по теме « Австралия и Океания» У2, З1,З2.
1.Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. Австралия омывается океанами...
1 Атлантическим и Тихим
2 Тихим и Индийским
3 Индийским и Атлантическим
4 Тихим и Северно-Ледовитым
2. Столица Австралийского Союза...
1 Аделанда
2 Мельбурн
3 Канберра
4 Сидней
3. Австралийские аборигены считаются выходцами из...
1 Западной и Южной Европы
2 Северной и Западной Африки
3 Северной и Южной Америки
4 Южной и Юго-Восточной Азии
4. Большая часть англоавстралийцев проживает в...
1 городах
2 сельской местности
3 неосвоенных территориях
5. «Деревом насосом» в Австралии называют...
1 баобабы
2 эвкалипты
3 казуарины
4 акации
6. Австралия была колонией...
1 Франции
2 Англии
3 Голландии 4 Германии
7. Первые европейские переселенцы занимались...
1 рыбной ловлей
2 земледелием
3 животноводством
4 добычей золота
8 Наиболее специфичным для австралийских аборигенов оружием охоты является...
1 Ружье
2 Капкан
3 Бумеранг
4 Лук и отравленные стрелы
9. Север материка получает наибольшее количество осадков, когда Солнце находится в зените над...
1 экватором
2 южным тропиком
3 северным тропиком
10. Главой государства в Австралии официально считается:
1 президент
2 премьер-министр
3 королева Великобритании
4 генерал-губернатор
11. Сколько штатов в Австралии
1) 6 2) 10 3) 17 4) 50
12. Австралия занимает первое место в мире по добыче
1 нефти 2 медной руды 3 железной руды 4бокситов
13. Наибольшее поголовье в Австралии имеют
1 свиньи
2 овцы
3 верблюды
4 лошади
14. По уровню социально-экономического развития Австралия относится к странам:
1 нефтедобывающим
2 новым индустриальным
3 странам переселенческого капитализма
4 высокоразвитым странам
Ключ к тесту:
1-2,2-4,3-2,4-1,5-2,6-2,7-4,8-4,9-1,10-4,11-1,12-4,13-2,14-3.
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 14 баллов
«4» - 13-12 баллов
«3» - 11-8баллов
«2» - 1-7 баллов
Т4. Тема: «Экономико-географическая характеристика стран СНГ» :З1,З2
- Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. Украина полностью обеспечивает внутренние потребности в:
А. нефти В. газе
С. Угле Д. торфе
Е. горючих сланцах
2. Полного металлургического цикла на Украине не имеется в:
А. Киеве В. Днепропетровске
С. Запорожье Д. Донецке
Е. Мариуполе
3. Грузовые автомобили на Украине производят в:
А. Киеве В. Одессе
С. Львове Д. Кременчуге
Е. Кривом Роге
4. Международная трубопроводная система «Западная Сибирь – Западная Европа» проходит
через:
А. Одессу В. Николаев
С. Черновцы Д. Ужгород
Е. Ковель
5. Правильное написание названия государства (по-молдавски):
А. MolДaviа Б. MolДаwa
C. MolДova Д. MolДescu
E. MolДuewa
6. “Кодры” – это:
А. леса В. поля
С. реки Д. горы
Е. овраги
7. Белоруссия богата залежами:
А. нефти В. калийной соли
С. поваренной соли Д. глауберовой соли
Е. леса
8. Грузовые автомобили марки «БелАЗ» производят в:
А. Минске В. Могилеве
С. Жодине С. Бресте
Е. Гомеле
9. Из волокнистых (прядильных) культур в Белоруссии выращивают:
А. хлопчатник В. джут
С. кенаф Д. лен-долгунец
Е. лен-кудряш
10. Крупные залежи нефти в Закавказье имеются в:
А. Абхазии В. Аджарии
С. Азербайджане Д. Армении
Е. Арцахе (Нагорном Карабахе)
11. Наилучший строительный материал для Армении:
А. базальт В. гранит
С. мрамор Д. туф
Е. аквамарин
12. Автономией в составе Грузии является:
А. Северная Осетия В. Южная Осетия
С. Восточная Осетия Д. Западная Осетия
Е. Центральная Осетия
13. По размерам территории Казахстан занимает ___ место в СНГ.
14. Крупнейшие залежи угля в Казахстане имеются в бассейнах:
А. Павлодарском и Экибастузском В. Павлодарском и
Карагандинском
С. Карагандинском и Мангышлакском Д. Экибастузском и
Мангышлакском
Е. Карагандинском и Экибастузском
15. Столица Казахстана:
А. Алма-Ата В. Астана
С. Целиноград Д. Акмолинск
Е. Акмола
16. Из стран Центральной Азии крупнейшие запасы гидроэнергии имеются в:
А. Казахстане В. Киргизии
С. Таджикистане Д. Туркмении
Е. Узбекистане
17. Самые обширные хлопковые плантации имеются в Центральной Азии в:
А. Казахстане В. Киргизии
С. Таджикистане Д. Туркмении
Е. Узбекистане
18. Из среднеазиатских республик запасами нефти и газа выделяется:
А. никакая В. Киргизия
С. Таджикистан Д. Туркмения
Е. Узбекистан
19. Озеро с рекреационными ресурсами Иссык-куль находится в:
А. Казахстане В. Киргизии
С. Таджикистане Д. Туркмении
Е. Узбекистане
20. В указать государство Центральной Азии, главой которого в начале XXI в. являлся:
Н.Назарбаев, Э.Рахмонов
А.Акаев, И.Каримов С.Ниязов
Ключ к тесту:
1-С; 2-А; 3-Д; 4-Д; 5-C; 6-A; 7-Б; 8-C; 9-Д; 10-C; 11-Д; 12-Б; 13 - второе; 14-E; 15-Б; 16-C; 17-E; 18-Д; 19-Б; 20 (в порядке названных) – Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 19 - 20 баллов
«4» - 18 - 16 баллов
«3» - 15 – 10 баллов
«2» - 1 - 9 баллов
Контрольная работа КР 3 «Население и хозяйство» :З1,З2,З4
- Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. Районирование является основным методом
а) истории
б) обществознания
в) географии
г) биологии
2. Разделение труда между отдельными территориями называют
а) социальным
б) экономическим
в) географическим
3. Экономические районы- это территории, отличающиеся друг от друга
а) своим местоположением
б) своей специализацией
в) своей историей
4. В результате географического разделения труда формируются:
а) экономические районы,
б) ТПК (территориально-производственные комплексы)
в) НПК (научно-производственные комплексы- технополисы)
5. На территории России выделяются макрорегионы:
а) северный
б) южный
в) западный
г) восточный
6. К Европейскому макрорегиону относятся:
а) Восточная Сибирь
б) Европейский Север
в) Европейский Юг
г) Западная Сибирь
д) Поволжье
е) Дальний Восток
ж) Урал
з) Центральная Россия
и) Северо-Западная Россия
7. Центральная Россия имеет положение
а) периферийное
б)столичное
в) приграничное
8. Транспортная сеть в Центральной России представлена
а) автомобильными дорогами
б) железными дорогами
в) трубопроводами
г) всеми видами транспорта
9. Экономика Северо- Запада базируется на
а) собственном сырье
б) привозном сырье
10 . Калининградская область является
а) полуанклавом
б) анклавом
11. Европейский Север
а) крупнейший по площади район в Западном макрорегионе
б) небольшой по площади район
в) доля населения составляет 4% от численности населения России
г) доля населения составляет 26% от численности населения России
12. Основными отраслями специализации Европейского Юга являются:
а) химическая промышленность
б) отрасли АПК
в) лесная промышленность
13. Центрами автомобилестроения Поволжья являются города:
а) Казань
б) Самара
в) Набережные Челны
г) Тольятти
14. Урал богат природными ресурсами, основу которых составляют:
а) водные ресурсы
б) минеральные ресурсы
в) агроклиматические ресурсы
г) почвенные ресурсы
15. Свободная экономическая зона «Янтарь» расположена
а) на Кольском полуострове
б) в Калининградской области
в) в Североморске
г) в Архангельске
16. Какие экономические районы относятся к Восточному макрорегиону:
а) Западная Сибирь
б) Урал
в) Поволжье
г) Восточная Сибирь
д) Дальний Восток
е) Европейский Север
17. В Восточном макрорегионе преобладают отрасли:
а) добывающей промышленности
б) обрабатывающей промышленности
18. Главным богатством Западной Сибири являются:
а) почвы
б) бокситы
в) нефть и газ
г) медные руды
19. Города-миллионеры Восточного макрорегиона:
а) Хабаровск
б) Новосибирск
г) Омск
д) Иркутск
20. при разработке месторождений нефти и газа в Западной Сибири необходима прежде всего думать:
а) об экономической выгоде
б) природе
в) рациональном природопользовании
г) глобальных проблемах человечества
Ключ к тесту:
1-в, 2-в,3-б,4-а,5-все,6-в,б, 7-б,8-а, б, 9-а, 10-а,11-а,12-б,13-в,г,14-б,15-б,16-г,д, 17-а, 18-в, 19-а, 20-Б, в,г.
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 19 - 20 баллов
«4» - 18 - 16 баллов
«3» - 15 – 10 баллов
«2» - 1 - 9 баллов
Форма промежуточной аттестации ( 2 семестр)
Контрольная работа КР 4 З1
1 Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. Выделите ответ, в котором верно указаны три крупнейшие по численности населения страны мира:
а) Россия, Китай, США; в) Китай, Индия, США;
б) Индия, Россия, ФРГ; г) Китай, Бразилия, Канада.
2. Какое примерно количество стран в современном мире?
а) 100 в) 152 б) 230 г) 270
3. Какая из стран не входит в «большую восьмерку»?
а) США; в) Канада; б) Бразилия; г) Италия.
4. Укажите государство республику:
а) Япония; в) Германия; б) Дания; г) Испания.
5. Какая из перечисленных стран не является страной «переселенческого капитализма»:
а) Австралия; в) ЮАР; б) Израиль; г) Аргентина;
6. Новыми индустриальными странами являются:
а) Китай, Монголия, Таиланд; в) Мексика, ЮАР, Индия;
б) Республика Корея, Сингапур, Тайвань; г) Египет, Бруней, Вьетнам.
7. Страна, имеющая только морские границы:
а) Афганистан; б) Турция в) Куба; г) Италия.
8. Федеративным государством не является:
а) США; б) Индия в) Россия; г) Япония.
9. Наибольшую протяженность с севера на юг имеет:
а) Перу; б) Венесуэла в) Чили; г) Боливия.
10. Назовите столицу Канады
а) Монреаль; в) Торонто; б) Оттава; г) Виннипег.
11. Главной «горячей точкой» мира является:
а) Европа; в) Ближний Восток;
б) Южная Америка; г) Австралия.
12. Какая из стран выделяется по добыче железной руды:
а) Бразилия; в) Германия; б) Великобритания; г) Япония.
13. Какая из стран относится к крупнейшим экспортерам зерна?
а) Австри в) Канада; б) Монголия; г) все три страны.
14. Какой регион занимает первое место по развитию туризма?
а) Западная Европа; в) Австралия; б) Северная Америка; г) Латинская Америка.
15. Какая из перечисленных стран «лишняя» в списке членов ОПЕК
а) Алжир; в) Куба; б) Саудовская Аравия; г) Венесуэла.
16. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
а) Персидского залива; в) Балтийского моря; б) Аравийского моря; г) Бенгальского залива.
17. Установите соответствие между страной и её столицей:
1. Мексика А) София
2. Египет Б) Рим
3. Италия В) Мехико
4. Болгария Г) Каир
18. Соотношение между величиной запасов и размерами использования природных ресурсов называется________________________________
19. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется _____________________________
20. Период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества это ____________________________________
Ключ к тесту:
1 - в 2 – б 3 – б 4 – в 5 – г 6 – б 7 – б 8 – г 9 – б 10 – б 11 – в 12 – а 13 – в 14 – а 15 – в 16 – а 17. 1-В, 2 – Г, 3-Б, 4 – А18. Ресурсообеспеченность 19. ВВП 20. НТР
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 19 - 20 баллов
«4» - 18 - 16 баллов
«3» - 15 – 10 баллов
«2» - 1 - 9 баллов
Т5. Тема: «Глобальные проблемы человечества» :З1,З2
- Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
1. К наиболее острой проблеме человечества относят:
а. экологическую
б. продовольственную
в. Демографическую
2. Ухудшение качества окружающей среды отрицательно сказывается на:
а. качестве народонаселения
б. качестве жизни
в. состояния здоровья
3. Разрушение озонового экрана может повлечь:
а. развитие раковых заболеваний
б. климатические изменения
в. перестройку генофонда живых организмов
4. Первая конференция ООН по народонаселению состоялась в 1954 г. в:
а. Каире
б. Риме
в. Мехико
5. Прогноз демографов гласит, что к 2010 году численность населения составит:
а. 6,5 млрд.
б. 7,2 млрд.
в. 10 млрд.
6. Понятие «морское хозяйство» включает в себя:
а. добывающую, энергетическую промышленность;
б. транспорт, торговлю, туризм;
в. все выше перечисленное
7. Центр тяжести глобальных проблем расположен:
а. в развитых странах
б. в развивающихся
в. тех и других
8. Устойчивое развитие - это:
а. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду будущие
поколения;
б. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду нынешнее и
будущее поколения;
в. процесс развития общества и природы, обеспечивающий благоприятные
условия для сокращения природы, жизни людей, имея ввиду только
современное общество
9. Прежде всего глобальные проблемы связаны с решением:
а. социальных проблем
б. экономических и технических
в. социальных и технических
10. Карты экологической обстановки -это:
а. карты, показывающие состояние природной среды по её отдельным
компонентам и в целом;
б. карты, показывающие состояние природной среды очаговых загрязнений;
в. карты, показывающие состояние здоровья людей
11. Выберите из представленного списка регионы с интенсивным радиоактивным
загрязнением:
а. Европа
б. Азия в. Австралия
Ключ к тесту:
1-б,2-б,3-б, 4-б, 5-в, 6-в, 7-в, 8-б, 9-а, 10-б,11-б.
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
«5» - 10-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 6-8 баллов
«2» - 0 -5 баллов
Практические работы (ПР. 1-ПР. 9)
- Задания для оценки освоения учебной дисциплины:
Практическая работа № 1(ПР.№1) У1,У4,У6,З4
Острова.
Цель работы: научится распознавать по к\к острова, архипелаги и заливы .
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте Мира показать:
Вариант 1 – подчеркнуть о-ва Тихого океана
Вариант 2 – подчеркнуть о-ва Атлантического океана
Вариант 3 – подчеркнуть о-ва Индийского океана
Курильские о-ва, о. Тайвань, Южные Оркнейские о-ва, Маршалловы о-ва, Шетландские о-ва, Коморские о-ва, Баффинова земля, о. Элсмир, Южные Сандвичевы о-ва, Самоа, Нормандские о-ва, Мадагаскар, Галапагос, Гебридские о-ва, о. Клиппертон, о. Святой Елены, Филиппинские о-ва, Сейшельские о-ва, о. Шпицберген, о-ва Альдабра, Земля Франца Иосифа, о. Калимантан, Фолкленские о-ва, о. Новая гвинея, о-ва Тристан-да-Кунья, о-ва Фаркуар, Маскаренские о-ва, о. Колгуев, Маркизские о-ва, о-ва Каргадос-Корахос, о. Пасхи, арх. Чагос, о. Вознесения, о-ва Кабо-Верде, Канарские о-ва, о. Сала-и-Гомес, о. Сокорта, Андаманские о-ва.Новая Земля, о. Вайгач, Каролинские о-ва, о. Сулавеси, Оркнейские о-ва, о-ва Чатем, о. Мадейра, Бермудские о-ва, Малые Антильские о-ва, Гавайские о-ва, Большие Антильские о-ва, Ямайка, Северная Земля, Новосибирские о-ва, о. Петра Первого, о-ва Палау, Зондские о-ва, Ямайка, Гуам, о-ва Феникс, о. Ньюфаундленд, о. Шри-Ланка, о-ва Мидуэй, о-ва Королевы Шарлотты, о. Гуадалупе, Западные Фризские о-ва, Южные Спорады, Кокосовые о-ва, о. Врангеля, о. Банкс, о-ва Кука, о-ва Фиджи, Наветренные о-ва, о-ва Принс-Эдуард, о. Виктория, о.Девон, о-ва Тонга, о.Лорд-Хау, о. Раротонга, о-ва Королевы Елизаветы, о-ва Кергелен, о-ва Новая Зеландия, о. Новая Каледония, Подветренные о-ва, Аландские о-ва, о-ва Макдональда, Азорские о-ва, о. Лусон, Центральные Спорады, о. Ян Майен.
Примечание: данный вид задания является универсальным, так как классифицировать можно практически все: страны, архипелаги, заливы, формы рельефа морского дна и т. д.
Практическая работа №2 У1,У4,У6,З4.
Составление и дальнейшая работа с картой Томской области.
Цель работы: научиться составлять и работать с картой Томской области (обозначать важные объекты, реки, сельхоз. угодья).
Источник информации: Атлас «Томская область», контурная карта.
Ход работы:
-составить карту Томской области.
-обозначит реки
-обозначить месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа №3 . У1,У4,У6,З4
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.
Цель работы: научиться распознавать не контурной карте основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте Мира показать:
- границы месторождений полезных ископаемых( не менее 20 на выбор)
-границы земельных угодий (не менее 10 на выбор)
-минеральные и энергетические ресурсы мирового океана
Практическая работа №4 У1,У4,У6,З4.
Постоянный рост населения Земли, состав и структура населения.
Цель работы: научиться распознавать не контурной карте состав и структуру населения.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте мира показать:
-половозрастной состав населения
-долю городского и сельского населения
-трудовые ресурсы
- составить половозрастную пирамиду.
Практическая работа №5 . У1,У4,У6,З4
Географические особенности размещения населения.
Цель работы: закрепить знания и умения по работе с к\к,научиться составлять и анализировать круговые диаграммы.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте мира показать:
-крупнейшие городские агломерации мира
-международные трудовые миграции
-составить круговую диаграмму размещения населения страны(любой по выбору)
Практическая работа №6 . У1,У4,У6,З4
Мировое хозяйство, отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.
Мировая торговля и туризм.
Цель работы: научиться анализировать МФО, составлять туристические маршруты.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте мира показать:
-международные финансовые отношения
-основные направления международного туризма
-основные направления транспортной сети мира
-отрасли черной, цветной и горнодобывающей промышленности мира
-разработать собственный туристический маршрут
Практическая работа №7. У1,У4,У6,З4
Современная политическая карта мира.
Цель работы: проанализировать и сравнить природно-ресурсный потенциал стран.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте мира показать:
- страны мира и их типы
- природно-ресурсный потенциал Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии (любой страны по выбору)
Практическая работа №8. У1,У4,У6,З4
Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Цель работы: научиться распознавать на к/к субъекты РФ и их столицы.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте России показать:
-названия центров субъектов РФ
-показать пути перемещения ресурсов от центра добычи до центра реализации
-разными цветами закрасьте территорию на которых производится продукция, определяющая сельскохозяйственную специализацию.
Практическая работа №9. У1,У4,У6,З4
Содержание глобальных проблем человечества
Цель работы: проанализировать экономическое развитие стран ЮАР
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход работы: на контурной карте Африки показать:
-области сельского и лесного хозяйства
-крупнейшие реки
-крупнейшие экономические центры
-сделать выводы о экономическом развитии стран ЮАР
Критерии оценки:
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и группу.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы
Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
Критерии оценки качества выполнения практических работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Задания для рефератов и докладов УО:(У1,У2,У3,У6)
- Взаимодействие общества и природной среды. Особенности взаимоотношения человека и природной среды. Два типа освоение планеты
- Размещение природных ресурсов на Земле. Хозяйственная оценка мировых природных ресурсов.
- Минеральные ресурсы. (классификация, размещение, проблемы и пути решения).
- Земельные ресурсы. ( структура земельного фонда, проблемы и пути решения). Загрязнение литосферы
- Ресурсы пресной воды. ( соотношение ресурсов пресной и соленой воды, мировое потребление, проблемы и пути решения). Загрязнение гидросферы
- Лесные ресурсы. ( структура лесного фонда, проблемы и пути решения). Экологические проблемы лесных ресурсов
- Ресурсы Мирового океана. ( роль океана в жизни человечества, биологические ресурсы, минеральные ресурсы океанов, проблемы.) Глобальные экологические проблемы вод Мирового океана.
- Нетрадиционные виды энергии. (энергия Солнца, ветра, земных недр, приливов и отливов и т.д). Термоядерная энергия. ( ветроэнергия, гелиоэнергия, космическая энергия)
- Численность и размещение населения на Земле. Воспроизводство. Е.П. Состав (структура) населения.
- Демография. Демографическая политика стран. Расовый состав- определ.
- Трудовые ресурсы. Занятость населения. ( структура занятости в разных странах, различие половозрастных пирамид по типам стран.
- Размещение и миграции населения. Виды миграций. Урбанизация- дать определение
- Мировые религии. (краткая характеристика: христианства – православие, католичество, протестантство; Буддизм, Ислам, местные религии)
- Политическая карта мира. Периоды формирования. Современная карта мира. ( количественные и качественные изменения на карте мира)
- Количество и группировка стран. Типология стран мира. ( Развитые и развивающие страны, НИС – краткая характеристика)
- Государственный строй. Формы административно-территориального устройства. Международные организации. ( ООН, ЕС, ЮНЕСКО, АСЕАН, ОПЕК).
- Характеристика влияния международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и Геополитика.
- Современное мировое хозяйство и МГРТ. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
- Характеристика НТП и НТР. Основные черты НТР. Основные факторы размещения производительных сил. ТНК.
- Мировые религии. (краткая характеристика: христианства – православие, католичество, протестантство; Буддизм, Ислам, местные религии)
- Политическая карта мира. Периоды формирования. Современная карта мира. ( количественные и качественные изменения на карте мира)
- Количество и группировка стран. Типология стран мира. ( Развитые и развивающие страны, НИС – краткая характеристика)
- Государственный строй. Формы административно-территориального устройства. Международные организации. ( ООН, ЕС, ЮНЕСКО, АСЕАН, ОПЕК).
- Характеристика влияния международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и Геополитика.
- Современное мировое хозяйство и МГРТ. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
- Характеристика НТП и НТР. Основные черты НТР. Основные факторы размещения производительных сил. ТНК.
- ТЭК мира. ТЭ Баланс. Характеристика угольной, газовой, нефтяной промышленности мира.
- Горнодобывающая промышленность мира. Черная, цветная металлургия. Этапы развития
- Характеристика машиностроения мира. Этапы развития и отрасли машиностроения. Факторы размещения.
- Характеристика химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.
- География сельского хозяйства. Отрасли с/х, факторы размещения. Основные зерновые культуры мира, характеристика отраслей животноводства.
- География транспорта мира. Характеристика видов транспорта. Грузооборот и пассажирооборот.
- Население Зарубежной Европы
- Общая характеристика Зарубежной Азии
- Природные условия и ресурсы Азии
- Япония (по плану). Хозяйство Японии
- Общая характеристика Африки. ЮАР
- Глобальные проблемы человечества
Сводная таблица проверки результатов обучения по учебной дисциплине
Результаты обучения по учебной дисциплине | Текущий контроль | Промежуточная аттестация (если предусмотрена учебным планом) | ||||
Тестирование | Решение ситуационных задач | Практическая работа | Контрольная работа | Экзамен | Дифференцированный зачет | |
Уметь | + | |||||
У1 | ||||||
У2 | + | |||||
У3 | ||||||
У4 | + | |||||
У5 | ||||||
У6 | + | |||||
Знать | ||||||
З1 | + | + | ||||
З2 | + | + | ||||
З3 | + | |||||
З4 | + | + | + |
Разработчик:
___________________ /__________________/
(Подпись) (ФИО преподавателя)
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
__________________________________________________
Протокол ______ от _______ 20____ г.
Председатель ПЦК ___________/_____________________/