Население мира
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме «Численность и воспроизводство
населения мира».
Тип урока: первичного закрепления знаний и формирования умений.
Форма урока: практикум с элементами семинарской практики.
Оборудование: Политическая карта мира, географический атлас, статистические материалы; компьютерная презентация; карто-схемы и графики учебника Максаковского; раздаточный материал.
Цель: закрепление знаний о динамике численности населения и особенностях воспроизводства населения в разных странах.
Задачи:
1. Обучающие:
- Закрепление понятий, связанных с воспроизводством населения;
- Изучение динамики численности населения Земли;
- Закрепление знаний об особенностях воспроизводства населения в развитых и развивающихся странах;
- Закрепление знаний о влиянии демографических процессов на половой и возрастной состав населения;
- Конкретизировать знания о качестве жизни населения в разных странах.
2. Развивающие:
- Развитие умений обучающихся объяснять причины изменения динамики численности населения;
- приводить примеры стран с различными показателями численности и воспроизводства населения;
- анализировать половозрастные пирамиды;
- Развитие умений семинарской практики: формулировать выводы на основе анализа различных источников географической информации, выступать с сообщениями, отвечать на вопросы разного уровня сложности, составлять план-конспект по ходу изучения материала и т.д.
- Развитие умений анализировать статистические материалы, карто-схемы, графики, таблицы; отбирать необходимый материал;
- Развитие умений и навыков, необходимых для подготовки обучающихся к ГИА в форме ЕГЭ: решать тесты; вычислять показатели ЕД населения: ЕП, Р, С; определять и объяснять демографические процессы в разных странах.
- Развитие логического мышления.
3. Воспитательные:
- Развитие познавательного интереса,
- творческой активности,
- самостоятельности.
- Расширение кругозора.
- Осуществление психологической подготовки обучающихся к ГИА.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Применение ИКТ |
1. Оргмомент. | ||
2. Мотивация. Учитель задает вопросы обучающимся: - На предыдущем уроке мы узнали о некоторых особенностях населения мира. Каких? - Какое значение для нашего курса имеют знания о населении, какая связь населения и экономики? | Уч-ся отвечают на вопросы учителя. (Население, участвующее в труде, рассматривается как главная производительная сила общества, и вместе с тем человек и главный потребитель всех создаваемых благ). | С1. Тема урока. |
3. Целеполагание. - А сейчас у нас урок-практикум по данной теме. Какова цель практических занятий? - Какие умения? (обращает внимание на опорные слова на доске). | Уч-ся отвечают на вопрос. (Формировать и развивать умения). - закрепить знания… - анализировать… - вычислять… - сравнивать… - формулировать… | С2. Цели урока. |
4. Ход урока. - А сейчас приступим непосредственно к выполнению заданий. Откройте раздел учебника «Блок добывания знаний и умений». Задание №1 с.84. - Какой вывод можно сделать? | Уч-ся анализируют график динамики численности населения и таблицу №11 Приложения «Рост численности населения мира». Объясняют изменения в численности населения Земли. (Рост численности населения до 17 в. увеличивался очень медленно. Это объясняется большой зависимостью человека от природы, низким уровнем производства, частыми войнами, эпидемиями, недостаточно развитой медициной. С середины 17 в. до конца 20 в. быстрый рост населения. Наибольшие темпы троста пришлись на 60-80-е гг. 20в., когда численность возросла более чем в 1,5 раза. Такой демографический взрыв явился результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах вследствие улучшения мед.обслуживания…) | С3. Динамика численности населения. |
- Каждый день рождается… | Изучают информацию на слайдах, записывают примеры в тетрадь. | С4, С5. Темпы прироста населения. |
Задание №2. По таблице №14 Приложения с.388 Определите крупнейшие по населению страны мира и покажите их на карте. Запишите их в тетрадь. | Работают с таблицей, записывают в тетрадь. Один ученик показывает их на карте. | С6. Численность населения стран мира. |
- Какова численность населения Земли в настоящее время? Каковы прогнозы на будущее? | Отвечают на вопрос на основе данных таблицы в Приложении. (по данным 2006 г. человечество достигло 6,5 млрд. чел. По прогнозам ООН численность населения земного шара к сер.21 в. достигнет 10 млрд. чел. Население Индии превзойдет численность населения Китая). | |
- Встает резонный вопрос «Грозит ли человечеству перенаселение?». Этой проблемой еще в 18 в. занимался ученый-экономист Мальтус. В чем же суть его теории? | Один учащийся выступает с сообщением о теории Мальтуса. | С8. Мальтус и его теория. |
- На предыдущем уроке мы познакомились с теорией демографического перехода. Что она гласит об изменении демографических показателей? | - По мере развития экономики в современном мире будет снижаться рождаемость. Видимо наступит сначала стабилизация, а затем и сокращение. Так пик дем. взрыва был пройден в 1970-е ее. | С9. Теория демографического перехода. |
- Тем не менее рост населения еще будет расти. Какие проблемы это повлечет? И как можно их решать? | Уч-ся отвечают на вопросы. (продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах где высокие темпы прироста. В целом по миру недоедает 500 млн. чел.; Истощение земель; Сведение лесов; Загрязнение окружающей среды Нехватки чистой воды; Жилищная; Сокращение обрабатываемых земель в рез-те строительства и т.д.) | С10. проблема глода в Африке. |
Задание № 3. По таблице 2 с.62 учебника определите в каких регионах мира произошел демографический взрыв? | Уч-ся анализируют таблицу отвечают на вопрос, записывают в тетрадь. (в странах Азии, Африки и Латинской Америки). | |
- Каковы главные причины, влияющие на численность населения? Задание № 4. Практическое задание на вычисление ЕП в разных регионах мира. | - Естественное движение – рождаемость, смертность, ЕП. Учащиеся выполняют задание. Формулируют вывод, записывают его в тетрадь. | С11. Воспроизводство, формула ЕП. С12. Практическое задание. С13. Вывод к заданию. |
Задание №5. Определение естественного движения в Ивановской области. (Задание уровня В из сборника по подготовке к ЕГЭ). | Вычисляют ЕП в Ивановской области на 2005г. Объясняют причины снижения. | С14. Численность и ЕП Ивановской области. |
- Мы убедились, что в разных регионах планеты численность населения растет по-разному. Чем это можно объяснить? | Уч-ся отвечают на вопросы учителя. ( Различным типом воспроизводства населения). Характеризуют различие показателей 1 и 2 типа воспроизводства по половозрастным пирамидам. | С15. Половозрастные пирамиды. |
- Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? - В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? - Какие страны лидируют по продолжительности жизни? -Каковы причины долголетия японцев? | Учащиеся отвечают на вопросы. Один учащийся выступает с мини-сообщением о причинах долголетия японцев. | |
Физкультпауза. Электронная гимнастика для глаз. | ||
Задание № 6. Определить каким странам соответствуют половозрастные пирамиды. | Анализируют половозрастные пирамиды, определяют страны. | С16.Практическое задание на определение стран по половозрастным пирамидам. С17.Половозрастные пирамиды отдельных стран. |
Задания № 7,8. Определить страну по статистическим данным. (Задания уровня С из сборника по подготовке к ЕГЭ). | Решают задачу, отвечают на вопрос. | |
Рефлексия. | Учащиеся решают тест с выбором ответа. Затем сверяют свои ответы с ответами на экране (самопроверка); проставляют баллы. | С17-24. Тестовые задания с выбором ответа. |
Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Выставление оценок за работу на уроке. Запись домашнего задания. | Записывают домашнее задание. |