рабочая программа по географии 5 класс

Сущенко Любовь Павловна

рабочая программа по географии для 5 класса  УМК В.П.Дронов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5.doc312.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

                                                           

                                  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  • требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования;
  • общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Примерной программы по географии;
  • авторской программы  И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5—6 классы;
  • учебного плана МОУ « Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»;
  • положения о рабочей программе.

 Общая характеристика предмета 

Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, формирует знание из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведении и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

Целью курса является

Развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей, процессов и явлений природы её частей;
  • Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенности их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
  • Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
  • Развитие специфических, географических и общеучебных умений;
  • Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействие природы и человека.

        Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 класса. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом , курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир». По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета, включающих цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений

Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования  -  формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических  принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической  установкой, в значительной мере  определяющей  отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка  на формирование  в его рамках  системы базовых  национальных ценностей  как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации  подрастающего поколения. В ходе обучения географии  должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя, как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего района);

осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;

осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов;

осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечестваи готовность солидарно  противостоять глобальным вызовам современности;

 патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

        любовь к своему Отечеству, региону, местности;

нравственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям .традициям и образу жизни российского и других народов.

       Изменения, внесённые в  авторскую программу и их обоснования

Примерная программа по географии в 5 классе  рассчитана на 35 учебных часов, базисный учебный план предполагает на обучение географии в  5 классе тоже 35 часов. Однако авторы Федеральной рабочей программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева отводят  на изучение курса всего 34 часа. Исходя из этого , на  изучение раздела « Земная кора » добавлен  один учебный час.

Практические работы пронумерованы,  за обучающие и тренировочные  оценки   выставляются выборочно,  их  тема в журнал не записывается. Итоговые практические работы  оформляются в отдельной тетради , и за их  выполнение   выставляется каждому ученику оценка.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: работа с картами атласа, тестирование, практические и самостоятельные работы с различными источниками знаний. Контрольных работ по географии не предусмотрено. Итоговый и промежуточный контроль осуществляется посредством итоговых практических работ и тестирования. Преобладающими формами организации учебного процесса являются уроки-практикумы, как обучающие, так и тренировочные, уроки-путешествия, наблюдения, исследования, как групповые, так и индивидуальные.

Название учебно-методического используемого комплекта

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта

  • География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.М.: Дрофа.2012.
  • География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.:  Дрофа.2012.
  • Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2013
  • Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.
  • География.Землеведение.5-6 классы. Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru)
  • География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru).

       Количество часов , на которое рассчитана рабочая программа:

  в неделю – 1 час; в год – 35 часов; в том числе:

практических работ – 6 из них: итоговых – 1 обучающих – 4

тренировочных -1 .

Формы организации учебного процесса и их сочетание ,преобладающие формы текущего контроля ЗУН  

Рабочая программа предусматривает построение курса географии 5 класса в соответствии с авторской программой и учебником «География. Землеведение. 5—6 классы» , авторов В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой, основанное на идеях и принципах системно-деятельностного подхода в обучении, разработанных российскими психологами и педагогами: Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, Л.В. Занковым и заложенных в основу ФГОС 2010 года.

При системно- деятельностном  подходе основными технологиями обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик становится субъектом обучения.

Основная форма обучения - урок. Предусматриваются следующие формы организации учебной работы: фронтальные, групповые и индивидуальные, которые применяются в разных звеньях процесса обучения.

Преобладающими формами текущего контроля являются: географический диктант, устный опрос, работа по карточкам, обучающая практическая работа, работа с контурными картами, блиц-опрос и тд.

Тематический контроль проверяет степень усвоение материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы и систематизированы.

Основные формы тематического контроля, предусмотренные в рабочей программе, - это итоговая практическая работа, тестирование.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года , накануне перевода в следующий класс. Его задача - зафиксировать уровень обученности  учащихся. Итоговый контроль проводится в форме теста.

Для подготовки выпускников ГИА предусматривается тренинг по заполнению бланков ГИА, включение в домашнее задание использование на уроках задач по типу ГИА ( использование сборников с тренировочными тестами), проведение самостоятельных и тестовых работ в форме ГИА. А также систематическое включение в урок задание по типу ГИА.

    Одной из задач обучения является здоровьесбережение. Такой подход к обучению предусматривает различные виды  учебной деятельности:

опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы. Частые смены одной деятельности другой формируют у учащихся адаптационные возможности;

 Выбор  на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это  такие методы,  как метод свободного выбора  (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы,  направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки );

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность по 1 минутке из 3-х легких упражнений;

 В содержательной части урока предусмотрены  вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;

Использование  на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.

  2. Результаты изучения географии

Личностные результаты обучения географии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания ;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
 Метапредметные результаты обучения географии:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной письменной речью;

монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

 формирование первичных навыков использования территориального подхода как географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

                         3. Планируемые результаты обучения

Выпускник научится:

понимать основные географические понятия, термины;

различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

результаты выдающихся географических открытий и путешествий; знать географические следствия движения земли, географические явления и процессы в литосфере взаимосвязи между ними  их изменение в результате деятельности человека;

выделять, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию; определять на местности, плане и карте расстояния. Направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила работы в кабинете география с  географическими приборами;

ориентироваться на местности и проведение съёмок её участков;

чтение карт различного содержания;

наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников.

4. Содержание программы

География. Землеведение. 5- 6 классы.

5 класс  (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч - резервное время)

Введение (1 ч)

Что изучает география. География как наука.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практическая работа.

1. «Работа с электронными картами».

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля -  часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

         Практическая работа.

2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий».

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. «Составление плана местности способом глазомерной съемки».

4. «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

 Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

 Практические работы. 

5. «Определение горных пород и описание их свойств».

6.«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа».


                       5.   Календарно-тематическое планирование

пп

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Часы учебного

времени

          Плановые сроки

             прохождения  

Примечание

 Планируемая

       дата

Фактическая

      дата

 

  5 «В»

  5 «В»

Введение

 

 1час

 

 1.

Что изучает география.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать   природные   и   антропогенные географические объекты «география»

 

  1

03-09

Раздел I. Накопление знаний о Земле

   

 5час

2

Познание Земли в древности.

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

  1

10-09

3

                                 Великие географические открытия.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.

 1

17-09

4

Открытие Австралии и Антарктиды.

Вводный контроль.

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена      и      М.П.      Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

  1

24-09

5

 Современная география.

Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.  Наносить на контурную карту маршруты путешествий

 

  1

01-10

6

Практическая работа.  №  1   О           « Работа с электронными картами.»

Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности, о современных направлениях географических исследований.

 1

08-10

Раздел II. Земля во Вселенной . 

 7час.

 7

Земля и космос.  

 Анализировать        иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять   «космический   адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

 

  1

15-10

8

Земля-часть Солнечной системы

Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и     сообщение     на     тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли.

   1

22-10

10

Осевое вращение Земли.

Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

  1

29-10

11

Обращение Земли вокруг Солнца .

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.

  1

12-11

12

Движение Земли. Практическая работа № 2. О «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий

Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

  1

26-11

13

Форма и размеры Земли.

Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

  1

03-12

Раздел III. Географические модели Земли

 10

 14

Ориентирование на земной поверхности.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о том,  как люди ориентируются.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

  1

10-12

15

Изображение земной поверхности.

 Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.

  1

24-12

16

. Что такое план и карта.

Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно

   1

14-01

17

Масштаб и его виды.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

 Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

  1

21-01

18

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать     высоты     (глубины) на  физических  картах  с  помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

  1

28-01

19

Планы местности и их чтение.

Практическая работа  №3.  Т «Составление плана местности способом глазомерной съемки».

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

  1

Перенос на 3 триместр

20

Параллели и меридианы.

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

  1

04-02

21

 Градусная сетка. Географические координаты.  

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

  1

11-02

22

Географические карты.

Рубежный контроль

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

 Находить на плане местности и топографической     карте     условные знаки  разных  видов,   пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

  1

18-02

23

Итоговая практическая работа. №4. «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам

  1

25-02

Раздел IV. Земная кора

12час

24

Внутреннее строение Земли.

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород

  1

04-03

25

Разнообразие горных пород.

Практическая работа.№ 5 «Определение горных пород и описание их свойств»

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.  

  1

11-03

26

Земная кора и литосфера- каменные оболочки Земли.

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры.

  1

18-03

27

Разнообразие  рельефа Земли.

 Выполнять практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты. Определять  по       географическим картам количественные  и  качественные   характеристики   крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять   особенности   изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных   форм   рельефа   дна   океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении    крупных    форм  рельефа  в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

  1

08-04

28

Движение земной коры.

Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

  1

15-04

29

Землетрясения.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

  1

22-04

30

Вулканизм.

Итоговый контроль.

Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

  1

29-04

31

Внешние

силы, изменяющие рельеф. Выветривание.

Составлять и анализировать схему,
демонстрирующую        соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа..
Сравнивать
   антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

  1

06-05

32

Работа текучих вод, ледников и ветра.

32

Главные формы рельефа суши.

Практическая работа №6    О                             «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.»

Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира

  1

13-05

34

Рельеф дна океанов.

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила  поведения, обеспечивающие личную безопасность.

  1

27-05

35

Человек и земная кора.


                                         6.  Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

                  Тема

Примерные сроки проведения

1

Вводный контроль

24-09;25-09;26-09;27-09

2

Рубежный  контроль

18-02;19-02;20-02;21-02

3

Итоговый контроль

29-04;30-04;06-05;07-05.

4

Практическая работа №4 И

«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

25-02; 26-02; 27-02; 28-02.

7.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Основная

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9.М.: «Просвещение» 2012.

1

1

100

  1. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС"
    Составитель: С.В. Курчина.2013

1

1

100

География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Дрофа.2012.

25

25

100

 География. Землеведение.

 5 класс. Рабочая тетрадь пособие для общеобразовательных учреждений /В. П.Дронов, Л. Е. Савельева. М.:  Дрофа.2012.

25

25

100

Атлас. География. 5 класс: атлас:– М.: Дрофа; Издательство  ДИК,  2013

25

25

100

Контурная карта. 5 класс: контурная карта- М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013.

25

25

100

География. Землеведение. 5-6 классы.  Методическое пособие / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.-М.: Дрофа, 2013.

(www.drofa. ru)

1

1

100

Дополнительная

Рабочая программа по  географии . учебник « География. Землеведение.5-6 классы», изд. « Дрофа», авторы В.П. Дронов, Д.Е. Савельева. 5 класс. М.: « Планета» 2013.

1

1

100

И.И. Баринова География. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс-М.:   « Экзамен », 2013.

1

1

100

Н.Л. Галеева,  Н. Л. Мельничук Сто приёмов для учебного процесса на уроке географии  М.: « 5 за знания», 2007.-128 с.

1

1

100

Учебно-методические комплекты по географии

+

+

Справочники по географии

+

+

Энциклопедии

+

+

Оборудование и приборы

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

Компьютер с программным обеспечением

1

1

100

Мультимедиапроектор

1

1

100

Магнитная доска

1

1

100

Принтер

1

1

100

Экран на штативе

1

1

100

Кодоскоп

+

+

100

Учебные кинофрагменты

+

+

100

Коллекция полезных ископаемых и горных пород

8

8

100

Шкала твердости Мооса

1

1

100

Глобус(масштаб 1:30 000 000)

1

1

100

Глобус( внутреннее строение Земли(масштаб 1:30 000 000)

1

1

100

Теллурий

1

1

100

компасы

12

12

100

Линейка визирная

1

1

Мензула с планшетом

3

3

Угломер школьный

1

1

Набор условных знаков для учебных топографических карт

2

2

Модель образования оврагов

1

1

100

Портреты первооткрывателей

+

+

100

     Учебные карты

Физическая карта Мира

1

1

100

Физическая карта России

1

1

100

Физическая карта полушарий

1

1

100

Топографическая карта

1

1

100

Набор учебных топографических карт (учебные топокарты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

12

12

100

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

Наименование

Требуется

Есть в наличии

% оснащенности

География. Землевдение.5-6 классы. Электронное приложение.- М.: Дрофа, 2013. ( www.drofa. ru).

1

1

100

География слайд-альбом «Минералы и горные породы», « Стихии Земли», НО Центр « Планитариум»- 2007.

1

1

100

История географических открытий.  Центрнаучфильм Видеостудия « Кварт» ,2010.

1

1

100

« Остров на экваторе», Алиев О П. Неизвестная планета, 2008.

1

1

100

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по географии . – «Кирилл и Мефодий», 2004-2009 г.

1

1

100

Цифровые образовательные ресурсы по географии

+

+

100

                                                        8. Приложение

                                                           Вводный контроль

                                                             1 вариант

1. Укажите объект живой природы

    1) горы                                3) вьюга

    2) паук                                4) Луна

2. Какую часть Земного шара занимает суша?

    1) одна вторая                     3) одна четвёртая

    2) одна третья                     4) две четвёртых

3. Какое животное не характерно для зоны Арктики ( Крайнего Севера)

     1) бурый медведь                3) белый медведь

     2) тюлень                              4) морж

4. Найди правильное и полное определение понятия ГОРИЗОНТ

     1) линия                               3) линия горизонта

     2) видимое вокруг нас пространство    4) всё, что видно из окна

5. Что такое полезные ископаемые?

     1) всё, что люди добывают из-под земли

     2) все полезные для человека минералы и горные породы

     3) все древние вещества, хранящиеся в земле.

      4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.

6. Укажите самое правильное значение воды.

      1) вода- источник жизни на Земле

      2) вода нужна всем животным

      3) вода нужна всем растениям

      4) вода нужна каждому человеку

7. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?

     1) отсутствие запаха              3) упругость

      2) прозрачность                     4) бесцветность

8. Какое животное не встретишь в зоне степей?

     1) суслика                                3) мышь

     2) бегемота                              4) ящерицу

9. Спутником какой планеты является Луна?

     1) Меркурия                             2) Земли

     3) Нептуна                                 4) Сатурна

10. Укажите основные стороны горизонта

     1) север                                     3) северо-запад

     2) юг                                       4) восток

11. Укажите  природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?

      1) поле                                      3) лес

      2) луг                                        4) водоём

12. Чем является глобус?

      1) шаром                                    3) Землёй

      2) мячом                                     4) моделью Земли

13. Что на Земле очищает воздух?

       1) растения                                  3) горы

       2) метеостанции                          4) вода

14. Укажи прибор, который служит для определения  сторон горизонта

       1)флюгер                                   3) компас

       2) будильник                              4) уличный термометр

15. 1 В переводе с греческого языка слово «география» обозначает

   а) землепользование                     в) землеустройство

   б) землеописание                          г) землевладение

16.   Наука география возникла

   а ) более 2 тыс. Лет назад           в) 100 лет назад

   б)   более 1 тыс. Лет назад          г) 500 лет назад

17.  Основателем науки  географии был

   а ) Птолемей                                в) Эратосфен

   б) Гомер                                       г) Страбон

18. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью

    а) рисунки земной поверхности          в) фото с поверхности Земли

    б) космических снимков                      г) аэрокосмических снимков

19. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки

    а) Х. Колумба                          в) Ф. Магеллан

    б) Васко да Гама                     г) А. Веспуччи

 20. Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к

      географическим  антропогенным объектам :

     острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа

21. Какое основное занятие характерно для жителей тундры?

     1)  Овцеводство                          3) коневодство

     2) рыболовство                      4) оленеводство

22. О чём идёт речь в тексте?

         Это полезное ископаемое узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее—мох –сфагнум. Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

  Ответ: ______________________.

                                                 2 вариант.

1. Укажите объект живой природы:

    1) камень                                    3) ветер

    2) птицы                                     4) Солнце

2. Укажите полное определение понятия линии горизонта

    1) всё, что видно вокруг

    2) где поверхность Земли как бы сходится с небом

    3) линия горизонта

    4) далёкая даль

3. Из чего состоит воздух?

     1) из смеси жидких и твёрдых веществ

     2) из смеси жидких веществ

     3) из смеси твёрдых веществ

     4) из смеси газов

4. Какое полезное ископаемое используют для производства кирпичей?

    1) глина                                   3) торф

    2) известняк                            4) мрамор

5. На каком материке расположена наша страна?

    1) Африка                               2) Евразия

    3) Австралия                          4) Северная Америка

6. Укажите прибор для определения температуры воздуха за окном

    1) медицинский термометр    3) уличный термометр

    2) микроскоп                           4) водный термометр

7. Какое растение не встретишь в зоне лесов?

    1) орешник                              3) сосна

    2) верблюжья колючка          4) осина

8. На какой стороне стволов деревьев вырастет мох?

     1) на южной                            2) на северной

     3) на западной                        4) на восточной

9.  Какое основное занятие характерно для жителей тундры?

     1)  Овцеводство                      3) коневодство

     2) рыболовство                      4) оленеводство

10.  Из предложенного перечня названий выберите те, которые относятся к

      географическим  природным объектам :

     острова, ручей, дом, оползень, дорога, порт, нефтепровод, лес, школа

11. Наиболее точные изображения больших по площади географических объектов можно получить с помощью

    а) рисунки земной поверхности          в) фото с поверхности Земли

    б) космических снимков                      г) аэрокосмических снимков

12. Кого из мореплавателей считаю первооткрывателем Америки

    а) Х. Колумба                          в) Ф. Магеллан

    б) Васко да Гама                     г) А. Веспуччи

13. 1 В переводе с греческого языка слово «география» обозначает

   а) землепользование                     в) землеустройство

   б) землеописание                          г) землевладение

14.   Наука география возникла

   а ) более 2 тыс. Лет назад           в) 100 лет назад

   б)   более 1 тыс. Лет назад          г) 500 лет назад

15.  Основателем науки  географии был

   а ) Птолемей                                в) Эратосфен

   б) Гомер                                       г) Страбон

16. Укажите  природное сообщество, в котором растения располагаются тремя ярусами?

      1) поле                                      3) лес

      2) луг                                        4) водоём

17. Чем является глобус?

      1) шаром                                    3) Землёй

      2) мячом                                     4) моделью Земли

18Что такое полезные ископаемые?

     1) всё, что люди добывают из-под земли

     2) все полезные для человека минералы и горные породы

     3) все древние вещества, хранящиеся в земле.

      4) минералы и горные породы, которые люди добывают из земли и используют их.

19. Какое природное явление характерно для Крайнего Севера?

      1) дождь                                     3) северное сияние

      2) снег                                         4) барханы

20. Какой океан самый большой?

     1) Тихий океан                            3) Северный Ледовитый океан

     2) Атлантический океан             4) Индийский океан

21. Вода является хорошим…..

      1) напитком                              2) льдом

      3) растворителем                      4) пресным напитком

22. О чём идёт речь в тексте?

          Это дерево, хоть и известно всем, но имеет свои секреты.

       Каждый лист составлен из многих (от9 до 21) небольших листочков. А плоды, вовсе не ягоды, а маленькие яблочки, собранные в гроздья. Зимой эти гроздь плодов красного цвета- прекрасное лакомство для птиц.

     Ответ:_________________ .

                                       Рубежный  контроль

                                                        1 вариант

А1        Как переводится слово «география» с греческого?

                 1) описание Земли            3)Земля                2)природоведение             4) Вселенная

А2         Чем является Земля?

  1. Планетой-гигантом         3) планетой
  2. астероидом                     4) кометой

 А3         За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

  1. за сутки                            3) за 1 год
  2. за месяц                           4) за 1 час

А4          Какие объекты обозначают на плане синим цветом?

  1. Леса                                   3) овраги
  2. огороды                              4) реки

А5          Как  называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000

  1. именованный                     3) линейный
  2. численный                          4) дробный

 А6          Если  встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находится Запад?

  1. Справа                                3) слева
  2. сзади                                   4) впереди

А7           Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет?

  1. Масштаб                            3) компас
  2. азимут                                4) горизонт

А8           Какой стороне горизонта соответствует азимут 90?

  1. северу                                3) западу
  2. востоку                               4) югу

А9            Форму  какой геометрической фигуры имеет Земля?

  1. Шара                                   3) геоида
  2. эллипса                               4) круга

А10          Чему равна длина окружности Земли?

  1. 40 000 км                             3) 4000 00 км
  2. 20 000 км                              4) 13 000 км

А11           Чему равна ось Земли?

              1)54,6                                3) 55,6

               2)66,5                                 4) 120

А12           Какой бывает географическая широта?

  1. северной и южной                3) северной и западной      
  2. западной и восточной           4) южной и восточной

 А13           Какое максимальное значение имеет географическая долгота?

  1. 90                                  3) 100
  2. 180                                4) 360

А14           За какой период Земля совершает один оборот вокруг Солнца?

  1. за 1 сутки                            3) за 30 дней
  2. за 365 дней                         4) за 360 дней

А15           Какого масштаба не существует?

  1. Именованного                      3) численного
  2. линейного                             4) квадратного

А 16          Первое кругосветное путешествие совершил:

                   1) Х. Колумб                          3) Дж. Кук

                   2) Бартоломео  Диаш            4) Ф. Магеллан

А 17        Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?

                  1) А. Тасман                            3) В. Баренц

                  2) Васко да Гама                    4) Ф. Беллинсгаузен

 А 18        Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:

                   1) Африки                               3) Северной Азии

                   2) Южной Америки               4) Австралии

  А 19       Кто из путешественников открыл Антарктиду?

                   1) Р. Скотт и Р. Пири             3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн

                   2) Ф. Попов и С. Дежнёв       4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев

А20            С какой стороны ствола дерева гуще растут лишайники?

  1. с северной                                             3) с западной
  2. с восточной                                            4) с южной

В1                Как называется умение находить стороны света?

В2                 Что такое Румбы?

В3                  Какие вулканы считаются потухшими?

В4                 Что такое Гринвичский меридиан?

В5                  Кто открыл Америку?

С1                   Из именованного масштаба перевести в численный  в 1 см — 1 00 000000 км

С2                  Напишите дни равноденствия

С3                  Начертите условные знаки : школы, фруктового сада, смешанного леса.

                                                        2 вариант

А1         Что означает с греческого слово «гео»?

  1. Луна                                 3) Солнце
  2. Земля                               4) природа

 А2         За какой период времени Земля совершает полный оборот, двигаясь по своей орбите?

  1. за 24 часа                        3) за месяц
  2. за 365 дней                      4) за сезон

А3         К какой группе относится планета Земля?

  1.  Планеты-гиганты             3) газовые - гиганты
  2. земная группа                   4) твёрдые планеты

А4         Как  называются все неровности земной поверхности?

  1. Высоты                              3) рельеф
  2. горизонтали                       4) холмы

 А5          Какой стороне горизонта соответствует азимут 0?

  1. востоку                               3) югу
  2. западу                                 4) северу

 А6          Какую форму имеет Земля?

  1. идеального шара               3) эллипса
  2. геоида                                 4) круга

  А 7       Кто из мореплавателей был первооткрывателем Австралии?

                1) А. Тасман                            3) В. Баренц

                2) Васко да Гама                    4) Ф. Беллинсгаузен

  А 8     Дж. Кук внёс большой вклад в исследование берегов:

                1) Африки                               3) Северной Азии

                2) Южной Америки               4) Австралии

   А 9     Кто из путешественников открыл Антарктиду?

              1) Р. Скотт и Р. Пири             3) Ю. Лисянский и И. Крузенштерн

              2) Ф. Попов и С. Дежнёв       4) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев

   А 10    Какой бывает географическая долгота?

  1. западной и северной            3) западной и восточной
  2. южной и северной                4) восточной и южной

   А   11        Чему равна ось Земли?

  1. 56,5                                        3) 180
  2. 66,5                                         4) 360

    А12          Какого масштаба не существует?

  1. Именованного                       3) численного
  2. линейного                              4) квадратного

     А13          Какие утверждения верны?

  1. Луна -единственный спутник Земли  

2) У Земли нет спутника

3)У Земли 3 спутника

4От притяжении Луны на Земле бывают приливы и отливы      

А14           Какое максимальное значение имеет географическая широта?

  1. 180                                        3) 360  
  2. 66,5                                        4) 90

А15           Если встать лицом к северу , то в какой стороне от вас будет находиться запад?

  1. Справа                                   3) сзади
  2. слева                                      4) впереди

 А16           Какое число имеет день зимнего солнцестояния?

  1. 21 марта                                 3) 22 декабря  
  2. 22 июня                                   4) 23 сентября

А17           Если в северном полушарии зима, то в южном будет:

  1. лето                                        3) весна
  2. осень                                       4) ничего не будет

 А18           Чему равен полярный день?

  1. 5 лет                                 3)  1 год  
  2. пол года                            4) 24 часа

А19            Как называется угол между направлением на север и направлением на какой-либо предмет

  1. масштаб                            3) компас
  2. азимут                                4) горизонт

 А20            От какой стороны горизонта ведётся отсчёт азимута?

  1. от направлением на север   3) от направлением на юг
  2. от направлением на запад    4) от направлением на восток

В1              Чем относительная высота отличается от абсолютной?

В2               Как называется умение находить стороны горизонта?

В3                Что такое Румбы?

В4                Что такое Гринвичский меридиан?

В5                 какие вулканы называются действующими?

С1                Переведите из именованного масштаба в численный: в 1 см- 10 тыс. км.

С2                Начертите следующие условные знаки: деревянный мост, школа, фруктовый сад..

С3                 Напишите все дни солнцестояния.

                               Итоговый контроль за курс 5 класса.

                                                           1 вариант.

1. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?

     1) Птолемей                                     3) Страбон

     2) Эратосфен                                    4) Пифей

2. Как переводится слово « география» с греческого языка?

     1) описание Земли                           3) природоведение

     2) Земля                                            4) Вселенная

3. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?

     1) именованный                                3) численный

     2) линейный                                      4) дробный

4.  Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?

      1) в 300 раз                                        3) в 30 раз

      2) в 30 000 раз                                    4) в 3 раза

5.  Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?

      1) справа                                            3) слева

      2) сзади                                              4) впереди

6. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?

       1) масштаб                                        3) азимут

        2) компас                                          4) горизонт

7. Как называется превышение вершины горы над её подножием?

       1) абсолютная высота                      3) относительная высота

       2) склон                                             4) горизонталь

8. Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?

       1) 0          2) 45       3) 135      4) 180

9. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:

      1) 90   2) 45   3) 66,5    4) 55,5

10. Географическая карта-это

     1) рисунок участка земной поверхности

     2) схема, с указанием маршрута движения

     3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков

     4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты

11. Что в географии называют « легендой карты»?

      1) название карты

      2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты

      3) система условных знаков, применённых при составлении карты

      4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров

12. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:

       1) Полярной                                      3) Малой Медведицей

       2) Солнцем                                        4) Большой Медведицей

13. Земля вращается вокруг своей оси:

      1) с востока на запад                            3) с севера на юг

      2) с запада на восток                            4) с юга на север

14. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?

      1) Юпитер        2) Сатурн      3) Уран      4) Нептун

15. Что представляет собой хвост кометы?

       1) скопление газов и мелкой пыли

       2) скопление частичек льда

       3) скопление плазмы

       4) скопление капель воды

16. Что называется Литосферой?

        1) твёрдое ядро Земли                    

        2) все горные породы и минералы

        3) вещество между ядром и земной корой

        4) верхняя твёрдая оболочка Земли

17. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:

        1) перепады температуры воздуха              3) высота гор

        2) атмосферное давление                             4) вес воздуха

 18. Литосфера включает в себя:

       1) наружную часть ядра и земную кору

       2) верхнюю часть ядра и мантию

       3) только земную кору

       4) земную кору и верхнюю часть мантии.

19. Наука, изучающая землетрясения, называется

       1) геология   2) минералогия   3) сейсмология   4) почвоведение

20. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями

      Географический термин                                       определение

     1) эпицентр           А) районы,  где чаще всего происходит землетрясение

     2) сейсмический   Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных

         пояс                       пород с выделением энергии

     3) очаг земле-       В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания

          трясения               земной коры по результатом прошлого раза.

21. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями

         Географический термин                                определение

    1) физическое                      А) разрушение горных пород, связанных с

        выветривание                      деятельностью растений и животных

     2) химическое                    Б) разрушение горных пород под действием

         выветривание                     воды, ветра, температуры.

    3) биогенное                       В) разрушение горных пород, связанных с

        выветривание                    действием воды.

22. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород

       Процесс                                                                      Вид горной породы

    1) превращение горных пород и минералов         А) магматическая

 под воздействием на них высоких температур        Б) осадочная

 и давления.                                                                   В) метаморфическая

    2) образование горных пород при застывании

 Вещества мантии

    3) образование горных пород в результате

накопления обломков, выпавших в осадок веществ

и остатков живых растений и животных.

23. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:

     Способ образования                                                     горные породы

А) магматические                                    1) базальт    2) песчаник  3) мел

Б) осадочные                                            4) мрамор    5) гранит  6) торф

В) метаморфические

 

24. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря

          Вид равнины                                высота над уровнем моря

  1. плоскогорье                                А) 0- 200м
  2.  низменность                               Б) 200-500м
  3. Возвышенность                          В) выше 500м

25. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов

     Численный масштаб                         Именованный масштаб

1) 1: 750 000                                      А) в 1см-75 км

2) 1: 75 000 000                                 Б) в 1см- 750 км

3) 1: 7 500 000                                   В) в 1 см- 75 000км

                                                            Г) в 1 см-7,5 км

26. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования

      Форма рельефа                                       основной фактор образования

  1. Карьеры и терриконы                    А) ледники
  2. барханы и дюны                             Б) текучие поверхностные воды
  3. холмы и грады                                В) ветер
  4. овраги и речные долины                Г) человек

                                                               Д) подземные воды

27. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?

     1) кратер   2) жерло   3) труба    4) конус

28. Выпишите номера планет земной группы:

     1) Уран  2) Сатурн  3) Земля   4) Венера  5) Нептун  6) Меркурий

29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:

   1) 30 ю. ш.  45 в.д.    2) 52 с. ш.  108 з.д.     3) 55 ю. ш  65 в.д

30. С помощью условных знаков напишите географический диктант.

      Ученики собрались в сад за яблоками. Они вышли из школы и тропинки направились вперёд к речке. Через металлический мост  ребята перешли мост и увидели большой сад. Насобирав яблоки, они вернулись в школу.

                                                      2 вариант.

1. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?

     1) кратер   2) жерло   3) труба    4) конус

2. Выпишите номера планет-гигантов:

     1) Уран  2) Сатурн  3) Земля   4) Венера  5) Нептун  6) Меркурий

3. Что называется Литосферой?

        1) твёрдое ядро Земли                    

        2) все горные породы и минералы

        3) вещество между ядром и земной корой

        4) верхняя твёрдая оболочка Земли

4. Фактор, влияющий на разрушение горных пород:

        1) перепады температуры воздуха              3) высота гор

        2) атмосферное давление                             4) вес воздуха

 5. Литосфера включает в себя:

       1) наружную часть ядра и земную кору

       2) верхнюю часть ядра и мантию

       3) только земную кору

       4) земную кору и верхнюю часть мантии.

6. Наука, изучающая землетрясения, называется

       1) геология   2) минералогия   3) сейсмология   4) почвоведение

7. Яркая звезда, которая указывает направление на север, называется:

       1) Полярной                                      3) Малой Медведицей

       2) Солнцем                                        4) Большой Медведицей

8. Земля вращается вокруг своей оси:

      1) с востока на запад                            3) с севера на юг

      2) с запада на восток                            4) с юга на север

9. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?

      1) Юпитер        2) Сатурн      3) Уран      4) Нептун

10. Что представляет собой хвост кометы?

       1) скопление газов и мелкой пыли

       2) скопление частичек льда

       3) скопление плазмы

       4) скопление капель воды

11  . Какой азимут соответствует направлению на северо-восток?

       1) 0          2) 45       3) 135      4) 180

12. Угол наклона земной оси по отношению к плоскости земной орбиты составляет:

      1) 90   2) 45   3) 66,5    4) 55,5

13. Географическая карта-это

     1) рисунок участка земной поверхности

     2) схема, с указанием маршрута движения

     3) чертёж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков

     4) фотоснимок земной поверхности, выполненный с большой высоты

14. Что в географии называют « легендой карты»?

      1) название карты

      2) повествование авторов учебника о том, как осваивалась людьми наша планета и создавались первые географические карты

      3) система условных знаков, применённых при составлении карты

      4) указание названия типографии, количества выпущенных экземпляров

  15. Как называется масштаб, записанный в таком виде: 1: 100 000?

     1) именованный                                3) численный

     2) линейный                                      4) дробный

16.  Во сколько раз расстояние на местности больше расстояния на плане, если местность изображена в масштабе 1: 30 000?

      1) в 300 раз                                        3) в 30 раз

      2) в 30 000 раз                                    4) в 3 раза

17.  Если встать лицом к северу, то в какой стороне от вас будет находиться запад?

      1) справа                                            3) слева

      2) сзади                                              4) впереди

18. Как называется угол меду направлением на север и направлением на какой-либо предмет?

       1) масштаб                                        3) азимут

        2) компас                                          4) горизонт

19. Как называется превышение вершины горы над её подножием?

       1) абсолютная высота                      3) относительная высота

       2) склон                                             4) горизонталь

20. Установите соответствие между формами рельефа суши и основными факторами их образования

      Форма рельефа                                            основной фактор образования

  1. Карьеры и терриконы                    А) ледники
  2. барханы и дюны                             Б) текучие поверхностные воды
  3. холмы и грады                                В) ветер
  4. овраги и речные долины                Г) человек

                                                               Д) подземные воды

21. Установите соответствие между видами равнин и их высотой над уровне моря

          Вид равнины                                высота над уровнем моря

  1. плоскогорье                                А) 0- 200м
  2.  низменность                               Б) 200-500м
  3. Возвышенность                          В) выше 500м

22. Установите соответствие между показателями численного именованного масштабов

     Численный масштаб                         Именованный масштаб

1) 1: 750 000                                      А) в 1см-75 км

2) 1: 75 000 000                                 Б) в 1см- 750 км

3) 1: 7 500 000                                   В) в 1 см- 75 000км

                                                            Г) в 1 см-7,5 км

23. Установите соответствие между описанием процессами и видами горных пород

       Процесс                                                                           Вид горной породы

    1) превращение горных пород и минералов         А) магматическая

 под воздействием на них высоких температур        Б) осадочная

 и давления.                                                                   В) метаморфическая

    2) образование горных пород при застывании

 Вещества мантии

    3) образование горных пород в результате

накопления обломков, выпавших в осадок веществ

и остатков живых растений и животных.

24. Определите соответствие между горными породами и способами их образования:

     Способ образования                                                     горные породы

А) магматические                                    1) базальт    2) песчаник  3) мел

Б) осадочные                                            4) мрамор    5) гранит  6) торф

В) метаморфические

25. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями

      Географический термин                                       определение

     1) эпицентр           А) районы,  где чаще всего происходит землетрясение

     2) сейсмический   Б) место, где произошёл разрыв и смещение горных

         пояс                       пород с выделением энергии

     3) очаг земле-       В) точка , где зафиксированы самые сильные колебания

          трясения               земной коры по результатом прошлого раза.

26. Установите соответствие между географическими терминами и их определениями

         Географический термин                                определение

    1) физическое                      А) разрушение горных пород, связанных с

        выветривание                      деятельностью растений и животных

     2) химическое                    Б) разрушение горных пород под действием

         выветривание                     воды, ветра, температуры.

    3) биогенное                       В) разрушение горных пород, связанных с

        выветривание                    действием воды.

27. Кто из греческих учёных впервые использовал термин « Географика»?

     1) Птолемей                                     3) Страбон

     2) Эратосфен                                    4) Пифей

28. Как переводится слово « география» с греческого языка?

     1) описание Земли                           3) природоведение

     2) Земля                                            4) Вселенная

29. Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам:

         28 ю. ш. и 109 з.д.           2 с. ш. и 87 в. д.           18 ю.ш. и 16 в. д.

30.  С помощью условных знаков напишите географический диктант.

       От школы путь к нашему лагерю шёл через смешанный лес, который переходил в фруктовый сад. Чтобы сократить путь, мы шли по деревянному мосту через печку, далее по лугу и пашню, от него мы подошли к лагерю.

                                             Практическая работа № 2

«Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.»

Цель:

Выяснить причины и географические следствия вращения Земли вокруг солнца и вокруг своей оси.

Оборудование:

Теллурий, глобус, учебник, атлас.

                                                        Ход работы

1 Открыть учебник на стр. 33-38, и исследовать по плану абзац на стр. 34, результаты исследования  занести в таблицу.

 План исследования:

А) Что такое ось Земли?

б ) Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты Земли?

в ) Что такое географические полюса?

г) За какой промежуток времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

д ) Какую форму имеет планета Земля?

е ) Выяснить причину направления движения и отклонения тел в полушариях;

ж) обозначить причину смены дня и ночи;

2 Открыть учебник на стр. 36-38, и исследовать по плану абзац на стр. 36 ( Движение земли вокруг Солнца), результаты исследования занести в таблицу.

 План исследования:

а ) с какой скоростью Земля движется вокруг Солнца?

б ) За какой промежуток времени земля совершает оборот вокруг Солнца?

в ) Что такое високосный год и чему он равен?

г ) Выявить причину смены времён года;

д ) какие дни считаются астрономическим началом сезонов года на Земле?

3 Исследуя рисунок 28  и абзац ( Времена года Земли) на стр. 37 выявить географические следствия вращения Земли  вокруг Солнца.

4 Сделать общий вывод о видах движения Земли и каковы географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

пп

Исследования

 Результаты исследования

1

Ось Земли

2

Географические полюса

3

Промежуток времени осевого вращения Земли

4

Форма планеты Земля

5

Северное полушарие

6

Южное полушарие

7

Смена дня и ночи

8

Скорость Земли

9

Промежуток времени орбитального вращения Земли

10

Високосный год

11

Смена времён года

12

Дни равноденствия

13

Дни солнцестояния

14

Вывод

                                                 

                                               Практическая работа №3

«Составление плана местности способом глазомерной съемки».

Цель:

 выработать практические навыки

составлять план участка местности в окрестности школы.

Оборудование:

Планшет (лист картона), компас, линейка, карандаш, ластик, транспортир, циркуль-измеритель.                      

                                                     Ход работы:

1 Выбрать масштаб, учитывая размер участка местности и величину листа бумаги на планшете.

2 Провести ориентирование планшета ( планшет повернуть так, чтобы буква С( север) на шкале компаса совпала с северным концом его магнитной стрелки, при этом стрелка компаса должна быть параллельна краю планшета).

3 Измерить длину шага.

4 Выбрать точку отсчёта и объекты.

5 Установить точку отсчёта и наблюдения в центре прикреплённой к планшету бумаги.

6 Прошагать от заданной точки к объектам и отметить расстояние до объектов в соответствие с выбранным масштабом, учитывая длину шага.

7 Определить азимут направления на имеющиеся объекты и обозначить на планшете.

8 Нанести выбранные объекты с помощью условных знаков на планшет.

9 Сделать вывод о проделанной работе.

                              Итоговая практическая работа  №4

«Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки».

Цель: формирование умений определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте.

Оборудование:

Карты атласа, физическая карта полушарий.

                                                 Ход работы:

Задание 1

Определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Заполните таблицу:

Название географического объекта

          Географические координаты

         широта

        долгота

Гора Джомолунгма ( Эверест)

     Вулкан Везувий

      Город Бразилия

     Гора Мак-Кинли

      Город Москва    

       Оз. Виктория

     О. Шри-Ланка  

   36 ю.ш.

           150 в. д.

   56 с. ш .

           38 в . д .

   62 с . ш .

           130 в. д.

   19 ю . ш .

          99 з. д .

   16 ю . ш.

           69 з. д .

 Задание 2

На контурной карте подпишите названия государств, где находятся точки с географическими координатами:

8 с.ш.     15 с. ш.   40 с. ш.     25 ю. ш.     38 ю. ш .  

65 з.д.    12 в . д.   140 в. д.    136 в. д .     70 з. д.

Задание 3

Определите расстояние между столицами африканских государств Марокко и Мали.

Столица Марокко-______________   географические координаты:_________

Столица Мали-_________________   географические координаты:_________

Решение:

Вывод о проделанной работе.  

                                        Практическая работа №5.

«Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: Сформировать навыки определения горных пород, описания их свойств.

Оборудование:

Коллекция горных пород, шкала Мосса, лупа.

Задание 1

Рассмотреть коллекцию горных пород, определить их свойства.

Данные записать в таблицу.

Название горной породой

Происхождение

  цвет

  блеск

прозрачность

вкрапление

твердость

Задание 2

Напиши, какие горные породы встречаются в твоей местности.

Вывод.

                                       Практическая работа № 6

«Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.»

Цель: сформировать навыки описания крупных форм рельефа ( горы, равнины) по карте.

Оборудование:

Карты атласа , физическая карта полушарий, контурная карта.

Задание1

Используя физическую карту мира, строение земной коры (атлас), проанализируйте следующие объекты: Уральские горы, горы Анды; амазонская низменность , Западно-Сибирская равнина.

по плану характеристики форм рельефа (гор и равнин), который дан в таблице, данные исследования занесите в таблицу:

План характеристики гор

                      Географический объект

   1 вариант   Уральские горы

 2 вариант    г. Анды

1 вариант: Амазонская низменность

2 вариант:  Западно-Сибирская

равнина

На каком материке расположен

В какой части материка

Положение по отношению к другим объектам ( горам, равнинам, океанам, морям, рекам)

Направление (для гор)

Протяжённость, км

Имеет ли отношение к сжатию литосферных плит.

Высота:

Максимальная ( название вершины, географические координаты) для гор

Высота  для равнин

Вывод.

                           

                       Сущенко Любовь Павловна, учитель  географии.