Рабочая программа по географии 9 класс.

Бородина Евгения Сергеевна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена для 9 класса на основании примерной программы по географии для общеобразовательных школ 6-9 класс.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

          Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии. 

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

 Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Федеральный базисный учебный  план  для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География хозяйства России»,  и на изучение курса отводится  2 часа в неделю.

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.)

Цель: Формирование целостного представления об особенностях хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи:

  1. Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  2. Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  3.  Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;
  4. Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  5. Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  6.  Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Используемые технологии:

Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

  1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

  1.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической,

  1.  Повторительно – обобщающей.
  2. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.  

 

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

 - фронтальная;

 - парная.

Формы учебных занятий:

  • Игры: на конкурсной основе, ролевые;
  • Диалоги и беседы;
  • Практические работы;

Виды деятельности учащихся:

  • Мини – сочинения;
  • Доклады;
  • Рефлексия.

 

Учебно – методические материалы по дисциплине:

9 класс

1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2010.

2. Атлас ”География России. Население и хозяйство». 9 класс”, М., Дрофа, «Издательство ДИК»  2008 г.

3. Контурные карты ”География России. Население и хозяйство» 9 класс”, М., «Дрофа», «Издательство ДИК» 2013 г.

4.  Контрольно-измерительные материалы. География. 9 класс/  Сост. Е.А. Жижина. – 2 – е изд., перераб. -  М.: «Вако», 2013. – 112 с.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     


                                                                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

                                                                                            ГЕОГРАФИЯ   9   КЛАСС

Тема урока

Кол -во часов

Тип

урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения План /Факт

                Раздел 1.  МЕСТО  РОССИИ  В  МИРЕ  (4 часа)

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации

1

Практикум.

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы .

Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.  

Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации  и пограничные государства.  Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России.

Политическая карта

Фронтальный устный опрос

Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве

§ 1

2

Географическое положение и границы России.

1

комбинированный

Физическая карта

Фронтальный контроль

§ 2

В-4 письмен-но

3

Экономика и транспортно-географическое геополитическое и эколого –географи ческое положение России.

1

комбинированный

Физическая карта

Работа с контурной картой

§ 3

Ответы на вопросы

  4

Государственная территория России.

1

комбинированный

Физическая карта

Фронтальный устный опрос

§ 4

вопросы

Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)

  5

Исторические особенности заселения и освоения территории России

 

  1

Урок изучения нового материала

Численность населения России. Особенности  воспроизводства российского населения  в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские  агломерации, их роль в жизни страны

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие  соотношение мужчин и женщин. Определять поло вой  и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны;  основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций.  

Фронтальный опрос

§ 5

Ответы на вопросы

6

Численность и естественный прирост населения

1

Семинар

Карта населения России

Фронтальный устный опрос

Пр.№ 1

Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения

§ 6

В-3 письмен-но

Сообщения о традициях религий.

7

Национальный состав населения

1

Практикум

Карта народы России

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§ 7

Ответы на вопросы

Сообщения о  насил. миграц.

   8

Миграции населения

1

Семинар

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос

§ 8

   9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

Семинар

Карта население России

Индивидуальный устный опрос

 Пр. № 2

Определение по статистическим материалам тенденций в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах современного хозяйства страны.

§ 9

к/к Города миллионеры

                                                      Раздел 3.  ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ  ЭКОНОМИКИ  РОССИИ (3 часа)

  10

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изучения нового материала

 Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

Таблица хозяйство России

Фронтальный устный опрос

§ 10

Вопросы и задания

  11

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

§ 11

Вопросы и задания

 12  

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

1

Урок  изучения нового материала

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики

Таблица хозяйство России

индивидуальный, фронтальный опрос

§ 12

Вопросы и задания

Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (23 часа)

   13.

Научный комплекс

1

Урок изучения нового материала

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь:  показывать на карте научные центры.

Фронтальный устный опрос

§ 13

Вопросы и задания

                                                                               Машиностроительный  комплекс  (4 часа)

   14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

Урок изучения  нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития  страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения  в промышленности.

Карта машиностроение

§ 14

Вопросы и задания

   15.

Факторы размещения отраслей машиностроения

1

Практикум

Карта машиностроение

Фронтальный устный опрос.

Работа  с контурной картой.

Пр. № 3

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроен ия по картам

§ 15

Вопросы и задания.

Сообщене

   16.

География машиностроения

1

Практикум

Карта машиностроение

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 16

Вопросы и задания

   17.

Военно-промышленный комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 17

Вопросы и задания

                                                                      Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 часа)

    18.

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охра на окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребите лей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

Карты топливная промышленность, электроэнергетика

Фронтальный опрос Тест: «ВПК. Машинос-троение»

§ 18

Вопросы и задания

   19.

Топливная промышленность.

1

Практикум

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география  основных и перспективных районов добычи нефти, систем  газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономи ческие показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Наносить на к/к основные районы добычи  газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий  нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Составлять характеристику  

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Карты топливная промышленность

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 4

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

§ 19

Вопросы и задания

   20.

Электроэнергетика России

1

Семинар

Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу«Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-ледственные связи в размещении гидроэнер гетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономичес кого развития страны. Аргументировать  необходимость экономии электроэнергии.

Карта электроэнергетика

Работа с атласом, заполнение таблицы. Тест: «Угольная промышленность»

§ 20

Вопросы и задания.

к/к крупнейшие электростанции

                                          Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)

  21.

Состав и значение  комплексов

1

Урок изучения нового материала

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.

Фронтальный опрос Тест: «ТЭК»   

   

§ 21

Вопросы и задания

   22.

Металлургический комплекс

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйства

Карта металлургия

Работа с контурной картой, фронтальный опрос

§ 22

Вопросы и задания

  23.

Факторы размещения предприятий  металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Урок актуализации знаний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружаю щей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений  железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к  главные металлургические районы.

Карта металлургия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 5

Составление характеристики одной из металлургических баз  по картам и статистическим материалам.

§ 23

Вопросы и задания

  24.

Цветная металлургия

1

Урок актуализации знаний и умений

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Карта металлургия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 6

Определение по картам  главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§ 24

Вопросы и задания

  25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав химической промышленности Рос сии» и выявлять роль важнейших отраслей  химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий  химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Карта  хим. промышленности

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 25

Вопросы и задания

  26

Факторы размещения химических предприятий.

1

Практикум

Фронтальный опрос

Пр. № 7

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

§ 26

Вопросы и задания

   27.

Лесная промышленность

1

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок  и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факто ров размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.

Карта лесная пром.

§ 27

Вопросы и задания

                                                                                 Агропромышленный  комплекс (АПК) (3 часа)

  28.

Состав и значение АПК

1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружаю щей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. № 8

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

        .

§ 28

Вопросы и задания

  29.

Земледелие и животноводство

1

Практикум

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Фронтальный опрос

§ 29

Вопросы и задания

  30.

Пищевая и легкая промышленность

1

Практикум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечествен ной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить при меры  предприятий сво его края с указанием факторов их размещения.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. раб №9 Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности

§ 30

Вопросы и задания

                                                                                     Инфраструктурный комплекс (5  часов)

  31.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

1

Урок изучения нового материала.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять  преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Карта транспорт России

Фронтальный опрос

§ 31

Вопросы и задания

  32.

Железнодорожный автомобильный транспорт

1

Семинар

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и  автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю  ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

Карта транспорт России

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. раб 10 Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

§ 32

Вопросы и задания

  33.

Водный и другие виды транспорта.

1

Урок изучения нового материала.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.

Анализировать преимущества и недостатки морс кого и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных  бассейнов в работе транспорта.  Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

Карта транспорт России

Фронтальный опрос

§ 33

Вопросы и задания

Сообщение «Услуги которыми я пользуюсь»

34.

Связь. Сфера обслуживания.

1.

Изучения нового материала

Роль, значение связи  в жизни страны. Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме.

Уметь составлять  классификацию услуг.

Тест: «Транспорт»

§ 34

Вопросы и задания

35.

Межотраслевые комплексы

1.

Обобщающий урок

Контрольная работа.

Составить словарь терминов

Раздел 5.  РЕГИОНЫ РОССИИ (26 часов)

Территориальная организация и районирование России (1 часа)

36

Районирование

территории

России

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.

Политико-административная карта

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 35

Вопросы и задания

Западный макрорегион - Европейская Россия (1 час)

   37

Общая характеристика

Европейской России.

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных

Физическая карта

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование, зачет

§ 36

Вопросы и задания

                                                                                        Центральная Россия (6 часов+1)

   38

Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Карта Центральная Россия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 11 Изучение

внешних территориально-

производственных связей

Центральной

России

§ 37

Вопросы и задания

39

Население и главные черты хозяйства

1

1

Практикум

Особенности природы и природные ресурсы Цент реальной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

Карта Центральная Россия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 38

Вопросы и задания

Индив. задания

40

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

Москва – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва -крупнейший транспортный узел.

Карта Центральная Россия

§ 39

Вопросы и задания

    41  

Географические особенности областей Центрального района.

Карта Центральная Россия

Работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный опрос.

§ 40

Вопросы и задания

42

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

Урок-путешествие

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы  на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять  описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Карта Центральная Россия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 41

Вопросы и задания

   43

Северо-Западный район

1

Практикум

Карта Центральная Россия

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 12 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печерского района

§ 42

Вопросы и задания

44

Центральная Россия

1

Обобщающий урок

Карта Центральная Россия

Работа по группам

                                                                                 Европейский  Север (3 часа)

45

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

Семинар

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, цент ров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разно образных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Карта Европейский Север

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 43

Вопросы и задания

46

Население Европейского Севера

1

Урок изучения нового материала

Карта Европейский Север

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 13 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

§ 44

Вопросы и задания

47

 Хозяйство  Европейского Севера

1

Семинар

Карта Европейский Север

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 45

Вопросы и задания

                                                                         Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа)

 48

Географическое  положение, природные условия и ресурсы.

1

Урок изучения нового материала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. На селение: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Карта Северный Кавказ

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 46

Вопросы и задания

 49

Население Северного Кавказа.

Карта Северный Кавказ

§ 47

Вопросы и задания

50.

Хозяйство Северного Кавказа

Карта Северный Кавказ

§ 48

Вопросы и задания

                                                                                                   Поволжье (3 часа)

51

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный при рост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и эко логические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Карта Поволжье

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 14 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

§ 49

Вопросы и задания

52

Население  Поволжья

1

Практикум

Карта Поволжье

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 50

Вопросы и задания

 53

Хозяйство Поволжья.

Карта Поволжье

§ 51

Вопросы и задания

                                                                                                 Урал (3 часа + 1)

54

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

Урок изучения нового материала

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Определять  наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Рос сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять крат кую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Карта Урала

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 15 Составить характеристику района

§ 52

Вопросы и задания

55

Население  Урала

1

Практикум

Карта Урала

Учебное исследование по картам, решение географических

задач

§ 53

Вопросы и задания

 56

Хозяйство Урала

1

Карта Урала

Пр. р. № 16 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка экологической ситуации Урала.

§ 54

Вопросы и задания

57

Западный макрорегион

1

Обобщающий урок

Работа со словарем

Восточный макрорегион - Азиатская Россия (6 часов)

58

Общая характеристика

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйстве иного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 55

Вопросы и задания

59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок актуализации знаний и умений

 

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§ 56

Вопросы и задания

60

Западная Сибирь

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития

хозяйства. Устанавливать причинно-следственные  связи и закономерности размещения географических объектов

Карта Западная Сибирь

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

Пр. р. № 17 Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни и быта человека.

§ 57

Вопросы и задания

61

Восточная Сибирь

1

Семинар

Карта Восточная Сибирь

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Пр. р. № 18 Характеристика одного из ТПК Восточной Сибири

§ 58

Вопросы и задания

62

Дальний Восток

1

Карта Дальний Восток

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест «Дальний Восток»

Пр. р. № 19 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых центров Дальнего Востока

§ 59

Вопросы и задания

Сообщение

63

Экономические районы России

1

Обобщающий урок

§ 60

Вопросы и задания

                                                                           Раздел 6.   Россия  в  современном мире (2 часа +  3)

64

Россия в современном мире

1

Урок изучения нового материала

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Оценивать по статистическим  данным и картам место и роль России в международном разделении труда в отдельных сферах хозяйства. Определять территориальную структуру внешней торговли России.

Выполнять и обсуждать презентации по отдельным объектам Всемирного природного и культурного наследия  России

Конспект. Презентации.

Конспект

Презентация

65

Объекты мирового и культурного наследия  России

1

66

Повторение раннее изученного

1

Обобщающий урок

67

Зачет по курсу  «Экономическая география России».

1

68

Резервное время.

1