Особенности изучения географии в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.
Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса на примере изучения географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гипертекст. | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИПЕРТЕКСТ
Мы живем в век IV информационной революции. Чтобы лучше понять, что это значит для образования, обратимся сначала к словарю, чтобы понять, что такое информационная революция:
«Информационная революция – преобразование общественных отношений, приобретение ими новых качеств из-за глобальных изменений в сфере обработки (накопления, хранения, передачи, производства) информации».
Для того, чтобы понять как преобразовывались общественные отношения в области педагогической деятельности в зависимости от изменений в средствах обработки информации обратимся к истории.
Порядковый номер информационной революции | Период | Изменения в сфере обработки информации | Изменения в отношениях в сфере педагогической деятельности |
I | 5-6 тысяч лет назад | Изобретение письменности | Появилась возможность разделить информацию и ее владельца, но носители информации были не слишком удобны и мобильны (гробницы, скалы и т.д.), позволяли сохранять информацию на века, но не позволяли транслировать на большие расстояния. Образования как системы не существовало. |
II | 3,5 тысячи лет назад | Изобретение рукописной книги | Появились каменные таблички, кожаные и пергаментные книги. Данные источники информации позволяли распространять информацию на расстояния, но этот процесс был очень медленным. Образования как системы не существовало. |
III | 1450-1455 г.г. | Изобретение Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта | Первый информационный бум. Рост количества информации по различным областям знаний. Возможность получения информации большим количеством людей. Процесс понимания информации не всегда может контролироваться автором. Я.А.Коменский создает систему обучения. |
IV | Конец XX начало XXI века | Изобретение информационных телекоммуникационных технологий (ИКТ) | Безграничные возможности получения, переработки и хранения информации. Новый способ представления информации – гипертекст. |
- Что нам дает краткий исторический экскурс?
- Основания для сравнения способов организации образовательного процесса в зависимости от способа обработки информации.
Систематическое обучение возникает в период III информационной революции. Давайте проанализируем, что стало тому причиной? И может ли, возникшая в о время, система образования быть эффективной в век IV информационной революции?[1]
Модель образовательного процесса, адекватная способам обработки информации в индустриальном обществе | Модель образовательного процесса, адекватная способам обработки информации в информационном обществе |
Я.А.Коменский создает модель обучения, где учебник – основной источник знания, средство и сценарий обучения, место хранения содержания образования. - Каков же сценарий процесса обучения задает эта модель? - В соответствии с со способом изложения информации в учебнике – линейный. Учебный материал изучается малыми дозами в последовательности, заданной параграфами учебника. - Но, чем ближе общество приближается к IV информационной революции, тем очевиднее становится несоовершенство данного сценария построения учебного процесса. - В чем это проявляется? - В повсеместном внедрении новых (инновационных, современных) педагогических технологий, которые, не привели к существенным изменениям. - Почему? Ни одна из них не меняет главного – линейного сценария подачи информации, что не соответствует способу представления информации в информационном обществе. - Сегодня уже и в когнитивной психологии найдены подтверждения того, что линейная структура речи для мышления является не естественной, а искусственной. Мысли образуют объемные структуры, которые связаны многочисленными переходами. | На смену книжно-линейному способу представления информации пришел гипертекст, который должен стать основным источником знаний, средством и сценарием обучения, формой хранения содержания образования. Психофизиологии отмечают, что структура гипертекста соответствует структуре нашего сознания, а значит, он является более естественной основой построения сценария современного процесса обучения. |
В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса обучение построено на основе гипертекста.
Гипертекст – форма организации текстового материала, при которой он предстает как многомерная сеть, как система явно указанных возможных переходов, связей между единицами текста. Это пространство нелинейного, образного представления информации, в котором существуют тексты, связанные общей идеей. Гипертекст позволяет осваивать материал с учетом множества взаимосвязей, находящихся как внутри текста, так и за его пределами.
Ученики, осваивая гипертекст в поисках ответов на свои вопросы, могут перемещаться разными путями, следуя траекториям развертывания собственной мысли.
Гипертекст обладает характеристиками, связанными с субъектной позиции ученика в процессе обучения:
- позволяет интенсифицировать интеллектуальную деятельность, раскрывая связи изучаемого понятия или явления целостно, которые раскрывают смысл познаваемого;
- становится инструментом выработки решений, опирающихся на полную систему явно представленных и хорошо согласующихся друг с другом оснований:
- создает условия для возникновения объективной информационной среды, а путь осознания и освоения информации полностью зависит от субъекта.
Гипертекст обеспечивает доступ к иерархически организованной информации. Это позволяет учащимся реализовывать собственную логику работы с учебным материалом, самостоятельно делать выбор пути следования при решении учебных задач.
Освоение гипертекста возможно двумя способами, которые задаются различными формами представления гипертекста:
1) освоение гипертекста, представленного с помощью электронного устройства, как правило, осуществляется посредством углубления, расширения, обогащения объема информации за счет дополнительной информации, представленной в гиперссылках;
2) освоение учебного гипертекста в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса, содержащего структуру изучаемого материала, осуществляется посредством понимания смысла, заложенного в данной структуре в процессе решения системы усложняющихся задач, что позволяет не столько расширять информацию об изучаемом явлении, сколько интеллектуально видеть возможности использования изучаемого знания в различных ситуациях. Это полностью согласуется с требованиями деятельностного подхода, с требованиями общества знания, в котором остро стоит вопрос не об открытии нового знания, а об умении эффективно использовать имеющееся.
Рассмотрим на примере, как организуется процесс обучения в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса на примере изучения темы «Восточный макрорегион» в 9 классе.
Изучение темы, начинается с осознания структуры изучаемого явления. По программе на изучение Восточного макрорегиона , отводится 12ч.
Изучение нового материала (осознание структуры явления) | Закрепление материала | Рефлексия |
Осознание генезиса способов деятельности | Самореализация в коллективной деятельности |
| 2. контроль 1. проверка теории |
3 . тренировочное занятие | 4 контроль 2 |
5- 6. практические работы |
7-8. тесты ЕГЭ, уровень АВС | 9. самостоятельная работа |
10. работа над ошибками | 11. контроль 3 |
12. презентации, рефераты | информация для расширения кругозора учащихся. |
Предмет устный, объем большой. Пояснение осуществляется в диалоговой форме. Информацию важно представить сжато, в виде структурных и функциональных блоков. В таких схемах должна быть основа. Например, изучение экономических районов предусматривает знание:
- экономико-географическое положение, состав
- природные условия и ресурсы
- население
- хозяйство.
Всегда сложно скомпоновать, выбрать важное. Главный критерий при подаче нового материала тесты уровня А и В. Если ученик с помощью конспекта на этапах самореализации и рефлексии будет справляться с заданиями самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения с одноклассниками - значит уровень подачи материала был оптимальный.
Рассмотрим подачу нового материала экономических районов Восточного макроуровня.
1 вопрос.
Экономико-географическое положение дается под запись, указывается состав и соседи каждого экономического района, особенности экономико-географическое положения.
2 вопрос. Природные условия и ресурсы.
Изучение темы строится на умении работать с картами атласа. Информацию каждого экономического района учащиеся находят вместе с учителем. Работа организуется по группам. У всех групп одно и тоже задание, учитель выступает в роли консультанта. Выполненное задание закрепляется тестом с выбором 1 правильного ответа.
3 вопрос. Население.
Основной материал дается под запись: численность, плотность, соотношение городского и сельского населения, национальный состав (религии), крупные города. Для наглядности заполняется таблица, слабому классу можно раздать распечатку.
4 вопрос. Хозяйство.
Отрасли специализации экономических районов даются под запись.
Учебный материал, представленный таким образом, представляет собой гипертекст, позволяющий организовать работу по осознанию смысла заложенной в нем информации. Для этого, чтобы после представления структуры учебного материала в гипертекстовой форме, учитель предлагает учащимся сначала систему ключевых задач, в процессе решения которых учащиеся осознают связи между элементами структуры, а затем систему задач, позволяющую учащимся овладеть способами использования полученной информации в различных ситуациях. Причем в процессе решения ключевых задач учитель пошагово контролирует правильность выполнения, а в процессе овладения способами работы с новым материалом, каждый учащийся работает в коллективной деятельности в индивидуальном режиме, выбирая логику и путь решения.
В нашем случае, в качестве ключевых, можно рассмотреть следующие задачи …СЛАИД….
В качестве задач для освоения способов использования нового знания можно предложить следующие задачи СЛАИД…..
Переход от решения ключевых задач к этапу самостоятельного использования знания осуществляется через этап осознания генезиса способов деятельности, где главная задача учащихся заключается в обосновании выбора способов решения ключевых задач и задач, требующих комбинирования способов решения .
[1] Сравнение необходимо производить по столбцам: сначала модель индустриального общества, а затем информационного.