Особенности изучения географии в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса.

Бурматнова Ольга Алексеевна

Компетентностно-ориентированная модель образовательного процесса на примере изучения географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гипертекст.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГИПЕРТЕКСТ

Мы живем в век IV информационной революции. Чтобы лучше понять, что это значит для образования,  обратимся сначала к словарю, чтобы понять, что такое информационная революция:

«Информационная революция – преобразование общественных отношений, приобретение ими новых качеств из-за глобальных изменений в сфере обработки (накопления, хранения, передачи, производства) информации».

Для того, чтобы понять как преобразовывались общественные отношения в области педагогической деятельности  в зависимости от изменений в средствах обработки информации обратимся к истории.

Порядковый номер информационной революции

Период  

Изменения в сфере обработки информации

Изменения в отношениях в сфере педагогической деятельности

I

5-6 тысяч лет назад

Изобретение письменности

Появилась возможность разделить информацию и ее владельца, но носители информации были не слишком удобны и мобильны (гробницы, скалы и т.д.), позволяли сохранять информацию на века, но не позволяли транслировать на большие расстояния.

Образования как системы не существовало.

II

3,5 тысячи лет назад

Изобретение рукописной книги

Появились каменные таблички, кожаные и пергаментные книги. Данные источники информации позволяли распространять информацию на расстояния, но этот процесс был очень медленным.

Образования как системы не существовало.

III

1450-1455 г.г.

Изобретение Иоганном Гутенбергом  ручного печатного станка и наборного шрифта

Первый информационный бум. Рост количества информации по различным областям знаний. Возможность получения информации большим количеством людей. Процесс понимания информации не всегда может контролироваться автором.

Я.А.Коменский создает систему обучения.

IV

Конец XX начало XXI века

Изобретение информационных телекоммуникационных технологий (ИКТ)

Безграничные возможности получения, переработки и хранения информации. Новый способ представления информации – гипертекст.

- Что нам дает краткий исторический экскурс?

- Основания для сравнения способов организации образовательного процесса в зависимости от способа обработки информации.

Систематическое обучение возникает в период III информационной революции. Давайте проанализируем, что стало тому причиной? И может ли, возникшая в о время, система образования быть эффективной в век IV информационной революции?[1]

Модель образовательного процесса, адекватная способам обработки информации в индустриальном обществе

Модель образовательного процесса, адекватная способам обработки информации в информационном обществе

Я.А.Коменский создает модель обучения, где учебник – основной источник знания, средство и сценарий обучения, место хранения содержания образования.

- Каков же сценарий процесса обучения задает эта модель?

- В соответствии с со способом изложения информации в учебнике – линейный. Учебный материал  изучается малыми дозами в последовательности, заданной параграфами учебника.

- Но, чем ближе общество приближается к IV информационной революции, тем очевиднее становится несоовершенство данного сценария построения учебного процесса.

- В чем это проявляется?

- В повсеместном внедрении новых (инновационных, современных)  педагогических технологий, которые, не привели к существенным изменениям.

 - Почему? Ни одна из них не меняет главного – линейного сценария подачи информации, что не соответствует способу представления информации в информационном обществе.

- Сегодня уже и в когнитивной психологии найдены подтверждения того, что линейная структура речи для мышления является не естественной, а искусственной. Мысли образуют объемные структуры, которые связаны многочисленными переходами.

На смену книжно-линейному способу представления информации пришел гипертекст, который должен стать основным источником знаний, средством и сценарием обучения, формой хранения содержания образования.

Психофизиологии отмечают, что структура гипертекста соответствует структуре нашего сознания, а значит, он является более естественной основой построения сценария современного процесса обучения.  

 

  В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса  обучение построено на основе гипертекста.

Гипертекст – форма организации текстового материала, при которой он предстает как многомерная сеть, как система явно указанных возможных переходов,  связей между единицами текста. Это пространство нелинейного, образного представления информации, в котором существуют тексты, связанные общей идеей. Гипертекст позволяет осваивать материал с учетом множества  взаимосвязей, находящихся как внутри текста, так и за его пределами.

Ученики, осваивая гипертекст в поисках ответов на свои вопросы, могут перемещаться разными путями, следуя траекториям развертывания собственной мысли.

Гипертекст обладает характеристиками, связанными с субъектной позиции ученика в процессе обучения:

- позволяет интенсифицировать интеллектуальную деятельность, раскрывая связи изучаемого понятия или явления целостно, которые раскрывают смысл познаваемого;

- становится инструментом выработки решений, опирающихся на полную систему явно представленных и хорошо согласующихся друг с другом оснований:

- создает условия для возникновения объективной информационной среды, а путь осознания и освоения информации полностью зависит от субъекта.

Гипертекст обеспечивает доступ к иерархически организованной информации. Это позволяет учащимся реализовывать собственную логику работы с учебным материалом, самостоятельно делать выбор пути следования при решении учебных задач.

Освоение гипертекста возможно двумя способами, которые задаются различными формами представления гипертекста:

1) освоение гипертекста, представленного с помощью электронного устройства, как правило, осуществляется посредством углубления, расширения, обогащения объема информации за счет дополнительной информации, представленной в гиперссылках;

2) освоение учебного гипертекста в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса, содержащего структуру изучаемого материала, осуществляется посредством понимания смысла, заложенного в данной структуре в процессе решения системы усложняющихся задач, что позволяет не столько расширять информацию об изучаемом явлении, сколько интеллектуально видеть возможности использования изучаемого знания в различных ситуациях. Это полностью согласуется с требованиями деятельностного подхода, с требованиями общества знания, в котором остро стоит вопрос не об открытии нового знания, а об умении эффективно использовать имеющееся.

Рассмотрим  на примере, как организуется процесс обучения в компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса на примере изучения темы «Восточный макрорегион» в 9 классе.

Изучение темы, начинается с осознания структуры изучаемого явления.  По программе на изучение Восточного  макрорегиона , отводится  12ч.

Изучение нового материала (осознание структуры явления)

Закрепление материала

Рефлексия

Осознание генезиса

способов деятельности

Самореализация  в коллективной

деятельности

  1. теория

2.  контроль 1.

проверка теории

3 . тренировочное занятие

4  контроль 2

5- 6.

практические работы

7-8.  тесты ЕГЭ, уровень АВС

9. самостоятельная работа

10.  работа над ошибками

11. контроль 3

12.  презентации,

рефераты

информация для расширения кругозора учащихся.

Предмет устный, объем большой. Пояснение осуществляется  в диалоговой форме. Информацию важно представить сжато, в виде структурных и функциональных блоков. В таких схемах должна быть основа. Например, изучение экономических районов предусматривает знание:

  1. экономико-географическое положение, состав
  2. природные условия и ресурсы
  3. население
  4. хозяйство.

Всегда сложно скомпоновать, выбрать важное. Главный критерий при подаче нового материала тесты уровня А и В. Если ученик с помощью конспекта на этапах самореализации и рефлексии будет справляться с заданиями самостоятельно или в ходе коллективного обсуждения с одноклассниками - значит уровень подачи материала был оптимальный.

Рассмотрим подачу нового материала экономических районов Восточного макроуровня.

 1 вопрос.

 Экономико-географическое положение дается под запись, указывается состав и соседи каждого экономического района, особенности экономико-географическое положения.

2 вопрос.  Природные условия и ресурсы.

 Изучение темы строится на умении работать с картами атласа. Информацию каждого экономического района учащиеся находят вместе с учителем. Работа организуется по группам. У всех групп одно и тоже задание, учитель выступает  в роли консультанта. Выполненное задание закрепляется  тестом с выбором 1 правильного ответа.  

3 вопрос.  Население. 

Основной материал дается  под запись: численность, плотность, соотношение городского и сельского  населения, национальный состав (религии), крупные города. Для наглядности заполняется таблица, слабому классу можно раздать распечатку.

4 вопрос.  Хозяйство. 

Отрасли специализации экономических районов даются  под запись.

Учебный материал, представленный таким образом, представляет собой гипертекст, позволяющий организовать работу по осознанию смысла заложенной в нем информации. Для этого, чтобы после представления структуры учебного материала в гипертекстовой форме, учитель предлагает учащимся сначала систему ключевых задач, в процессе решения которых учащиеся осознают связи между элементами структуры, а затем систему задач, позволяющую учащимся овладеть способами использования полученной информации в различных ситуациях. Причем в процессе решения ключевых задач учитель пошагово контролирует правильность выполнения, а в процессе овладения способами работы с новым материалом, каждый учащийся работает в коллективной деятельности в индивидуальном режиме, выбирая логику и путь решения.

В нашем случае, в качестве ключевых, можно рассмотреть следующие задачи …СЛАИД….

В качестве  задач для освоения способов использования нового знания  можно предложить следующие  задачи  СЛАИД…..

Переход от решения ключевых задач к этапу самостоятельного использования знания осуществляется через этап осознания генезиса способов деятельности, где главная задача учащихся заключается в обосновании выбора способов решения ключевых задач и задач, требующих  комбинирования способов решения .


[1] Сравнение необходимо производить по столбцам: сначала модель индустриального общества, а затем информационного.