География сельского хозяйства мира
Методическая разработка по дисциплине «География» предложена для студентов обучающихся по специальности «Мастер растениеводства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya._geografiya_selskogo_hozyaystva__mira.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия « География сельского хозяйства мира». (45 минут)
В рамках методической разработки рассматривается только одно направление в сельском хозяйстве – растениеводство. Продолжительности занятия - 45 минут.
Цель занятия. Познакомить студентов с отраслями растениеводства в мире, в том числе с отраслями растениеводства в Омской области.
В ходе проведения учебного занятия формируются следующие компетенции:
1. учебно-познавательная компетенция: в рамках занятия рассматриваются, задания, направленные на определение причинно-следственных связей.
2. коммуникативная компетенция: в начале занятия определяется, кого нет на занятии. Вмести, со студентами вспоминается, структура сельского хозяйства.
3. информационная компетенция: на занятии студенты отрабатывают навыки работы с различными источниками информации (атлас, учебник). Используются задания, направленные на самостоятельное изучение материала.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы обучения: наглядные, практические, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М. «Просвещение», 2010 год; атлас 10 класс; атлас Омской области.
Тема занятия. География сельского хозяйства мира.
Ход занятия
Организационный момент
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства не только мира, но Омской области. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.
Задание. В тексте учебника найдите определение термина «Зеленая революция». Ответьте на вопросы:
- Определите основные направления «Зеленой революции».
- Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?
- В чем заключается значение «Зеленой революции»?
- Почему именно на зерновых культурах используются достижения «Зеленой революции»?
- В каких странах и регионах «Зеленая революция» дает достаточно высокие результаты?
Давайте вспомним структуру сельского хозяйства.
Сельское хозяйство
Растениеводство | Животноводство |
Зерновые культуры | Крупный рогатый скот |
Продовольственные культуры | Овцеводство |
Непродовольственные культуры | Свиноводство |
Растениеводство
Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н.Н. Вавилов выделял 8 основных районов:
1.Восточно-Азиатский: просо, соя, конопля;
2. Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;
3. Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;
4. Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;
5. Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;
6. Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;
7. Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тыква, какао;
8. Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчатник, кукуруза.
Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом, с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.
Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.
Таблица «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»
Типы растениеводства | Основные культуры | Страны производители |
Зерновые культуры | Пшеница | |
Рис | ||
Кукуруза | ||
Масленичные культуры | Арахис | |
Клубнеплодные культуры | Картофель | |
Сахароносные культуры | Сахарный тростник | |
Сахарная свекла | ||
Тонизирующие культуры | Чаи | |
Кофе | ||
Какао | ||
Волокнистые культуры | Хлопчатник | |
Лен |
Закрепление изученного материала
Задание. Используя атлас Омской области, определите, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются на территории Омской области.
Домашнее задание.
Учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М., 2010. Тема 5 параграф 2, стр. 126 – 134.
Составить кроссворд «Растениеводство»