География сельского хозяйства мира

Лебедкова Наталья Васильевна

 

Методическая разработка по дисциплине «География» предложена для студентов обучающихся по специальности «Мастер растениеводства». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya._geografiya_selskogo_hozyaystva__mira.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия « География сельского хозяйства мира». (45 минут)

В рамках методической разработки рассматривается только одно направление в сельском хозяйстве – растениеводство. Продолжительности занятия  - 45 минут.

Цель занятия. Познакомить студентов с отраслями растениеводства в мире, в том числе с отраслями растениеводства в Омской области.  

В ходе проведения учебного занятия формируются следующие компетенции:

1. учебно-познавательная компетенция: в рамках занятия рассматриваются, задания, направленные на определение причинно-следственных связей.

2. коммуникативная компетенция: в начале занятия определяется, кого нет на занятии. Вмести, со студентами вспоминается, структура сельского хозяйства.

3. информационная компетенция: на занятии студенты отрабатывают навыки работы с различными источниками информации (атлас, учебник). Используются задания, направленные на самостоятельное изучение материала.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы обучения: наглядные, практические, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М. «Просвещение», 2010 год; атлас 10 класс; атлас Омской области.

Тема занятия. География сельского хозяйства мира.

Ход занятия

Организационный момент

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства не только мира, но Омской области. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.

Задание. В тексте учебника найдите определение термина «Зеленая революция». Ответьте на вопросы:

  1. Определите основные направления «Зеленой революции».
  2. Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах?
  3. В чем заключается значение «Зеленой революции»?
  4. Почему именно на зерновых культурах используются достижения «Зеленой революции»?
  5. В каких странах и регионах «Зеленая революция» дает достаточно высокие результаты?

Давайте вспомним структуру сельского хозяйства.

Сельское хозяйство

Растениеводство   

 Животноводство

Зерновые культуры

Крупный рогатый скот

Продовольственные культуры

Овцеводство

Непродовольственные культуры

Свиноводство

Растениеводство

Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н.Н. Вавилов выделял 8 основных районов:

1.Восточно-Азиатский: просо, соя, конопля;

2. Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;

3. Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;

4. Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;

5. Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;

6. Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;

7. Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тыква, какао;

8. Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчатник, кукуруза.

Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом, с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.

Таблица «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»

Типы растениеводства

Основные культуры

Страны производители

Зерновые культуры

Пшеница

Рис

Кукуруза

Масленичные культуры

Арахис

Клубнеплодные культуры

Картофель

Сахароносные культуры

Сахарный тростник

Сахарная свекла

Тонизирующие культуры

Чаи

Кофе

Какао

Волокнистые культуры

Хлопчатник

Лен

Закрепление изученного материала

Задание. Используя атлас Омской области, определите, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются на территории Омской области.

Домашнее задание.

Учебник В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М., 2010. Тема 5 параграф 2, стр. 126 – 134.

Составить кроссворд «Растениеводство»