Тематическое планирование учебного курса «Теория вероятностей и статистика» для обучающихся 7 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Теория вероятностей и статистика»
для обучающихся 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_teoriya-veroyatnostey-i-statistika.docx | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Православная гимназия во имя свт. Василия Рязанского
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Теория вероятностей и статистика»
для обучающихся 7 классов
Пояснительная записка
Теория вероятностей и статистика сформировались в математические дисциплины позже большинства других классических разделов. Однако в середине прошлого века важность этих разделов в различных областях жизни поставила вопрос о включении этих дисциплин в школьные программы. В России этот вопрос рассматривается, начиная с 1914 года.
В современную программу по математике основной школы включаются элементы комбинаторики, теории вероятностей и статистики, иногда выделяя в отдельные главы, а часто только в виде дополнительного материала к главе или в виде задач при изучении некоторых тем.
Количество часов, выделенных на изучение элементов теории вероятностей и статистики, не обеспечивают понимания и осознанного подхода к решению вероятностных задач. Бессистемность изучения в большинстве случаев не приводит даже к запоминанию.
Класс | Количество часов | |||||||
Программа под редакцией И.И. Зубаревой и А.Г.Мордковича (2007г) | Сборник программ под редакцией Т.А. Бурмистровой (2010-2014г) | |||||||
Н.Я.Виленкин | Г.В.Дорофеев | С.М.Никольский | Ю.Н.Макарычев | Ш.А.Алимов | С.М.Никольский | М.И.Башмаков | ||
5класс | 4 | 2-4* | 10 | 0 | - | - | - | - |
6класс | 6 | 8 | 11 | 5-6* | - | - | - | - |
7класс | - | - | 5-7* | - | 0 | 11 | 0 | 10 |
8класс | - | 0 | 6-8* | 0-9* | 11 | 0 | 2-9* | 0 |
9класс | 13 | 15 | 6-9* | - | 13 | 25 | 0 | 4-6* |
*Количество часов зависит от варианта планирования
В настоящее время элементы ТВ и статистики входят в государственный образовательный стандарт общего образования. С 2012 года задания по вероятности и статистике вошли в измерительные материалы государственных аттестаций – ОГЭ и ЕГЭ
При составлении программы в основу положены следующие принципы и требования :
- школьный курс теории вероятностей и статистики должен давать законченное элементарное представление о тесной взаимосвязи статистики и теории вероятностей;
- школьный курс должен давать учащемуся знания и навыки, необходимые для ориентирования в современной информационной среде, общую статистическую грамотность, необходимую в профессиональной деятельности, независимо от ее характера;
- курс должен подчеркивать и выявлять тесные связи теории вероятностей с окружающим миром; по возможности избегать неактуальных в современной жизни вероятностных моделей;
На первом этапе изучение начинается со знакомства со статистикой, поскольку окружающий мир предоставляет бесчисленное количество примеров использования статистических данных, а также естественной изменчивости величин и процессов. Тенденции в поведении случайных величин (стабилизация частот событий, средних, закономерности поведения различных описательных параметров и т.п.) должны стать интуитивно понятными и привычными для учащегося. Без этого изучение теории вероятностей является неэффективным, демотивирующим и отторгается учащимися. Большое внимание на первом этапе изучения уделяется умению решать естественные практические задания – делать извлечения из таблиц и диаграмм, выдвигать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, оценивать степень их влияния на рассматриваемые величины и процессы. При этом постановка задачи не всегда должна быть исчерпывающе точной, важны задачи, в которых недостающие сведения и величины учащиеся могут оценить, пользуясь повседневным опытом и здравым смыслом.
На втором этапе изучения вводится понятие вероятности как меры правдоподобности событий. При этом важно подчеркивать связь вероятности и частоты. К этому же этапу относится изучение простейших методов вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами. При этом нельзя ограничиваться только экспериментами с равновозможными исходами. Важно подчеркивать в ходе изучения материала, что такие эксперименты, как правило, искусственные и нужны для приближенного моделирования более сложных экспериментов.
На третьем этапе учащимся предлагается ряд вероятностных законов, позволяющих ставить и решать более сложные задачи.
На четвертом этапе изучаются случайное величины и их характеристики – математическое ожидание и дисперсия, при этом следует подчеркивать, что они служат теоретическими аналогами среднего значения и дисперсии числового набора так же, как вероятность является теоретическим аналогом частоты. Целью изучения характеристик случайных величин в основной школе является формирование представления о законе больших чисел.
Программа рассчитана на 1 час в неделю на протяжении трех учебных лет; общее число учебных часов: 102.
Основное содержание
Таблицы. Сбор и группировка статистических данных. Наглядное представление статистической информации Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы. Электронные таблицы.
Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбчатым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
Элементы комбинаторики. Исторические комбинаторные задачи. Фигурные числа. Магические квадраты. Латинские квадраты. Примеры комбинаторных задач. Различные комбинации из трех элементов. Таблица вариантов и правило произведения. Подсчет вариантов с помощью графов. Перестановки. Размещения. Сочетания. Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний
Описательная статистика. Среднее значение, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика. Рассеивание числовых данных, отклонение и дисперсия. Использование электронных таблиц для вычислений.
Случайная изменчивость. Изменчивость различных величин, встречающихся на практике. Генеральная совокупность и выборка. Размах и центральные тенденции. Нормальное распределение. Отклонение от среднего и дисперсия. Среднее квадратичное отклонение.
Виды событий. Совместные, несовместные, равновозможные, достоверные, невозможные, противоположные, случайные. Случайные события и вероятность. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Классическое определение вероятности. Статистическое определение вероятности. Геометрическое определение вероятности. Частота события. Связь частоты с вероятностью. Относительная частота и закон больших чисел. Полигоны частот.
Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Вероятности случайных событий. Вероятность сложных событий. Сложение и умножение вероятностей. Алгебраический механизм вычисления вероятностей. Объединение и пересечение, формулами сложения и умножения вероятностей.
. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
а) основные понятия и определения по теории вероятностей и статистике;
б) формулы нахождения вероятности события, сложения и умножения вероятностей;
Учащиеся должны уметь:
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; пользоваться статистическим языком для описания предметов окружающего мира.
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- выполнять элементарные вычисления по табличным данным;
- вычислять медиану, среднее арифметическое, размах и дисперсию для набора чисел;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений и доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
- понимания статистических утверждений.
Примерное планирование учебного материала
7 класс
Темы рекомендуемых практических работ
1. Построение таблиц и вычисления в таблицах.
2. Построение круговых и столбиковых диаграмм.
3. Генерация набора случайных чисел (с помощью бросаний или на компьютере). Вычисление среднего и медианы. Наблюдение за поведением средних при изменении данных.
4. Наблюдение за изменением частоты события в простом эксперименте. Наглядное представление о сходимости частоты.
5. Построение диаграммы распределения частот событий, связанных с изменчивыми величинами (отметки, антропометрические данные, длина, масса и т.п.)
6. Измерение вероятностей с помощью статистического оценивания.
7. Моделирование социологического опроса.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | ||
Всего | Контр. | ||||
1 | Представление данных Таблицы Упорядочивание данных и поиск информации Подсчёты и вычисления в таблицах | 1 | |||
2 | Анализ готовых таблиц и диаграмм; сравнение между собой данных, характеризующих некоторые явления или процессы | 1 | |||
3 | Столбиковые диаграммы | 1 | |||
4 | Выполнение поиска и сбора информации (СМИ), табличное и графическое представление данных, столбиковые и круговые диаграммы | 1 | |||
5 | Круговые диаграммы | 1 | |||
6 | Возрастно-половые диаграммы | 1 | |||
7 | Электронные таблицы и компьютерные программы для заполнения таблиц, построения диаграмм и извлечение нужной информации | 1 | |||
8 | Самостоятельная работа Представление данных | 1 | 1 | ||
9 | Описательная статистика Среднее арифметическое числового набора и медиана числового набора | 1 | |||
10 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах | 1 | |||
11 | Обозначения в статистике | 1 | |||
12 | Свойства среднего арифметического. | 1 | |||
13 | Описательные статистические показатели: решение задач | 1 | |||
14 | Другие способы наглядного представления статистической информации. Полигон. Гистограмма | 1 | |||
15 | Самостоятельная работа Описательная статистика | 1 | 1 | ||
16 | Случайная изменчивость Примеры случайной изменчивости Точность и погрешность измерений | 1 | |||
17 | Тенденции и случайные отклонения Частоты значений в массиве данных | 1 | |||
18 | Группировка данных и гистограммы Выборка Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки | 1 | |||
19 | Организация статистических исследований. Генеральная и выборочная совокупность. Таблица частот и относительных частот | 1 | |||
20 | Введение в теорию графов Графы. Вершины и ребра графа Степень вершины | 1 | |||
21 | Пути в графе. Связный граф | 1 | |||
22 | Задача о Кёнигсбергских мостах, эйлеровы пути и эйлеровы графы | 1 | |||
23 | Понятие об ориентированном графе | 1 | |||
24 | Подсчет вариантов с помощью графов | 1 | |||
25 | Самостоятельная работа Введение в теорию графов | 1 | 1 | ||
26 | Вероятность и статистика Утверждения | 1 | |||
27 | Примеры и контрпримеры | 1 | |||
28 | Условные утверждения | 1 | |||
29 | Доказательства от противного | 1 | |||
30 | Примеры случайных опытов и случайных событий | 1 | |||
31 | Вероятности случайных событий | 1 | |||
32 | Частотный подход к определению | 1 | |||
33 | Самостоятельная работа Вероятность и статистика | 1 | 1 | ||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 5 |
Использованная литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОН РФ № 1897 от ).
- Концепция развития математического образования (распоряжение Прави- тельства РФ № 2506-р от ).
- Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы/[сост.Т.А.Бурмистрова] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,#1089;.
- Программы.Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/ авт.сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-М.: Мнемозина, #1089;
- Математика в схемах и таблицах/ А.Н.Роганин, И.В.Лысикова.- М.:Эксмо,#1089;.- (Наглядно и доступно)
- ОГЭ (ГИА-9):3000 задач с ответами по математике. Все задачи части1/ И.В.Ященко, Л.О.Рослова, Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова, А.С. Трепалин, П.И.Захаров, В.А. Смирнов, И.Р. Высоцкий; под ред. И.В. Ященко.-М. .: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО,,2015-463,[1]c. (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Банк заданий»)
- ОГЭ (ГИА-9). Математика. Теория вероятностей и элементы статистики/ А.Р.Рязановский, Д.Г. Мухин.- М.: Издательство «Экзамен», ,[1] (Серия «ОГЭ (ГИА-9). Практикум»)
- Е.А.Бунимович, В.А. Булычев. Вероятность и статистика - 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 159с.:ил.-(Темы школьного курса).
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского.-3-е изд.- М.: Просвещение, 78с.:ил.
- М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. Элементы статистики и вероятность:учебн.пособие для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений.-М.:Просвещение,#1089;.:ил.
- Интерактивная математика. 7-9 классы. Комбинаторика и теория вероятностей. ФГОС (CDpc) Электронное пособие "Комбинаторика и теория вероятностей" из серии «Интерактивная математика»
- Сайт Лаборатория теории вероятностей
- Лабораторные работы. Диаграммы. Частота и вероятность. Отклонение частоты.
- Контрольные работы.