Технологическая карта "Производная"
Данная разработка применяется по теме "Производная. Геометрический и физический смысл производной"
1 курс СПО, 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_proizvodnaya.docx | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
для преподавателя
по дисциплине МАТЕМАТИКА
«Геометрический и физический смысл производной.
Касательная к графику функции»
Аннотация:
Методическая разработка предназначена для оказания помощи в преподавании и изучении тем «Геометрический и физический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции» по учебнику Алимова Ш. А., Колягина Ю.М., Ткачёвой М.В. и др. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровень)» на первом курсе на базе основного общего образования по специальностям.
В пособии содержится теоретический материал, представлены алгоритмы решения типовых задач, приведены решения примеров, задания для самостоятельной работы.
Задания составлены таким образом, чтобы можно было осуществить проверку теоретических знаний и практических умений.
Содержание
1.Технологическая карта занятия ………………………………………..…………………. 2.Ход занятия ………………………………………………………………………………... 3.Список источников …………………………………………………………….………….. | 4 6 9 |
1.Технологическая карта занятия
Тема: «Геометрический и физический смысл производной. Касательная к графику функции».
Цель: Рассмотреть геометрический и физический смысл производной, вывести уравнение касательной к графику функции, рассмотреть решение практических задач.
Задачи:
Образовательные:
- выявить уровень усвоения понятия производная, производная функции в точке, умения находить производную функции, применять правила и формулы дифференцирования;
- формировать умение находить угловой коэффициент касательной, тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси абсцисс, составлять уравнение касательной к графику функции;
- формирование умения работать самостоятельно.
Развивающие:
- продолжать работу по формированию и совершенствованию приемов умственной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, аналогия, алгоритмизация, критического мышления.
Воспитательные:
- формировать представления об идеях и методах математики как форме описания и методе познания действительности;
- воспитывать культуру общения, навыки самоконтроля и взаимоконтроля; формировать познавательные интересы и мотивы самосовершенствования.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- развитие способности оценивать ситуацию и принимать осознанные решения;
- воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества, готовности и способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные:
- воспитание у обучающихся ценностного отношения к труду и полученным знаниям;
- развитие способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
- овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений.
Предметные:
- владение алгоритмами решения задач;
- умение оперировать понятиями: функция, непрерывная функция;
- умение оперировать понятиями: производная;
- умение находить производные элементарных функций, используя справочные материалы;
- умение применять производную при решении задач на движение, нахождение пути, скорости и ускорения.
Основные технологии:
- технология оценивания образовательных достижений учащихся;
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования;
- здоровьесберегающая технология;
- технология обучения в сотрудничестве.
Тип занятия: комбинированное (изучение нового и закрепление).
Вид занятия: теоретическое.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, решение задач, алгоритмизированные.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос у доски, решение задач.
Межпредметные связи: физика.
Внутрипредметные связи: производная, правила дифференцирования, элементарные функции, производные элементарных функций.
Оборудование: доска классная, мел, линейка.
Оснащение:
Методическое оснащения занятия:
Рабочая программа учебной дисциплины Математика, технологическая карта занятия, методическое пособие для преподавателя.
Дидактическое оснащение занятия: учебник, раздаточный материал (памятки с алгоритмами решения типовых задач, варианты самостоятельной работы).
План:
- Организационный момент (2-3 мин).
- Постановка целей и задач, мотивация (5-7 мин).
- Проверка домашнего задания (3-5 мин).
- Актуализация знаний (8-10 мин).
- Фронтальный опрос.
- Индивидуальный письменный опрос у доски.
- Изучение нового (25-30 мин).
- Геометрический смысл производной.
- Физический смысл производной.
- Касательная к графику функции.
- Первичное закрепление (15-20 мин).
- Проверка первичного понимания (10-15 мин).
- Домашнее задание (1-2 мин).
- Рефлексия (2-3 мин).
2.Ход занятия
- Организационный момент (2-3 мин).
Проверка присутствующих и их готовности к занятию.
- Постановка целей и задач, мотивация (5-7 мин).
- Объявление темы.
- Вовлечение обучающихся в постановку цели занятия.
- Обоснование важности изучения темы и умения определять угловой коэффициент касательной к графику функции, тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси абсцисс и составления уравнения касательной к графику функции при решении практических задач.
- Проверка домашнего задания (3-5 мин).
Проверка наличия у обучающихся выполненной домашней работы.
Творческая работа «Презентация»-доклад.
- Актуализация знаний (8-10 мин).
- Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Дайте определение понятию производная через формулу.
- Перечислите элементарные функции, дайте определение и приведите примеры.
- Выполнение заданий на карточках (вычисление производной), сверка полученных ответов (при необходимости демонстрация решения у доски тех заданий, которые вызвали затруднения).
Вычислите производные | ||||||
1) | 5x4 | 8) | -34x | |||
2) | 21x20 | 9) | 1.5x2 | |||
3) | -2x-3 | 10) | 16x | |||
4) | -7x-8 | 11) | 10x+6 | |||
5) | 12) | 6x2+18 | ||||
6) | 2x+1 | 13) | 6x2+6x+6 | |||
7) | 6x | 14) | -9x2+4x-1 |
4.2. Индивидуальный письменный опрос у доски.
У доски работают 2 человека.
Задания:
1 ученику: Запишите формулы, выражающие правила дифференцирования.
2 ученику: Запишите формулы нахождения производных элементарных функций.
- Изучение нового (25-30 мин).
Чтение с учебника стр. 252 и 249 (3-6мин)
5.1. Геометрический смысл производной.
Если к графику функции y=f(x) в точке с абсциссой х0 можно провести касательную, НЕпараллельную оси у, то производная функции y=f(x) в точке х0 будет равна угловому коэффициенту в уравнении касательной (у = kx+b) и равна тангенсу угла наклона этой касательной к положительному направлению оси абсцисс:
f′(x0) = k = tga
Алгоритм нахождения углового коэффициента/тангенса угла наклона касательной в точке х0
1) Найти производную f’(х).
2) Найти значение производной в точке х0: f’(х0).
3) Записать ответ k = f’(х0) или tgα = f’(х0).
Рассмотрим примеры:
1. Найти угловой коэффициент касательной функции f(x)= х4 + 3х2 – 6 в точке х0=2 (по алгоритму).
1) f’(х) = (х4 + 3х2 – 6 ) ’=(х4)’+ (3х2 )’– (6 )’=4х3 + 3·2·x1 – 0 = 4x3 +6x.
2) f’(х0) = f’(2) = 4·23 +6·2=32+12=44.
3) k = 44.
2. Найти угол наклона касательной к графику функции f(x)= х2 - х3 + 2х в точке х0=1: (по алгоритму).
1) f’(х) = (х2 - х3 + 2х) ’=(х2)’- (х3 )’+ (2х)’= 2х - 3·x2 + 2.
2) f’(х0) = f’(1) = 2·1 - 3·12 + 2=1.
3) tgα = 1 , α = arctg 1 = .
y= x(1 –e) -1.
5.2. Физический смысл производной.
Физический смысл производной состоит в том, что производная функции в точке показывает скорость изменения функции в этой точке.
Пусть S(t) – функция, задающая зависимость от времени t, тогда:
V=S’(t)
a(t) = V’(t),
где а – ускорение в момент времени.
Алгоритм нахождения скорости в момент времени t0
1) Найти производную S’(t).
2) Найти значение производной в точке t0: S’(t0).
3) Записать ответ V = S’(t0).
Алгоритм нахождения ускорения в момент времени t0
1) Найти производную S’(t).
2) Найти производную V’(t).
3) Найти значение производной в точке t0: V’(t0).
4) Записать ответ a(t) = V’(t0).
Рассмотрим пример:
3. Найти скорость движущегося по закону S(t) = 8t2 + 3t3 – 6t + 1 тела в момент времени t0=1: (по алгоритму).
1) S’(t) = (8t2 + 3t3 – 6t + 1) ’= (8t2)’+ (3t3)’– (6t)’ + (1) ’ = 16t + 9t2 – 6 + 0 = 16t + 9t2 – 6.
2) S’(t0) = S’(1)= 16·1 + 9·12 – 6=16+9-6=19.
3) V = S’(t0) = 19м/с.
4. Найти ускорение движущегося тела по закону S(t) = 8t2 + 3t3 – 6t + 1 в момент времени t0=1: (по алгоритму).
1) S’(t) = (8t2 + 3t3 – 6t + 1) ’= (8t2)’+ (3t3)’– (6t)’ + (1) ’ = 16t + 9t2 – 6 + 0 = 16t + 9t2 – 6.
2) V’(t) = (16t + 9t2 – 6) ’= (16t)’ +(9t2)’– (6)’ = 16 + 18t.
3) V’(t0) = V’(1)= 16 + 18·1=34.
4) a = V’(t0) = 34м/с2.
5.3. Касательная к графику функции.
Также, зная функцию, заданную аналитически: y=f(x), к которой проводим касательную, и абсциссу точки касания х0, можно, не производя построения графика функции, составить уравнение этой касательной, используя равенство:
Алгоритм составления уравнения касательной функции f(х) в точке х0
- Найти значение функции в точке х0: f(х0).
- Найти производную: f’(х).
- Найти значение производной в точке х0: f’(х0).
- Записать уравнение касательной, подставив свои данные:
y = f(x0) + f’ (x0)(x – x0).
- Первичное закрепление (15-20 мин).
Решение заданий СДЕЛАТЬ И РАСПЕЧАТАТЬ!
- Проверка первичного понимания ОНЛАЙН ТЕСТ (10 мин).
- Домашнее задание (1-2 мин).
Учить конспект лекции.
Book.ru № 7.42(1,4), 7.43(1,4) стр. 145-146
- Рефлексия (2-3 мин).
Ответ на вопросы студентов.
3.Список источников
Основные:
- Башмаков, М. И., Математика. Практикум : учебно-практическое пособие / М. И. Башмаков, С. Б. Энтина. — Москва : КноРус, 2023. — 294 с. — ISBN 978-5-406-10588-7. — URL: https://book.ru/book/945228 — Текст : электронный.
- Башмаков, М. И., Математика : учебник / М. И. Башмаков. — Москва : КноРус, 2019. — 394 с. — Текст : непосредственный.
- Башмаков, М. И., Математика : учебник / М. И. Башмаков. — Москва : КноРус, 2024. — 394 с. — ISBN 978-5-406-12450-5. — URL: https://book.ru/book/951555 — Текст : электронный.
- Алимов Ш. А., Колягин Ю.М., Ткачёва М.В. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровень). Просвещение, 2018г.
Дополнительные источники:
- Богомолов, Н. В. МАТЕМАТИКА. АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: 10—11 КЛАССЫ / Н. В. Богомолов — . — Москва: Юрайт, 2023 — 240 c. — ISBN 978-5-534-16084-0. — URL: https://urait.ru/author-course/matematika-algebra-i-nachala-analiza-bazovyy-uroven-10-11-klassy-530391 — Текст : электронный.
- Гусак, А. А. Математика : пособие-репетитор / А. А. Гусак, Г. М. Гусак, Е. А. Бричикова. — 3-е изд. — Минск : Тетралит, 2023. — 720 c. — ISBN 978-985-7171-71-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/131481.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
- Филипенко, О. В. Математика : учебное пособие / О. В. Филипенко. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2019. — 268 c. — ISBN 978-985-503-932-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/94336.html (дата обращения: 15.09.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Вычислите производные | ||||||
1) | 8) | |||||
2) | 9) | |||||
3) | 10) | |||||
4) | 11) | |||||
5) | 12) | |||||
6) | 13) | |||||
7) | 14) |
Вычислите производные | ||||||
1) | 8) | |||||
2) | 9) | |||||
3) | 10) | |||||
4) | 11) | |||||
5) | 12) | |||||
6) | 13) | |||||
7) | 14) |
Вычислите производные | ||||||
1) | 8) | |||||
2) | 9) | |||||
3) | 10) | |||||
4) | 11) | |||||
5) | 12) | |||||
6) | 13) | |||||
7) | 14) |