Рабочая программа экспериментально познавательного курса для 8 класса "Избранные вопросы физики"
Рабочая программа «Избранные вопросы физики» для 8 класса составлена на основе линии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» и направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе, для решения естественно-научных проблем. На изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Курс проводится параллельно с основным курсом преподавания предмета "Физика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbrannye_voprosy_fiziki_8_klass_rabochaya_programma_2023-2024.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП СОО
Православной гимназии г. Калининграда
Рабочая программа
«Избранные вопросы физики»
8 класс
среднее общее образование
68 часов
Рабочая программа «Избранные вопросы физики» для 8 класса составлена на основе линии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» и направлено на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе, для решения естественно-научных проблем. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. Издательство Просвещение, 2022 г.
На изучение предмета отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Программа составлена
учителем физики
Старуновой И.В.
2023г.
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и
неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с
естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном
обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что
требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
- выводов».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету физика. Физический практикум 8 класса будет интегрирован в курс естественно-научной грамотности, как основа заданий соответствующей специфики
Личностные результаты:
- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
● выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
● определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
● наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Обучающийся сможет:
● выстраивать логическую цепочку;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
● выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
2. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● критически оценивать содержание и форму текста
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
● отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
- понимать роль эксперимента в получении научной информации;
- понимать ограниченность физических методов исследования законов природы, пределов применения открытых физических законов и теорий;
- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
- осознавать нравственную ответственность ученых за последствия использования результатов их исследований;
- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Сведения о строении вещества | 4 | |
Механика | 4 | |
Гидро- и аэростатика | 2 | |
Тепловые явления | 25 | |
Электромагнитные явления | 29 | |
Строение солнечной системы | 2 | |
Оптика | 1 | |
Защита проекта | 2 | |
ИТОГО: | 68 |
Приложение
к рабочей программе
«Физический практикум»
8 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1-2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 2 | ||||
3-4 | Дрон-рейсинг | 2 | 2 | |||
5-6 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 2 | 1 | |||
7-8 | Исследование морских глубин с помощью батискафов | 2 | 1 | |||
9-10 | Работа и мощность | 2 | ||||
Чем питаются растения? | 1 | 1 | ||||
Как растения пьют воду. Капиллярность. Смачивание. | 1 | 1 | ||||
Почему птицы разные | 1 | 1 | ||||
14-15 | Наблюдение теплового расширения тел. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в термометрической трубке от температуры. | 2 | 1 | |||
Охлаждение при совершении работы. Нагревание при совершении работы внешними силами. | 1 | |||||
Исследованию температуры остывающей воды с течением времени. | 1 | 0,5 | ||||
18-19 | Проектная задача | 1 | 1 | |||
Лабораторная работа. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа. Определение удельной теплоёмкости вещества. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа "Определение удельной теплоты плавления льда" | 1 | 1 | ||||
Движение воздуха | 1 | 1 | ||||
Термос | 1 | 1 | ||||
Наблюдение кипения. | 1 | 0,5 | ||||
Наблюдение постоянства температуры при плавлении. | 1 | 1 | ||||
Исследование процесса испарения. | 1 | 1 | ||||
Испарение в природе | 1 | |||||
Закон сохранения и превращения энергии | 1 | |||||
30-31 | Мячи | 2 | 1 | |||
Антиграв и хватка осьминога. | 1 | 1 | ||||
Определение относительной влажности воздуха. | 1 | 1 | ||||
Создание электроскопа | 1 | 1 | ||||
Электростатическая индукция. | 1 | |||||
Моделирование силовых линий электрического поля. | 1 | 0,5 | ||||
Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе. | 1 | 1 | ||||
Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом». «Измерение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра». | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Реостат. | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа «Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов» | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа «Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов» | 1 | 1 | ||||
Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | 1 | ||||
Исследование зависимости силы тока, идущего через лам почку, от напряжения на ней. | 1 | 1 | ||||
46-47 | Определение КПД нагревателя. | 1 | 1 | |||
48 | Газовый разряд. | 1 | ||||
Электрический ток в жидкости . | 1 | |||||
Электрический ток в жидкости . | 1 | |||||
Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита. | 1 | 0,5 | ||||
Наблюдение зависимости силы взаимодействия катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке. | 1 | 0,5 | ||||
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока | 1 | 1 | ||||
53-54 | Проектная задача | 2 | 2 | |||
Лабораторная работа по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | 1 | ||||
Магнитное поле Земли | 1 | |||||
Лабораторная работа «Сборка электрического звонка» | 1 | 1 | ||||
Зависимость направления индукционного тока от условий его возникновения. | 1 | 0,5 | ||||
Изучение электрического двигателя постоянного тока. | 1 | 1 | ||||
Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование изменений значения и направления индукционного тока. | 1 | 1 | ||||
Спутники | 1 | |||||
Луна | 1 | |||||
Зеркальное отражение | 1 | 1 | ||||
Подготовка проекта «Мой эксперимент» | 1 | 1 | ||||
Подготовка проекта «Мой эксперимент» | 1 | 1 | ||||
Подготовка проекта «Мой эксперимент» | 1 | 1 | ||||
Защита проекта «Мой эксперимент» | 1 | 1 | ||||
Защита проекта «Мой эксперимент» | 1 | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 68 | 2 |