Функциональная грамотность
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2022г. | Утверждаю Директор школы____________ Г.Н. Иванова Приказ от 31.08.2022г. № 105 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Функциональная грамотность»
6 класс
2022-2023 учебный год
Учитель:
Ревяко Л.В
высшая квалификационная категория
Ельня, 2022 г.
- Планируемые результаты изучения курса
Метапредметные и предметные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- | Финансовая | |
научная | ||||
6 класс | применяет | применяет | объясняет и | применяет |
Уровень | извлеченную из | математические | описывает | финансовые |
понимания и | текста | знания для | естественнонауч- | знания для |
применения | информацию для | решения разного | ные явления на | решения |
решения разного | рода проблем | основе | разного рода | |
рода проблем | имеющихся | проблем | ||
научных знаний |
Личностные
Грамотность | ||||
Читательская | Математическая | Естественно- | Финансовая | |
научная | ||||
5-9 классы | оценивает | объясняет | объясняет | оценивает |
содержание | гражданскую | гражданскую | финансовые | |
прочитанного с | позицию в | позицию в | действия в | |
позиции норм | конкретных | конкретных | конкретных | |
морали и | ситуациях | ситуациях | ситуациях с | |
общечелове- | общественной | общественной | позиции норм | |
ческих | жизни на основе | жизни на основе | морали и | |
ценностей; | математических | естественнонауч- | общечелове- | |
формулирует | знаний с позиции | ных знаний с | ческих | |
собственную | норм морали и | позиции норм | ценностей, | |
позицию по | общечеловечес- | морали и | прав и | |
отношению к | ких ценностей | общечеловечес- | обязанностей | |
прочитанному | ких ценностей | гражданина | ||
страны |
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
- 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
2.Содержание курса
Модуль «Основы читательской грамотности»
№ | Тема занятия |
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении |
2. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. |
3. | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. |
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) |
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. |
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. |
Проведение рубежной аттестации. |
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Тема занятия |
1. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. |
2. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. |
3. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. |
4. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). |
5. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц |
6. | Графы и их применение в решении задач. |
7. | Геометрические задачи на построение и на Изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. |
8. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. |
9 | Обобщение по теме |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема занятия |
1. | Удивительные факты и истории о деньгах. Откуда берутся деньги? Виды доходов. |
2. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Личные деньги. |
3. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. |
4. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? |
5. | Обобщение по теме |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№ | Тема занятия |
1. | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. |
2. | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. |
3. | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. |
4. | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. |
5. | Царства живой природы |
6. | Обобщение по теме |
- Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Из них | ||
теоретических | практических | ||||
1. | Модуль:«Основы читательской грамотности» | 8 | 2 | 6 | |
2. | Модуль:«Основы математической грамотности» | 14 | 4 | 10 | |
3. | Модуль:«Основы финансовой грамотности» | 5 | 2 | 3 | |
4. | Модуль:«Основы естественно- научной грамотности» | 6 | 2 | 4 | |
5. | Обобщение курса | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Общий годовой план работы составляет - 34 ч.,
из них: теоретических – 11 ч.,
практических – 23 ч.
- Календарно-тематическое планирование курса
Дата прове- дения | № п/п | Название раздела, тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности обучающихся | Примечание |
Модуль «Основы читательской грамотности» | |||||
1 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | Беседа, конкурс. | ||
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | 1 | Круглый стол, ролевая игра. | ||
3 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | Работа в парах. Игра в форме «КВН» | ||
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 | Квест, круглый стол. | ||
5 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | Круглый стол. дискуссия, | ||
6 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». | ||
7 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями | ||
8 | Обобщение по теме | 1 | Тестирование. | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | |||||
9 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | Игра, обсуждение, практикум. | ||
10 | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | Исследовательская работа, урок- практикум. | ||
11-12 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 2 | Обсуждение, урок- практикум, соревнование. | ||
13 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | Урок-игра, урок-исследование. | ||
14-15 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц | 2 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах. |
| |
16-17 | Графы и их применение в решении задач. | 2 | Обсуждение, урок-практикум. | ||
18 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур | 1 | Обсуждение, урок-практикум. | ||
19 | Геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Беседа, урок-исследование, моделирование | ||
20 | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики | 1 | Обсуждение, урок-практикум. | ||
21 | Таблицы, диаграммы, вычисление вероятности | 1 | Обсуждение, урок-практикум. | ||
22 | Обобщение по теме | 1 | Тестирование | ||
Модуль: «Основы финансовой грамотности» | |||||
23 | Удивительные факты и истории о деньгах. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. | ||
24 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. | 1 | Круглый стол, игра | ||
25 | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Личные деньги | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
| |
26 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. | ||
27 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 | Викторина, квест | ||
28 | Обобщение темы | 1 | Проект, игра. | ||
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | |||||
29 | Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. | 1 | Наблюдение | ||
30 | Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | ||
31 | Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. | 1 | Проектная работа. | ||
32 | Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. | 1 | Обсуждение. Исследование. Проектная деятельность. | ||
33 | Царства живой природы | 1 | Квест. | ||
34 | Подведение итогов | 1 | Проект, игра. |