Функциональная грамотность

Ревяко Людмила Владимировна

программа учебного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_6_klass.docx55.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

Протокол  №1 от 30.08.2022г.

       Утверждаю

       Директор школы____________

            Г.Н. Иванова

        Приказ от 31.08.2022г. № 105    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Функциональная грамотность»

6 класс

2022-2023 учебный год

Учитель:

Ревяко Л.В

высшая квалификационная категория

Ельня, 2022 г.

  1. Планируемые результаты изучения курса

Метапредметные и предметные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

Финансовая

научная

6 класс

применяет

применяет

объясняет и

применяет

Уровень

извлеченную из

математические

описывает

финансовые

понимания и

текста

знания для

естественнонауч-

знания для

применения

информацию для

решения разного

ные явления на

решения

решения разного

рода проблем

основе

разного рода

рода проблем

имеющихся

проблем

научных знаний

Личностные

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

Финансовая

научная

5-9 классы

оценивает

объясняет

объясняет

оценивает

содержание

гражданскую

гражданскую

финансовые

прочитанного с

позицию в

позицию в

действия в

позиции норм

конкретных

конкретных

конкретных

морали и

ситуациях

ситуациях

ситуациях с

общечелове-

общественной

общественной

позиции норм

ческих

жизни на основе

жизни на основе

морали и

ценностей;

математических

естественнонауч-

общечелове-

формулирует

знаний с позиции

ных знаний с

ческих

собственную

норм морали и

позиции норм

ценностей,

позицию по

общечеловечес-

морали и

прав и

отношению к

ких ценностей

общечеловечес-

обязанностей

прочитанному

ких ценностей

гражданина

страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

  • 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

2.Содержание курса

Модуль «Основы читательской грамотности»

Тема занятия

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом

произведении

2.

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени.

3.

Сопоставление содержания художественных

 текстов.   Определение   авторской позиции в

художественных текстах.

4

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные

задачи.

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы математической грамотности»

Тема занятия

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

2.

Вычисление величины, применение пропорций

прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

5.

Логические задачи, решаемые   с  помощью таблиц

6.

Графы и их применение в решении задач.

7.

Геометрические  задачи  на построение и на

Изучение свойств фигур: геометрические

фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

8.

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,  диаграммы, вычисление вероятности.

9

Обобщение по теме

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Тема занятия

1.

Удивительные  факты  и  истории  о  деньгах. Откуда    берутся    деньги?    Виды   доходов.

2.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты. Личные деньги.

3.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

4.

Как  заработать  деньги?  Мир  профессий  и  для

чего нужно учиться?

5.

Обобщение по теме

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Тема занятия

1.

Тело   и   вещество.   Агрегатные   состояния

вещества. Масса. Измерение массы тел.

2.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.

Использование явления теплового расширения

для измерения температуры.

3.

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

4.

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

5.

Царства живой природы

6.

Обобщение по теме

  1. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Всего

часов

Из них

теоретических

практических

1.

Модуль:«Основы читательской  грамотности»

8

2

6

2.

Модуль:«Основы математической  грамотности»

14

4

10

3.

Модуль:«Основы финансовой грамотности»

5

2

3

4.

Модуль:«Основы естественно- научной   грамотности»

6

2

4

5.

Обобщение курса

1

1

Итого:

34

11

23

Общий годовой план работы составляет -  34 ч.,

из них: теоретических – 11 ч.,

             практических – 23 ч.

  1. Календарно-тематическое планирование курса

Дата

прове-

дения

№ п/п

Название раздела,

тема занятия

Кол-во часов

Форма организации деятельности обучающихся

Примечание

Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

Беседа, конкурс.

2

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени.

1

Круглый стол, ролевая игра.

3

Сопоставление содержания художественных

текстов.   Определение   авторской позиции в

художественных текстах.

1

Работа в парах. Игра в форме «КВН»

4

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол.

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

Круглый стол. дискуссия,

6

Типы задач на грамотность. Интерпретационные

задачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями

8

Обобщение по теме

1

Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности»

9

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение, практикум.

10

Вычисление величины, применение пропорций

прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

1

Исследовательская работа, урок- практикум.

11-12

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

2

Обсуждение, урок- практикум, соревнование.

13

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

1

Урок-игра, урок-исследование.

14-15

Логические задачи, решаемые   с  помощью таблиц

2

Урок-игра, индивидуальная работа в парах.

 

16-17

Графы и их применение в решении задач.

2

Обсуждение, урок-практикум.

18

Геометрические  задачи  на построение и на изучение свойств фигур

1

Обсуждение, урок-практикум.

19

Геометрические

фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.

1

Беседа, урок-исследование, моделирование

20

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики

1

Обсуждение, урок-практикум.

21

Таблицы,  диаграммы, вычисление вероятности

1

Обсуждение, урок-практикум.

22

Обобщение по теме

1

Тестирование

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

23

Удивительные  факты  и  истории  о  деньгах.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

24

Откуда    берутся    деньги?    Виды   доходов.

1

Круглый стол, игра

25

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденды. Личные деньги

1

Круглый стол, игра, квест.

 

26

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

27

Как  заработать  деньги?  Мир  профессий  и  для

чего нужно учиться?

1

Викторина, квест

28

Обобщение темы

1

Проект, игра.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

29

Тело   и   вещество.   Агрегатные  состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.

1

Наблюдение

30

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

31

Плавление и отвердевание. Испарение и

конденсация. Кипение.

1

Проектная работа.

32

Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

1

Обсуждение. Исследование.

Проектная деятельность.

33

Царства живой природы

1

Квест.

34

Подведение итогов

1

Проект, игра.