Проект по математике
Творческий проект по математике "Сборник задач - задагок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadach-zagadok.docx | 206.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Анненская средняя общеобразовательная школа»
Творческий проект по математике
«Сборник математических задач-загадок»
Автор проекта: ученица 5 класса
Пашкова Дарья
Наставник проекта: учитель математики
Сергеева Вероника Григорьевна
2019
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….4
- Основная часть проекта……………………………………………………6
- Теоретическая часть. История появления загадок………………………6
- Практическая часть. Подбор материала и составление заданий……….9
- Заключение…………………………………………………………………12
- Список литературы………………………………………………...……...14
Аннотация
В своей работе «Сборник математических задач-загадок » автор показал разнообразие задач, пояснил смысл всех рассмотренных видов задач, привел примеры на каждый вид. В сборник вошли математические задачи-шутки, задачи-загадки, арифметические ребусы, магические квадраты, логические цепочки, задачи на смекалку, логогрифы, метаграммы.
Тип проекта: творческий
Продукт проекта: сборник математических задач-загадок.
Работа над проектом носит познавательный и занимательный характер, учит работать с различными информационными источниками, анализировать и отбирать нужную информацию, способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, развитию творческих и коммуникативных способностей.
Продукт может быть полезен учителям, которые захотят разнообразить урок математики, провести его в игровой форме. Так же может быть использован учителями для внеклассной работы, занятий математического кружка и детьми которые хотят разнообразить свой досуг.
- Введение
Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика?
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности.
Математика является той наукой, которая учит нас думать и рассуждать. Ведь уроки математики имеют целью научить не только оперировать цифрами, но и строить умозаключения, делать выводы, уметь обобщать, систематизировать.
Математика – везде и во всем, без нее невозможно описать никакие процессы. Она в содружестве с другими науками творит чудеса. И мы этими чудесами (благами) пользуемся, не замечая этого.
Свою задачу в данном проекте я вижу в том, чтобы привести еще дополнительные доводы в пользу математики и показать что задачи в математике могут быть разными, использование задач –загадок можно широко применять на уроках математики и на внеклассных мероприятиях.
Цель моего проекта: популяризация математических задач-загадок, создание сборника математических задач-загадок.
Задачи проекта:
- сбор математических задач загадок
- развить познавательный интерес к математическим задачам-загадкам
- развить навыки работы с различными источниками информации (книги, интернет)
- оформить сборник задач-загадок
Актуальность: в последнее время все чаще подростки слишком много времени проводят за компьютером, сидят в социальных сетях, играют в компьютерные игры. При этом не обязательно этот вид досуга оказывает благотворное влияние на развитие интеллекта, памяти, логического мышления. Общение подростков сводится к общению с неживым предметом, они живут в своем мире, а реальное общение друг с другом сходит на нет. Я предлагаю развивать познавательный интерес к математическим задачам-загадкам, которые предполагают живое общение друг с другом и развивают умственные способности. Ведь загадка и в наш стремительный век не утратила важного значения в сфере образования и воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Многие загадки на логику очень способствуют развитию математического мышления.
2.1 Теоретическая часть. История появления загадок.
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы - все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке.
Загадка - это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их - это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды, затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы.
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка - это «тупмалли юмах», что буквально означает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок.
Математические задачи-шутки.
На первый взгляд эти задачи очень простые, но нельзя спешить с ответом на них так, как он может оказаться неверным. Правильное решение таких задач, чаще всего не требует никаких дополнительных знаний. Главное внимательно читать условия задачи и постараться не попасть на уловку.
Математические задачи-загадки.
Они очень схожи с задачами – шутками. Но в них чаще всего приходится все – таки прибегать к математическим вычислениям.
Арифметические ребусы.
Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий, в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус, значит восстановить первоначальный вид примера.
Магические квадраты.
Это специальная квадратная таблица, у которой в каждой ячейке вписано целое число. Сумма чисел в такой таблице вдоль любой из строк, столбца и диагоналей будет равна одному и тому же определенному числу.
Логические цепочки.
Эти задачи имеют определенную закономерность, но вот чтобы ее отыскать вам придется изрядно постараться.
Задачи на смекалку.
Такие задачи зачастую, не требуют произведения каких-либо математических вычислений, но понять это с первого взгляда не возможно. Где то обязательно есть подвох. К таким задачам нужно применять нестандартный подход и логику.
Логогрифы.
Это род загадки, в которой посредством различных комбинаций букв, из какого-нибудь загаданного слова создаются новые слова, которые нужно отгадать.
Метаграммы.
Разновидность загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Иногда буквы меняются местами или заменяются другими буквами. Возможны варианты, когда слова достаточно прочитать наоборот.
2.2. Практическая часть. Подбор материала и составление заданий.
Для составления заданий использовались ресурсы интернет. Собирая различные задачи-загадки у меня получился огромный материал из которых я выбрала более интересное и внесла это в свой сборник. Вот некоторые из них.
- У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка.
Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек?
- Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?
- Нам на завтрак баба Мила
Семь яиц вчера сварила.
Съел я ровно два белка,
А Сережа - два желтка.
А сестричка наша Леся –
Три белка с желтками вместе.
Вы смекнуть уже успели –
Сколько мы яичек съели?
И потом, как оказалось,
Сколько их еще осталось?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей
- Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ………
- Я – тире в грамматике,
А кто я в математике?
- У фермера было 17 овец, и все, кроме девяти умерли . Сколько овец осталось у фермера ?
- Два кольца, но нет конца
В середине нет гвоздя
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Какая это цифра?
- На дереве сидело 6 воробьев. Охотник, выстрелив, попал в двух из них. Сколько воробьев осталось на дереве?
- Я измеряю не температуру,
Но в градусах на плоскости фигуры
11.В три банки с надписями "малиновое", "клубничное" и "малиновое или клубничное" налили смородиновое, малиновое и клубничное варенье. Все надписи оказались неправильными. Какое варенье налили в банку "клубничное"?
12.Когда учительница ругала Дениса за плохой почерк, он сказал: "У всех великих людей был плохой почерк, значит, я великий человек." Прав ли он?
13.У императора украли перец. Как известно, те, кто крадут перец, всегда лгут. Пресс-секретарь заявил, что знает, кто украл перец. Виновен ли он?
14.Среди четырёх людей нет трёх с одинаковым именем, или с одинаковым отчеством, или с одинаковой фамилией, но у каждых двух совпадает или имя, или фамилия, или отчество. Может ли такое быть?
15.Ковбой Джо приобрел в салуне несколько бутылок Кока-Колы по 40 центов за штуку, несколько сэндвичей по 24 цента и 2 бифштекса. Бармен сказал, что с него 20 долларов 5 центов. Ковбой Джо высказал бармену всё, что он думает о его умении считать. Действительно ли бармен ошибся?
16.Кто-то подарил Златовласке подарок, положив его на крыльцо её дома. Златовласка подозревает, что это был один из её друзей: Стрекоза, Огонёк или Ушастик. Но как это узнать? Каждый из них указывает на одного из двух других. Правду сказала только Стрекоза. Если бы каждый указывал не на того, на кого указывает, а на второго, то Ушастик был бы единственным, кто сказал правду. Кто же подарил подарок?
17.Кто-то из трёх друзей таким же образом подарил подарок Синеглазке. На вопросы Синеглазки Огонёк отвечал, что это Ушастик, а что сказали Ушастик и Стрекоза, Синеглазка забыла. Златовласка взяла дело в свои руки и выяснила, что только один из троих сказал правду, и именно он и сделал подарок. Кто подарил подарок?
18.Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка нет. Каких цветов били туфли и рубашка у Бома и Бима?
3.Заключение
Математические задачи – это и решение занимательных задач, и геометрические построения, и разгадывание числовых и механических головоломок, фокусы.
Задача-загадка имеет познавательное значение, расширяет кругозор человека, способствует развитию памяти, логического мышления, развивает математические способности, сообразительность. Математические задачи-загадки развивают фантазии и воображение. Систематическое разгадывание математических задач-загадок положительно влияет на развитие умственной деятельности. Математические развлечения объединяют учение и игру, труд и отдых, но для занятия ими нужны и воля, и упорство, и настойчивость в достижении цели.
Наконец, когда человеку удается решить «хитрую» задачу, ему приятно лишний раз убедиться в возможностях своего ума.
Эй, девчонки и мальчишки!
Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком –
Важно в ней уметь считать,
Ведь без правильных расчётов
Не построить школ, домов,
Не отправиться в полёты,
Не открыть других миров.
Чтобы сделать симпатичней
И комфортней мир вокруг
Нужно стать математичней,
С королевою наук -
Математикой сдружиться,
Навести суметь мосты,
На уроках потрудиться,
Чтобы с нею быть на – ты.
- Список литературы
- Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус – М.: Просвещение, 1994, –128 с.: ил. – ISBN 5-09-005128-3
- https://ru.wikipedia.org
- Кн. для учащихся 5-7 кл. / А. В. Спивак — М.: Просвещение, 2002. — 207 с. — ISBN 5-09-010062-4.
- https://logiclike.com
- http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5.html