Рабочие программы элективного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» для 10 и 11 класса
Элективный курс «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики. Она ориентирует ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektivnyy_predmet_po_matematike_10_klass.docx | 36.31 КБ |
rp_elektivnyy_predmet_11_kl_matematika_algebra_.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по математике составлена в соответствии с Учебным планом МБОУ Гимназия на 2019-2020 уч. г. и авторской А.Н. Землякова «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики». / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.:Вита-Пресс, 2015. – 96с.
Элективный курс «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики. Она ориентирует ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений.
Элективный курс, c одной стороны поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, в том числе и методов обоснований (методов решения задач), реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой — служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения математической теории, направлен на рассмотрение фундаментальных понятий математики (действительное число и др.), способов конструирования локальных математических теорий, самостоятельной деятельности по построению микроисследований. Как один из результатов его освоения может быть осознанный выбор других математических курсов, а также профессиональной деятельности в области теоретической или прикладной математики.
Элективный курс по математике имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, так как воспитывает внимательное отношение к слову (термину), формирует представление о связи между обозначаемым понятием и избранным для него словом, создает условия для проведения анализа языкового материала. Кроме того, он направлен на обучение учащихся грамотному использованию научного языка в повседневной речи, способствует развитию логического мышления учащихся, исследовательских навыков.
Элективный курс по математике дает широкие возможности для повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа, пробуждает интерес к предмету, направлен на более высокую успешность ученика при изучении математических дисциплин. Он дает возможность показать ученикам многообразие и сложность математических методов, используемых при решении различных задач.
Программа предполагает решение большого количества сложных задач, которые понадобятся учащимся, как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к различного рода экзаменам. Темы, предложенные программой, значительно углубляют и расширяют знания учащихся по алгебре и началам анализа. Материал курса позволяет показать учащимся как красоту и совершенство, так сложность и изощренность математических методов и приемов.
Цель курса: состоит в повышении уровня понимания элементов математического языка, вошедших в общую культуру современного человека, через установление связей математического и естественного языков.
Задачи курса:
- расширить знания перечислительной комбинаторики;
- научить интерпретировать задачи на координатной плоскости, проводить графический анализ уравнений;
- сформировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
- сформировать навыки сотрудничества в процессе совместной работы;
- формирование или развитие представлений учащихся о формальном языке (на примере языка математики);
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы математического языка;
- выделение разных видов взаимосвязей математического и естественного (русского) языка;
- расширение математического кругозора учащихся;
- установление разных математических связей, которые не осознавались ранее;
- повышение уровня культуры речи;
- расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в ЕГЭ.
- Планируемые предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, степенных уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению. Обучающийся на углубленном уровне научится
- - применять методы и приемы решения иррациональных, рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- понимать структуру решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром;
- применять методы интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств, содержащих модуль и неравенств с параметром;
- применять методы подстановки, методы исключения переменной, равносильных линейных преобразованиях систем.
- понимать методы решения неравенств с использованием свойств, входящих в них функций.
Обучающийся на углубленном уровне научится
- применять методы и приемы решения иррациональных, рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- понимать структуру решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром;
- применять методы интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств, содержащих модуль и неравенств с параметром;
- применять методы подстановки, методы исключения переменной, равносильных линейных преобразованиях систем.
- понимать методы решения неравенств с использованием свойств, входящих в них функций.
Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
- строить математические модели (формализации) задач с текстовым содержанием;
- решать прикладные задачи;
- самостоятельно добывать информацию и осознанно ее использовать при выполнении заданий;
- находить правильные и рациональные пути решения неравенств;
- работать в группе, распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения).
Формы организации учебных занятий: лекция, беседа, семинар, практикумы. Формы деятельности на занятиях: индивидуальная, фронтальная, парная (пары сменного состава), групповая. На всех занятиях осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Ожидаемый результат изучения курса:
- учащиеся смогут правильно применять терминологию;
- учащиеся будут иметь представление об области применения математических методов;
- овладеют практическими навыками применения математических методов при решении алгебраических уравнений, неравенств и систем, иррациональных алгебраических задач и алгебраических задач с параметрами на различных уровнях;
- у учащихся расширятся знания перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями;
- учащиеся научатся применять формулу Ньютона для степени бинома;
- учащиеся смогут проводить графический анализ уравнений, интерпретировать задачи на координатной плоскости.
Учебно - тематическое планирование
№ п\п | Тема | Количество часов |
1. | Логика алгебраических задач | 3 |
2. | Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения | 11 |
3. | Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | 7 |
4. | Рациональные алгебраические системы | 13 |
Итого: | 34 |
- Содержание учебного предмета математика с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Кол-во часов | Тема | Элементы содержания | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности ученика |
Логика алгебраических задач, 3 ч | ||||
3 | Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач. | Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач. Алгебраические задачи с параметрами. Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность. Интерпретация зада с параметрами на координатной плоскости. | Урок изучения нового материала; урок- практикум; урок систематизации и обобщения знаний. | Выполнять вычисления с действительными числами (точные и приближённые), преобразовывать числовые выражения. Формулировать определения функции, её графика. получить навыки построения математической модели (формализации) задач с текстовым содержанием; иметь представление о структуре решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи. |
Алгебраические задачи с параметрами. | ||||
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность. Интерпретация зада с параметрами на координатной плоскости. | ||||
Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения, 11 ч | ||||
11 | Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов. | Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов. Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета. Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Куб суммы разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано. Графический анализ кубического уравнении х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел. Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Линейная замена, основанная на симметрии. Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари. Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами. | Урок изучения нового материала; урок-беседа; семинар; урок систематизации и обобщения знаний; урок – исследование; урок- практикум; комбинированный урок. | Иметь представления о методах и приемах решения полиномиальных алгебраических уравнений. Получить навыки построения математической модели (формализации) задач с текстовым содержанием; уметь решать прикладные задачи. |
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком | ||||
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. | ||||
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. | ||||
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. | ||||
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета. Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена | ||||
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Куб суммы разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано. | ||||
Графический анализ кубического уравнении х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел. | ||||
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Линейная замена, основанная на симметрии. | ||||
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари. | ||||
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами. | ||||
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства, 7 ч | ||||
7 | Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения. | Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. | Урок изучения нового материала; урок-беседа; семинар; урок систематизации и обобщения знаний; урок – исследование; урок- практикум; комбинированный урок. | Иметь представления о методах и приемах решения рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; получить навыки построения математической модели( формализации) задач с текстовым содержанием; иметь представление о структуре решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи; иметь представление о методе интервалов при решении неравенств, неравенств содержащих модуль и неравенств с параметром. Решать иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем. Знать и уметь применять метод оценки и метод интервалов при решении неравенств. |
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. | ||||
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. | ||||
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. | ||||
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. | ||||
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. | ||||
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. | ||||
Рациональные алгебраические системы, 13 ч | ||||
13 | Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. | Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных). Системы Виста и симметрические системы с двумя переменными. Метод разложения при решении систем уравнений. Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. О Сведение уравнений к системам Оценка значений переменных. Системы с тремя переменными. Основные методы. Системы с тремя переменными. Основные методы. Системы Виета с тремя переменными. | Урок изучения нового материала; урок-беседа; семинар; урок систематизации и обобщения знаний; урок – исследование; урок- практикум; комбинированный урок. | Иметь представления о методах и приемах решения алгебраических систем уравнений и неравенств; . иметь представление о методе подстановки, методе исключения переменной, о равносильных линейных преобразованиях систем. Получить навыки построения математической модели (формализации) задач с текстовым содержанием. Иметь представление о структуре решения систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи; иметь представление о методе подстановки, методе исключения переменной, о равносильных линейных преобразованиях систем. |
Замена переменных в системах уравнений. | ||||
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. | ||||
Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных). | ||||
Системы Виста и симметрические системы с двумя переменными. | ||||
Метод разложения при решении систем уравнений. | ||||
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. | ||||
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. | ||||
Оценка значений переменных. | ||||
Сведение уравнений к системам. | ||||
Системы с тремя переменными. Основные методы. | ||||
Системы с тремя переменными. Основные методы. | ||||
Системы Виета с тремя переменными. |
- Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Количество часов | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (по факту) | Примечание |
Тема 1. Логика алгебраических задач | 3 | ||||
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач. | 1 | ||||
Алгебраические задачи с параметрами. | 1 | ||||
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность. Интерпретация зада с параметрами на координатной плоскости. | 1 | ||||
Тема 2.Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения | 11 | ||||
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов. | 1 | ||||
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком | 1 | ||||
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. | 1 | ||||
Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета. | 1 | ||||
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. | 1 | ||||
Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета. Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена | 1 | ||||
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Куб суммы разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано. | 1 | ||||
Графический анализ кубического уравнении х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел. | 1 | ||||
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Линейная замена, основанная на симметрии. | 1 | ||||
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари. | 1 | ||||
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами. | 1 | ||||
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства | 7 | ||||
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения. | 1 | ||||
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. | 1 | ||||
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. | 1 | ||||
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. | 1 | ||||
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. | 1 | ||||
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. | 1 | ||||
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. Стандартные неравенства. Метод областей. | |||||
Тема 4. Рациональные алгебраические системы | 13 | ||||
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. | 1 | ||||
Замена переменных в системах уравнений. | 1 | ||||
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. | 1 | ||||
Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных). | 1 | ||||
Системы Виста и симметрические системы с двумя переменными. | 1 | ||||
Метод разложения при решении систем уравнений. | 1 | ||||
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. | 1 | ||||
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. | 1 | ||||
Оценка значений переменных. | 1 | ||||
Сведение уравнений к системам. | 1 | ||||
Системы с тремя переменными. Основные методы. | 1 | ||||
Системы с тремя переменными. Основные методы. | 1 | ||||
Системы Виета с тремя переменными. | 1 | ||||
Итого | 34 |
5. Содержание курса
Тема 1.Логика алгебраических задач (3 часа).
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными. Множество решений задачи. Следование и равносильность (эквивалентность) задач. Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств. Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач. Алгебраические задачи с параметрами. Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность. Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости. Решение олимпиадных задач.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (12 часов).
Представление о целых рациональных алгебраических выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов. Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком. Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни. Полностью разложимые многочлены и система Виета. Общая теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля. Квадратный трехчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета.
Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трехчлена. Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечетной степени. Угадывание корней и разложение. Куб суммы или разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано. Графический анализ кубического уравнения х3+Ах=В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел. Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены. Линейная замена, основанная на симметрии. Угадывание корней. Разложение. Метод неопределенных коэффициентов. Схема разложения Феррари.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами. Приемы установления иррациональности и рациональности чисел. Решение олимпиадных задач.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (6 часов).
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические и возвратные многочлены и уравнения. Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупностям систем. Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости, Стандартные неравенства. Метод областей. Решение олимпиадных задач.
Тема 4. Рациональные алгебраические системы (13 часов).
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем. Однородные системы уравнений с двумя переменными. Замена переменных в системах уравнений. Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга—Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. Метод разложения при решении систем уравнений. Методы оценок и итераций при решении систем уравнений. Оценка значений переменных. Сведение уравнений к системам. Системы с тремя переменными. Основные методы. Системы Виета с тремя переменными.
Зачетная работа. Решение олимпиадных задач.
6. Список литературы
1. Никольская И.Л. Факультативный курс по математике: Теория вероятностей: Учеб.пособие для 9 -11 кл. сред. шк. / И.Л. Никольская. – 3-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
2. Шарыгин И.Ф. Математика для поступающих в вузы: Учеб.пособие / И.Ф. Шарыгин. – 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 416 с.
3. Дорофеев Г.В. Математика для поступающих в вузы: Пособие / Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов Н.Г. Розов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 672 с.
4. Земляков А.Н. Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н. Земляков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 96 с.
Интернет ресурсы
- http://www.math.ru - Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
- http://school-collection.edu.ru - Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- http://www.mathedu.ru - Интернет-библиотека по методике преподавания математики
- http://www.mathtest.ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
- http://yaklass.ru – Цифровой образовательный ресурс для школ
- http://foxford.ru - онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей.
Справочно-информационные и методические материалы
1. http://www.pm298.ru - Прикладная математике: справочник математических формул
- http://www.allmath.ru - Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по математике составлена в соответствии с Учебным планом МБОУ Гимназия на 2019-20 уч.г. и авторской программой А.Н. Землякова «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики». / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.:Вита-Пресс, 2015. – 96 с.
Элективный курс «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (рациональные и иррациональные алгебраические задачи) рассчитан на 34 часа для учащихся 11-ых классов. Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики. Она ориентирует ученика на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений.
Элективный курс, c одной стороны поддерживает изучение основного курса математики, направлен на систематизацию знаний, в том числе и методов обоснований (методов решения задач), реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой — служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, для раскрытия основных закономерностей построения математической теории, направлен на рассмотрение фундаментальных понятий математики (действительное число и др), способов конструирования локальных математических теорий, самостоятельной деятельности по построению микроисследований. Как один из результатов его освоения может быть осознанный выбор других математических курсов, а также профессиональной деятельности в области теоретической или прикладной математики.
Элективный курс по математике имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, так как воспитывает внимательное отношение к слову (термину), формирует представление о связи между обозначаемым понятием и избранным для него словом, создает условия для проведения анализа языкового материала. Кроме того, он направлен на обучение учащихся грамотному использованию научного языка в повседневной речи, способствует развитию логического мышления учащихся, исследовательских навыков.
Элективный курс по математике дает широкие возможности для повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа, пробуждает интерес к предмету, направлен на более высокую успешность ученика при изучении математических дисциплин. Он дает возможность показать ученикам многообразие и сложность математических методов, используемых при решении различных задач.
Программа предполагает решение большого количества сложных задач, которые понадобятся учащимся, как при учебе в высшей школе, так и при подготовке кразличного рода экзаменам. Темы, предложенные программой, значительно углубляют и расширяют знания учащихся по алгебре и началам анализа. Материал курса позволяет показать учащимся как красоту и совершенство, так сложность и изощренность математических методов и приемов.
Цель курса: состоит в повышении уровня понимания элементов математического языка, вошедших в общую культуру современного человека, через установление связей математического и естественного языков.
Задачи курса:
- расширить знания перечислительной комбинаторики;
- научить интерпретировать задачи на координатной плоскости, проводить графический анализ уравнений;
- сформировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения;
- сформировать навыки сотрудничества в процессе совместной работы;
- формирование или развитие представлений учащихся о формальном языке (на примере языка математики);
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы математического языка;
- выделение разных видов взаимосвязей математического и естественного (русского) языка;
- расширение математического кругозора учащихся;
- установление разных математических связей, которые не осознавались ранее;
- повышение уровня культуры речи;
- расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в ЕГЭ.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»»
Изучение математики на элективном курсе в 11 классе даёт возможность достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач;
- сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
- сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения' их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
- сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
- владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.
Обучающийся на углубленном уровне научится
- применять методы и приемы решения иррациональных, рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств;
- понимать структуру решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром;
- применять методы интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств содержащих модуль и неравенств с параметром;
- применять методы подстановки, методы исключения переменной, равносильных линейных преобразованиях систем.
- понимать методы решения неравенств с использованием свойств, входящих в них функций.
Обучающийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
- строить математические модели (формализации) задач с текстовым содержанием;
- решать прикладные задачи;
- самостоятельно добывать информацию и осознанно ее использовать при выполнении заданий;
- находить правильные и рациональные пути решения неравенств;
- работать в группе, распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения).
- Содержание учебного предмета математика с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Кол-во часов | Тема | Элементы содержания | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности ученика |
Иррациональные алгебраические задачи | ||||
1 | Иррациональные алгебраические функции. | Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятия арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Иррациональные алгебраические неравенства. Замена при решении иррациональных неравенств. Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах. Эквивалентные преобразования неравенств. Сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки. Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами. Освобождение от кубических радикалов. Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности. Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем). «Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем. Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знаков постоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении иррациональных неравенств. Использование монотонности и оценок при решении неравенств. Уравнения с модулями. Раскрытие модулей- стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей. Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах. Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»). Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы. Смешанные системы с двумя переменными. | Урок изучения нового материала; урок систематизации и обобщения знаний; использование дополнительной литературы. Самостоятельная работа. | иметь представления о методах и приемах решения иррациональных , рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; получить навыки построения математической модели( формализации) задач с текстовым содержанием; иметь представление о структуре решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи; . иметь представление о методе интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств содержащих модуль и неравенств с параметром; . иметь представление о методе подстановки, методе исключения переменной, о равносильных линейных преобразованиях систем. Выполнять вычисления с действительными числами (точные и приближённые), преобразовывать числовые выражения. Формулировать определения функции, её графика. Формулировать и уметь доказывать свойства функции. Решать иррациональные уравнения и неравенства, уравнения и неравенства с модулем. Знать и уметь применять метод оценки и метод интервалов при решении неравенств. |
2 | Иррациональные алгебраические функции. | |||
3 | Уравнения с квадратными радикалами. | |||
4 | Метод эквивалентных преобразований уравнений | |||
5 | Освобождение от кубических радикалов. | |||
6 | Метод оценки. | |||
7 | Эквивалентные преобразования неравенств | |||
8 | Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. | |||
9 | Замена при решении иррациональных неравенств. | |||
10 | Уравнения с модулями. | |||
11 | Уравнения с модулями. | |||
12 | Неравенства с модулями. | |||
13 | Неравенства с модулями. | |||
14 | Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дроб-ных неравенствах | |||
15 | Иррациональные алгебраические системы | |||
Алгебраические задачи с параметрами | ||||
16 | Что такое задача с параметрами. | Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов. Задачи с модулями и параметрами. Критические значения параметра. Метод интервалов в неравенствах с параметрами. Замена в задачах с параметрами. Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра. Системы с параметрами. Задачи с модулями и параметрами. Метод координат (метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. Идея метода. Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических уравнений с параметрами. Уединение параметра и метод «Оха». Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических неравенств и систем неравенств с параметрами. Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами. Замена при использовании метода «Оха». Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. Аналитический подход. Метод координат. Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | Урок изучения нового материала; урок систематизации и обобщения знаний; урок – исследование; урок - практикум; комбинированный урок. Защита проекта, использование дополнительной литературы. Самостоятельная работа; математический диктант; тестирование. Урок-лекция Урок теоретических или практических самостоятельных работ; Урок смешанный; Зачетная практическая работа; Контрольная (самостоятельная) работа; Обобщающая самостоятельная (письменная) работа; | иметь представления о методах и приемах решения иррациональных , рациональных алгебраических уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; получить навыки построения математической модели (формализации) задач с текстовым содержанием; иметь представление о структуре решения уравнений и неравенств с параметром; систем уравнений и неравенств с параметром; уметь решать прикладные задачи; иметь представление о методе интервалов при решении иррациональных неравенств, неравенств содержащих модуль и неравенств с параметром; иметь представление о методе подстановки, методе исключения переменной, о равносильных линейных преобразованиях систем. |
17 | Рациональные задачи с параметрами. | |||
18 | Рациональные задачи с параметрами. | |||
19 | Иррациональные задачи с параметрами. | |||
20 | Задачи с модулями и параметрами. | |||
21 | Метод интервалов в неравенствах с параметрами. | |||
22 | Замена в задачах с параметрами | |||
23 | Метод разложения в задачах с параметрами. | |||
24 | Системы с параметрами. | |||
25 | Системы с параметрами. | |||
26 | Метод координат) в задачах с параметрами. | |||
27 | Метод «Оха» при решении уравнений. | |||
28 | Метод «Оха» при решении неравенств. | |||
29 | Метод областей в неравенствах. | |||
30 | Замена при использовании метода «Оха». | |||
31 | Задачи с модулями и параметрами. | |||
32 | Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. | |||
33 | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | |||
34 | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. |
- Учебно - тематическое планирование.
№ п\п | Тема | Количество часов |
1. | Иррациональные алгебраические задачи. | 15 |
2. | Алгебраические задачи с параметрами. | 19 |
Итого: | 34 |
- Содержание курса.
Иррациональные алгебраические задачи (15 ч)
- Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятия арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
- Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
- Иррациональные алгебраические неравенства. Замена при решении иррациональных неравенств.
- Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
- Эквивалентные преобразования неравенств.
- Сведение рациональных и иррациональных уравнений к системам.
- Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
- Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
- Освобождение от кубических радикалов.
- Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
- Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
- «Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
- Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знаков постоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных нера-венств.
- Замена при решении иррациональных неравенств.
- Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
- Уравнения с модулями. Раскрытие модулей- стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
- Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
- Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
- Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы.
- Смешанные системы с двумя переменными.
Алгебраические задачи с параметрами (19 ч)
- Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами.
- Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов.
- Задачи с модулями и параметрами. Критические значения параметра.
- Метод интервалов в неравенствах с параметрами.
- Замена в задачах с параметрами.
- Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра.
- Системы с параметрами.
- Задачи с модулями и параметрами.
- Метод координат (метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. Идея метода.
- Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических уравнений с параметрами. Уединение параметра и метод «Оха».
- Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических неравенств и систем неравенств с параметрами.
- Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами.
- Замена при использовании метода «Оха».
- Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. Аналитический подход. Метод координат.
- Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.
Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны: уверенно решать указанные в программе курса вида уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; решать текстовые задачи различного уровня сложности; уметь решать нестандартные задачи, связанные с параметрами и модулями, с графическим способом решения уравнений и неравенств, с применением производной.
В результате изучения курса учащиеся должны: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; иметь наглядные представления об основных свойствах функции, иллюстрировать их с помощью графических изображений; изображать графики функций, описывать свойства функций, уметь использовать свойства функций для сравнения и оценки ее значений; применять производную функции при анализе и решении задач.
- Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Содержание материала | Количество часов | Дата проведения (по плану) | Дата проведения (фактически) | Примечание |
Иррациональные алгебраические задачи. | 15 | ||||
Иррациональные алгебраические функции. | 1 | ||||
Иррациональные алгебраические функции. | 1 | ||||
Уравнения с квадратными радикалами. | 1 | ||||
Метод эквивалентных преобразований уравнений | 1 | ||||
Освобождение от кубических радикалов. | 1 | ||||
Метод оценки. | 1 | ||||
Эквивалентные преобразования неравенств | 1 | ||||
Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. | 1 | ||||
Замена при решении иррациональных неравенств. | 1 | ||||
Уравнения с модулями. | 1 | ||||
Уравнения с модулями. | 1 | ||||
Неравенства с модулями. | 1 | ||||
Неравенства с модулями. | 1 | ||||
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дроб-ных неравенствах | 1 | ||||
Иррациональные алгебраические системы | 1 | ||||
Алгебраические задачи с параметрами. | 19 | ||||
Что такое задача с параметрами. | 1 | ||||
Рациональные задачи с параметрами. | 1 | ||||
Рациональные задачи с параметрами. | 1 | ||||
Иррациональные задачи с параметрами. | 1 | ||||
Задачи с модулями и параметрами. | 1 | ||||
Метод интервалов в неравенствах с параметрами. | 1 | ||||
Замена в задачах с параметрами | 1 | ||||
Метод разложения в задачах с параметрами. | 1 | ||||
Системы с параметрами. | 1 | ||||
Системы с параметрами. | 1 | ||||
Метод координат) в задачах с параметрами. | 1 | ||||
Метод «Оха» при решении уравнений. | 1 | ||||
Метод «Оха» при решении неравенств. | 1 | ||||
Метод областей в неравенствах. | 1 | ||||
Замена при использовании метода «Оха». | 1 | ||||
Задачи с модулями и параметрами. | 1 | ||||
Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. | 1 | ||||
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | 1 | ||||
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | 1 | ||||
Итого | 34 |
- Список литературы
- Земляков А.Н. «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические
задачи» Элективный курс: Учебное пособие/А.Н.Земляков.-М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 319 с.
2. Е.П.Нелин, В.А.Лазарев. Алгебра и начала математического анализа 11кл.: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый и профильный уровни. –М.: ИЛЕКСА. 2011
3. А.П.Ершова, Е.П.Нелин «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам математического анализа 11 класс.-М.:Илекса,2011
Интернет ресурсы
- http://www.math.ru - Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
- http://school-collection.edu.ru - Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
- http://www.mathedu.ru - Интернет-библиотека по методике преподавания математики
- http://www.matclub.ru – Высшая математика, лекции, примеры решения задач. Математика. Функции и их графики.
- http://www.matematik.ru – Математика для абитуриентов.
- http://gotovkege.ru – ЕГЭ математика.
- http://www.mathtest.ru - Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)
- http://yaklass.ru – Цифровой образовательный ресурс для школ
- http://foxford.ru - онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей и родителей.
Справочно-информационные и методические материалы
1. http://www.pm298.ru - Прикладная математике: справочник математических формул
- http://www.allmath.ru - Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте